Дети с особыми потребностями
статья по теме
На наш взгляд, любая школа - это школа для всех. И здесь должна обеспечиваться успешная социализация детей как с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, находящихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, которые имеют самые комфортные жизненные или семейные условия. Главное, что необходимо учитывать возрастные особенности школьников, по-разному организовать обучение на начальной, основной и старшей ступени. И обязательно учитывать личные потребности ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_osobymi_potrebnostyami.docx | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с детьми с особыми потребностями
Школа является критически важным элементом в процессе развития способностей любого ребенка независимо от степени его одаренности. Мы считаем, что если ребенок умственно здоров, то он уже одарен от природы определенным набором способностей.
Главные задачи современной школы - раскрытие этих способностей у каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому мы считаем, что школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
На наш взгляд, любая школа - это школа для всех. И здесь должна обеспечиваться успешная социализация детей как с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, находящихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, которые имеют самые комфортные жизненные или семейные условия. Главное, что необходимо учитывать возрастные особенности школьников, по-разному организовать обучение на начальной, основной и старшей ступени. И обязательно учитывать личные потребности ребенка.
Это не так просто осуществить при изучении иностранного языка, особенно если в школе имеются первый и второй иностранные языки.
Сегодня мы являемся свидетелями того, как иностранный язык становится не просто востребованным, а очень востребованным. Все большее количество людей изучают иностранный язык, широко используют лингвистические навыки в практической деятельности.
Имея такие образовательные предложения, каждый родитель старается отправить своего ребенка в филологический класс, считая его особо одаренным, забыв подчас о реальных возможностях ребенка и не обращая внимания на его желания. Не всякий ученик хотел бы изучать углубленно иностранный язык, а тем более два.
Получив социальный заказ, школа теперь – сфера образовательных услуг, учитель обязан в рамках одного класса научить всех, сидящих в нем за партами, то есть практически выстроить индивидуальную траекторию развития детей с учетом их способностей и возможностей: научить одних, показать, как творить другим, отправить в полет третьих, дать соответствующий базовый уровень знаний предмета тем, кто оказался в классе случайно.
Это не так просто. Главное в иностранном языке - это общение: устное, письменное через различные виды речи – диалогическая, монологическая. Важно научить детей общаться на чужом для них языке, научить коммуникации. Особенно, если ребенок заика. В наши дни не редкость, что именно дети – заики хотят научиться иностранному языку. Заика - человек, и он хочет и должен иметь полноценное общение со своими сверстниками.
Хотя урок по-прежнему остается основной формой учебной работы с ребенком, важно найти новые подходы к обучению, обеспечить самостоятельную активность в освоении нового материала на уроке, поскольку значительная часть услышанной, но не усвоенной самим школьником информации очень быстро сотрется из его памяти.
Как мы добиваемся положительного эффекта в своей работе?
Первое и самое главное на наш взгляд – выясняем степень заинтересованности ребенка в уровне качества получаемых им знаний путем диагностики личности школьника (направленность личности: потребности, интересы, ценности: иностранный язык нужен для будущей профессии, для общения в интернете, прочитать литературу и т.д.); второе определяем уровень его возможностей (познавательные и учебные навыки, здоровье и физическое развитие); третье - просчитываем возможную перспективу его развития (характерологические особенности: темперамент, воля, память, привычки, работоспособность, целеустремленность).
Далее планируя урок, исходя из темы, целей и задач урока подбирается соответствующий дидактический инструментарий: мы подбираем задания, дифференцируя их по сложности, индивидуальной потребности, по способностям. Например, ученикам со средними способностями предлагаем задания базового уровня, одаренным и мотивированным – повышенной сложности; одаренным – задания творческого характера с применением самоконтроля.
Не забываем и особенности характера ученика: кинестетикам предложим выполнить упражнение в письменной форме на интерактивной доске с использованием графических форм. Визуалам можно предложить задание выполнение, которого требует получения информации через чтение или аудирование. Учитывая современный уровень оснащения кабинетов иностранного языка это возможно:
Работа по УМК или по рабочей тетради одним, лингафонный диск – другим, тест – третьим, развивающее задание повышенной сложности четверым.
Ребенку с проблемой заикания - письменный пересказ, песенное задание - караоке, задание – презентацию с наложением звука в послеурочное время (снимается состояние напряжения, не давят временные рамки урока, появляется возможность выбора нужного рабочего ритма). Такая форма работы у нас называется – выполнение лабораторной работы и степень сложности подобной работы – высшая. Лабораторную работу ребята особенно любят, т.к. выполняется на ноутбуке или нэтбуке, интерактивной доске, допускается выход в интернет, позволяет экспериментировать с дизайном. Данный вид работы доступен так же ученикам с высокой мотивацией или одаренным детям. Презентация позволяет им закрепить навыки речи (письменной), сформировать умения информативно – речевого воздействия, совершенствовать язык и стиль (многократная переделка текста слайдов, подбор шрифта, доведение до образцовой формы), расширить словарный запас, выйти за рамки темы.
С обязательным коллективным (групповое, парное) общением, обменом мнений, порой драматизацией смоделированной ситуации в конце работы.
И очень важное на наш взгляд – создание ситуации успеха по возможности на каждом уроке: предлагая задание, учитель должен быть уверен, что ученик его выполнит и выполнит неплохо. Иначе нет смысла предлагать задание ребенку. Суть задания, пути его выполнения должны быть хорошо понятны ученику. Но нельзя при этом занижать планку трудности задания. Наоборот, ее нужно приподнимать с каждым уроком, чтобы ребенок чувствовал свой прогресс, даже, если он не такой большой. Если ученик с низким уровнем мотивации, низкой работоспособностью то нужно быть готовым к оказанию скрытой помощи ученику – для него важно преодолеть чувство неуверенности в собственных силах, робость, боязнь самого задания, самое главное оценки окружающих более сильных учеников.
Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности конференции, семинары научно – практические конференции и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности реализации различных принципов при формировании навыков самообслуживания у детей с особыми потребностями в разных возрастных периодах.
В помощь учителям и воспитателям при формировании навыков самообслуживания у детей с ОВЗ....
Создание ситуации успеха в социализации детей с особыми потребностями в школьном сообществе
Обобщение опыта по теме самообразования "Создание ситуации успеха в социализации детей с особыми потребностями в школьном сообществе". Примерные пути решения данной проблемы....
Технологии инклюзивного образования: включение детей с особыми потребностями в образовательную среду учреждения через внеурочную деятельность
В данной статье рассматривается вопрос инклюзивного образования в школе. На примере воспитательной работы с классом автор раскрывает особенности работы с разной категорией детей: с учащимися, имеющими...
Интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательной группе для решения социально – коммуникативных задач.
В нашей дошкольной организации мы осуществляем интеграцию детей с особыми потребностями, принадлежащих к таким категориям, как дети с тяжёлым нарушением речи, с ЗПР, с РДА, с синдромом Дауна и ...
Занятие по психомоторике как средство развития, коррекции и компенсации нарушенных функций у детей с особыми потребностями
Занятие по психомоторикекак средство развития,коррекции и компенсациинарушенных функций у детей с особыми потребностями...
«Организация психолого-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями».
Одной из основных функций Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребност...
Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения (реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов). Обучение английскому языку детей с ЗПР и детей-инвалидов.
Описание практического педагогического опыта работы с детьми с особыми потребностями. Опыт работы с книгой В. Скультэ...