Социализация и социальная адаптация воспитанников "Клуб "Моя семья"
рабочая программа
Программа "Клуб "Моя семья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "Клуб "Моя семья" | 38.48 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ “Починковская школа-интернат”
Рассмотрена на заседании МО №____ от «___»____2018г. | Утверждена протоколом педсовета №____от «____»____2018г. |
Программа внеурочной деятельности
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Клуб «Моя семья»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
на 2018-2019 учебный год
Разработчик:
Буянова Алена Михайловна,
Социальный педагог
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Клуб «Моя семья» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2015 г.
- Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Приказа Минобрнауки России от 8.06.2015 г. № 576 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 31.03.2014 г. № 253».
- Приказа Минобрнауки России от 28.12.2015 г. № 1529 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253».
- Приказа Минобрнауки России от 26.01.2016 г. № 38 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253».
- Приказа Минобрнауки России от 21.04.2016 г. № 459 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253».
- Учебного плана СОГБОУ «Починковская школа-интернат» на 2018/19 учебный год.
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) СОГБОУ «Починковская школа-интернат».
- С учётом авторской учебной программы программы под редакцией В.В. Воронковой, 5-9 классов, Москва «Просвещение» 2013 г.
- Требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
К одной из наиболее актуальных проблем воспитанников интернатных учреждений исследователи относят трудности социализации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Под трудностью социализации специалисты понимают комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью.
Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников. В связи с этим часто возникает иллюзорный "образ" социальной роли. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации личности.
Ограниченное, преимущественно групповое общение детей со взрослыми не предоставляет ребенку самостоятельности: твердый режим дня, постоянные указания взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны взрослого — все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать поведение.
Ребенок, воспитывающийся в семье, естественно, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля, с одной стороны, а с другой, — имея возможность соучаствовать в сложной и разнообразной деятельности взрослого (готовить с бабушкой обед, осуществлять вместе со взрослыми членами семьи генеральную уборку квартиры, ремонтировать с отцом водопроводный кран и пр.), учится не только выполнять отдельные операции, но и усваивает достаточно сложные программы планирования.
Исследования последних лет по социальной адаптации и социализации воспитанников школ-интернатов выявили ряд проблем и трудностей с которыми выпускникам приходится сталкиваться в самостоятельной жизни.
Проблемы здоровья, ранний отрицательный социальный опыт, провалы в эмоционально-психическом развитии, нереализованные потребности, низкие способности к самоопределению, самостоятельности, безынициативность.
Традиционная система интернатного воспитания усугубляет эти проблемы и добавляет новые: потребительство и иждивенчество, безответственность, неспособность к самостоятельным действиям, к освоению и расширению пространства жизнедеятельности, выстраиванию гармоничных взаимоотношений.
Как следствие, до 60% выпускников испытывают серьезные морально-эстетические, социально-бытовые трудности: неумение распределить семейные обязанности, бюджет семьи, составить элементарное меню на день, неделю, месяц, секреты вкусных и простых блюд.
Отмечаются частые конфликтные взаимоотношения в семье, отсутствие элементарных знаний о необходимости соблюдать режим дня, планировании семейного досуга, семейных традициях.
Выпускники имеют пробелы в знаниях и умениях обустройства быта, пользовании электро-бытовой техникой.
Часто теряются в государственных системах обслуживания, также при получении денег, совершении покупок.
Учтя все проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их потребности и интересы, особенности развития, в СОГБОУ «Починковская школа-интернат» организован «Клуб «Моя семья».
Цель программы: подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к семейной жизни, формирование социальных знаний, умений, навыков.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
-Формирование четких знаний о роли семьи в обществе и в жизни каждого человека, о настоящей женственности и мужественности;
-Формирование уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим;
-Формирование представления о семейных ценностях, традициях;
-Формирование знаний о правах и обязанностях супругов;
-Формирование навыков ЗОЖ;
-Формирование навыков противостояния разрушительным для здоровья формам поведения;
-Повышение уровня инициативы, собственного поиска информации, познания себя и других;
-Повышение культуры поведения за столом, в общественных местах, в разных сферах жизни при разных социальных ролях;
-Овладение социальными навыками.
Содержание программы разрабатывалось на основе принципов: гуманистической направленности (отношение к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития); учета индивидуальных особенностей развития ребенка (воспитание детей сообразно их полу и возрасту, формирование ответственности за развитие самих себя, за последствия своих действий и поведения); эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения, формирование социально- бытовых знаний, умений и навыков).
Программа по социальной адаптации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассчитана на 68 часов.
Занятие включает в себя теоретическую и практическую часть и предполагает совместные партнерские занятия учителя СБО, педагога – психолога, социального педагога. На занятиях организовывается совместная деятельность воспитанников и взрослых.
Планируемые результаты освоения программы по социальной адаптации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
По завершению программы «Клуб «Моя семья» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей должны достигнуть следующих результатов:
Личностные результаты:
1.Повышение уровня знаний о роли семьи в обществе и в жизни каждого человека, о настоящей женственности и мужественности;
2. Сформированность знаний о правах и обязанностях супругов;
3.Умение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения
4. Повышение уровня инициативы, собственного поиска информации, познания себя и других
5. Повышение культуры поведения за столом, в общественных местах, в разных сферах жизни при разных социальных ролях
6. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
7.Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
8.Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
9. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11.Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12. Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13. Проявление готовности к самостоятельной жизни.
Результатами работы по программе «Клуб «Моя семья» является сформированность социальных знаний, умений и навыков:
1.Сформированность знаний об основных правилах взаимоотношения в семье,
2.Сформированность знаний о правах и обязанностях членов семьи;
3.Знание семейных традиций;
4.Знание основных правил ЗОЖ;
5. Умение рассчитать бюджет семьи, доход, расход;
6. Умение составить меню на день, неделю, месяц;
7.Правильно сервировать стол;
8.Правильно использовать столовые приборы;
9.Правильно заварить чай, резать хлеб, овощи, самостоятельно делать простые блюда;
10.Пользоваться электро - бытовыми приборами;
11.Встречать гостей;
12.Организовать домашний праздник;
13.Умение изготовить сувенир, оформить подарок;
Использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безболезненной интеграции в современное общество
Содержание программы
Содержание программы по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составляют семь разделов: «Семейные секреты», «Здоровая семья», «Поведение в экстренных ситуациях», «Традиции семьи», «Правила ведения домашнего хозяйства», «Правила взаимоотношений», «Экономика семьи».
Календарно-тематическое планирование работы «Клуб «Моя семья»
(подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни)
№ Разд. | Тема и содержание занятий | Привлечение специалистов | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
1. 2. | I.Семейные секреты Беседа что такое семья (состав семьи, родственные отношения, дальние и близкие родственники) Проективный рисунок «Моя будущая семья» | Соц. педагог Учитель СБО | 2 | 06.09 | |
3. 4. | Беседа-диалог «Правила поведения в семье. Распределение обязанностей в семье» Сюжетно-ролевая игра «Мои права и обязанности в семье» | Соц. Педагог Учитель СБО | 2 | 13.09 | |
5. 6. | Беседа «Ежедневные домашние дела» Практическая работа по приготовлению завтрака для семьи. | Соц. Педагог Учитель СБО | 2 | 20.09 | |
7. 8. | Беседа «Личная гигиена и ее значение для здоровья и жизни человека» Практическая работа (стирка личных вещей) | Соц. Педагог Учитель СБО | 2 | 27.09 | |
9. 10. | Беседа «Взаимоотношения мальчиков и девочек» Чаепитие «Дружная семья» | Соц. Педагог Мед. Персонал Учитель СБО | 2 | 04.10 | |
11. 12. | II.Здоровая семья Беседа «Правильное питание-залог здоровья» Практическое занятие по приготовлению витаминного салата | Соц. Педагог Учитель СБО | 2 | 11.10 | |
13. 14. | Вредные привычки и их пагубное влияние на здоровье человека Конкурс рисунков «Я выбираю здоровье» | Соц. Педагог Учитель СБО | 2 | 18.10 | |
15. 16. | Вредные привычки и их влияние на взаимоотношения в семье Беседа «Азартные игры и их влияние на семейную жизнь» | Соц. Педагог Учитель СБО | 2 | 25.10 | |
17. 18. | Беседа «В доме больной. Как ему помочь?» Практическая работа по приготовлению витаминизированного напитка | Соц. Педагог Учитель СБО | 2 | 15.11 | |
19. 20. | Виды медицинской помощи, амбулаторный прием, госпитализация Ролевая игра «Вызов скорой помощи» | Соц. Педагог Учитель СБО | 2 | 22.11 | |
21. 22. | III.Поведение в экстренных ситуациях Беседа «Основные средства связи и их назначение» Ролевая игра «Поведение в экстренных ситуациях» | Соц. Педагог Учитель СБО | 2 | 29.11 | |
23. 24. | Беседа «Виды экстренной помощи» Практическая работа по составлению памяток «Экстренная помощь» | Соц. Педагог Учитель СБО | 2 | 06.12 | |
25. 26. | Беседа «Домашняя аптечка» Основные правила хранения и приема лекарственных средств | Соц. Педагог Учитель СБО Мед работник | 2 | 13.12 | |
27. 28. | IV. Традиции семьи Беседа «Семейные праздники и традиции» Чаепитие «Семейные посиделки» | Соц. Педагог Учитель СБО | 2 | 20.12 | |
29. 30. | Подготовка к Новому году Практическое занятие по изготовлению новогодних сувениров. | Соц. Педагог Учитель СБО | 2 | 27.12 | |
31. 32. | Беседа «Организация досуга и отдыха в семье» Практическая работа по сервировке праздничного стола. День именинника | Соц. Педагог Учитель СБО | 2 | 17.01 | |
33. 34. | V. Правила ведения «домашнего хозяйства» Беседа «Гигиенические требования к жилому помещению» Практическая работа «Ежедневная уборка комнаты. Чистота и уют» | Соц. Педагог Учитель СБО | 2 | 24.01 | |
35. 36. | Что такое дизайн помещения? Практическая работа по оформлению интерьера | Соц. Педагог Учитель СБО | 2 | 31.01 | |
37. 38. | Правила эффективного ведения домашнего хозяйства Учимся составлять меню (на день, неделю, месяц) | Соц. Педагог Учитель СБО | 2 | 11.04 | |
39. 40. | Беседа «Домашние питомцы» Правила содержания домашних животных | Соц. Педагог Учитель СБО | 2 | 07.02 | |
41. 42. | Одежда и обувь по сезону. Правила хранения личных вещей и правила ухода. Практическая работа по подготовке вещей к сезонному хранению | Социальный педагог Учитель СБО | 2 | ||
43. 44. | Беседа «Правила проживания в общежитии, коммунальной квартире» Ролевая игра «Я и соседи» | Социальный педагог Уитель СБО | 2 | ||
45. 46. | VI. Правила взаимоотношений Домашние хлопоты. Готовимся к празднику 23 февраля Практическая работа по изготовлению сувениров мальчикам | Соц. Педагог Учитель СБО | 2 | 14.02 | |
47. 48. | Беседа «Искусство поздравления» Праздничное чаепитие и поздравление мальчиков | Соц. Педагог Учитель СБО | 2 | 21.02 | |
49. 50. | Домашние хлопоты. Готовимся к празднику 8 марта Практическая работа по изготовлению сувениров девочкам | Соц. Педагог Учитель СБО | 2 | 28.02 | |
51. 52. | Беседа «Искусство поздравления» Праздничное чаепитие и поздравление девочек | Соц. Педагог Учитель СБО | 2 | 07.03 | |
53. 54. | VII. Экономика семьи Беседа «домашняя экономика и бюджет семьи» Практическая работа по планированию семейного бюджета | Соц. Педагог Учитель СБО | 2 | 14.03 | |
55. 56. | Расходы семьи. Планирование расходов. Практическая работа по распределению денег на определенный период времени | Соц. Педагог Учитель СБО | 2 | 21.03 | |
57. 58. | Экономия времени и сил: электро - бытовая техника (виды и назначение) Скорая помощь в быту -микроволновая печь. Практическое занятие по приготовлению пищи в микроволновой печи | Соц. Педагог Учитель СБО | 2 | 18.04 | |
59. 60. | Экономия времени и сил: электро - бытовая техника Практическая работа по использованию миксера | Соц. Педагог Учитель СБО | 2 | 25.04 | |
61. 62. | Экономия времени и сил: электро - бытовая техника Практическое занятие по приготовлению пищи в мультиварке | Социальный педагог Учитель СБО | 2 | ||
63. 64. |
Правила посещения магазина. Интернет магазины. Ролевая игра «Поход в магазин» | Соц. Педагог Учитель СБО | 2 | 16.05 | |
65. 66. 67. 68. | Подведение итогов. Практические задания для оценки уровня социальных знаний, умений, навыков воспитанников | Соц. Педагог Учитель СБО | 4 | 23.05 30.05 |
Итого: 68 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"
Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...
Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа учителя и семьи по социализации и социальной адаптации воспитанников».
Даная проблема имеет социальный аспект, т.к. большинство учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида – дети из крайне неблагополучных семей, где родители не заинтересованы в успешной ад...
Социализация и социальная адаптация детей с ОВЗ на уроках швейного дела.
Социальная адаптация умственно отсталого ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения осуществл...
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в контексте проблемы их социализации и социальной адаптации в общеобразовательной среде
В выступлении рассматриваются понятия интеграция и инклюзия, классификация психического дизонтогенеза, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ....
«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в контексте проблемы их социализации и социальной адаптации в общеобразовательной среде»
28.11.2017 Материалы курсов «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации»...
О состоянии работы по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни, как основе успешной социализации и социальной адаптации воспитанников при выпуске из детского дома.
Выступление на педагогическом совете....
Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа учителя и семьи по социализации и социальной адаптации воспитанников».
Даная проблема имеет социальный аспект, т.к. большинство учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида – дети из крайне неблагополучных семей, где родители не заинтересованы в успешной ад...