"Закон-сила, изучай смело!"
материал (10 класс) на тему
Формирование законопослушного поведения обучающихся через воспитание правовой культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zakon_-_sila_izuchay_smelo.docx | 47.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Мирнинское районное управление образованием
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«»Средняя общеобразовательная школа №5
Цель программы: совершенствование системы социальных, правовых,
педагогических и иных мер, направленных на профилактику негативных явлений среди обучающихся, устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, совершению антиобщественных действий несовершеннолетних.
Задачи программы:
- создание условий для минимизации факторов риска детского неблагополучия и более полной реализации позитивных намерений личности растущего ребѐнка через личностно – ориентированное воспитание,
комплексное сопровождение детей «группы риска» на основе партнѐрского взаимодействия всех социальных субъектов системы профилактики;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- развитие системы мер для предупреждения безнадзорности, преступлений, правонарушений; выявление и устранение причин, способствующих этому;
- создание условий для социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении;
- повышение духовно-нравственного уровня обучающихся;
- формирование ответственного законопослушного поведения обучающихся;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;
- формирование навыков здорового образа жизни и ценностного отношения к своему здоровью.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 2017 -2019 учебный год.
Возможна корректировка планирования.
Краткое содержание программы:
Содержание Программы ориентировано на личность ребѐнка, развитие его природных задатков, создание в школе обстановки социальной защищѐнности,
на формирование законопослушного гражданина.
Программа составлена на основе анализа наиболее эффективных форм и методов работы по профилактике безнадзорности, преступлений,
правонарушений и негативных явлений среди обучающихся.
Основные направления реализации программы:
1.«Школа – правовое пространство».
- Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики.
- Работа социально – психологической службы.
- «Группа особого внимания».
- Мониторинг и диагностика результатов.
Ожидаемые результаты:
1. Модернизирование содержания и форм духовно-нравственного
воспитания обучающихся.
- Повышение уровня воспитанности обучающихся.
- Активизация взаимодействия с учреждениями профилактики.
- Совершенствование комплексного сопровождения детей «группы риска» на основе партнѐрского взаимодействия всех субъектов системы профилактики.
5. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
6. Наличие условий для социально-педагогической реабилитации
несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении.
7. Повышение правовой грамотности обучающихся и их родителей
(законных представителей).
Участники Программы:
администрация школы,
социальный педагог,
педагог-психолог,
родители обучающихся,
классные руководители,
учителя – предметники,
обучающиеся школы с 1 по 11 класс.
Пояснительная записка
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Одним из важных средств правового воспитания является юридическая ответственность. Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка в городе, в целом по стране.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения гимназистов необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости следования их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения в настоящее время в стране достаточно актуальна.
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.
Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.
Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.
Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод.
Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.
Программа разработана на основе следующих документов:
- Конвенция о правах ребѐнка (принята ООН в 1989 году).
- Конституция Российской Федерации (принята Всенародным голосованием
12.12.1993, с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках и
Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ).
3. Указ Президента РФ от 01.06.2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
4. Гражданский кодекс Российской Федерации в действующей редакции от
13.07.2015 года (от 30.11.1994 № 51-ФЗ).
5. Семейный Кодекс Российской Федерации в действующей редакции от
20.04.2015 года (от 29.12.1995 № 223-ФЗ).
6. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации в действующей редакции от 29.06.2015 года (от 30.12.2001 № 195-ФЗ).
7. Уголовный Кодекс Российской Федерации в действующей редакции, с
изменениями, вступившими в силу с 15.03.2015 года (от 13.06.1996 № 63-ФЗ).
8. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.
9. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (с изменениями на 28.12.2013).
10. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (в редакции от 03.12.2011).
11.Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 года № 114-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
12. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 года № 436.
13. Закон Республики Саха (Якутия) от 11. 02.1999 г. №69-II « О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в РС (Я)»
14. Закон Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 г. 822-3 №529-IV «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному, нравственному развитию»
15. Приказ Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 10.05.2012г. №01-16\2399 «Об утверждении Инструкции по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении».
16. Приказ Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 17.02.2012 г. № 01-16/559 « Об утверждении методических рекомендаций для ОУ РС (Я) и алгоритма выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения»
План реализации программы
1. «Школа – правовое пространство».
Цель: правовая пропаганда среди обучающихся,
формирование законопослушного гражданина.
№ п/п | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственный |
Обновление информационных стендов. Оформление документации (папки). | В течение года | Социальный педагог | |
Классные часы на темы: «Правила поведения в школе», «Главные ценности нашей жизни», «Правила личной безопасности», «Твоя уличная компания. Как избежать вовлечения в совершение преступления», «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений», «Человек в мире правил», «Поведение в школе, дома, на улице» и др. | Сентябрь, октябрь | Социальный педагог, уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса | |
Беседы на темы: « Я – гражданин России», «Что такое закон? Главный закон страны», «Твоя воинская обязанность» и др. Празднование всемирного Дня девочек | Октябрь Ноябрь 11 октября | Классные руководители, специалисты военкомата Социальные педагоги, организаторы | |
Мероприятия с использованием различных форм работы на тему: «Праздник Дня народного единства» Проведение диагностических исследований с целью выявления уровня компетентности в законодательной сфере обучающихся, отношения педагогов, родителей к данной проблеме. Проведение Декады правовых знаний в рамках приуроченных ко Дню правовой помощи детям. (по отдельному плану) | Ноябрь 17- 27 ноября | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, социальный педагог | |
Проведение мероприятий в форме викторин, конкурсов, интеллектуальных и деловых игр с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения: «Всеобщая декларация прав человека», «Я и закон», «Права человека», Правовой брейн-ринг, Турнир знатоков права «Гражданином быть обязан» День толерантности | В течение года 16 ноября | Классные руководители, социальные педагоги, организаторы | |
День прав человека. Урок права на тему: «Права знай, но обязанности соблюдай!». День конституции РФ. | 10 декабря 12 декабря | Учителя истории, классные руководители, социальные педагоги | |
Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка» | Январь | Классные руководители, социальные педагоги | |
Классные часы на темы: «Преступления и правонарушения», «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних», «Виды наказаний несовершеннолетних», «ЦВИМ – что это?» | Февраль | Учителя истории, Классные руководители | |
Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения, чем они опасны?» | Февраль | Классные руководители | |
Практикум ситуаций: «Как вовлекают подростков в употребление наркотиков?» | Март | Социальный педагог | |
Беседы на темы: «Социальные нормы и асоциальное поведение, преступность, наркомания, алкоголизм», «Алкоголь и правопорядок», «Токсикомания» | Март | Социальный педагог, классные руководители | |
Выступление на родительских собраниях с рассмотрением вопросов: «Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения»; «Как научить быть ответственным за свои поступки»; «Правовой статус несовершеннолетних ;«Что делать, если ваш ребенок попал в полицию?»; «Права и обязанности родителей» | Апрель | Социальный педагог, классные руководители, сотрудники АГБ | |
Социологическое исследование на предмет соблюдения прав ребенка в школе. | Апрель-май | Педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители |
2. Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики.
Цель: выявление семей и детей, находящихся в социально опасном положении; организация совместной работы школы и учреждений системы профилактики в сфере безнадзорности, беспризорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних; организация детского и подросткового досуга и занятости обучающихся, состоящих на профилактическом учѐте, во внеурочное и каникулярное время.
№ п\п | Название мероприятия | Сроки | Ответственные |
Организация и проведение в общеобразовательных учреждениях совместно с учреждениями профилактики профилактических мероприятий для школьников, обучающих занятий для педагогов, родителей. | В течение года | ЗВР, социальные педагоги, педагог- психолог, классные руководители | |
Обмен с учреждениями профилактики сведениями об обучающихся, состоящих на профилактических учетах (ПДН, КДН и ЗП). | В течение года | Социальный педагог | |
Организация участия общеобразовательных учреждений в межведомственных профилактических рейдах «Подросток», «Каникулы». | В течение года | ЗВР, социальные педагоги, | |
Организация участия обучающихся в профилактических мероприятиях, организуемых учреждениями профилактики: акциях «Будущее без наркотиков», «Найди себя», турнире дворовых команд «Двор без наркотиков», Олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности и др. | В течение года | ЗВР, социальные педагоги, педагог- психолог, классные руководители | |
Внеурочная и каникулярная занятость обучающихся. Трудоустройство в летний период. | В течение года | Социальные педагоги, классные руководители | |
Взаимодействие с органами системы профилактики. | По плану взаимодействия | ЗВР, социальные педагоги, педагог- психолог, классные руководители | |
Участие педагогов в межведомственных семинарах по профилактике негативных явлений в детско-подростковой среде. | В течение года | ЗВР,социальные педагоги, педагог- психолог, классные руководители |
3. Социально – психологическая служба.
Цель: оказание социально – психологической помощи и поддержки обучающемуся и его семье; ранняя профилактика семейного неблагополучия; проведение профилактических бесед и консультаций; организация тренингов, ролевых игр; мониторинг и диагностика социологических исследований; организация встреч со специалистами; работа с обучающимися, систематически пропускающими занятия; ведение документации на обучающихся, состоящих на внутришкольном учете; выявление и устранение причин, способствующих совершению правонарушений и преступлений.
№ п\п | Название мероприятия | Сроки | Ответственные |
Посещение по месту жительства обучающихся с целью оценки уровня их жизни, выявления детей и семей, находящихся в состоянии семейного неблагополучия. | В течение года | Социальные педагоги, классные руководители | |
Оказание социально-психологической помощи обучающемуся, находящемуся в состоянии неблагополучия: Организация бесплатного питания, Путевки в санаторий или детский оздоровительный лагерь; Организация внеурочной занятости и вовлечения в кружки дополнительного образования; Консультационно-диагностическая; коррекционная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь обучающемуся в условиях школы. | В течение года | Социальные педагоги, педагог- психолог, классные руководители | |
Проведение мероприятий по профилактике семейного неблагополучия: изучение причин семейного неблагополучия, наблюдение за семьей. Профилактическая работа по предупреждению социально-опасных ситуаций в семье с целью стабилизации внутрисемейных отношений на ранних стадиях семейного неблагополучия и снижения количества семей и детей находящихся в социально опасном положении. | В течение года | Социальные педагоги, педагог- психолог | |
Мониторинг и диагностика социологических исследований. | В течение года | Социальные педагоги, педагог- психолог | |
Работа с обучающимися, систематически пропускающими занятия; состоящими на профилактических учетах. | В течение года | Социальные педагоги, педагог- психолог | |
Индивидуальная работа с обучающимися: по развитию эмоциональной сферы, формированию культуры чувств, т е. умению подавлять негативные эмоции положительными, моральными, этическими, интеллектуальными чувствами. | В течение года | Социальные педагоги, педагог- психолог, классные руководители | |
Ведение документации на обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, и семьи, находящиеся в социально опасном положении. | В течение года | Социальные педагоги, |
4. «Группа особого контроля».
Цель: выявление и включение в группу особого внимания детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации и находящихся в социально опасном положении (часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями), предупреждение правонарушений и преступлений данной категорией детей и подростков.
№ п\п | Название мероприятия | Сроки | Ответственные |
Проведение мониторинга социальной ситуации по выявлению детей и подростков, имеющих признаки девиантного и дезадаптивного поведения. | Сентябрь | Педагог- психолог социальные педагоги | |
Индивидуальная поддержка и сопровождение ребенка, попавшего в группу особого внимания. | В течение года | Педагог- психолог социальные педагоги, классный руководитель | |
Индивидуальное консультирование детей и родителей. | По запросу родителей | Социальные педагоги, педагог- психолог | |
Беседы по правовому воспитанию. | В течение года | Социальные педагоги, классные руководители | |
Организация встреч со специалистами. | В течение года | Социальные педагоги, педагог- психолог | |
Организация летней занятости и отдыха детей, находящихся в социально опасном положении | февраль- июнь | Социальные педагоги, классные руководители |
5. Мониторинг и диагностика результатов.
Цель: организация и проведение мониторинга, диагностики среди участников образовательного процесса.
№ п\п | Название мероприятия | Сроки | Ответственные |
Мониторинг уровня воспитанности обучающихся. | Ноябрь | ЗВР, классные руководители, соц.педагоги. | |
Диагностика уровня тревожности и адаптации обучающихся1, 5, 10 классов. | Сентябрь-октябрь | Соц. педагоги, педагоги-психологи,классныеруководител | |
Мониторинг состояния преступлений и правонарушений. | Апрель-май | Соц. педагоги |
Результаты диагностик и мониторинг состояния преступлений и правонарушений освещаются на педагогических советах, родительских собраниях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ «ЛОВКИЕ, БЫСТРЫЕ, СМЕЛЫЕ»
Спортивно-оздоровительная программа «Ловкие, быстрые, смелые» направлена на снятие напряжения, психической усталости, развития гиподинамии и гипокинезии при умственных нагрузках учащихся школы....
Самые смелые
Фото с соревнований по спортивному ориентированию...
"Семеро смелых", мероприятие посвященное 23 февраля
Материал посвящен празднованию Дня Защитника Отечества. Состоит из трех частей - торжественной линейки, игры по маршрутным листам и праздничного концерта, подготовленного девочками....
Разработка спортивного мероприятия "Быстрые, ловкие, смелые".
Разработка спортивного мероприятия«Быстрые, ловкие, смелые»Цель:популяризация физической культуры и спорта и активного отдыха детей.Задачи:Образовательные:- способствовать накоплению двигательно...
Сценарий открытого мероприятия «Весёлые старты» «Сильные. Смелые. Ловкие.»
НОУ «Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер»Цели.-Пропаганда здорового образа жизни.-Развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой.-Воспитание чувства коллективизма, товарищест...
Методическая разработка по Географии "Что изучает география материков и океанов? Как люди открывали и изучали Землю".
География материков и океанов....
ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ? КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ И ИЗУЧАЛИ ЗЕМЛЮ.
ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ?КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ И ИЗУЧАЛИ ЗЕМЛЮ.Цель: Ознакомить с целью, задачами предмета, дать определение понятиям науки, родолжить формирование представления о ...