Исследования факторов эмоционального выгорания педагога
материал на тему

Эпова Светлана

    Успешность педагога во многом зависит от состояния его эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, мотивации. Нередко в профессиональной работе педагогов встречается синдром эмоционального выгорания. Синдром эмоционального выгорания  педагога провоцируют два фактора: атмосфера в классе и психология взаимоотношений сотрудников педагогическом коллективе. То, как педагог справляется  с данной проблемой зависит его личностный адаптационный потенциал, поведенческая регуляция и  психическая устойчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_faktorov_emotsionalnogo_vygoraniya_pedagoga.docx15.69 КБ

Предварительный просмотр:

Эпова С.А.

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

     

             Исследования факторов эмоционального выгорания педагога

    Успешность педагога во многом зависит от состояния его эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, мотивации. Нередко в профессиональной работе педагогов встречается синдром эмоционального выгорания.

  Впервые о синдроме психологического выгорания заявил психиатр Ш. Фрёйденбергер в 1974 году,  когда наблюдал за персоналом клиники, испытывающим воздействие больничной среды. Маслах С. и Джексон С.Е. в 1984 году дали определение понятию выгорания, которое считается общепризнанным - «под психическим выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы».

Как отмечают отечественные и зарубежные исследователи, синдром эмоционального выгорания  провоцируют два фактора: атмосфера в классе и психология взаимоотношений сотрудников педагогическом коллективе. Те педагоги, у которых установлен позитивный контакт с коллегами, которые получают помощь от администрации, вовсе не подвергаются эмоциональному выгоранию, спокойно относятся ко всем внешних жизненным коллизиям.

  Отношение класса, благоприятная психологическая атмосфера, царящая в учреждении, демократический стиль руководства, хорошая обратная связь с другими участниками образовательного процесса – это факторы способствующие отсутствию выгорания. И наоборот, если педагог позиционирует себя только как маленькое звено в огромной системе, не чувствует удовлетворённости собственным трудом, видит текучесть кадров и отсутствие перспектив, справедливых взаимоотношений с руководством, то все это в конечном итоге приводит к сильному профессиональному  выгоранию.

  Учителя, педагоги, преподаватели- та категория профессионалов, у которых специфика профессионального труда наиболее подвергается воздействию выгорания.

 Если рассмотреть эмоциональное выгорание педагога в свете теории справедливости (по Бунку и Шауфели), то была установлена высокая корреляция синдрома выгорания и фактора справедливости.  Иначе говоря, чем сильнее педагог переживает несправедливость со стороны коллег, детей родителей или администрации, тем сильнее выгорание.

  Если рассмотреть исследования связи мотивации педагогов и выгорания, то многие исследователи отмечают сведение трудовой мотивации к минимуму, появлению хронического негативизма по отношению к работе, своим функциональным обязанностям, апатию.

  Следует отметить, что выгоранию больше подвержены молодые специалисты, выпускники вузов, поскольку их ожидания относительно материального вознаграждения, профессиональной успешности не совсем реальны, завышены. Существующее несоответствие между ожиданиями и действительностью у малоопытных  работников приводит к негативным последствиям и для работников и для организации (Маслах С. и Джексон С.Е.). Утрачивают доверие к организации в которой работают те педагоги, которые пытаются выполнять неопределенные или противоречивые требования.

  Развитие синдрома выгорания «интернационально» и не зависит от возраста, пола, национальности учителя.

В своей работе «Синдром выгорания: диагностика и профилактика» (2005)  Н. Е. Водопьянова  провела сравнение показателей выгорания, адаптационных способностей, моделей преодолевающего поведения у лиц в возрасте от 22 до 75 лет различных национальностей. Стаж работы обследуемых составлял от 2 до 50 лет. Были обнаружены отличия показателей адаптационного потенциала у педагогов с высокой и низкой степенью выгорания.

 Педагоги с низкой степенью выгорания имели  высокий процент личностного адаптационного потенциала, поведенческой регуляции и были более психически устойчивы по сравнению со своими коллегами с низкой степенью выгорания.

  Согласно исследованиям отечественного психолога синдрома выгорания, (Р.А. Макаревич, 2007), у педагогов обнаруживается стойкое снижение показателей психических процессов: в памяти- воспроизведения, во внимании- объема, концентрации, устойчивости, в мышлении – быстроты, гибкости, логичности. После переживания каких-то напряженностей в общении значительная часть опрошенных учителей чувствовали разбитость, апатию, желание уснуть.

Следовательно, факторами, которые обуславливают профессиональное выгорание педагога, являются психическая перегрузка на работе, включая конфликты с «трудными» учащимися, ежедневная загруженность во времени, высокая ответственность за дело и учащихся и дисбаланс между существующим материальным вознаграждением и моральными, интеллектуальными, энергетическими затратами, в том числе и ролевые конфликты.

  Немаловажную роль в преодолении выгорания играет такой фактор как адаптационный потенциал самого педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».

Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на ...

Феномен "выгорания" в психологии, диагностика эмоционального выгорания педагогов и способы профилактики.

Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое "выгорание". Часто его называют "эмоциональным" или "профессиональным выгоранием". Термин "burnout" - "выго...

Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...

"Эмоциональное выгорание педагогов.Внешние факторы и внутренние причины.Профилактика СЭВ."

Цели: Познакомить педагогов с понятием "эмоциональное выгорание", его характеристикой, причинами возникновения (симптомы, проявления, этапы формирования).Выявить у себя наличие или отсутствие этого си...

Исследования факторов эмоционального выгорания педагога

В профессиональной работе педагогов нередко встречается синдром эмоционального выгорания.Как отмечают отечественные и зарубежные исследователи, синдром эмоционального выгорания  провоцируют два ф...

Семинар-тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов «Эмоциональное выгорание, прощай!»

Люди, которые не умеют найти время для отдыха,рано или поздно будут обязаны найти время для болезни.Джон Ванамейкер...