Картотека интерактивных игр на развитие социальной компетентности
картотека на тему

Давыдова Наталья Евгеньевна
Интерактивные игры несут в себе образовательный потенциал, создают условия для проявления детьми учебной инициативы и развития социальной компетентности. Это одна из наиболее интересных и действенных форм развития социально-коммуникативных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека интерактивных игр на развитие социальной компетентности

Игры на развитие умения договариваться. Цель игр: воспитание ответственности за другого человека, развитие навыков общения в условиях командной работы.

«Слепой и поводырь»

Один участник ведущий, другой – ведомый. Ведомый закрывает глаза. Задача ведущего – провести своего партнёра по комнате так, чтобы не столкнуться с другими участниками. Потом участники меняются ролями.

«Живая буква»

Дополнительно: вырезанные буквы. Детям даются вырезанные буквы (если букв больше, чем детей, то детям дают по несколько карточек). Затем ведущий называет слово, а дети, должны составить выстроиться с буквами в руках в той последовательности, чтобы можно было прочесть слово.

«Найди ключ»

Ребенок с завязанными глазами ищет ключ. Дети помогают ему, указывая направления движения.

  1. Игры на развитие умения слушать и вступать в диалог. Цель: развитие умения спокойно выслушивать собеседника, вступать в диалог с собеседником, развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам, развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра, воспитать позитивное отношение к сверстникам.

«Волшебный микрофон»

Дополнительно: любой микрофон (старый, игрушечный или самостоятельно сделанный)

Сядьте, образуя круг, и посмотрите на «волшебный микрофон». Сейчас право говорить получит только тот ребенок, у кого он находится в руках. Все остальные дети будут внимательно слушать до тех пор, пока микрофон не перейдет к ним. Я хочу, чтобы каждый, кто держит «волшебный микрофон» в руках, рассказал нам, что хорошего случилось с ним на прошлой неделе, какое у него сегодня с утра настроение или сообщить что-нибудь смешное и интересное.

«Ласковое имя»

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Учитель обращает внимание детей на ласковую интонацию.20

«О чём спросить при встрече»

Дети сидят в кругу. У учителя — эстафета (палочка, мяч и т.п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает (“Как живёте?” — “Хорошо”. “Как идут дела?” — “Нормально”. “Что нового?” — “Все по-старому” и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

«Вопрос — ответ»

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” — “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” — “Ходил с папой в гости” и т.д.).

«Сказка по кругу». 

Учитель и ученики выбирают основную тему для сказки и потом, сидя в кругу по очереди сочиняют историю. Если дети затрудняются в выборе сюжета для рассказа, можно предложить им набор открыток или картинок. Каждый говорит по две-три фразы и передает эстафету другому. В конце следует провести обсуждение. Понравилась ли сказка? Что вы чувствовали, говоря по кругу? Хотелось ли вам поправить другого «соавтора»? Как это сделать?

  1. Игры, на сплочение ученического коллектива. Цель: активизация совместной деятельности, формирование умения работать в группе.

«Живая цифра»

Нескольким ученикам показать цифру через телодвижения.

«Иголочка и ниточка»

Один ребенок берет на себя роль «иголки» и встает первым, остальные дети «ниточка» встают за ним, держа друг друга за пояс. По сигналу взрослого «иголочка» начинает двигаться в любом направлении, «ниточка» старается двигаться в такт, чтобы не отстать (не порваться). Играть можно несколько раз и менять ведущего.

"Сломанный" телефон

Все участники садятся в большой круг. Участники должны сесть на некотором расстоянии друг от друга. Выбирается ведущий, он должен придумать интересную фразу (например: "солнце скрылось за горой"). Затем ведущий (или его еще называют "отправитель" сообщения) шепотом произносит придуманную им фразу на ухо соседа, сидящего справа от ведущего. Сообщение необходимо передать только один раз. Затем сосед передает сообщение своему соседу, находящемуся справа и так далее... по цепочке. Сообщение необходимо передавать до тех пор, пока оно не дойдет до участника, сидящего слева от ведущего. Как только этот участник получит сообщение он его произносит вслух. Затем ведущий произносит ту фразу, которую он отправил по "сломанному" телефону.

«Дракон кусает свой хвост»

Ход игры. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего — «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

«Аплодисменты по кругу»

Ход игры. Учитель: «Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля — стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хороший класс, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю».

Учитель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком учитель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всего класса.

  1. Игры на развитие умения разрешать конфликт. Цель: выяснение причин конфликта и поиск предотвращения причин появления конфликта, развитие сплоченности группы, умения разрешать конфликтные ситуации.

«Проигрывание ситуаций»

Обсудите с детьми реально возникший конфликт или расскажите сами о какой- то ссоре и предложите им дать рекомендации, как «погасить» этот конфликт. Предложите игру «Ты поссорился. С другом и хочешь помириться». В ходе этой ролевой игры можно использовать следующие приемы: создание соответствующей обстановки (какие-то декорации, костюмы и др.); обмен ролями (дети во время игры могут меняться ролями, что дает возможность прочувствовать другую точку зрения); прием зеркала (дети как можно точнее стараются изобразить позу, мимику и типичные выражения изображаемого персонажа).21

«Паутина»

Учитель: «Представьте, что огромный злой паук (им буду я) поймал вас всех в свою паутину. Вы сядете в круг, а я пройду с клубком ниток и обмотаю ваши руки (а иногда и талию) ниткой. (Нужно пересечь круг несколько раз, чтобы в центре появилась «паутина».) Вам нужно выбрать самого доброго — того, кто сможет освободить всех. Паутина злого паука отлипает от человека только в том случае, если его называют ласково. Ваш спаситель возьмет клубок и начнет его сматывать. Как только добрый человек доберется до кого-нибудь из вас, он должен сначала назвать ваше ласковое имя и только потом распутать руки или туловище».22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей

Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...

ВАРИАТИВНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ», ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникац...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры».

ДОКЛАД  на тему: «Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры».  Теоретические основы развития социальной компетентности учащ...

Мастер - класс. Деловая игра как способ развития социальной компетентности у учащихся на уроках географии.

В работе рассмотрены: основные функции деловой игры, технология, основные принципы социализации взаимодействия....

Технология «Социальные истории» Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом

Автор: Буковская Марина Юрьевна. «Социальные истории» - методика, применяющаяся специалистами в работе с детьми с аутизмом для развития их социальной компетентности: это короткий рассказ, ...