Дети с особыми потребностями
статья по теме

Боровикова Ирина Викторовна

       На наш взгляд, любая  школа - это школа для всех. И здесь должна обеспечиваться успешная социализация детей как с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов,  находящихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, которые имеют самые комфортные жизненные или семейные условия.  Главное, что необходимо учитывать возрастные особенности школьников, по-разному организовать обучение на начальной, основной и старшей ступени. И обязательно учитывать личные потребности ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_osobymi_potrebnostyami.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с детьми с особыми потребностями

Школа является критически важным элементом в  процессе развития способностей любого ребенка независимо от степени его одаренности. Мы считаем, что если ребенок умственно здоров, то он уже одарен от природы определенным набором способностей.

Главные задачи современной школы - раскрытие этих способностей у каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому мы считаем, что школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

       На наш взгляд, любая  школа - это школа для всех. И здесь должна обеспечиваться успешная социализация детей как с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов,  находящихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, которые имеют самые комфортные жизненные или семейные условия.  Главное, что необходимо учитывать возрастные особенности школьников, по-разному организовать обучение на начальной, основной и старшей ступени. И обязательно учитывать личные потребности ребенка.

Это не так просто осуществить при изучении иностранного языка, особенно если в школе имеются первый и второй иностранные языки.

 Сегодня мы являемся свидетелями того, как иностранный язык становится не просто востребованным, а очень востребованным. Все большее количество людей изучают иностранный язык, широко используют лингвистические навыки в практической деятельности.

Имея такие образовательные предложения, каждый родитель старается отправить своего ребенка в филологический класс, считая его  особо одаренным, забыв подчас о реальных возможностях ребенка и не обращая внимания на его желания. Не всякий ученик хотел бы изучать углубленно иностранный язык, а тем более два.

Получив социальный заказ,  школа теперь –  сфера образовательных услуг, учитель обязан в рамках одного класса научить всех, сидящих в нем за партами, то есть  практически выстроить индивидуальную траекторию развития детей с учетом их способностей и возможностей: научить одних, показать, как творить другим, отправить в полет третьих, дать соответствующий базовый уровень знаний предмета тем, кто оказался в классе случайно.

Это  не так просто. Главное в иностранном языке - это общение: устное, письменное через  различные виды речи – диалогическая, монологическая. Важно научить детей общаться на чужом для них языке, научить коммуникации. Особенно, если ребенок заика. В наши дни не редкость, что именно дети – заики хотят научиться иностранному языку.  Заика -  человек, и он хочет  и должен иметь полноценное общение со своими сверстниками.

Хотя урок по-прежнему остается основной формой учебной работы с  ребенком, важно найти новые подходы к обучению, обеспечить самостоятельную активность в освоении нового материала на уроке, поскольку значительная часть  услышанной, но не усвоенной самим школьником информации очень быстро сотрется из его памяти.

Как мы добиваемся  положительного эффекта в своей работе?

Первое и самое главное на наш взгляд – выясняем степень заинтересованности ребенка в уровне качества получаемых им знаний путем диагностики личности школьника (направленность личности: потребности, интересы, ценности: иностранный язык нужен для будущей профессии, для общения в интернете, прочитать литературу и т.д.); второе определяем уровень его возможностей (познавательные и учебные навыки, здоровье и физическое развитие);  третье -  просчитываем возможную перспективу его развития (характерологические особенности: темперамент, воля, память, привычки, работоспособность, целеустремленность).

 Далее планируя урок, исходя из темы, целей и задач урока подбирается соответствующий дидактический инструментарий: мы подбираем задания,  дифференцируя их по сложности, индивидуальной потребности, по способностям. Например, ученикам со средними способностями предлагаем задания базового уровня, одаренным и мотивированным – повышенной сложности; одаренным – задания творческого характера с применением самоконтроля.

 Не забываем и особенности характера ученика: кинестетикам предложим выполнить упражнение в письменной форме на интерактивной доске с использованием графических форм. Визуалам  можно предложить задание выполнение, которого требует получения информации через чтение или аудирование. Учитывая современный уровень  оснащения кабинетов иностранного языка  это возможно:

Работа по УМК или по рабочей тетради одним, лингафонный диск – другим, тест – третьим, развивающее задание повышенной сложности четверым.  

 Ребенку с проблемой заикания -  письменный пересказ, песенное задание - караоке,  задание – презентацию с наложением звука в послеурочное время (снимается состояние напряжения, не давят временные рамки урока, появляется возможность выбора нужного рабочего ритма). Такая форма работы у нас называется – выполнение лабораторной работы и степень сложности подобной работы – высшая. Лабораторную работу ребята особенно любят, т.к. выполняется на ноутбуке или нэтбуке, интерактивной доске, допускается выход в интернет, позволяет экспериментировать с дизайном.   Данный вид работы доступен так же ученикам с высокой  мотивацией или одаренным детям. Презентация позволяет им закрепить навыки речи (письменной), сформировать умения информативно – речевого воздействия, совершенствовать язык  и стиль (многократная переделка текста слайдов, подбор шрифта, доведение  до образцовой формы), расширить словарный запас, выйти за рамки темы.

  С обязательным коллективным (групповое, парное) общением, обменом мнений, порой драматизацией смоделированной ситуации в конце работы.

И очень важное на наш взгляд – создание ситуации успеха по возможности на каждом уроке: предлагая задание, учитель должен быть уверен, что ученик его выполнит и выполнит неплохо. Иначе нет смысла предлагать задание ребенку. Суть задания, пути его выполнения должны быть хорошо понятны ученику. Но нельзя при этом занижать планку трудности задания. Наоборот, ее нужно приподнимать с каждым уроком, чтобы ребенок чувствовал свой прогресс, даже, если он не такой большой.   Если ученик с низким уровнем мотивации, низкой работоспособностью то нужно быть готовым к оказанию скрытой помощи ученику – для него важно преодолеть чувство неуверенности в собственных силах, робость, боязнь самого задания, самое главное оценки окружающих более сильных учеников.

Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности  конференции, семинары научно – практические конференции и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха в социализации детей с особыми потребностями в школьном сообществе

Обобщение опыта по теме самообразования "Создание ситуации успеха в социализации детей с особыми потребностями в школьном сообществе". Примерные пути решения данной проблемы....

Технологии инклюзивного образования: включение детей с особыми потребностями в образовательную среду учреждения через внеурочную деятельность

В данной статье рассматривается вопрос инклюзивного образования в школе. На примере воспитательной работы с классом автор раскрывает особенности работы с разной категорией детей: с учащимися, имеющими...

Интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательной группе для решения социально – коммуникативных задач.

В нашей дошкольной организации мы осуществляем интеграцию детей с особыми потребностями, принадлежащих к таким категориям, как дети с тяжёлым нарушением речи, с ЗПР, с РДА, с синдромом Дауна и ...

Занятие по психомоторике как средство развития, коррекции и компенсации нарушенных функций у детей с особыми потребностями

Занятие по психомоторикекак средство развития,коррекции и компенсациинарушенных функций у детей с особыми потребностями...

«Организация психолого-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями».

Одной из основных функций Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребност...