статья_Социальное партнёрство как эффективный механизм социализации детей с особыми потребностями
статья на тему
Статья посвящена проблеме социализации детей-сирот и детей с ОВЗ, их адаптации в обществе путем участия в совместных проектах Дворца учащейся молодёжи Санкт-Петербурга и социальных партнеров учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 36.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Марксайте Виктория Ионовна,
педагог-организатор отдела социально-культурной работы
Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования для детей и взрослых
Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга,
г. Санкт-Петербург
Marksayte V.
Saint-Petersburg, Russia
Опарина Надежда Александровна,
педагог-организатор отдела социально-культурной работы
Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования для детей и взрослых
Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга,
г. Санкт-Петербург
Oparina N.
Saint-Petersburg, Russia
Социальное партнёрство как эффективный механизм социализации детей с особыми потребностями
Аннотация:
Статья посвящена проблеме социализации детей-сирот и детей с ОВЗ, их адаптации в обществе путем участия в совместных проектах Дворца учащейся молодёжи Санкт-Петербурга и социальных партнеров учреждения.
Ключевые слова: дети с особыми потребностями, социализация, партнёрство, досуг, общество, воспитание.
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования для детей и взрослых Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга, как и любая другая социальная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него разностороннее влияние. Среди социальных субъектов, взаимодействие с которыми во многом определяет жизнь образовательного учреждения, важное место занимают социальные партнеры.
Социальное партнёрство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса, основанная на равном сотрудничестве. Социальное партнёрство способствует расширению возможностей, установлению необходимых культурных связей, выведение деятельности учреждения на новый уровень. [6]
Многолетнее сотрудничество Дворца учащейся молодёжи Санкт-Петербурга с социальными партнёрами расширяет формы организации досуговой деятельности, создавая оптимальные условия для развития личности ребёнка и его адаптации в обществе.
На сегодняшний день проблема социализации детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья является весьма актуальной, т.к число таких детей с каждым годом увеличивается.
Сложные семейные отношения, нежелание иметь детей, заводить семью, нести ответственность за кого-либо приводит к тому, что ребёнок, только обретя семью, остаётся один и попадает в совершенно иную социальную среду. При проживании в школе-интернате или детском доме у детей формируется определённое мировоззрение и отношение к обществу.
Воспитанники, проживающие в интернатных учреждениях, отличаются от детей, которые воспитываются в семьях, состоянием здоровья, развитием интеллекта и личности в целом, что подтверждено специальными психологическими исследованиями (Великанова Л., Ослон В., Холмогорова А., Стрельцова М.В.).
Дети-сироты не могут преодолеть трудностей социализации, профессионального и личностного самоопределения, не в состоянии самостоятельно выстроить свою жизнь, не коммуникабельны, агрессивны, трудно адаптируемы к новым условиям жизни. [2]
У данных детей не сформирована картина мира, которая в дальнейшем ведёт к неспособности решения задач и самостоятельному принятию решений. У них наблюдаются такие симптомы как повышенная тревожность, напряженность, психическое утомление, стресс, неготовность преодолевать трудности, отсутствие потребности в достижении успеха, высокая агрессивность, недоверчивость, вспыльчивость, несдержанность, уход в себя, чрезвычайная пассивность и депрессия. К особой категории детей относятся и дети с ограниченными возможностями здоровья. Включение таких детей в социум также является немаловажной проблемой. Доказано, что дети-инвалиды испытывают трудности в создании межличностных контактов, в общении, сложно адаптируемы в обществе. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Российское законодательство создаёт оптимальные условия для социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов. В России функционирует множество реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребёнку, учреждений дополнительного образования, способствующих адаптации, раскрытию творческих навыков и талантов, развитию личности ребёнка в целом.
Одним из таких учреждений является Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования для детей и взрослых Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга.
Основная задача данного учреждения - создание оптимальных условий для социализации, воспитания и получения дополнительного образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
На базе Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга ведут свою работу объединения разных направленностей, в которых дети могут проявить свои творческие возможности, раскрыть таланты. Участвуя в различных фестивалях, конкурсах, играх, праздниках, флеш-мобах, акциях, ребёнок раскрывает свой творческий потенциал, самосовершенствуется, развивает коммуникативные навыки, расширяет кругозор.
Именно поэтому особая роль в работе Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга отводится социализации детей-сирот и детей инвалидов. Благодаря тому, что деятельность ГБУДО ДУМ СПб имеет множество направлений, социальное формирование и развитие ребёнка происходит разносторонне.
Главными задачами Дворца учащейся молодежи в работе с особыми детьми являются организация досуга во внеурочное время, развитие мотивации к совместной деятельности, реализация программ и проектов, направленных на патриотическое воспитание детей, развитие творческих и познавательных способностей, формирование у обучающихся потребности в самовыражении, самореализации, социальной адаптации, нравственной культуры посредством творческой совместной деятельности детей и взрослых.
В непростой миссии приобщения детей к социально-культурной деятельности и адаптации в обществе ГБУДО ДУМ СПб помогает многолетнее сотрудничество с социальными партнёрами.
Давними друзьями и партнерами Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга (более 6 лет) являются Общественное благотворительное движение «Золотой Пеликан»: «Пеликан - Центр» (генеральный директор - Меркулова Ирина Сергеевна) и Благотворительная общественная организация «Центр «Перспектива» (генеральный директор – Калинин Сергей Николаевич).
Задачами Центров является социальная адаптация детей-инвалидов, воспитанников детских домов путем развития их творческих способностей; поддержка и реализация программ и мероприятий в сферах образования, науки, культуры, искусства, просвещения для детей-инвалидов и воспитанников детских домов.
Более 10 лет свою поддержку Дворцу учащейся молодежи Санкт-Петербурга оказывает Региональный общественный благотворительный фонд социальной реабилитации и помощи инвалидам «Кедр» (генеральный директор - Сердитова Александра Ильинична). Благодаря данному сотрудничеству ежегодно проводится открытый фестиваль жестового пения «Поющие руки» среди глухих и слабослышащих детей. Фонд "Кедр" оказывает содействие в расселении иногородних участников фестиваля в Александро-Невской Лавре, а также предоставляет подарки детям.
С 2009 года при поддержке Регионального общественного фонда поддержки культуры, науки и образования «Петербургское наследие и перспектива» (президент Фонда – Ефимова Галина Александровна) Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга проводит цикл встреч «Опыт успешных людей». В рамках цикла дети имеют возможность познакомиться с известными деятелями культуры, которые делятся со зрителем секретом своих достижений и успехов, общаются со своими сверстниками из других учреждений.
Третий год ГБУДО ДУМ СПб сотрудничает с Государственным Пушкинским театральным центром. Каждый месяц «Пушкинская школа» в концертном зале Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга представляет спектакли для обучающихся профессиональных образовательных учреждений, воспитанников социальных государственных бюджетных стационарных учреждений социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья.
Более 5 лет Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга сотрудничает с Государственным Санкт-Петербургским Симфоническим Оркестром «Классика» под руководством Заслуженного артиста России Александра Яковлевича Канторова. Совместно с оркестром проводится цикл ежемесячных дневных концертов «Время музыки» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья.
На протяжении 15 лет надежным социальным партнером в организации мероприятий Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга для детей с социальными проблемами и детей с ограниченными возможностями здоровья является Санкт-Петербургская ассоциация международного сотрудничества (председатель правления Ассоциации, председатель Союза англоговорящих Санкт-Петербурга - Мудрак Маргарита Федоровна).
Благотворительные программы Ассоциации направлены на помощь детским домам, ветеранам и пожилым людям. Благодаря давнему сотрудничеству с Маргаритой Фёдоровной, в 2015 году Дворец учащейся молодёжи познакомился с Центром Совместного Творчества "Артерия".
Центр "Артерия" функционирует в основном как студия живописи и дополнительно осуществляет развитие детей по таким направлениям как художественное творчество, музыкальный театр, литературный клуб, математический клуб, английский клуб, развивающие занятия для дошкольников. Занятия, которые проводит Центр, направлены на развитие творческого потенциала и коммуникативных способностей детей и подростков, на мотивацию к учебе и расширению кругозора. Через игровую деятельность в развлекательной форме стимулируется творческое мышление, вырабатывается способность к социализации и к автономии, вследствие чего дети приобретают позитивный опыт общения, свободный от оценочных измерений.
Центр работает с детьми по принципу инклюзивного образования в процентном соотношении 40% (дети с ОВЗ) на 60% (другие дети).
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. [7]
Как известно, в основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям.
В рамках данного направления в течение учебного года Центр «Артерия», кроме студийных занятий, проводит социально-значимые мероприятия, которые способствуют успешной адаптации ребенка с ОВЗ в обществе:
- Новогодний праздник;
- Весенний праздник;
- Выезды на пленэры;
- Фестиваль «Бараонда».
Вышеперечисленные мероприятия направлены на совместную деятельность ребёнка со сверстниками, приобретение опыта взаимодействия со взрослыми, т.е. на социализацию.
Социализация – это процесс и результат включения индивида в социальные отношения [5].
В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей. В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика.
На данный момент проблема социализации является одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума, которая не будет решена в полной мере, если воспитанники не будут взаимодействовать с детьми и подростками других детских объединений различной направленности. Для ребёнка с ОВЗ особенно важно, чтобы на таких мероприятиях присутствовали одноклассники, друзья, родители, бабушки и дедушки.
Фестиваль «Бараонда», который Дворец учащейся молодежи реализует совместно с Центром Совместного Творчества «Артерия» направлен на создание благоприятной атмосферы, что помогает ребёнку самоутвердиться, почувствовать уверенность в себе, собственную значимость. Всё это положительно влияет на его социальную адаптацию.
В рамках фестиваль «Бараонда» проходит детский литературно-художественный конкурс-фестиваль «Быть счастливым», в основу идеи которого легла книга итальянского писателя Фабио ди Стефано «Приключения Додо Брауна». Это сказочная история, посвященная автором своему сыну Эдоардо, мальчику с нарушением опорно-двигательного аппарата. Главный герой книги-сказки - сам Эдоардо, которого отец пытается научить жить полнокровной жизнью.
Цель конкурса-фестиваля заключается в создании условий для формирования творческих навыков и способностей, стимулирования творческой самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья как средства их социализации и реабилитации.
В конкурсе-фестивале принимают участие творческие коллективы из средних школ, центров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же специальных коррекционных образовательных учреждений. Команды состоят из 10 человек. Обязательным условием конкурса-фестиваля является присутствие ребенка с ОВЗ в команде.
Конкурс-фестиваль проходит в два этапа. На первом этапе каждая команда должна коллективно создать иллюстрированное литературное произведение на тему «Быть счастливым», это может быть эссе, легенда, былина, стихотворение или рассказ. В процессе создания работы дети приобретают практический опыт культуры общения, учатся избегать стрессовых ситуаций, приходить к компромиссу.
Далее оргкомитет конкурса-фестиваля публикует работы на официальном сайте и открывает голосование. В течение месяца любой желающий может проголосовать за понравившуюся работу. Количество голосов ограничено – один человек может проголосовать только один раз. Ребята могут голосовать за свою или чужую работу, привлекать общество к голосованию за свой творческий продукт.
По итогам зрительского голосования выбираются 20 команд, которые выходят во второй этап конкурса-фестиваля.
Второй этап проходит на базе социального партнера Дворца - Культурного Центра «Троицкий». Его особенностью являются помещения, оборудованные для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
На этом этапе командам предстоит в форме экспромта создать художественную работу (живопись, рисунок) на большом ватмане. Одновременно в Италии, в городе Кунео, дети из школы Эдоардо ди Стефано рисуют свою работу на тему «Быть счастливым».
В процессе творчества – создания работы у детей усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка, что помогает справиться с трудностями, которые кажутся непреодолимыми для таких детей.
По итогам этапа компетентное жюри выбирает победителя.
Главный приз конкурса-фестиваля – поездка команды-победителя в Италию с дружеским визитом к итальянским школьникам провинции Кунео региона Пьемонт. В ходе встречи российских и итальянских школьников состоится обмен конкурсными работами и встреча с Эдоардо Брауном и его отцом Фабио ди Стефано - автором книги «Приключение Додо Брауна». В ходе поездки для ребят будет организована экскурсионная программа для изучения истории, культуры, традиций региона.
Сотрудничество Дворца учащейся молодёжи Санкт-Петербурга с социальными партнёрами расширяет формы организации досуговой деятельности, создает оптимальные условия для развития личности ребёнка и его социализации - немаловажной проблемы нашего государства.
Таким образом, при комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей-сирот и детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в социум.
Список используемой литературы:
- Андреева Г.М. “Социальная Психология”. М.: Аспект Пресс, 2002
- Дианова В.И. Роль социализации в системе помощи детям-сиротам с ограниченными возможностями здоровья//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. — № 5, с.53-56
- Мудрик А.В. “Введение в социальную педагогику”. Пенза, 1994
- Никитин В. А. Начала социальной педагогики: учеб. пособие. – М.: Флинта : Московский психолого-социальный институт, 1998. – С. 54.
- Свенцицкий А.Л. “Социальная психология: Учебник”. М., 2004
- Социальное партнерство: словарь-справочник. М.: Экономика, 1999
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации" //Российская газета.- №5976. -2012.-31 декабря
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности реализации различных принципов при формировании навыков самообслуживания у детей с особыми потребностями в разных возрастных периодах.
В помощь учителям и воспитателям при формировании навыков самообслуживания у детей с ОВЗ....
Дети с особыми потребностями
На наш взгляд, любая школа - это школа для всех. И здесь должна обеспечиваться успешная социализация детей как с ограниченными возможностями здоровья, детей-...
Создание ситуации успеха в социализации детей с особыми потребностями в школьном сообществе
Обобщение опыта по теме самообразования "Создание ситуации успеха в социализации детей с особыми потребностями в школьном сообществе". Примерные пути решения данной проблемы....
Технологии инклюзивного образования: включение детей с особыми потребностями в образовательную среду учреждения через внеурочную деятельность
В данной статье рассматривается вопрос инклюзивного образования в школе. На примере воспитательной работы с классом автор раскрывает особенности работы с разной категорией детей: с учащимися, имеющими...
Интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательной группе для решения социально – коммуникативных задач.
В нашей дошкольной организации мы осуществляем интеграцию детей с особыми потребностями, принадлежащих к таким категориям, как дети с тяжёлым нарушением речи, с ЗПР, с РДА, с синдромом Дауна и ...
Занятие по психомоторике как средство развития, коррекции и компенсации нарушенных функций у детей с особыми потребностями
Занятие по психомоторикекак средство развития,коррекции и компенсациинарушенных функций у детей с особыми потребностями...
Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения (реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов). Обучение английскому языку детей с ЗПР и детей-инвалидов.
Описание практического педагогического опыта работы с детьми с особыми потребностями. Опыт работы с книгой В. Скультэ...