Программа внеурочной деятельности "В ответе за будущее"
рабочая программа (9 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности "В ответе за будущее"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса внеурочной деятельности «В ответе за будущее»
Аннотация
- В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
- Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, человечество, наука, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература.
Программа «В ответе за будущее» направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности, совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и социальных партнеров; раскрывает системный подход в воспитании личности, способной реализовать себя в разных областях жизни, формировании гражданской компетенции, которая включает в себя совокупность способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс своих прав и обязанностей в обществе. Становление личности школьника неразрывно связано с формированием у них духовно-нравственных ценностей.
Пояснительная записка
Обоснование актуальности и необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа. Моделируемыми нравственными ценностями являются: гуманность, любовь, доброта, милосердие, чуткость, толерантность.
В основу программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества; включена система воспитательных мероприятий, позволяющих обучающимся осваивать и на практике использовать полученные знания. Значимость программы «В ответе за будущее» заключается в создании условий для формирования целостной образовательной среды, включающей урочную и внеурочную деятельность, учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику, воспитания личности ребенка, социально компетентного, активного, ответственного гражданина.
Реализация данной программы позволяет учащимся:
- приобщиться к творческой, поисковой, научно-исследовательской и проектной деятельности;
-оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству;
- подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Данная программа необходима для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, вовлечения в активную деятельность учащихся и их родителей.
В настоящее время в рамках ФГОС становится актуальной проблема организации внеурочной деятельности, формирование личностных, предметных и метапредметных умений обучающихся. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей.
Программа курса внеурочной деятельности «В ответе за будущее» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Стратегии гражданско-патриотического воспитания молодежи ХМАО-Югры, Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования в МБОУ лицее №1.
Цель: формирование нравственных качеств личности, накопление духовного опыты, основанного на традициях культуры
Задачи:
- формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
- воспитывать нравственные качества личности;
- способствовать освоению основных социальных ролей, моральных и этических норм;
- приобщать к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Формы и методы работы
- исторические экскурсии;
- литературно-музыкальные композиции;
- просмотр презентаций и видеофильмов;
- проектная деятельность;
- творческие встречи;
- конкурсы;
- выставки;
- посещение библиотек;
- литературные уроки;
- фестивали
Принципы реализации программы:
- личностно ориентированная направленность: формирование духовно- нравственных качеств личности;
- деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате практической деятельности – создании проектов;
- оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе.
Ценностные ориентиры содержания программы.
В создавшихся условиях актуальным становится переосмысление духовного становления личности современного школьника на основе развития эстетического восприятия окружающего мира, его эмоционально-образного мышления.
Духовно-нравственное воспитание и развитие личности выстраивается на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов и осуществляется в процессе социализации путем последовательного расширения и укрепления ценностной сферы личности. Такие установки согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности: базовые и традиционные
Основными принципами организации реализации данной программы являются:
- нравственный пример педагога;
- индивидуально-личностное развитие;
- социально-педагогическое партнерство;
- интегративность программ обучения и духовно-нравственного воспитания.
Эффективным способом становится реализация мероприятий по следующим основным направлениям деятельности педагога, учащихся и их родителей:
- воспитание нравственных убеждений и морального сознания, где регулятором выступает мораль, так как именно моральные оценки предопределяют нравственный смысл и назначение человеческой активности. Существует необходимость систематического и непрерывного воспроизводства морального сознания, наполнение его нормативными представлениями гражданственного и гуманистического характера. Учитель помогает выстроить нравственные ценности, создает представления о добре и зле, о назначении и смысле жизни, о счастье, любви и верности;
- развитие экологической культуры, целью которой является ответственное отношения к окружающему миру, что предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов.
- формирование должного представления о семье, семейных ценностях.
- становление эстетического воспитания через понимание прекрасного: в искусстве, природе, труде, общественных отношениях, поступках людей.
Каждое из направлений раскрывает сущность духовно-нравственного развития личности, основывается на определенной системе базовых национальных ценностей и обеспечивает усвоение их обучающимися.
Данная программа внеурочной деятельности «В ответе за будущее» предназначена для детей 14-16 лет.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю)
Мониторинг достижения планируемых результатов
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, ведущими методами которых являются:
- экспертные суждения (родителей, партнеров школы);
- анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;
- различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;
- самооценочные суждения детей.
Инструментарий мониторинга:
- диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой
- анкета «Необитаемый остров», «Настоящий друг» (А.С. Прутченков)
- тест «Хороший ли ты сын/дочь» (Л.И. Лаврентьева)
- проектная методика «Автопортрет»
- изучение удовлетворённости школьной жизнью по методике А.А. Андреева. Социометрия
- определение социальной активности школьника (методика Е.Н. Степанова) диагностика уровня воспитанности (Н.П. Капустина)
- тест «Размышления о жизненном опыте» (Е. Щуркова)
- диагностики: нравственная самооценка, этика поведения, отношение к жизненным ценностям.
Ожидаемые результаты по реализации мероприятий программы
Личностные:
- развитие чувства гордости, любви к Родине;
- осознание значения семейных ценностей, заботливое отношение к членам своей семьи;
- уважительное отношение к иному мнению;
- формирование способности к саморазвитию и личностному самоопределению
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- адекватное восприятие замечаний окружающих;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственную позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Познавательные универсальные учебные действия:
- формулировать проблему;
- выстраивать сообщения в устной и письменной формах, в том числе творческого и исследовательского характера;
- фиксировать информацию, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- использовать различные способы поиска (справочные источники и сети Интернет);
- планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять эффективные способы достижения результата;
- решать проблемы творческого и поискового характера;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей.
Предполагаемые партнёры в реализации программы:
- Галерея современного искусства "Стерх"
- Сургутский музыкально-драматический театр
- Дворец бракосочетания
- Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина
- Литературное объединение «Северный огонек»
- Храм в честь Иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость»
- Городской Совет ветеранов войны и труда
- ИКЦ «Старый Сургут»
- МБУК Сургутский краеведческий музей
Научно – методическое обеспечение программы.
Для реализации программы необходима дополнительная литература:
- видеофрагменты, материалы Интернет, статьи периодических изданий.
- работа в архивах, библиотеках.
- работа в компьютерном классе для обработки материала.
Содержательные линии программы:
- воспитание социально-психологической адаптации к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе; работать в группе ведомым и ведущим; общаться в коллективе сверстников и со старшими; обоснованно критиковать и адекватно реагировать на критику; оказывать помощь;
- формирование эстетического восприятия и художественного вкуса: способности видеть и чувствовать красоту окружающего мира, понимать смысл произведений художественной культуры;
- социально-нравственное воспитание: формирование чувства любви и уважения; развитие чувства сострадания, формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и других людей; ознакомление с этическими нормами, их культурно-исторической обусловленностью и формирование осознанного понимания их необходимости.
Программа разработана для обучающихся 8-9 классов.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
должен знать:
- особенности конфликта и пути выхода из него;
- значение самовоспитания и самосовершенствования;
- основные правила морали и этикета; основные правила диалога.
Должен уметь:
- применять на практике правила поведения;
- знать, называть и выполнять основные нравственные обязанности, требования человека к себе, окружающим людям, к семье и обществу.
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы «В ответе за будущее» будут использованы следующие средства материально-технического обеспечения:
1. Оборудование. Ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., классная доска для оформления письменного и иллюстративного материала к занятию.
2. Технические средства обучения. Демонстрационное оборудование: компьютер, телевизор, музыкальный центр, СD, DVD, экран и интерактивная доска.
Мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.
3. Библиотечный фонд. Книги для развития учащихся, нормативные документы, научно-популярная литература, энциклопедическая ,справочная и художественная литература. Публицистические материалы.
Учебно-методический план
Наименование раздела | Всего | Тео рия | Прак тика | Форма контроля | |
1 | «Что в имени тебе моем…» | 7 | 2 | 5 | Устный опрос по теме. Создание проектов. Рейтинг. Выступление. |
2 | «Семья… Как много в этом слове…» | 7 | 3 | 4 | Оформление библиографических данных по отдельным темам. Доклады на определенные темы. Интеллектуальная игра. |
3 | «Что такое счастье…» | 7 | 3 | 4 | Творческие проекты «Археология», «Этнография», «Топонимика». Проект «Календарь». Подготовка докладов на предложенные темы. Викторины. |
4 | «От героев былых времен…» | 7 | 5 | 2 | Анкеты. Тестирование. Выставка. Дискуссии. |
5 | «Разговор о жизни» | 7 | 2 | 5 | Конкурс творческих работ. Творческая книжка. |
Итого: | 35 | 15 | 20 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Форма организации деятельности | Кол- во часов |
«Что в имени тебе моем…» | |||
1-2 | «Большая буква в именах» | Беседа Творческий проект | 2 |
3 | «Я все сумею, все смогу» | Дискуссия | 1 |
4-5 | «Мы вместе» | Фестиваль | 2 |
6-7 | Творческий проект «Герой нашего времени» | Творческий проект | 2 |
«Семья… Как много в этом слове…» | |||
8-9 | Повесть семейного альбома | Беседа Дискуссия | 2 |
10-11 | Национальные нормы этикета | Классный час-практикум | 2 |
12-13 | «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» | Тренинги, ролевые игры | 2 |
14 | Творческий проект ««Это важное слово – семья» | Творческий проект | 1 |
«Что такое счастье…» | |||
15-16 | Счастье человека | Тематическая экспозиция | 2 |
17-18 | Любовь. Красота. Счастье. | Дискуссия | 2 |
19 | Роскошь человеческого общения | Дебаты | 1 |
20 | «Соблазнов в мире много – жизнь одна» | Беседа Дискуссия | 1 |
21 | Творческий проект «Формула счастья» | Творческий проект | 1 |
«От героев былых времен…» | |||
22-23 | Ценности трех поколений | Тематическая экспозиция | 2 |
24-25 | Отечества достойные сыны… | Беседа Дискуссия | 2 |
26-27 | «Мгновения Победы» | Литературный конкурс | 2 |
28 | Творческий проект «Отечество» | Творческий проект | 1 |
«Разговор о жизни» | |||
29-30 | «Летопись добрых дел» | Тематическая экспозиция | 2 |
31-32 | «Быть или казаться» | Беседа. Дискуссия | 2 |
33-34 | «Открытый мир» | Конкурс полезных сайтов | 2 |
35 | Создание видеосюжета «В ответе за будущее» | Творческий проект | 1 |
Итого | 35 |
Список рекомендуемой литературы
- Касаткина Н.А. Уроки знаний. Классные часы/ Волгоград, 2013. – 157с.
- Кумицкая Т.М. Юности честное зерцало. Программа по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий./М.: 5 за знания, 2005.-186с.
- Справочник классного руководителя./ №4, 2016
- Сгибнева Е.П. Классные часы в 10-11-х классах./ Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.-312с.
- Степанов Е.Н. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно ориентированного классного часа/М.: Творческий центр, 2012. -127с.
- Классный руководитель ./ №3, №8, 2015
- Маслюк О.Н. Дорога к горизонту./Родительское собрание, 2002, № 1, с. 6-23.
- Молчанова З.М. Личностное портфолио старшеклассника. Учебно-методическое пособие. – М.: Глобус, 2016.- 128с.
- Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Книга для учащихся: М. – Просвещение, 2014. – 191с.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., Просвещение, 2015.
- Сухомлинский В.А. Верь в человека. – М., 1913.
- Круглова Т.Ф., Белоусова Г.В. Структура концепции воспитания школы русской МОУ СОШ № 2 г. Пикалво // Завуч, 2012, № 1, с. 37.
- Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М, 2015.
Используемые информационные ресурсы
- http://www.lseptember.ru/ru/ (издательский дом «Первое сентября»)
- http://vkids.km.ru/ (детская страничка «Кирилла и Мефодия»)
- http://www.kulina.ru/articles/holy/maslenitsa/
- http://www. admsurgut.ru/about.php?ttop=200524
- http://etnic.ru/edu/ugry/ugryll,html
- http://www.surwiki.ru
- http://letopisi.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кружок « Будущие олимпийцы»
Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. П...
"Между прошлым и будущим". Программа внеурочной деятельности учащихся 5-х классов
Программа внеурочной деятельности учащихся 5-х классов "Между прошлым и будущим" по общеинтеллектуальному направлению, занявшая второе место в муниципальном педагогическом конкурсе методических матери...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» 8 класс 2019 г
Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 общеобразовательного класса разработана на основе федерального закона Рос...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наука в вопросах и ответах" для 7 класса
Программа курса внеурочной деятельности «Наука в вопросах и ответах» адресована учащимся 7 класса и является одной из важных составляющих по интеграции предметов естественнонаучного цикла....
Программа внеурочной деятельности по химии для 7 класса "Химия. Вопросы и ответы"
Программа внеурочной деятельности по химии для 7 класса содержит следующие разделы: - Введение, - Химическая лаборатория, - Вещества на кухне, - Атомы. Молекулы. Вещества, - П...
Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 класса 2019-2020 г
Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 класса...
Рабочая программа по программе внеурочной деятельности «Билет в будущее».
Данный курс знакомит школьников с общими основами выбора профессии (информационными, психологическими, практическими). Знание этих основ обеспечивает учащимся принятие адекватного решения, как о выбор...