Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся на основе отечественных духовно-нравственных традиций.
статья на тему

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

Эффективность духовно-нравственного воспитания в семье прямо зависит от социально активной позиции ребёнка и от психолого-педагогической подготовленности родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся на основе отечественных духовно-нравственных традиций

Без устойчивой системы

нравственно-духовных ценностей

не устоят ни село, ни город,

ни Земля наша…

А. И. Солженицын

Социальный педагог ГБОУ школы № 430

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Ушакова Лариса Николаевна

Духовно-нравственное воспитание школьников – это передача им знаний, формирующих их духовность и нравственность на основе традиций.

Несомненно, первой школой нравственности для детей является семья. Ведь  семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка.

 Еще Песталоцци сказал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители – пример ему». В семье ребенок усваивает моральные и этические нормы общества, даже не осознавая их, как единственно возможные.

Эта проблема актуальна для современного Российского общества – снижение воспитательной функции семьи. Даже не подвергая современную систему семейного воспитания глубокому научному анализу, располагая только фактами, можно говорить о нарастании разрушения семьи в ее традиционном понимании, о ее кризисе:

 непрочность семьи, подтверждаемая высоким уровнем

разводов;

 конфликтность отношений между членами семьи;

 малодетность (1-2 ребенка);

 падение авторитета родителей;

 расширение безнадзорности как социального явления;

 подростковая преступность;

 детская и подростковая наркомания.

Поэтому самое главное, духовно- нравственное  воспитание должно проводиться совместно с семьей и через семью. Наша школа – это большая семья, объединяющая родителей, учеников, учителей.  Так уж повелось, что всегда все школьные вопросы решались и решаются с родителями. Самые активные и неравнодушные из них идут в школу и становятся помощниками и партнерами в воспитании детей.  

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

Эффективность духовно-нравственного воспитания в семье прямо зависит от социально активной позиции ребёнка и от психолого-педагогической подготовленности родителей

В 2016-2017 учебном году воспитательная работа школы строится  в соответствии с целью: гармонично развитой личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях.

Одной из задач, стоящих перед педагогическим коллективом в учебном году заключается в следующем: воспитание гражданской, нравственной, эстетической и трудовой культуры.

Содержание воспитательной работы:

- изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;

- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

- сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;

- развитие патриотических чувств учащихся через организацию и проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах;

- посещение мест, связанных с памятью поколений;

- привлечение учащихся к работе в общественных организациях.

Какие формы взаимодействия может использовать школа при взаимодействии с родителями:

 семейную историю и впечатления ребёнка от непосредственного его окружающего: прогулки в город и за городом (наша природа, рассветы и закаты, ландшафт местности и т.п.);

рассказы об истории места, где живёт семья (улица, отдельные здания, район, город и т.п.),

рассказы о предках, участвовавших, например, в трудовых и ратных событиях народа в разные периоды истории;

о жизни и делах дедов и отцов, ближайших родственников, друзей и товарищей семьи.

Эффектными формами воспитания школьника могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, посещение спектаклей. Старшим и младшим членам семьи полезно вместе смотреть телепередачи об истории страны, народах и героях, разучивать песни.

знакомство детей с трудовой и боевой биографией отцов и дедов, членов семьи и родственников, земляков и их товарищей по работе. Это способствует формированию гордости за семейные традиции и стремление продолжать и развивать их, чувства гражданина своей страны.

Это  ведется активная работа по ориентации ребят на выбор профессии, в том числе военной.

В нашей школе уже более 5 лет организован сайт «Мир-семейного очага» в рамках деятельности школы-лаборатории по теме "Актуализация педагогического потенциала культурного наследия  Санкт-Петербурга как фактор формирования культурной компетентности учащихся", где цель программы заключается в том, чтобы помочь ребенку освоить мир семейных ценностей, осознать роль и место семьи в жизни человека, расширить его представление о семейных устоях и традициях и приобщить к лучшим из них за счет освоения моделей семейного мира, память о которых хранят уникальные коллекции загородных дворцов.

Важнейшая методическая задача – формирование исследовательских умений, развитие визуальной грамотности и коммуникативной культуры, становление способности «читать» разнообразные культурные тексты.

Программа предполагает наличие трех этапов, реализуемых последовательно на разных ступенях обучения – во втором, третьем и четвертом классах.

 Организовано  образовательное пространство в школе через детское  объединение «Союз» и   учреждения дополнительного образования детей, где обучающиеся развивают свои способности и задатки.

Формированию у молодежи активной жизненной позиции, воспитанию гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны способствует  участие в конкурсах различного уровня гражданской и правовой направленности.

Под руководством учителя технологии  Евдошенко Л.Л. работает  музейная  экспозиция «Бессмертный полк». Экскурсоводами школы руководит учитель географии  Биловус С.П. в основном это дети 5-6 классов. В  этом учебном году  экскурсоводами     было проведено 15 экскурсий.  Школьная  экспозиция постоянно  пополняется  Героям Ораниембаумского плацдарма, лекционный материал, посвященный Победы в Великой Отечественной войне, об истории школы и др.

http://school430.lmn.su/images/b-polk.jpg

Обучающиеся школы постоянные  участники оздоровительно – спортивных мероприятий. Осуществляется постоянно   профилактика асоциального поведения в подростковой среде, актуализация знаний и расширение кругозора участников акции по вопросам здорового образа жизни.

В целях воспитания любви к природе родного края, многообразию ее обитателей и развития детского творчества  ученики  принимали активное участие  в городских конкурсах: «Подарки осени», «Сохраним елочку», «Зеркало природы»

На протяжении нескольких лет в школе работает пресс-центр «Островок», которым руководит учитель  технологии Евдошенко Л.Л. .  Освещение школьной жизни через школьную компьютерную газету «Островок», главная задача  воспитание информационной культуры .

http://school430.lmn.su/images/mam.jpg      http://school430.lmn.su/images/bessmertn-polk.jpg   http://school430.lmn.su/images/souz.jpg 

Значимыми событиями стали:

02.02.2017 "Имена героев бессмертны" - мероприятие для 5-6 классов, посвященное 73-ой годовщине со дня снятия Блокады Ленинграда.

Фотография    Фотография 

22.12.2016 Всю вторую четверть в школе проходила акция «Подарок солдату».  22 декабря к нам приехали в гости солдаты из в/ч 74429. Ученики 4А, 5Б и 6А класса прочитали гостям стихи, поздравили с наступающим Новым годом, задавали много вопросов о службе в армии  и вручили подарки

Фотография  Фотография

        09.12.2016 В День героев Отечества старшеклассники возложили цветы к обелиску мемориала "Петергофский десант".

24.10.2016 В октябре учащиеся 10-11 классов побывали на экскурсии в Санкт-Петербургском кадетском корпусе Министерства обороны РФ. Ребята посетили музей кадетского корпуса, побывали в библиотечном корпусе, познакомились с условиями обучения и проживания кадет. В спортивном корпусе состоялся дружеский футбольный матч сборной ШСК «СОЮЗ» и учащихся кадетского корпуса.

http://school430.lmn.su/images/IMG_3154.jpg

19.09.2016 19 сентября в актовом зале школы состоялся концерт, посвященный Дню начала блокады Ленинграда и памяти жертв. В концерте приняли участие ученики школы из ансамбля «Сиреневый город» под руководством Е.А.Платонычевой, а также ансамбль военной песни «Ораниенбаумский плацдарм

Фотография  Фотография

  8.09.2016 Митинг, посвященный Дню начала блокады Ленинграда и памяти жертв, был проведен в Кронколонии. На митинге присутствовали ученики 7В класса: Зеленкова Любовь, Красиков Владислав, Передельский Андрей, Пивинская Александра, Савельева Диана, Шавоян Борис 

Фотография  Фотография

Родители и педагоги – две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способу укрепления духовно-нравственного здоровья.

Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способу укрепления духовно-нравственного здоровья....

Педагогические находки по теме «Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся»

Одной из функции классного руководителя является обеспечение связи общеобразовательного учреждения (школы) с семьей. Тема, над которой я работаю как классный руководитель- это «Взаимодействие семьи и ...

Взаимодействие семьи и школы в воспитании здорового образа жизни учащихся.

                «Семья и школа – это берег и море. На берегу  ребёнок делает свои первы  шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед...

Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способу укрепления духовно-нравственного здоровья

Считается, что главным гарантом духовно – нравственного здоровья человека является семья. Живой пример родителей – это специфическая форма передачи нравственного опыта старшего поколения младшему. Ори...

Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способу укрепления духовно-нравственного здоровья

Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способу укрепления духовно-нравственного здоровья...

Взаимодействие семьи и школы в воспитании социально-активной личности учащегося. Профессиональное самоопределение»

Семья – это та первичная среда, где человек должен научиться творить себя»               В.А. СухомлинскийЛичность – устЛичность –...

Республиканский семинар на тему: «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе отечественных культурно-исторических традиций и ценностей»: мастер-класс «Я гусли беру золотые»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Задачи:·        познакомить уч...