Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся на основе отечественных духовно-нравственных традиций.
статья на тему
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Эффективность духовно-нравственного воспитания в семье прямо зависит от социально активной позиции ребёнка и от психолого-педагогической подготовленности родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся на основе отечественных духовно-нравственных традиций
Без устойчивой системы
нравственно-духовных ценностей
не устоят ни село, ни город,
ни Земля наша…
А. И. Солженицын
Социальный педагог ГБОУ школы № 430
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Ушакова Лариса Николаевна
Духовно-нравственное воспитание школьников – это передача им знаний, формирующих их духовность и нравственность на основе традиций.
Несомненно, первой школой нравственности для детей является семья. Ведь семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка.
Еще Песталоцци сказал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители – пример ему». В семье ребенок усваивает моральные и этические нормы общества, даже не осознавая их, как единственно возможные.
Эта проблема актуальна для современного Российского общества – снижение воспитательной функции семьи. Даже не подвергая современную систему семейного воспитания глубокому научному анализу, располагая только фактами, можно говорить о нарастании разрушения семьи в ее традиционном понимании, о ее кризисе:
непрочность семьи, подтверждаемая высоким уровнем
разводов;
конфликтность отношений между членами семьи;
малодетность (1-2 ребенка);
падение авторитета родителей;
расширение безнадзорности как социального явления;
подростковая преступность;
детская и подростковая наркомания.
Поэтому самое главное, духовно- нравственное воспитание должно проводиться совместно с семьей и через семью. Наша школа – это большая семья, объединяющая родителей, учеников, учителей. Так уж повелось, что всегда все школьные вопросы решались и решаются с родителями. Самые активные и неравнодушные из них идут в школу и становятся помощниками и партнерами в воспитании детей.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Эффективность духовно-нравственного воспитания в семье прямо зависит от социально активной позиции ребёнка и от психолого-педагогической подготовленности родителей
В 2016-2017 учебном году воспитательная работа школы строится в соответствии с целью: гармонично развитой личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях.
Одной из задач, стоящих перед педагогическим коллективом в учебном году заключается в следующем: воспитание гражданской, нравственной, эстетической и трудовой культуры.
Содержание воспитательной работы:
- изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
- сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
- развитие патриотических чувств учащихся через организацию и проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах;
- посещение мест, связанных с памятью поколений;
- привлечение учащихся к работе в общественных организациях.
Какие формы взаимодействия может использовать школа при взаимодействии с родителями:
семейную историю и впечатления ребёнка от непосредственного его окружающего: прогулки в город и за городом (наша природа, рассветы и закаты, ландшафт местности и т.п.);
рассказы об истории места, где живёт семья (улица, отдельные здания, район, город и т.п.),
рассказы о предках, участвовавших, например, в трудовых и ратных событиях народа в разные периоды истории;
о жизни и делах дедов и отцов, ближайших родственников, друзей и товарищей семьи.
Эффектными формами воспитания школьника могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, посещение спектаклей. Старшим и младшим членам семьи полезно вместе смотреть телепередачи об истории страны, народах и героях, разучивать песни.
знакомство детей с трудовой и боевой биографией отцов и дедов, членов семьи и родственников, земляков и их товарищей по работе. Это способствует формированию гордости за семейные традиции и стремление продолжать и развивать их, чувства гражданина своей страны.
Это ведется активная работа по ориентации ребят на выбор профессии, в том числе военной.
В нашей школе уже более 5 лет организован сайт «Мир-семейного очага» в рамках деятельности школы-лаборатории по теме "Актуализация педагогического потенциала культурного наследия Санкт-Петербурга как фактор формирования культурной компетентности учащихся", где цель программы заключается в том, чтобы помочь ребенку освоить мир семейных ценностей, осознать роль и место семьи в жизни человека, расширить его представление о семейных устоях и традициях и приобщить к лучшим из них за счет освоения моделей семейного мира, память о которых хранят уникальные коллекции загородных дворцов.
Важнейшая методическая задача – формирование исследовательских умений, развитие визуальной грамотности и коммуникативной культуры, становление способности «читать» разнообразные культурные тексты.
Программа предполагает наличие трех этапов, реализуемых последовательно на разных ступенях обучения – во втором, третьем и четвертом классах.
Организовано образовательное пространство в школе через детское объединение «Союз» и учреждения дополнительного образования детей, где обучающиеся развивают свои способности и задатки.
Формированию у молодежи активной жизненной позиции, воспитанию гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны способствует участие в конкурсах различного уровня гражданской и правовой направленности.
Под руководством учителя технологии Евдошенко Л.Л. работает музейная экспозиция «Бессмертный полк». Экскурсоводами школы руководит учитель географии Биловус С.П. в основном это дети 5-6 классов. В этом учебном году экскурсоводами было проведено 15 экскурсий. Школьная экспозиция постоянно пополняется Героям Ораниембаумского плацдарма, лекционный материал, посвященный Победы в Великой Отечественной войне, об истории школы и др.
Обучающиеся школы постоянные участники оздоровительно – спортивных мероприятий. Осуществляется постоянно профилактика асоциального поведения в подростковой среде, актуализация знаний и расширение кругозора участников акции по вопросам здорового образа жизни.
В целях воспитания любви к природе родного края, многообразию ее обитателей и развития детского творчества ученики принимали активное участие в городских конкурсах: «Подарки осени», «Сохраним елочку», «Зеркало природы»
На протяжении нескольких лет в школе работает пресс-центр «Островок», которым руководит учитель технологии Евдошенко Л.Л. . Освещение школьной жизни через школьную компьютерную газету «Островок», главная задача воспитание информационной культуры .
Значимыми событиями стали:
02.02.2017 "Имена героев бессмертны" - мероприятие для 5-6 классов, посвященное 73-ой годовщине со дня снятия Блокады Ленинграда.
22.12.2016 Всю вторую четверть в школе проходила акция «Подарок солдату». 22 декабря к нам приехали в гости солдаты из в/ч 74429. Ученики 4А, 5Б и 6А класса прочитали гостям стихи, поздравили с наступающим Новым годом, задавали много вопросов о службе в армии и вручили подарки
09.12.2016 В День героев Отечества старшеклассники возложили цветы к обелиску мемориала "Петергофский десант".
24.10.2016 В октябре учащиеся 10-11 классов побывали на экскурсии в Санкт-Петербургском кадетском корпусе Министерства обороны РФ. Ребята посетили музей кадетского корпуса, побывали в библиотечном корпусе, познакомились с условиями обучения и проживания кадет. В спортивном корпусе состоялся дружеский футбольный матч сборной ШСК «СОЮЗ» и учащихся кадетского корпуса.
19.09.2016 19 сентября в актовом зале школы состоялся концерт, посвященный Дню начала блокады Ленинграда и памяти жертв. В концерте приняли участие ученики школы из ансамбля «Сиреневый город» под руководством Е.А.Платонычевой, а также ансамбль военной песни «Ораниенбаумский плацдарм
8.09.2016 Митинг, посвященный Дню начала блокады Ленинграда и памяти жертв, был проведен в Кронколонии. На митинге присутствовали ученики 7В класса: Зеленкова Любовь, Красиков Владислав, Передельский Андрей, Пивинская Александра, Савельева Диана, Шавоян Борис
Родители и педагоги – две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способу укрепления духовно-нравственного здоровья.
Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способу укрепления духовно-нравственного здоровья....
Педагогические находки по теме «Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся»
Одной из функции классного руководителя является обеспечение связи общеобразовательного учреждения (школы) с семьей. Тема, над которой я работаю как классный руководитель- это «Взаимодействие семьи и ...
Взаимодействие семьи и школы в воспитании здорового образа жизни учащихся.
«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первы шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед...
Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способу укрепления духовно-нравственного здоровья
Считается, что главным гарантом духовно – нравственного здоровья человека является семья. Живой пример родителей – это специфическая форма передачи нравственного опыта старшего поколения младшему. Ори...
Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способу укрепления духовно-нравственного здоровья
Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способу укрепления духовно-нравственного здоровья...
Взаимодействие семьи и школы в воспитании социально-активной личности учащегося. Профессиональное самоопределение»
Семья – это та первичная среда, где человек должен научиться творить себя» В.А. СухомлинскийЛичность – устЛичность –...
Республиканский семинар на тему: «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе отечественных культурно-исторических традиций и ценностей»: мастер-класс «Я гусли беру золотые»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Задачи:· познакомить уч...