Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в образовательном учреждении
статья по теме
Организация работы по профилактике правонарушений и безнадзорности в образовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_raboty_po_profilaktike_pravonarusheniy_i_beznadzornosti_v_ou.docx | 44.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы социального педагога с несовершеннолетними
Организация работы по профилактике правонарушений и безнадзорности в образовательном учреждении
Пояснительная записка
В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезодаптации детей и подростков. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей (законных представителей) за содержание и воспитание детей. Растет количество безнадзорных подростков. И как следствие бродяжничество, нежелание учиться, пропуски уроков, безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.
Перед образовательным учреждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждом классе. Работа с различными группами учащихся, наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, родительско-детскими отношениями позволили выявить следующие факторы «риска»:
- неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье);
- экономическая и социальная незащищённость;
- педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к обучению);
- влияние дурной компании, окружения, социума;
- отчужденность детей от семьи, школы и общества;
- частые случаи раннего антисоциального поведения.
Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, школа определяет главную цель профилактической работы.
Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение числа правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, реализация государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.
Задачи:
- Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
- Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
- Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
- Обеспечение внеурочной и каникулярной занятости учащихся и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности.
- Реализация системы мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни.
- Обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одной ступени образования к другой.
Основная часть
В школе создаются условия для нормального воспитания и развития личности ребенка. Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами: ПДН ОМВД, ТКДН и ЗП, ОСЗН, учреждениями здравоохранения, учреждениями культуры и др.. Разработан и ведётся утверждённый ежегодный план работы по следующим направлениям: 1) социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов; 2) социально-педагогическая зашита прав ребенка; 3) обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося; 4) социально-педагогическое консультирование; 5) социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация; 6) содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка; 7) поддержка социально ценной деятельности детей и подростков; 8) организационно-методическая деятельность.
С целью организации работы по предупреждению асоциальных явлений в образовательной среде школа руководствуется следующими нормативными документами:
- Конвенция о правах ребёнка;
- Закон «Об образовании»;
- Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»;
- Положение о формировании, ведении и использовании единого областного банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении и Порядок взаимодействия органов и учреждении системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учёту и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, на территории Архангельской области (Постановление Правительства АО от 7 декабря 2010 года № 373-пп;
- Районная комплексная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2010-2012гг»;
- Межведомственный план по снижению уровня преступлений на территории Пинежского района;
- План работы межведомственной комиссии по профилактике правонарушений; план совместных мероприятий по профилактике правонарушений ОУ и ПДН.
В плане работы отражены также мероприятия, проводимые в структурных подразделениях «Ерконемская начальная школа» и «Детский сад» д. Кушкопала.
С каждым учебным годом падает численность учащихся, если в 2004 –2005 учебном году число учащихся составляло 348 чел, то в настоящее время 120 чел. (приложение №1)
Ежегодный мониторинг и анализ социального состава семей учащихся позволяет утверждать, что в нашей школе обучаются дети в основном из семей рабочих и служащих со средним специальным образованием, доходы большинства семей сравнительно невысокие (48% детей из малообеспеченных семей) (приложение № 2)
В полных семьях воспитывается - 78% учащихся.
В неполных семьях - 21 % учащихся.
Количество опекаемых семей - 1%
В многодетных семьях воспитывается - 18% детей
В любой школе, в том числе и нашей, есть дети, живущие в хронически проблемных семьях. Иногда семейный кризис и неблагополучие достигают такого уровня, что остаётся только один выход – изъять ребёнка из такой семьи. К сожалению, есть случаи, когда школа была вынуждена выступать с ходатайством о лишении родительских прав. Количество детей из неблагополучных семей составляет 9% от общей численности учащихся.
На основании данных социальных паспортов класса создается банк данных учащихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе; состоящих на разных формах учёта: внутришкольном контроле (ВШК), на контроле в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН) (см. табл.1), оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
и семей, находящихся в социально-опасном положении, группы социального риска, ведётся журнал учёта посещения семей учащихся с целью оказания помощи, консультирование и контроль деятельности родителей за воспитанием детей. (см. табл. 2)
На каждого несовершеннолетнего подростка, состоящего на разных формах учёта (ВШК, КДН, ПДН) или семью составляется карта индивидуального сопровождения.
В соответствии с районной целевой Программой «Молодёжь Пинежья» администрации МО «Пинежский муниципальный район» Архангельской области в 2008 году проводила конкурс проектов по поддержке деятельности подростковых и молодёжных клубов по месту жительства «Свободное время», в котором наша школа приняла активное участие. Организовала работу правового клуба, для детей. Его посещали учащиеся, состоящие на разных формах учёта и дети из семей группы риска. Возраст детей 11-16 лет. В ходе проекта проведены следующие мероприятия: игра «Счастливый случай», «Суд над «2»», занятие «ваши права, дети!», кулинарный кружок, день именинника, походы, посетили выставки в доме народного творчества, кабинет инспектора ПДН, и др. (приложение № 3)
Также в школе систематически проводятся классные часы, тематика которых разнообразна:
- Устный журнал: «Спасибо, не курю!» (7 класс); «Знают взрослые, знают дети - объявлен курильщикам бой на планете» (с детьми из неблагополучных семей); «Сказка о том, как победить табачный дым» (инсценировка в День отказа от пассивного курения) (приложение №4) и др.;
- Уроки права (8 - 11 классы); «Ваши права, дети!» (1 класс) (приложение № 5); «О правах играя» (1-4 классы); «Права ребёнка в новом веке» (5-6 классы) и др.
- Родители посетили мероприятия: «Моя семья. Давайте познакомимся» (5 класс); Спортивный праздник с неблагополучными, многодетными семьями «Вместе дружною семьёй) (приложение №6); Игровая программа «Тропой огня» с семьями группы риска (приложение №6) ; «Мой дом – моя крепость»
- Оформлены информационные стенды Уголок права; «Ваши права, дети!», «Мир профессий: дороги, которые мы выбираем», «Государственные символы РФ», Славные символы Архангельской области», «Правила дорожного движения», «Если тебе сложно - просто позвони!» (приложение № 7)
В результате проведённых мероприятий уменьшилось количество правонарушений среди несовершеннолетних:
- уменьшилось бродяжничество детей в вечернее время суток;
- повысился уровень правовых знаний;
- появилось стремление вести здоровый образ жизни.
Проводится целенаправленная работа по выявлению детей не посещающих ОУ без уважительных причин и вовлечение их в образовательный процесс. В школе ведется ежедневный контроль над посещаемостью, проводится большая работа, обеспечивающая коррекцию поведения (беседа с учащимися, родителями, посещение учащихся на дому, контроль над поведением, успеваемостью). Ежеквартального отчитываемся в управление образования о детях, не посещающих занятия или имеющих систематические пропуски уроков. Из числа не обучающихся на начало II четверти 2011-2012 учебного года 1 человек не обучался, систематически пропускающих занятия детей не было. За 2011 – 2012 учебный год: поставлен на учёт в центр занятости населения 1 несовершеннолетний, в 2012 -2013 учебном году он устроен для продолжения обучения в вечернюю школу.
Традиционной в школе стала ежегодная акция “ Мы – за здоровый образ жизни”, в ходе которой реализуется комплекс мероприятий с использованием разных форм, соответствующих возрасту детей:
- единый классный час «Вредные привычки и их последствия» (1-4классы); «Привычки и здоровье» (5-6 классы) ; «Я выбираю жизнь! А ты? » (7-8 классы); «Алкоголизм - это ужасно!» (9-11 классы)
- библиотечная выставка,
- конкурсы:
буклетов «Я выбираю жизнь! А ты?», которые впоследствии дети распространяют на территории МО «Кушкопальское» (приложение № 8) ;
плакатов « Мой прекрасный мир», «Выбери здоровый образ жизни», «Курить, здоровью вредить» (приложение №8);
стенгазет «Скажи жизни – ДА!», «Остановите СПИД»;
инсценировок «Твоё здоровье в твоих руках» (приложение № 9 ),
- выступление агитбригад в День отказа от пассивного курения (приложение № 9),
- акция "Детство – территория, свободная от курения»
- дни здоровья, час здоровья (приложение №10).
Учащиеся активно участвуют во всех мероприятиях, что, несомненно, повышает эффективность формирования навыков здорового образа жизни. Позитивную роль играет физкультурно-оздоровительная работа, реализуемая через уроки и внеклассные мероприятия (спортивные секции, соревнования), а также через дополнительное образование ДЮСШ (см. табл. 3), которая пользуется у наших учащихся большой популярностью.
Занятость учащихся во внеурочное время
Среди них заметно уменьшилось число курящих, нет токсикоманов и наркоманов, а также зависимых от алкоголя. На школьных дискотеках ребята не курят и не употребляют алкоголь. Курить сигареты среди подростков становится не престижным.
Во время летних каникул 2011-2012 учебного года трудоустроено на рабочие места с оплатой 7 несовершеннолетних. 19 детей из малообеспеченных, 4 из неблагополучных семей устроены в лагерь отдыха «Радуга» с дневным пребыванием. (приложение №11)
С целью правового просвещения школьников, формирования навыков законопослушного поведения, навыков здорового образа жизни согласно «Плану совместной работы с ПДН ОМВД» в школе проведены следующие мероприятия:
- классные часы по пропаганде безопасности дорожного движения; здорового образа жизни; беседы: «Меры наказания несовершеннолетних за совершение противоправных поступков, «Последствия оскорбления и драки», «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних», «Правонарушение, проступок, преступление» и др.,
- рейды в семьи «группы риска»,
- профилактические беседы с учащимися и их родителями, состоящими на ВШК, ПДН ОМВД, ОСЗН.
- общешкольные родительские собрания «Жестокое обращение с детьми», «Ответственность родителей за воспитание детей»,
- Экскурсии в изолятор временного содержания. Посетив данное учреждение, дети задумываются, стоит ли нарушать закон.
На классных часах реализуются программы превентивного образования “Полезные привычки” (1–4 кл.), “ Полезные навыки” (5–9 кл.), “Полезный выбор” (10–11 кл.). Превентивная программа эффективна и полезна. Она даёт учащимся необходимые знания и формирует навыки принятия ответственных решений.
Занятия по программе выстраивается поэтапно: определение проблемы, поиск информации о проблеме, нахождение альтернатив или возможных вариантов её решения, определение последствий каждой из альтернатив, выбор одной из них — принятие решения, несения ответственности за принятое решение.
Наиболее интересными по мнению учащихся являются темы: «О дружбе», «О правильном поведении», «Конфликт или компромисс?», «Красота и здоровье», «Моя внешность», «О вреде курения и алкоголя», «Нет безвредного табака», «Как преодолеть отрицательные чувства?», «Поговорим об ответственности», «Моё настроение», «Чувства, которые мы переживаем», «Как развивать память», «Экзамены без стресса», «Близкие отношения и риск».
Результаты обучения по таким программам:
- ребята располагают объективной информацией и лучше подготовлены к обсуждению вопросов, связанных с употреблением ПАВ в обществе;
- многие начинают курить позже и курят меньше, некоторые отказываются от этой вредной привычки или совсем не пробуют табака.
Таким образом, в образовательном учреждении реализуется комплекс мер, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение прав граждан на получение основного общего образования. И все же, остается актуальной задача повышения эффективности профилактической работы с учащимися, усиления роли Совета профилактики, педагогического коллектива образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД ТЕМА: « ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА, КАК ФОРМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА»
В настоящее время сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную об...
План работы совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних по МКОУ « Возрождение» на 2015 -2016 учебный год
Планработы совета по профилактике правонарушенийсреди несовершеннолетних по МКОУ « Возрождение»на 2015 -2016 учебный год...
Организация профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в образовательном учреждении
В статье даются рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, нахожящимися в социально опасном положении. Выполнение этих рекомендаций поможет упорядочить д...
Методические рекомендации по организации работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних в образовательной организации
Методические рекомендации предназначены для зам. директоров по воспитательной работе, социальных педагогов общеобразовательных организаций...
План работы совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на 2016 -2017 учебный год
Планработы совета по профилактике правонарушенийсреди несовершеннолетних на 2016 -2017 учебный год...
Организация работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма в образовательном учреждении
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и под...
План работы Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на 2020-2021учебный год
оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации....