истоки 7 класс
рабочая программа (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности:
«Истоки»
7 «» класс
201_-201_ учебный год
Составитель:
Нижневартовск, 201
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Истоки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, для обучающихся 7 «Б» класса МБОУ «СШ № 21» , на основании примерной программы «Истоки» 5-9 классы и авторской программы под редакцией А.В. Камкин «Истоки. 7 класс», издательство «Истоки», 2012 год.
Программа ориентирована на УМК: предметную линию учебника: Камкин А.В. «Истоки»: учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Истоки, 2012.
«Истоки» — интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно – нравственном опыте. В центре его – феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.
В плане личностного развития учащихся курс «Истоки» призван определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно – нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.
В плане социализации учащихся курс «Истоки» призван определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.
В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности курс «Истоки» призван привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), раcширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.
Цель курса внеурочной деятельности: освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально — культурного опыта Отечества.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Освоение учениками программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Истоки» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение учениками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Истоки» являются:
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
- складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, составлять конспект и тезисы конспекта);
- способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
- готовность к сотрудничеству, групповой и коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметными результатами изучения курса являются:
- освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
- умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
- владение навыками для установления и выявления причинно-следственных связей;
- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
- составление, описание важнейших памятников культуры народов, выражение своего отношения к ним.
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение (2 часа)
Высокий смысл основных видов человеческой деятельности. Труд: земледелие – чтобы прокормить свою семью и Отечество; ремесло – чтобы обустроить жизнь; торговля и предпринимательство – чтобы доставить товары и произвести новые. Служение: воинское служение – чтобы защитить Отечество; священнослужение – чтобы освятить мир и защитить душу; управление и суд – чтобы обеспечивать порядок и справедливость. Творчество – чтобы просвещать людей и пробуждать в них добрые устремления. СО – словие – люди, живущие в согласии со СЛОВОМ, предназначением своего дела.
Крестьяне (5часов)
Крестьянское сословие во все времена – опора и кормилец Отечества. Традиционные признаки российского крестьянина: собственное домохозяйство, наличие земельного надела, совместное с другими членами мира-общины пользование общими угодьями, наличие семьи и достаточной рабочей силы, преимущественно натуральный характер хозяйства.
Крестьянское дело – основное и дополнительное. Крестьянин – земледелец (пахарь, сеятель, жнец), крестьянин-охотник, грибник и т.п. Крестьянин и крестьянка.
Семейное, общественное и государственное служение крестьянина.
Великое слово крестьянского дела. Многозначность смысла пахоты, боронования, сева, жатвы, обмолота и уборки урожая. Мифологическое и метафорическое прочтение основных дел хлебороба.
Единство человека и природы – главная особенность труда и жизни крестьянина. Человек и природа – творение Божие, между которыми нет противостояния, разрыва и отчуждения. Как в крестьянском деле живут Заповеди Божии. Духовный смысл крестьянского дела.
Что переменчиво, а что устойчиво в крестьянском деле. Традиции земледелия в современном сельскохозяйственном производстве.
Мастера-ремесленники (5 часов)
Старинные сообщества ремесленников. Концы, артели, слободы, цехи. Мастер, подмастерье и ученик. Ремесленные кооперативы.
Важнейшие признаки ремесленника: собственная мастерская, небольшое число людей, работа на заказ или на продажу, признанное личное мастерство ремесленника.
Почему мануфактуры и фабрики не вытеснили ремесленников. Мастер-ремесленник и рабочий. Рука мастера «очеловечивает» производственный труд.
Смысл ремесла – преображение природных материалов. Глубокое знание материалов, секретов ремесла, творческое воображение мастера. Результат мастерства – каждая вещь единственная и неповторимая.
Жизненные уроки ремесла. Метафорический, образный смысл материалов (вода, дерево, камень, кожа, нить и пр.) и действий мастера (ударить, ковать, поднять руку, наклониться и пр.).
Мастера-храмостроители.
Ремесло как осознанное творческое действие, творение того, чего нет в окружающей природе.
Купцы и предприниматели (7 часов)
Купцы, гости и иные деловые люди. Гостиная и суконная сотни. Офени. Гильдии. Предприниматели. Роль купечества и предпринимательства в создании индустриального общества.
Предпринимательство производственное, коммерческое и финансовое. Деловые люди и управляющие. Риск, современное оборудование, надежные источники энергии, квалифицированные рабочие, устойчивый потребитель – основа успеха. Предприниматель соединяет природные ресурсы с производственными, финансовыми и трудовыми.
Искушение – жизненный спутник делового человека. Нравственное правило российского предпринимательства: богат не тот, кто много приобрел, а тот, кто много роздал.
Предприятия, торговые фирмы и банки – наше национальное достояние. Династии российских предпринимателей.
Правила чести российского предпринимательства.
Духовный смысл торговли и предпринимательства – слияние воедино Дара Божьего (природы)с земными делами (производство) ради создания того, что полезно и необходимо людям.
Воинство (5 часов)
Защищать свою землю – право и долг каждого народа. Дружина. Народное ополчение. Казаки. Регулярное войско и мощный морской флот.
Солдаты, офицеры и генералы, матросы, офицеры и адмиралы.
Пехота (гренадеры, егеря, мушкетеры и др.), кавалерия (гусары, кирасиры, драгуны, уланы и др.), артиллеристы, летчики, танкисты, пулеметчики, саперы, радисты, связисты, подводники, ракетчики.
Атрибуты воинства. Флаг как знак воинской чести. Типы флагов и их смысл. Воинский мундир. Погоны. Воинские чины и звания. Ордера и медали. Когда склоняют знамена и срывают погоны.
Воинские заповеди: служи по присяге, живи по уставу, воюй по приказу; отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала; залог воинского успеха – смелость и осторожность; в воинском деле нет мелочей; уважай неприятеля; умей предвидеть развитие событий; мгновение дает победу; формула победы: глазомер, быстрота, натиск; воин несет свою службу не для награды, а во имя Отечества.
Смысл и предназначение воинского служения: помогать, защищать, устрашать, атаковать, окружать, изгонять, охранять, разбивать. Воинское служение не в высоте чина и звания, а в служении Отечеству. Война освободительная, отечественная, народная, оборонительная ведется с гневом праведным, но не злобою. Воинское служение не должно посеять зло в сердце. Его правило – хвала подвигу, позор разбою.
Священство (7 часов)
Тысячелетнее служение священства Отечеству. Таинство рукоположения – начало служения. Смысл священства – служить Богу и ближнему. Евангельское понимание происхождения священства.
Священнослужители и церковнослужители. Диаконы, иереи, архиереи. Великое Слово священства: совершать Богослужения и Таинства, научать Вере, иметь попечение о душе своих духовных детей.
«Батюшки» и «матушки» - их совместное служение ближнему.
Монашество. Обеты целомудрия, нестяжания и послушания. Духовный и телесный подвиг монашества. Уход от мира и служение миру – феномен монашества.
Духовное сословие в истории и культуре Отечества. Образованность, открытость, наследственность – сословные признаки священства. Исторические испытания священства.
Священство как духовное воинство. Одеяния, иерархия, послушание, духовное оружие, предстоятельство – его признаки. Ряса, мантия, крест, панагия, риза – символы предназначения и служения священства.
Священство – «соль» Церкви.
Заключение (2 часа)
Активный экзамен (2 часа)
Основное содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Введение (2 часа) | ||
Высокий смысл человеческой деятельности. Предназначение своего дела. | Беседа. Практическое занятие. | Дискуссии, беседы, проекты, тренинги, ресурсный круг. |
Крестьяне (5 часов) | ||
Крестьянское сословие во все времена. Крестьянское дело. Великое слово крестьянского дела. Духовный смысл крестьянского дела. Традиции земледелия сегодня. | Беседа. Практическое занятие. | Сообщения, доклады, презентации, практикумы, дискуссии, беседы, проекты, тренинги, ресурсный круг, индивидуальное и групповое выполнение заданий. |
Мастера — ремесленники (5 часов) | ||
Ремесленники. Ремесло и производственный труд. Смысл ремесла. Жизненные уроки ремесла. Слово и дело ремесленника. | Беседа. Практическое занятие. | Сообщения, доклады, презентации, практикумы, дискуссии, беседы, проекты, тренинги, ресурсный круг, индивидуальное и групповое выполнение заданий. |
Купцы и предприниматели (7 часов) | ||
Купцы и предприниматели. Дело купца и предпринимателя. Наживать добро или творить добро? Деловые люди – в чем их Слово? Духовный смысл предпринимательства. Высокий смысл Труда. | Беседа. Практическое занятие. | Сообщения, доклады, презентации, практикумы, дискуссии, беседы, проекты, тренинги, ресурсный круг, индивидуальное и групповое выполнение заданий. |
Воинство (5 часов) | ||
На защите своей земли. Атрибуты воинства. Воинские заповеди. Смысл и предназначение воинского служения. | Беседа. Практическое занятие. | Сообщения, доклады, презентации, практикумы, дискуссии, беседы, проекты, тренинги, ресурсный круг, индивидуальное и групповое выполнение заданий. |
Священство (7 часов) | ||
Тысячелетнее служение Отечеству. Священнослужители и церковнослужители. Монашество. Духовное воинство. Священство как сословие. | Беседа. Практическое занятие. | Сообщения, доклады, презентации, практикумы, дискуссии, беседы, проекты, тренинги, ресурсный круг, индивидуальное и групповое выполнение заданий. |
Заключение (2 часа) | ||
Служение Отечеству – особое предназначение человека. Итоговое обобщение. | Беседа. Практическое занятие. | Проекты, индивидуальное выполнение задания. |
Активный экзамен (2 часа) | ||
Высокий смысл Служения. | Практическое занятие. | Проекты, индивидуальное выполнение задания. |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов | |
По плану | Факт | |||
Введение (2 часа) | ||||
Высокий смысл человеческой деятельности. | 1 | |||
Предназначение своего дела. | 1 | |||
Крестьяне (5 часов) | ||||
Крестьянское сословие во все времена. | 1 | |||
Крестьянское дело. | 1 | |||
Великое слово крестьянского дела. | 1 | |||
Духовный смысл крестьянского дела. | 1 | |||
Традиции земледелия сегодня. | 1 | |||
Мастера — ремесленники (5 часов) | ||||
Ремесленники. | 1 | |||
Ремесло и производственный труд. | 1 | |||
Смысл ремесла. | 1 | |||
Жизненные уроки ремесла. | 1 | |||
Слово и дело ремесленника. | 1 | |||
Купцы и предприниматели (7 часов) | ||||
Купцы и предприниматели. | 1 | |||
Дело купца и предпринимателя. | 1 | |||
Наживать добро или творить добро? | 1 | |||
Деловые люди – в чем их Слово? | 1 | |||
Духовный смысл предпринимательства. | 1 | |||
Высокий смысл Труда. | 2 | |||
Воинство (5 часов) | ||||
На защите своей земли. | 1 | |||
Атрибуты воинства. | 1 | |||
Воинские заповеди. | 1 | |||
Смысл и предназначение воинского служения. | 2 | |||
Священство (7 часов) | ||||
Тысячелетнее служение Отечеству. | 2 | |||
Священнослужители и церковнослужители. | 1 | |||
Монашество. | 1 | |||
Духовное воинство. | 1 | |||
Священство как сословие. | 2 | |||
Заключение (2 часа) | ||||
Служение Отечеству – особое предназначение человека. Итоговое обобщение. | 2 | |||
Активный экзамен (2 часа) | ||||
Высокий смысл Служения. | 2 | |||
Итого | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Щит военный, щит духовный", урок по предмету истоки 5 класс
урок по предмету истоки, 5 класс, раздел "Московский кремль", первый урок в теме, с презентацией...
Разработка урока литературы в 7 классе "Истоки героизма и предательства в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба""
Урок, обобщающий изучение повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Цель урока проследить истоки героизма и предательства героев повести. В центре урока проблемный вопрос: "Может л...
Тест для 8 класса по теме «Истоки архитектуры и монументальных видов искусства».
В данной работе представлена проверочная работа для 8 класса по программе Б.М. Неменского по теме " Истоки архитектуры и монументальных видов искусства"...
Программа кружка для 5-6 классов "Темной старины заветные преданья" (У истоков русского фольклора)
Программа кружка "Темной старины заветные преданья..." предполагает ознакомление учащихся со славянской мифологией и фольклором, расширяет их представление о народной культуре....
“К истокам русского слова: роль церковнославянизмов в литературном русском языке” (урок-диалог в 5,6 классах)
Урок-диалог проходит в игровой форме, к которому учащиеся заранее готовят костюмы-буквы церковнославянской азбуки, рассказывая о том, что каждая из них обозначает, а также оформляется выст...
рабочая программа "Истоки" 6 класс
рабочая программа по Истокам для 6 класса: "Слово и Образ России" рассчитана на 34 часа, с тематическим планированием....
Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"
Урок изобразительного искусства в 5 классе по проограмме Б.М. Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промыла"...