Программа суицидального поведения
рабочая программа на тему
Программа суицидального поведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_profilaktike_suitsida_0.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «Лицей № 15» А.Г. Ткачёва ____________________ «___»________________2018 год |
Программа
профилактики суицидального поведения
Составила: Чеботарева Е. Н.
2018 год
Пояснительная записка.
«Для веселия планета наша мало оборудована,
Надо вырвать радость у грядущих дней,
В этой жизни помереть не трудно.
Сделать жизнь значительно трудней».
В. Маяковский
(«Сергею Есенину»)
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. При её разработке опирались на Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”, книгу Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю. “Детский суицид: психологический взгляд”. – СПб.: КАРО, 2006
Цель программы: формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
- Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
- Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
- Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
- Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы и в период трудной жизненной ситуации.
- Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
- Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
- Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Работа с детьми и молодежью, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
- Работа с детьми и молодежью, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
- Работа с неблагополучными семьями.
4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
5. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
- Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
- Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
- Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
- Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
6. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с отклонениями в поведение и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.
Достоинства настоящей программы:
- возможность для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
- возможность для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
- создание условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Для профилактики суицидальных мыслей, намерений и попыток целесообразно выделить следующие основные принципы деятельности:
- Формировать «ПОЗИТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ» окружающего мира.
В целом продолжительность и качество жизни связаны с такими чертами человека, как оптимизм и жизнерадостность. Наполеон Хилл: ” Неудачи учат нас, а не ставят перед нами заграждения… В каждом отрицательном моменте заложены семена столь же существенных положительных моментов… Всего лишь одна, но хорошая идея, подкрепленная действием, способна обратить неудачу в успех. Ваши ошибки – это не Вы”.
Принципиальный подход к «позитивному мышлению» заключается в переориентации восприятия окружающего мира, формировании оптимистичных тенденций в характере подростка. Нужно научиться переключать психическую энергию подростка с деструктивного на конструктивное направление.
Например, вместо пустых переживаний типа «Ах, ну почему она меня не любит?» или «За что мне такое несчастье?» следует переформулировать проблему в вопрос «Что я должен предпринять, для того, чтобы она меня полюбила?» или «Что мне нужно от этой жизни, чтобы я чувствовал себя счастливым?». Найти зону наибольшего проявления интересов и увлечений подростка и направьте туда его внимание, время и энергию (объединения дополнительного образования разного направления, вовлечение в общественные дела, внеклассные массовые мероприятия и др.).
- ФОРМИРОВАТЬ АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ личности подростка.
Ребенок – обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностной ориентации, что, несомненно, значимо в урегулировании конфликта. Работа с семьей важнейшая составная часть профилактики суицида.
Направления работы с родителями по профилактике суицида:
- Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.
- Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
- Формирование у родителей потребности в самообразовании.
Профилактическая работа строится со всеми участниками образовательного процесса.
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Просвещение и профилактика | |||||
Учащиеся | |||||
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственный | ||
1 | Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации | в течение года | соц. педагог | ||
2 | Составление базы данных по социально неблагополучным семьям | сентябрь | соц. педагог | ||
3 | Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска | в течение года | соц. педагог | ||
4 | Организация оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей (лагерь дневного пребывания при ОУ) | каникулярное время | соц. педагог | ||
5 | Организация работы по профилактике профессионального выгорания педагогов | в течение года | Зам.директора по ВР | ||
6 | Психолого-педагогические классные часы: В поисках хорошего настроения (1 кл) Профилактика курения (2 кл) Как научиться жить без драки (3 кл, ШП №10 - 2006) Учимся снимать усталость (4 кл) Толерантность (1-11 классы) Как преодолевать тревогу (6 класс) Способы решения конфликтов с родителями (7 кл.) Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом (8 кл.) Грани моего Я (9 кл, ШП №15 - 2006) Я + он + они = мы (10 кл, ШП №18 - 2006) Способы саморегуляции эмоционального состояния (11 кл., ШП №2 – 2006, №4 – 2005) «Как сказать Нет!» () (8 кл.) Не сломай свою судьбу! Подросток и наркомания. (9 кл) | октябрь ноябрь ноябрь январь сентябрь февраль декабрь октябрь февраль январь март февраль апрель | соц. педагог кл. руководители | ||
7 | Правовые классные часы: Что ты должен знать об УК РФ (6 – 8 кл.) Уголовная ответственность несовершеннолетних (8 – 11 кл.) Знаешь ли ты свои права и обязанности (5 – 9 классы) | сентябрь, октябрь ноябрь | Участковый инспектор, инспектор соц. педагог | ||
8 | Психолого-педагогическая поддержка обучающихся к выпускным экзаменам (тренинг 9 кл) | март - апрель | Заместитель директора по УВР | ||
9 | Игра для учащихся 5–6 х классов «Колючка» (интеграция «отверженных», ШП №11 - 2006) | октябрь | Заместитель директора по ВР | ||
10 | Игра «В чём смысл жизни?» (10кл, ШП №5 - 2005 ) | февраль | кл. руководитель | ||
11 | Гр. занятия по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни «Я и мой выбор» | в течение года | кл. руководители | ||
12 | Диспут для подростков «Успех в жизни» | декабрь | соц. педагог, заместитель директора по ВР | ||
13 | Организация работы группы для подростков «Поверь в себя» | январь | соц. педагог | ||
Педагоги | |||||
1 | Деловая игра «Педагогические приёмы создания ситуации успеха» (ШП №15- 2006) | октябрь | заместитель директора по ВР | ||
2 | Семинар «Что такое суицид и как с ним бороться» | ноябрь | Соц.педагог | ||
3 | Семинар кл. руководителей «Некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников» (ШП №2 - 2005) | декабрь | заместитель директора по ВР | ||
4 | Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе» (ШП №10, 12, 16, 19 - 2001) | февраль | заместитель директора по ВР | ||
5 | Семинар классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними» (ШП №40-42 2004) | март | заместитель директора по ВР | ||
6 | Семинар-практикум «Методы разрешения педагогических конфликтов» | по плану | заместитель директора по ВР | ||
Родители | |||||
1 | Родительский лекторий: Наши ошибки в воспитании детей. Шаги общения. Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки. Тревожность и её влияние на развитие личности. Трудный возраст или советы родителям. (ШП №17-18, 1998) Что такое суицид и как с ним бороться. (5-11 кл) Чем и как увлекаются подростки. (ШП №1 - 2005) Куда уходят дети: профилактика безнадзорности и бродяжничества. Как помочь ребенку справиться со стрессом. | по плану, по запросу | кл. руководители, заместитель директора по ВР, соц. педагог | ||
2 | Индивидуальные консультации для родителей | по плану | соц. педагог, кл.руководители | ||
Диагностика | |||||
Учащиеся | |||||
1 | Исследование социального статуса | ежегодно | кл. руководитель | ||
2 | Исследование уровня адаптации | по плану | соц. педагог | ||
3 | Исследование уровня тревожности | по плану | кл. руководители | ||
4 | Опросник Басса – Дарки (агрессия, чувство вины) | по запросу | кл. руководители | ||
5 | Оценка способов реагирования на конфликтные ситуации | по запросу | соц. педагог | ||
6 | Склонность к отклоняющемуся поведению | дети группы риска | соц. педагог | ||
Родители | |||||
1 | Опросник « Родительского отношения» (А.Варга, В.Столин) | по запросу | кл. руководители | ||
Коррекция | |||||
1 | Занятие «Ты и я – такие разные» - для подростков 5-6 класс (ШП №11 - 2002) | октябрь | заместитель директора по ВР | ||
2 | Занятие «Барьеры непонимания» 8 класс (ШП №46 - 2001) | ноябрь | соц.педагог | ||
3 | Занятие по повышению самооценки «Нарисуй подарок самому себе» (7 кл., ШП №10 - 2005) | декабрь | соц.педагог | ||
4 | Тренинг уверенности (для старшеклассников, ШП № 2, 3, 4 – 2005, №15 - 2006) | февраль | заместитель директора по ВР | ||
5 | Тренинг «Манипуляция: игры, в которые играют все» (для старшеклассников, ШП № 2, 5, 6, 7 - 2005) | март | заместитель директора по ВР |
Литература
- Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
- Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
- Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
- Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).
- Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.
- Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2
- Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.
- Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
- Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.
- Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15
- Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
- Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.
- Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
- Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.
- Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4
- Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
- Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
- Стишенок И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11.
- Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
- Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный психолог, 2002, №11.
- Электронный вариант журнала «Школьный психолог» (ШП) http://psy.1september.ru/index.php?year=2005&num=02
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо...
Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.
Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.Суицидальное поведение– это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, выска...
Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...
Превентивная деятельность на ранних этапах суицидального поведения обучающихся ( распознавание и применение превентивных мер в каждом этапе суицидального процесса)
Мы, взрослые говорим, что нам трудно, на нас давят экономические и политические проблемы. А легко ли сегодня в этом мире нашим детям? Чаще всего дети вовсе не жаждут смерти. Просто им изо всех сил хоч...
Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.
В статье рассмотрены вопросы раннего выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного поведения. Подробно рассмотрены факторы, ...
Многоуровневая модель суицидальной превенции. План программных мероприятий по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних на 2021-2026 учебный год
В настоящее время проблема противоправного поведения в детской и подростковой среде остается актуальной и насущной. Сменяется вектор девиаций: от злоупотребления алкоголем к уходу от реальности в вирт...
Профилактика суицидального поведения и оказание экстренной психологической помощи при суицидальных попытках детьми и подростками
Профилактика суицидального поведения иоказание экстренной психологической помощипри суицидальных попыткахдетьми и подростками....