Современные социальные технологии в работе с подростками девиантного поведения.
консультация на тему
Деятельность воспитательно-профилактической системы строится исходя из концепции комплексной социально-правовой, социально-педагогической, медико-психологической помощи, оказываемой обществом девиантным подросткам, оказавшимся в кризисной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_sots.-ped._profilaktiki_deviantnogo_povedeniya.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные формы социально-педагогической профилактики:
- Формы социально-педагогической профилактики, направленные на организацию социальной среды.
- Формы социально-педагогической профилактики, направленные на активное социальное обучение социально-важным навыкам.
- Формы социально-педагогической профилактики, направленные на организацию деятельности альтернативной девиантному поведению.
- Формы социально-педагогической профилактики, направленные на организацию здорового образа жизни.
- Формы социально-педагогической профилактики, направленные на активизацию личностных ресурсов.
Современные социальные технологии в работе с подростками девиантного поведения:
- технология социального успеха,
- технология позитивной коммуникации,
- технология изменения социальной среды.
Интерактивные формы и методы работы с подростками группы риска.
Информационные технологии и коммуникационное взаимодействие в социально-профилактической работе.
Несмотря на разнообразные организационно-практические модели помощи подросткам, существующие в зарубежных странах и в нашей республике, можно проследить общие тенденции и единые принципы воспитательно-профилактической работы:
- гуманизация системы профилактики;
- профессионализация воспитательно-профилактической деятельности (введение специальных должностей социальных педагогов, социальных работников и практических психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции девиантного поведения и оздоровлению условий семейного воспитания);
- создание сети специальных структур, призванным помогать семье, школе, различным категориям населения: психологические службы и консультации, телефоны доверия, социальные приюты для детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации;
- психологизация воспитательно-психологической деятельности;
- ведущая роль медико-психологической помощи в коррекции девиантного поведения детей и подростков;
- осуществление социально-правовой, психолого-педагогической помощи и поддержки семье, организация специальной работы по оздоровлению условий воспитания в семьях группы социального риска.
Анализируя практику социально-психологической работы за рубежом, выделяют несколько организационных моделей в сфере профилактики девиантного поведения подростков в странах Европы, Америки, Японии.
Первая условная модель организации работы по профилактике девиантного поведения реализуется в работе европейских стран. Исходной идеей новейших концепций социально-педагогической помощи и профилактики девиантного поведения, которая лежит в основе современной европейской модели является практика повседневной социальной действительности, которую молодежь и подростки должны понять и с проблемами которой уметь самостоятельно и с помощью специальных служб справляться. Указанная специфика (ориентированная на повседневность) состоит в отсутствии жестких методических и содержательных рекомендаций. Опыт социально-педагогической деятельности в области профилактики девиантного поведения показывает многообразие и гибкость форм работы с подростками.
Важным направлением в европейской модели воспитательно-профилактической работы является психологизация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности. Ведущая роль принадлежит медико-психологической помощи и поддержке несовершеннолетним с девиантным поведением. В рамках этого направления обслуживанием и оказанием социальной помощи занимаются профессионалы, имеющие соответствующие образование и специальную подготовку. В европейской модели оказания социально-педагогической помощи несовершеннолетним специальная роль отводится полицейской службе, которая специализируется на проблемах детей и молодежи.
Интересен опыт организации профилактики девиантного поведения в Соединенных Штатах Америки, так как у них на данном этапе развития широко используются инновационные формы работы. Анализируя американский опыт, логично выделить вторую условную модель – американскую.
Суть данной модели заключается в том, что несовершеннолетним преимущественно оказывается индивидуальная психотерапевтическая помощь, осуществляемая государственными, общинными, волонтерскими организациями.
Профилактика правонарушений у подростков в США осуществляется путем создания системы муниципальных служб, общественных организаций, государственных организаций, государственных и частных фондов.
Обращает на себя внимание тот факт, что законодательная база для каждого штата Америки своя, это дает возможность для формирования различного опыта в организации профилактики правонарушений.
Отличительным в американской модели является то, что девиантными подростками занимаются профессиональные работники и непрофессионалы (волонтеры, добровольцы и общины).
В последние 15 лет как в Америке, так и странах Европы наблюдается тенденция к расширению сети учебных заведений (средних, специальных, высших), занимающихся подготовкой квалифицированных социальных педагогов и работников.
Третья условная модель организации воспитательно-профилактической работы – Япония. Особенностью этой модели является то, что профилактической работой занимаются общественные, полуобщественные ассоциации граждан, профессионалы и непрофессиональные работники. Воспитательно-оздоровительной работой занимаются учителя, родители, а также сама молодежь.
Основной принцип, на котором строится работа японской модели организации профилактической работы, - принцип «открытости». Эта специфика связана с национальной моделью социальных связей, межличностных отношений, идеологией «группового сознания».
Превентивная работа в Японии строится в соответствии с восточной моделью развития личности, в соответствии с которой упор делается на интериоризацию, конформизм, групповое сознание. Основной структурной единицей в системе организации профилактической работы являются муниципальные службы.
Основной упор в социальном воспитании делается на семью, которая и готовит ребенка к успешному социальному взаимодействию с окружающей действительностью, осуществляет первичную и главную социализацию ребенка и располагает уникальными средствами, самым широким диапазоном влияния на социальное формирование и развитие личности.
Так, например, в Японии в рамках этого направления создается множество ассоциаций граждан, полуобщественных организаций, деятельность которых направлена на предупреждение преступности. Низовыми единицами ассоциаций предупреждения преступности являются пункты связи по предупреждению преступности. Указанные пункты информируют полицию о происшествиях и несчастных случаях, возникающих в районе среди населения или несовершеннолетних, распространяют среди населения разнообразную информацию, касающуюся предупреждения преступности, проводят беседы.
Отечественный опыт организации профилактической работы отличается тем, что проблема девиантности подростков рассматривается на государственном и общественном уровнях. Она требует межведомственного участия в ее разрешении многих социальных институтов.
Деятельность воспитательно-профилактической системы строится исходя из концепции комплексной социально-правовой, социально-педагогической, медико-психологической помощи, оказываемой обществом девиантным подросткам, оказавшимся в кризисной ситуации.
Основной упор в воспитательно-профилактической работе переносится на своевременное выявление неблагоприятных психобиологических, психолого-педагогических, социальных факторов, выявление криминальной среды, обуславливающей отклонения в психическом и социальном развитии детей и подростков.
Основной метод – метод индивидуального подхода, при котором правопоступок рассматривается в комплексе причин, обусловливающих отклонения в поведении подростка, с тем, чтобы с учетом его индивидуально-психологических особенностей могут быть применены адекватные воспитательно-профилактические меры.
В настоящее время в социально-педагогической профилактике девиантного поведения подростков наиболее эффективно используются следующие современные технологии: технология социального успеха, технология позитивной коммуникации и технология изменения социальной среды.
Технология социального успеха предполагает, прежде всего, включение самих подростков групп социального риска в реализацию программ по личностному развитию через привлечение к активной общественной жизни, созданию ситуации «успеха», стимулированию творческого потенциала. Вовлечение подростков в творческую деятельность является альтернативой негативному поведению, насилию, позволяет усилить уровень самозащиты. Целенаправленная работа по привлечению подростков групп социального риска в активную деятельность, направленную на изменение своего статуса и положения в обществе, на удовлетворение своих интересов и прав, решение собственных проблем, помогает им в то же время в приобретении позитивных социальных навыков.
Технология позитивной коммуникации – направлена на развитие у девиантных подростков коммуникативной культуры, умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, способствует выходу на более высокие уровни социальных отношений, формированию и укреплению социальных и жизненных навыков, умения делать осознанный выбор в пользу позитивного поведения.
Технология позитивной коммуникации основан на том, что, что многие подростки, относящиеся к группе социального риска, практически не имеют возможность общения в позитивной среде (пропуски занятий без уважительной причины, неблагополучная семья). Практика показывает, что работа по формированию безопасного и ответственного поведения у этой категории учащихся малоэффективна по той простой причине, что не хватает практического позитивного опыта общения со сверстниками, в семье. Именно учреждение общего среднего образования должно стать важнейшим источником формирования адекватной и здоровой модели поведения.
Технология изменения социальной среды – улучшение взаимоотношения родителей и детей, находящихся в социально опасном положении, через организацию временной совместной жизнедеятельности в рамках иной социальной среды, создающей благоприятные условия для нормализации детско-родительских взаимоотношений и самореализации каждого (просветительский лагерь, выездная учеба, интерактивные семинары и т.д.).
Данные методы способствуют формированию и укреплению необходимых социальных и жизненных навыков не только ребенка, но и его «неблагополучного» родителя, умения делать осознанный выбор в пользу позитивного поведения. Вовлечение подростков и родителей в творческую деятельность является альтернативой негативному поведению, насилию.
Тест «Искусство жить с детьми»
Ответы: да, нет, иногда.
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?
2. Говорят ли ваши дети с вами «по душам», советуются ли с вами по «личным вопросам»?
3. Интересуются ли они вашей работой?
4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
5. Бывают ли они у вас дома?
6. Участвуют ли дети с вами в хозяйственных заботах?
7. Есть ли у вас с ними общее занятие, увлечение?
8. Проверяете ли вы, как дети выполняют домашнее задание?
9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
10. А в «детских праздниках» - предпочитают ли, чтобы вы были с ними или хотят их проводить без взрослых?
11. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
12. А телепередачи и фильмы?
13. Бываете ли вместе в театрах, музеях на выставках и концертах?
14. Участвуете ли с детьми в прогулках, туристических походах?
15. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними?
Ответы «да» - 2 балла; «иногда» - 1 балл; «нет» - 0 баллов.
Результаты:
более 20 баллов - отношения с детьми можно считать благополучными;
от 10 до 20 баллов – удовлетворительные, но недостаточно многосторонние, нужно дополнить, улучшить;
менее 10 баллов – контакт явно недостаточен, видимо, нужно принимать срочные меры к улучшению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание и методы коррекционной работы с подростками девиантного поведения в школе
В статье раскрывается понятие девиантного поведения подростка в школе и рассматривается комплекный подход для решения проблемы....
Организация,содержание и методы коррекционной работы с подростками девиантного поведения в школе.
Описана разработка системы взаимодействия специалистов,которые занимаются решением проблемы социальной коррекции....
Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.
Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...
Взаимодействие социального педагога с семьёй в профилактике девиантного поведения подростков 12-14 лет
В данной статье описаны следующие темы:Сущностные характеристики процесса профилактики девиантного поведения подростков.Социально-психологические особенности развития подростков 12-14 лет. ...
Основные направления, формы и методы профилактики притеснения, социально-негативных явлений и коррекционно-реабилитационной работы с подростками девиантного поведения в рамках общеобразовательной школы
Статья на конференцию "Башкатовские чтения"...
Рекомендации по работе с подростками девиантного поведения
Консультация по работе с подростками в образовательном учреждении...
Доклад "Работа с подростками девиантного поведения"
Часто приходится сталкиваться с тем, что решая возрастные задачи развития, подростки используют неадекватные (неконструктивные) стратегии поведения, что приводит к школьной и социальной дезадаптации у...