Выступление на конференции "Организация игровых перемен с использованием настольных игр в профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися на внутришкольном контроле, в условиях общеобразовательной школы"
статья на тему

Захарова Галина Юрьевна

В докладе описывается реальный опыт работы педагогов школы в профилактике школьного травматизма, организации досуга на переменах. Если в школе перемена - мы играем непеременно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст выступления23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Организация игровых перемен с использованием настольных игр в профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися на внутришкольном контроле, в условиях общеобразовательной школы

Захарова Г.Ю.

педагог-психолог

МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области

Если в школе перемена,

Значит, драка непременно!

Вот Попов тузит Петрова,

Треплет Кошкин Комарова,

Комаров уже пищит-

Форма новая трещит!

А на новой перемене

Выдал я Попову Гене,

А Комар напал на Кошку

И поддал ему немножко.

Для того и перемены,

Чтобы в драках были смены!

                  Римма Алдонина

Идея проведения игровых перемен в школе возникла из жизненной необходимости. Некоторые несовершеннолетние, состоящие на всех видах учёта, часто привлекались на заседания «Советов профилактики школы», Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) по причине нарушения ими правил поведения в школе особенно во время перемен. Но многочисленные индивидуальные профилактические беседы педагогов школы с нарушителями дисциплины с последующей записью в "Тетрадь по профилактике" не давали желаемого результата.

На одном из заседаний Медико-социально-психолого-педагогической службы (МСППС) школы было принято решение организовывать досуг этих несовершеннолетних на переменах поочерёдно завучем школы, социальным педагогом, педагогом-психологом с целью усиления контроля за поведением несовершеннолетних, предупреждения школьного травматизма, профилактики нарушений правил поведения в школе.

В кабинете психолога ребятам, состоящим на Внутришкольном контроле (ВШК), были предложены различные виды деятельности: складывание оригами, кинезиологическая гимнастика, раскрашивание узоров в круге (мандал). Однако больший интерес несовершеннолетние проявили к настольным играм. Так начала формироваться игротека в кабинете психолога.

Обучение и воспитание через игру — давно испытанная и признанная максимально эффективной образовательно-воспитательная технология. Именно через игру знание или навык не навязывается директивно сверху, а достигается самим учеником с увлечением, без скуки и усталости. В то же время по мнению специалистов профориентационной сферы профессия игропедагога или игромастера - специалиста по разработке и организации обучающих игр - в ближайшем будущем будет наиболее востребована на рынке труда. К тому же современные игры, в том числе настольные, значительно отличаются от «ходилок/ бродилок» с фишками и шестигранным кубиком, «Лото» и «Домино», которые многим знакомы с детства.

В начале нашего эксперимента детей, отличившихся в нарушении правил поведения в школе, на перемены в кабинет психолога приводил классный руководитель. Буквально через неделю играть в настольные игры на переменах пожелали учащиеся разных классов. В итоге, в настоящее время необходимость в контроле за несовершеннолетними, состоящими на учёте, со стороны классного руководителя отпала.  Поиграть в кабинет психолога несовершеннолетние приходят самостоятельно без принуждения по собственному желанию, ежедневно, порой до 3-4 перемен в течение учебного дня.

Возможно, у кого-то возникнет возражение: "На переменах дети должны двигаться, а не сидеть и играть в настольные игры". Конечно, в школе существуют и другие формы организации досуга на переменах. Например, волонтёры клуба "Лидер" и члены клуба "Школа вожатых" проводят для сверстников и детей начальной школы подвижные игры. Но если проанализировать деятельность учащихся на переменах, предоставленных самим себе, мы заметим, что всё чаще можно встретить школьника, одиноко склонившегося над электронным гаджетом, играющего не со сверстниками, а с электронной машиной. Настольные же игры, на мой взгляд - прекрасная альтернатива компьютерным играм. К тому же не все игры предполагают сидение на стуле. Есть игры, которые проводятся в кругу, стоя, с использованием пантомимики, экспрессивных движений ("Фанты", "Крокодил", "Пятница", "Кто я?"). Учащимся не запрещается свободно перемещаться как в кабинете психолога, так и за его пределами.

У педагога (как психолога, так и классного руководителя) появляется возможность наблюдать естественное поведение детей, особенности их социальных контактов, выявлять социальный статус  в коллективе, мягко корректировать нюансы межличностного общения.

Так, в кабинете психолога существует "железное правило": запрет на агрессию в любом виде (драки, толкания, обзывания, ругань и прочее) в отношении участников игры. Нарушившие запрет дети, лишаются права играть с другими детьми во время текущей перемены, но при этом получают заманчивое предложение прийти на следующей перемене поиграть, но с обязательным исполнением установленных правил поведения и общения. Примерно через месяц дети научились контролировать себя и своих товарищей. Хотя вначале были попытки изменить правила, расширить его рамки, показать недовольство введением ограничений. Некоторые несовершеннолетние из неблагополучных семей, имеющие незначительный опыт конструктивного общения с окружающими, с удивлением открывают для себя волшебную силу вежливого обращения с другими людьми.

Таким образом, настольные игры способствуют формированию и развитию у детей произвольного внимания, учат соблюдать правила, организовывать собственную деятельность, планировать ее, что так необходимо несовершеннолетним, состоящим на внутришкольном контроле, в коррекции поведения, развитии произвольности. В ходе игры дети учатся справляться со своими эмоциями, переживать успех и неуспех, налаживать социальные контакты.

Коллективные игры развивают коммуникативные навыки игроков, позволяют получить опыт позитивного конструктивного общения, а значит перенести этот опыт в жизненные ситуации. Многие дети, ранее проявлявшие агрессию, после многократных посещений игровых перемен, показывают свои позитивные моральные качества, такие как забота о ближнем, взаимовыручка. В некоторых играх, например, в игре «Ку-Ну», невозможно выиграть, не научившись уступать партнёру, что так важно для детей с признаками упрямства, неуступчивости, высокомерия в характере.

В результате проведения игровых перемен несовершеннолетние стали предпочитать совместное общение в реальной игре играм в телефоне, на планшете, принесённым в школу, что позволяет значительно снизить риск возникновения у них компьютерной зависимости.

Психологические настольные игры помогают детям научиться понимать друг друга. Например, игра «Семейные псикреты» (из серии социальных игр Гюнтера Хорна) – это повод поделиться своими психологическими секретами друг с другом, внимательнее отнестись к своим и чужим ощущениям, особенностям характера, потребностям и желаниям. В процессе игры участники начинают осознавать свои чувства и бережно к ним относиться, что редко удаётся в повседневной жизни. Детям с нарушениями поведения сложно видеть причины и последствия поступков, поэтому играя, они учатся осмысливать своё поведение, поведение других людей и сравнивать их с общепринятыми нормами.

В играх типа «Башня»/ «Каланча»/ «Дженга» дети получают возможность эмоционально разрядиться, что так необходимо им в течение учебного дня. Эмоциональная разрядка в игре предупреждает возникновение у них ссор и драк.

Особенно любимы детьми игры, в которых необходимо придумывать истории по карточкам с картинками (например, в игре «Сказочник», «Морено») или кубикам (в игре «Кубики историй»). Сочиняя и рассказывая историю, ребёнок может отреагировать свои негативные чувства и мысли, тем самым снять психо-эмоциональное напряжение. В свою очередь коллективное сочинение историй сплачивает игроков, развивает командный дух, а также устную и письменную речь, фантазию, воображение.

Настольные игры привлекают внимание детей своей красочностью и необычной формой совместной деятельности. Существует множество научных исследований, доказывающих благотворное влияние цвета на психоэмоциональное состояние организма. Рассматривание цветов, так называемой аутогенной нормы (по Люшеру), хотя бы в течение 20 секунд позволяет гармонизировать эмоционально-волевую сферу ребёнка: снижать уровень его агрессивности и тревожности, ослаблять аффективные вспышки. Предлагая детям настольные игры с полем и карточками, преимущественно жёлтых, зелёных, синих оттенков (например, в игре «Черепашьи бега»), педагог может исподволь корректировать поведение школьников на уровне нейрофотонного воздействия цвета на психику ребёнка.

Самое главное, что приносит игра - это весёлое настроение, позитивный фон от школы (в частности), в которой дети учатся и играют, в которую детям хочется приходить снова и снова.

Настольные игры интересны не только детям, но и взрослым. Иногда детям разрешается взять домой на выходные понравившиеся игры, чтобы поиграть с родителями. Некоторые семьи, увлекшись настольными играми с детьми, самостоятельно формируют домашнюю игротеку, распечатывают игры с сайтов, приобретают фабричные. Именно с целью развития детско-родительских отношений, формирования и развития конструктивного общения между ними в школе практикуются игровые встречи с родителями и детьми, например, летом в лагере "КоШко" ("Компьютерная Школа") и в Клубе интеллектуальных настольных игр "Лабиринт". Для того, чтобы дети, состоящие на ВШК, и их семьи не оставались в стороне, предлагаю проводить подобные детско-родительские турниры и для детей с ОВЗ, несовершеннолетних с нарушениями поведения и общения и их семей. Но эффективность работы в данном направлении будет зависеть от наших совместных усилий, желании разнообразить формы профилактической работы с указанной категорией несовершеннолетних.

В школе среди педагогов нашлись единомышленники, которые самостоятельно формируют игротеки в кабинетах английского языка, математики и информатики, в Группе продлённого дня, в начальной школе. Положительная динамика в поведении учащихся не заставила себя долго ждать. Опыт работы педагогов школы транслировался на муниципальном, окружном, региональном уровнях.

Школьная игротека пополняется готовыми фабричными и авторскими настольными играми, созданными педагогом-психологом школы, например: «Одеяло-подушка-любимая игрушка», «Красны девицы да добры молодцы», «Геометрические фигуры», «Пылелёт», "Гимнастика мозга", "Бусы на ёлочку", "Школьный Доббль", "Серебряное копытце" и многими другими, подробное описание которых  размещено на страничке «Профессиональное сообщество педагогов-психологов «Авторская мастерская»» сайта нс-портал.ру.

Подводя итог выше сказанному, хочу отметить, что поставленная цель в профилактике школьного травматизма, нарушений правил поведения в школе с учащимися, посещающими игротеку в кабинете психолога, достигнута. Положительный результат очевиден.

Поэтому, если в школе перемена - мы играем непременно!

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку в условиях общеобразовательной школы.

Основная цель изучения иностранного языка в общеобразовательной школе - формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к меж...

Презентация "Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы  на коррекционных часах....

Доклад ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССАХ VIII ВИДА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ

В докладе представлен опыт использования информационно-коммуникационных технологий учителями специальных (коррекционных) классов VIII вида в условиях общеобразовательной школы по адаптированной програ...

Презентация ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССАХ VIII ВИДА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ

Необходимость использования ИКТ на уроках в специалиальных (коррекционных) классах  VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья  ИКТ- помощник в освоении нового, р...

Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении....

«Социально – педагогические технологии профилактической работы с детьми, состоящими на внутришкольном контроле».

Основные направления социального педагога школы. Задачи социально-психологического сопровождения ребенка и семьи. Реальные примеры индивидуально-профилактической работы с обучающимися....