Конспект занятия: "Развиваемся с пеленок"
план-конспект на тему
С целью профилактики отказов от новорожденных, в ОГБУСО «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Братского района» с 01.11.2016 года открыто отделение « Маленькая мама».
Основной его целью является создание для несовершеннолетних матерей условий, способствующих развитию, осознанию, принятию и сохранению навыков и роли адекватного позитивного материнства, построение правильной модели семьи, подготовка к самостоятельной жизни в постинтернатный период, профилактика вторичного сиротства. В приюте создана домашняя обстановка: каждая мама проживает с младенцем в отдельной, оборудованной всем необходимым для проживания комнате. Юных мам учат готовить, они самостоятельно учатся стирать и гладить свои вещи и вещи ребенка. Молодым мамам предоставляют возможность научиться самостоятельности, ответственности, знаниям по уходу за ребенком и его воспитанию и развитию. С этой целью в учреждении прошло практическое занятие: «Развиваемся с пеленок». Где мамочек обучили навыкам создания условий для полной реализации способностей ребенка, стимулированию зрительной, слуховой и тактильной функций у малыша, познакомили с игрушками, необходимыми для каждого месяца развития, с развивающими играми для детей до года. Ведь занятия с ребенком, когда он ещё в пелёнках, формируют необычайно тёплые отношения. Также прошел мастер – класс по изготовлению игрушек своими руками. Юные мамочки с большой любовью и трепетом сделали для своих малышей развивающий коврик и погремушки, которые очень понравились маленьким непоседам. Мамы охотно делились советами и впечатлениями, достижениями своих малышей, играли с ними, рассказывали потешки и прибаутки. Малыши с огромным интересом разглядывали друг друга, улыбались и громко агукали. В конце занятия мамы получили памятные подарки и массу положительных эмоций. Ведь быть мамой – большое счастье!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaemsya_s_pelenok.docx | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБУСО «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Братского района»
Социальный педагог: Татарникова Галина Владимировна
Познавательное занятие: «Развиваемся с пеленок»
Цель: оказание несовершеннолетним матерям помощи в развитии способностей ребенка, выработке активной позиции матери по отношению к ребенку, «включенности» в детскую жизнь.
Задачи: - обучение умению выстраивать свои отношения с ребенком на основе любви и уважения друг к другу;
- обучение навыкам создания условий для полной реализации способностей ребенка;
- обучение стимулированию зрительной, слуховой и тактильной функций у малыша;
- ознакомление с игрушками, необходимыми для каждого месяца развития малыша;
- подведение несовершеннолетней матери к решению самостоятельного воспитания ребенка;
- формирование общей культуры несовершеннолетних матерей.
Чтение стихотворения «Сын»
Я чувствую дыхание твое
И мне от этого спокойно.
Тебе пишу, читаю и пою,
Тобой одним я всю себя заполню.
Ты самый близкий, милый и родной,
Ты самый лучший в мире, во вселенной,
И я живу одним только тобой,
Ты всех дороже — самый драгоценный.
И боль твою беру я на себя,
И вдвое увеличиваю радость,
Я каждой клеткой чувствую тебя,
Ты моя сила и моя ты слабость.
Любовь моя настолько велика,
Что просто не охватить словами.
Она чиста, прозрачна и легка,
Она понятна только мне — как маме.
Мама — какое простое и удивительное слово для каждого из нас. Самое теплое, самое доброе. Для любого из нас мама самая красивая, самая нежная, самая любимая, самая понимающая и еще много самая-самая-самая… Это самое первое слово, с него начинается наша жизнь.
Мамочка – наш самый родной, любимый человечек на свете! Мы говорим это короткое слово «мама», и подразумеваем ласку и заботу, силу и терпение, огромную доброту и любовь. Сколько нежности и тепла хранится в этом красивом слове, которым мы называем единственного настолько близкого и родного человека на свете. Мама нежно милует, крепко любит, обогреет, приласкает и пожалеет, защитит от тысячи бед. Вот и вы стали мамами, и на вас огромная ответственность, чтобы вырастить маленький расточек, в прекрасное дерево. Наши дети – наше будущее. Сегодня мы с вами поговорим о наших малышах, о их развитии.
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период развития ребенка. В первые годы жизни закладываются наиболее важные человеческие способности. Для правильного развития ребенка необходимо ваше активное участие.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности.
Для грудных детей существуют специальные игры, с помощью них детки развиваются физически, учатся общаться и получают определённые знания. Совместные игры сделают ребёнка активным, весёлым и жизнерадостным.
Малыш будет намного быстрее развиваться, чем его сверстники, с которыми родители меньше занимаются. У многих родителей возникает вопрос, в какие же это игры можно играть с маленьким ребёнком, который ничего ещё не понимает и не умеет управлять своим телом. Вот об этом я сегодня вам и расскажу.
1.Игры с погремушкой актуальны с первых дней жизни ребенка. Своим звучанием погремушка привлекает и концентрирует внимание крохи, развивает слуховое и пространственное восприятие: учит находить источник звука, прослеживать движение игрушки.
Наряду с развитием слуховых ощущений, погремушка развивает зрительное восприятие, тактильные ощущения и внимание малыша. Яркая контрастная окраска погремушек впервые знакомит ребенка с цветовым рядом окружающего мира. Игры с разнообразными по цвету, фактуре и форме погремушками способствуют сенсомоторному развитию детей.
Игровые упражнения с погремушками.
«Дотянись до погремушки»
Способствует развитию основных движений.
Натянута длинная веревка с привязанными погремушками. Веревка находится выше уровня детей, ребята тянутся вверх, чтобы поймать погремушки.
«Как гремят наши погремушки»
Развивает слуховое восприятие, учит действовать с музыкальными предметами.
Покажите детям, как можно держать погремушку в правой руке и греметь ею, затем предложить в левую руку и тоже погреметь. Прочитайте несколько раз стихотворение М. Дружининой.
Дали Маше погремушку,
И гремит она над ушком.
Маша не пугается,
Маша улыбается.
Можно греметь погремушкой, высоко подняв ее над головой или опустив вниз. Погремели-погремели и спрятали за спину. Повторить несколько раз.
«Тихо- громко»
Развивает устойчивое слуховое внимание.
Разложите перед детьми на столе погремушки с тихим звуком и громким.
2. Потешки, прибаутки, пальчиковые игры.
Для детей первого года жизни как нельзя лучше подходят потешки, прибаутки — маленькие стихотворные формы, которые на доступном для малышей языке рассказывают об окружающем мире и его жителях, сопровождают ежедневные ритуалы (просыпание, умывание, процесс приема пищи), передают эмоциональные состояния. Именно поэтому потешки носят не только развлекательный характер, но и помогают привить ребенку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. Но главное, что дает потешка — это налаживание контакта между родителями и ребенком с самого рождения. Развивается речь ребенка. Вам кажется, что малыш Вас не понимает? Он еще слишком мал? Зато он слышит слова, соотносит слова с окружающими предметами и явлениями (поэтому очень важно делать чтение потешки наглядным: дотрагиваться до определенных частей тела, показывать игрушки, картинки в книгах). До года потешки помогают пополнять пассивный словарный запас ребенка. а это значит, что когда он заговорит, в его арсенале будет больше слов. Малыш, играя в пальчиковые игры, слушая потешки овладевает движениями тела и рук, которые по началу ему недоступны. Развиваются речевые навыки, эмоциональные проявления, познавательные реакции на мир, коммуникативные возможности.
Какие потешки, прибаутки, пальчиковые игры вы знаете? (Мамы делятся опытом)
3. Массаж в сопровождении стихов.
Прекрасно развивают речь и моторику ребенка движения направленные на массирование:
- Пальцев.
- Ладоней.
- Кистей.
- Запястий.
- Локтей.
- Плеч.
Стимуляция пальчиков великолепно влияет на физическое здоровье малыша, так как каждый связан с определенным органом:
- Большой — с мозгом.
- Указательный — с желудком.
- Средний — с позвоночным столбом, кишечником.
- Безымянный — с печенкой.
- Мизинец — с сердцем.
Массаж "Был у зайки огород"
Был у зайки огоpод (поглаживание вдоль спины)
Ровненькие гpядки (попеpек спины).
Он зимой игpал в снежки (постучать кулаками по спине снизу ввеpх)
Ну а летом в пpятки (пальцы по спине побежали снизу ввеpх и "спpятались" подмышки)
А весною в огоpод зайка с pадостью идет (пальцы по спине "идут")
Он сначала все вскопает, все вскопает, все вскопает (пощипывания)
А потом все заpовняет, заpовняет, заpовняет (поглаживания, как будто ямки заpавниваешь)
Семена пpосеет ловко (легкие быстpые постукивания всеми пальцами поочеpеди)
И пойдет сажать моpковку (пальцы "пошли")
Ямка — семя, ямка — семя (ущипнуть, пальцем семечку пpидавить)
Закопает, заpовняет (опять поглаживания)
И потом у зайки вновь выpастет его моpковь (пальцами пpобежать и на макушке пальцы изобpажают ботву от моpковки. (Проигрываем с детьми)
4. Очень большую роль в этом возрасте играет музыкальное развитие.
Великий русский критик В.Г. Белинский писал: «Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше начнут они испытывать ее, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее, не запечатлеют их в сердцах, не перетолкуют их по – своему, не будут о ней разглогольствовать, но она наполнит гармонией их юные души». До года малыши могут непрерывно слушать музыку в течении 20 – 30 минут. Пение можно сопровождать легкими поглаживаниями, это развивает доверие, успокаивает. В наше время, когда темпы жизни столь высоки, у молодых родителей вовсе не остается свободных минут на то, чтобы петь детям колыбельные. Да и в пользе подобной традиции сомневается все большее количество матерей: "Я совсем не умею петь, зачем мучать малыша?", "Я спешу уложить ребенка, включаю ему диск со сказкой - он слушает и засыпает". В век современных технологий очень сложно поверить в то, что мамин голос, а также незамысловатые рифмованные строчки могут творить чудеса, являясь намного более полезными, чем все сказки и мелодии, записанные профессионалами. ( раздается памятка: «Музыкальный репертуар, который ребенку можно прослушивать до года»)
Так же в магазинах есть великое множество развивающих игрушек для детей до года. Выбор игрушек для ребенка первого года жизни играет большую роль. С помощью простых предметов малыш получает первые представления об окружающем мире и испытывает положительные эмоции от игры.
- Простые формы. Для начала предложите ребенку предметы простых форм – кубики, колечки, мячики. Так малыш учиться удерживать в ручках разнообразные вещи
- Безопасность и экологичность. Игрушки должны быть безопасными и прочными. Будьте готовы к тому, что их будут бросать, пытаться кусать, обсасывать, поэтому обращайте особенное внимание на материал изготовления
- Яркие цвета. Все игрушки должны иметь четкие формы и яркую окраску. Если это фигурка животного, то она должна быть выполнена с наличием всех присущих этому животному особенностей. Например, если это игрушка — кошка, она должна иметь очертания мордочки, обязательно глаза, лапки, хвост. Игрушки ярких расцветок помогут малышу учиться различать цвета
- Разнообразие фактур. Выбирайте игрушки, выполненные из разных материалов: дерево, ткань, пластмасса, силикон могут иметь гладкую либо фактурную поверхность. Это важно для развития тактильных ощущений
Существуют даже методики, которые обучают читать малыша от первого месяца. (Познакомить с методикой Глена Домана)
Суть методики, как и все гениальное, проста: Глен Доман учил детей читать, показывая им на краткое мгновение карточки с изображениями различных предметов и красными надписями под ними. Демонстрируя карточку, он обязательно вслух говорил, что на ней изображено. Такие занятия проводились по несколько десятков раз в день и длились каждый раз по 5-10 секунд. (показ материала).
Но ничего не сравниться с игрушками сделанными своими руками, наполненные любовью и стараниями мамы. (выставка развивающих игрушек сделанные своими руками: дорожки здоровья погремушки своими руками, пальчиковый театр, мешочки для развития моторики рук, развивающий коврик)
Ваши занятия с ребенком, когда он ещё в пелёнках, формируют необычайно тёплые отношения между вами. Эти отношения способны продлиться всю жизнь. И Ваш ребёнок будет всегда Вам благодарен не просто за сам факт своего рождения, а за то, что благодаря именно Вашему вниманию и терпению он сформировался в высокоинтеллектуальную и духовную личность. Ведь быть мамой – большое счастье!
Чтение стихотворения
Мамой быть – большое счастье,
Мамой быть непросто иногда…
Мама это та, кто днем и ночью
За детей готова все отдать…»
-«И стоять полночи у кроватки?»
-«И смотреть беззвучно, чуть дыша,
На того, кто спит в кроватке сладко,
На родного маме малыша.
Мама - это та, которой больно,
Если вдруг обидели дитя.
Кто переживает, пусть невольно,
За детей и много лет спустя.
Та, кто помнит первые словечки,
Та, кого нежнее не найти…
Потому что мамино сердечко
Бьется у детей ее в груди
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Развиваем внимание"
Конспект занятия и презентация "Развиваем внимание". Внеурочная деятельность ФГОС НОО 1 класс, кружок "Познай себя"....
Презентация открытого занятия "Развиваем внимание", кружок "Познай себя"
Презентация открытого занятия "Развиваем внимание", кружок "Познай себя" ФГОС НОО внеурочная деятельность....
Английский с пеленок
Билингвизм – это гораздо больше, нежели простое знание двух языков. Билингвы имеют множество преимуществ по сравнению с монолингвами...
Коррекционно-развивающее занятие «Развиваем внимание»
Представленное коррекционно-развивающее занятие по теме: «Развиваем внимание» ориентировано на учащихся с ОВЗ и инвалидностью разных возрастных и нозологических групп. Занятие направлено н...
Коррекционно-развивающее занятие «Развиваем память».
Данное занятие входит в программу по коррекции и развитию когнитивной сферы у младших школьников....
Конспект занятия "Развиваем интеллект"
Создание психолого-развивающего пространства для развития интеллектуальных возможностей воспитанников; Формирование у детей познавательного интереса, сообразительности, пытливости, критичности, с...
Коррекционно-развивающее занятие «Развиваем память»
Коррекционно-развивающее занятие «Развиваем память» для обучающихся с ЗПР...