Интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательной группе для решения социально – коммуникативных задач.
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_starodubtseva_yakovleva.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательной группе для решения социально – коммуникативных задач.
Внедрение федерального стандарта в дошкольных организациях предполагает инклюзивное образование, то есть, обеспечение равного доступа к образованию для всех воспитанников, в том числе детей с ОВЗ.
В нашей дошкольной организации мы осуществляем интеграцию детей с особыми потребностями, принадлежащих к таким категориям, как дети
с тяжёлым нарушением речи, с ЗПР, с РДА, с синдромом Дауна и с
умственной отсталостью.
Мы работаем по вариативной образовательной программе нашей организации с использованием программ: «От рождения до школы», «Истоки»
Для воспитанников с ОВЗ мы определяем адаптированную программу на
на основе рекомендаций ЦПМПК, а в случае наличия инвалидности у ребёнка учитываем ИПР. Составляя индивидуальную адаптированную программу, мы используем следующих авторов: Нищеву Н.В., Соколову Н.Д., Никольскую О.С, Шевченко С.Г.
Одна из образовательных областей программы это социализация.
Для решения задач этой области мы включаем детей с особыми потребностями в совместную деятельность с другими воспитанниками группы.
Совместная деятельность предполагает:
- Участие в режимных моментах
- Взаимодействие детей в группе во время игровой деятельности.
- Взаимодействие детей во время прогулки.
- Совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми
- Участие в непосредственной образовательной деятельности
- Активные действия в специально организованной среде.
- Досуги и мастер – классы с участием родителей
- Праздники, конкурсы
- Одним из перспективных методов, способствующих социализации детей с ОВЗ, является участие в проектной деятельности.
Немало важным в решении проблемы социализации таких детей является взаимодействие специалистов, педагогов и родителей.
Родители помогают нам составить полную картину особенностей ребенка.
Специалисты обеспечивают консультирование и сотрудничество всех участников образовательного процесса. Составляют индивидуальный маршрут ребенка, обсуждают его с педагогами и вырабатывают свои рекомендации.
Воспитатели и специалисты работают над тем, чтобы реально включать ребенка в режимные моменты и в процесс обучения, привлекая для этого других детей. Например: просим ребенка подойти к другому ребенку и показать ему, как нужно намылить ручки. В некоторых случаях ребенок больше прислушивается к своим сверстникам, чем к педагогу.
Известно, что самый сложный этап для ребенка, когда он впервые приходит в детский сад - это период адаптации. В частности, для детей с аутизмом, которые обостренно реагируют на все новое. Поэтому период адаптации у них занимает гораздо больше времени, чем у обычных детей.
Большие трудности в период адаптации испытывают дети и с задержкой речи.
Если дети с нормальным речевым развитием могут социализироваться, используя речь как средство коммуникации, то дети с выраженным недоразвитием речи не имеют такой возможности. Таких детей часто игнорируют их сверстники и не включают в совместную деятельность.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что дети с ОВЗ нуждаются в дополнительном внимании и помощи педагогов.
И для успешной социализации таких детей мы стараемся помочь ребенку понять смысл всего, что происходит в группе, поэтому комментируем для него все происходящее
.Помогая ребенку налаживать контакт с другими детьми мы стараемся вовлекать его в общие игры, предотвращать возможные неадекватные действия, такие как агрессия, уход в себя.
Прежде чем перейти к образовательной деятельности мы устанавливаем эмоциональный контакт с таким ребенком. В первое время мы предоставляем ребенку самому выбирать вид деятельности. Создается впечатление, что ребенок как бы не слышит и не видит нас. Следующим этапом становится постепенное введение в общую игру, привлечение к общей деятельности. Для этого сначала раскладываем приготовленный материал (мозаика, бусы, пазлы, картинки) там, где он чувствует себя комфортнее, например, на полу. Затем картинку или игрушку перекладываем на стол. Ребенок как бы невзначай подходит к столу и берёт в руки уже знакомые ему предметы. И только после этого мы приступаем к развитию учебных навыков, проводим занятия за столом.
К сожалению детей с особыми потребностями становится все больше и больше. Категория детей со сложной структурой дефекта становится все более многообразней. Поэтому мы постоянно расширяем свои знания подбираем темы по самообразованию, изучаем литературу, посещаем курсы, семинары, мастер – классы, которые проходят в Центре психолого -медико-социального сопровождения детей и подростков при МГППУ, также наши педагоги посещают семинары в "Городском психолого-педагогическом центре Департамента образования города Москвы" под руководством Олтаржевской Любовь Евгеньевны.
Наиболее важная часть нашей педагогической деятельности – это работа с родителями. Мы учим родителей принимать ребенка таким, какой он есть, правильно строить с ним отношения. Важно показать родителям зону ближайшего развития ребенка, чтобы они адекватно оценивали возможности и перспективы его развития.
Мы приглашаем родителей на консультации, проводим с ними мастер – классы, организовываем семейные клубы. И многие родители прислушиваются и стараются выполнять наши рекомендации.
Но, не смотря на все трудности, мы видим, что интеграция дает положительный результат.
Дети с особыми потребностями включаются в совместные игры, в образовательную деятельность. Принимают участие в праздниках, конкурсах. Такие дети учатся просить помощи и принимать ее от сверстников и педагогов.
Мы видим, что интеграция способствует социальной адаптации детей с особыми потребностями с самого раннего возраста, развивает их самостоятельность и независимость, и, что немаловажно, подталкивает современное общество к изменению отношения к ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности реализации различных принципов при формировании навыков самообслуживания у детей с особыми потребностями в разных возрастных периодах.
В помощь учителям и воспитателям при формировании навыков самообслуживания у детей с ОВЗ....
Дети с особыми потребностями
На наш взгляд, любая школа - это школа для всех. И здесь должна обеспечиваться успешная социализация детей как с ограниченными возможностями здоровья, детей-...
Создание ситуации успеха в социализации детей с особыми потребностями в школьном сообществе
Обобщение опыта по теме самообразования "Создание ситуации успеха в социализации детей с особыми потребностями в школьном сообществе". Примерные пути решения данной проблемы....
Технологии инклюзивного образования: включение детей с особыми потребностями в образовательную среду учреждения через внеурочную деятельность
В данной статье рассматривается вопрос инклюзивного образования в школе. На примере воспитательной работы с классом автор раскрывает особенности работы с разной категорией детей: с учащимися, имеющими...
Занятие по психомоторике как средство развития, коррекции и компенсации нарушенных функций у детей с особыми потребностями
Занятие по психомоторикекак средство развития,коррекции и компенсациинарушенных функций у детей с особыми потребностями...
статья_Социальное партнёрство как эффективный механизм социализации детей с особыми потребностями
Статья посвящена проблеме социализации детей-сирот и детей с ОВЗ, их адаптации в обществе путем участия в совместных проектах Дворца учащейся молодёжи Санкт-Петербурга и социальных партнеров учреждени...
Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения (реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов). Обучение английскому языку детей с ЗПР и детей-инвалидов.
Описание практического педагогического опыта работы с детьми с особыми потребностями. Опыт работы с книгой В. Скультэ...