Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способу укрепления духовно-нравственного здоровья.
методическая разработка (7 класс) на тему
Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способу укрепления духовно-нравственного здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема. Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способу укрепления духовно-нравственного здоровья.
Запретная тема. Десятилетиями в стране не принято было говорить “об этом”. Предполагалось, очевидно, что страх общественного порицания, строгость табу сделает нас и наших детей чистыми и нравственными. Увы, бесполезные надежды эти совсем не сбылись. Не страх и запреты воспитывают нравственность, а свобода, ответственность и самосознание.
Работая с литературой по данной теме, я пришла к выводу, что мы, взрослые должны попытаться донести до детей систему полового воспитания учащихся как способу укрепления духовно-нравственного здоровья.
Сущностью и содержанием духовно-нравственного здоровья является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
Задача школы - заложить основы, расставить некоторые общезначимые ориентиры, избегая бестактности и навязчивости, не придавая этой сфере воспитания чрезмерно опережающего характера, но вместе с тем учитывая особенности возраста и характер физиологических сдвигов в организме учащихся.
Половое воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение человека к представителям другого пола.
Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи для укрепления духовно-нравственного здоровья.
Работа по формированию полового воспитанию нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье. На формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу. Например, гордости, смелости, отваги у мальчиков. Заботы, сочувствия, ласки – у девочек.
Вопросы межполовых отношений должны рассматриваться в тесной связи с вопросами здоровья. Необходимо использование современных достижений личной гигиены и ухода за телом для сохранения и укрепления здоровья, в том числе и репродуктивного. Культура должна быть самобытной, а цивилизованность - современной.
Эти знания должны даваться детям по этапам:
прививать гигиенические навыки, закаливание, профилактика здорового образа жизни;
устанавливать правильные отношения между девочками и мальчиками;
говорить об этике полоролевых отношений;
подготавливать юношей и девушек к вступлению в брак.
Особое значение в деле полового воспитания имеет организация правильных высоконравственных отношений между мальчиками и девочками, юношами и девушками. По-видимому, уже в подростковом возрасте, и даже раньше, мы должны подготавливать почву, на которой впоследствии разовьются высокие и благородные чувства любви. Мы должны косвенно готовить школьника к созданию в зрелом возрасте прочной, здоровой, высоконравственной семьи, основанной на любви и уважении. У девочек надо воспитывать скромность, девичью гордость, честь, у мальчиков - благородные чувства по отношению к девочкам, предупредительное, заботливое, уважительное отношение к ним; у тех и других - взаимное внимание, дружеское расположение, теплоту отношений друг к другу. И ясно, что главный путь к этому, как указывал известный советский педагог В. А. Сухомлинский, - создание правильных, человечных отношений в коллективе, основанных на богатстве духовной жизни, чуткости к духовному миру другого человека, готовности всегда помочь ему, доставить радость и счастье. Вот такая атмосфера заботы и внимания друг к другу и должна создаваться в коллективе. Любви, собственно, еще может и не быть, но почва для того, чтобы придать любви, когда она возникнет, настоящий, благородный характер, должна создаваться исподволь.
Школьники должны приучаться видеть и понимать красоту настоящей любви, красоту отношений мужчины и женщины, соединенных большим чувством. Для этого классный руководитель может использовать произведения литературы и искусства. Надо не только приобщать школьника к прекрасной музыке, знакомить его с замечательными стихотворениями, воспевающими чувство любви, с произведениями живописи и скульптуры, но и пояснять, что именно хотел выразить композитор, писатель или художник и какие выразительные средства он использовал. Тогда постепенно у подростка возникнет представление о любви, как о прекрасном и возвышенном чувстве, украшающем жизнь человека.
Выводы:
Развитие духовно-нравственного здоровья ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способу укрепления духовно-нравственного здоровья в конечном счёте ведёт к полноценному телесному, душевному и социальному благополучию, что, по сути, отвечает требованиям здоровьесберегающей педагогики.
Список литературы
I. Основная литература
Андреев В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. - Казань, 2000.
Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде: истоки, подходы к профилактике. - Сергиев Посад, 2004.
Белов В.И. Психология здоровья. – М.: КПС; Спб.: Респекс, 2000.
Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа.- М.: Моск. психолого-социальный институт, 2004.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПБ.: Изд. Питер, 2000.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – М., «ВАКО», 2004.
Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., Московский психолого-социальный институт. Издательство «Флинта», 2003.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.: АРКТИ, 2003.
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие. /под общ. Ред. Сократова Н.В. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Талызина Н.Ф. Диагностика развивающего эффекта использования здоровьесеберегающей деятельностной технологии усвоения. – М., 2003. Хакен Г. Синергетика. – М.: Мир, 1980.
Школа и психическое здоровье учащихся. //Под ред. С.М.Громбаха. - М., 2002.
Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: Антиква, 2006.
Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. И нем. /Общ. Ред. Л.Я. Гозман Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. – М. Прогресс 2000.
II. Дополнительная литература
1. Ананьев Н.И., Блинова Е.Г. Модернизация обучения, здоровье и некоторые вопросы адаптации школьников. Актуальные проблемы адаптации человека. Выпуск № 2. – Сургут, 2002.
2. Амосов Н.И. Раздумья о здоровье. 3-е изд. доп. и перераб. - М.: Физкультура и спорт, 2003.
3. Бондарева С.К., Колесов Д.В. Выживание. Факторы и механизмы. – М. – Воронеж, 2005.
4. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок щкольников. – М.: Просвещение, 2001.
5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. Для учителя и родителей. – М.: Просвещение 2002.
6. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: Учебное пособие. – М.: АПКиПРО, 2005..
7. Кулева С.В. Проблемы создания школы здоровья в условиях инновационного лечебного заведения. //Завуч. –2001. № 3.
8. Ксензова Г. Ю Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России. 2005.
9. Лоранский Д.Н., Лукьянова В.Г. Азбука здоровья. - М., 2004.
10. Наумова Н.Ю. О некоторых способах устранения перегрузок обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания образования в Московской области: из опыта работы. Выпуск 2. //Сборник статей. Отв. Ред. Олиференко Л.Я. - М.: ИПК и ПРНО МО.-2003.
11. Вейт М.А. Влияние личностных качеств классного руководителя на воспитательную работу // Проблема обучения и воспитания в высшей и средней школе. -Липецк:ЛГПИ, 1995. С.2-9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыты работы классного руководителя по патриотическому воспитанию школьников
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм должны стоять вп...
Роль классного руководителя в нраавственном воспитании учащихся "группы риска"
В помощь классному руководителю, при введении занятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся....
Работа классного руководителя по формированию мотивации учащихся к самовоспитанию
Вопросы формирования мотивации учения лежат между обучением и воспитанием. Они есть важнейший аспект современного обучения. Это значит, что в поле вним...
Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способу укрепления духовно-нравственного здоровья
Считается, что главным гарантом духовно – нравственного здоровья человека является семья. Живой пример родителей – это специфическая форма передачи нравственного опыта старшего поколения младшему. Ори...
Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способу укрепления духовно-нравственного здоровья
Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способу укрепления духовно-нравственного здоровья...
Рекомендации молодому классному руководителю по патриотическому воспитанию учащихся
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.На мой взг...
Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся на основе отечественных духовно-нравственных традиций.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для сам...