Программа внеурочной деятельности "В ответе за будущее"
рабочая программа (9 класс) на тему

Ковальчук Фаина Алексеевна

Программа внеурочной деятельности "В ответе за будущее"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа курса внеурочной деятельности «В ответе за будущее»

Аннотация

  1. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
  2. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, человечество, наука, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература.

Программа «В ответе за будущее» направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности,  совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и социальных партнеров; раскрывает системный подход в воспитании личности, способной реализовать себя в разных областях жизни, формировании гражданской компетенции, которая включает в себя совокупность способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс своих  прав и обязанностей в обществе. Становление личности школьника  неразрывно связано с формированием у них духовно-нравственных ценностей.

Пояснительная записка
Обоснование актуальности и необходимости разработки и внедрения  предлагаемой программы

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа. Моделируемыми нравственными ценностями являются: гуманность, любовь, доброта, милосердие, чуткость, толерантность.

В основу программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества; включена система воспитательных мероприятий, позволяющих обучающимся осваивать и на практике использовать полученные знания. Значимость  программы «В ответе за будущее»  заключается в создании условий для формирования целостной образовательной среды, включающей урочную и внеурочную деятельность, учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику, воспитания личности ребенка, социально компетентного, активного, ответственного гражданина.

Реализация данной программы  позволяет учащимся:

- приобщиться к творческой, поисковой, научно-исследовательской и проектной деятельности;

-оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству;

- подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.  

Данная программа  необходима  для  воспитания  духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, вовлечения  в  активную  деятельность  учащихся и их родителей.

В настоящее  время  в  рамках  ФГОС  становится  актуальной  проблема организации  внеурочной  деятельности,  формирование  личностных, предметных и метапредметных умений обучающихся. Овладение учащимися универсальными  учебными  действиями    создают  возможность самостоятельного  успешного  освоения  новых  знаний,  умений  и компетентностей.  

   Программа курса внеурочной деятельности «В ответе за будущее» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Стратегии гражданско-патриотического воспитания молодежи ХМАО-Югры,  Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования в  МБОУ лицее №1.

Цель: формирование нравственных качеств личности, накопление духовного опыты, основанного на традициях культуры

 Задачи: 

- формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

-  воспитывать нравственные качества личности;

- способствовать освоению основных социальных ролей, моральных и этических норм;

 - приобщать  к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Формы и методы работы

  • исторические экскурсии;
  • литературно-музыкальные композиции;
  • просмотр презентаций и видеофильмов;
  • проектная деятельность;
  • творческие встречи;
  • конкурсы;
  • выставки;
  • посещение библиотек;
  • литературные уроки;
  • фестивали

Принципы реализации программы:

  • личностно ориентированная направленность: формирование духовно-  нравственных качеств личности;
  • деятельностный подход: воспитание и развитие личности  в результате     практической деятельности – создании проектов;
  • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе.

Ценностные ориентиры содержания программы.

В создавшихся условиях актуальным становится переосмысление духовного становления личности современного школьника на основе развития эстетического восприятия окружающего мира, его эмоционально-образного мышления.

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности выстраивается на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов и осуществляется в процессе социализации путем последовательного расширения и укрепления ценностной сферы личности. Такие установки согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности: базовые и традиционные

Основными  принципами организации реализации данной программы являются:

  • нравственный пример педагога;
  • индивидуально-личностное развитие;
  • социально-педагогическое  партнерство;
  • интегративность программ обучения и духовно-нравственного воспитания.

Эффективным способом  становится реализация мероприятий по следующим основным направлениям деятельности педагога, учащихся и их родителей: 

  • воспитание нравственных убеждений и морального сознания, где регулятором выступает мораль, так как именно моральные оценки предопределяют нравственный смысл и назначение человеческой активности. Существует необходимость систематического и непрерывного воспроизводства морального сознания, наполнение его нормативными представлениями гражданственного и гуманистического характера. Учитель помогает выстроить нравственные ценности, создает представления о добре и зле, о назначении и смысле жизни, о счастье, любви и верности;
  • развитие экологической культуры, целью которой является ответственное отношения к окружающему миру, что предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов.
  • формирование должного представления о семье, семейных ценностях.
  • становление эстетического воспитания через понимание прекрасного: в искусстве, природе, труде, общественных отношениях, поступках людей.

Каждое из направлений раскрывает сущность духовно-нравственного развития личности, основывается  на определенной системе базовых национальных ценностей и обеспечивает усвоение их обучающимися.

Данная программа внеурочной деятельности «В ответе за будущее» предназначена для детей 14-16 лет.

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю)

Мониторинг достижения планируемых результатов  

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, ведущими методами которых являются:  

  • экспертные суждения (родителей, партнеров школы);  
  • анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  
  • различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;  
  • самооценочные суждения детей.  

Инструментарий мониторинга:

  • диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой
  • анкета «Необитаемый остров», «Настоящий друг» (А.С. Прутченков)
  • тест «Хороший ли ты сын/дочь» (Л.И. Лаврентьева)
  • проектная методика «Автопортрет»
  • изучение удовлетворённости школьной жизнью по методике А.А. Андреева. Социометрия
  • определение социальной активности школьника (методика Е.Н. Степанова) диагностика уровня воспитанности (Н.П. Капустина)
  • тест «Размышления о жизненном опыте» (Е. Щуркова)
  • диагностики: нравственная самооценка, этика поведения, отношение к жизненным ценностям.

Ожидаемые результаты по реализации мероприятий программы

Личностные:

  • развитие чувства гордости, любви к Родине;
  • осознание значения семейных ценностей, заботливое отношение к членам своей семьи;
  • уважительное отношение к иному мнению;
  • формирование способности к саморазвитию и личностному самоопределению

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • адекватное  восприятие замечаний  окружающих;
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной  деятельности;
  • формулировать собственную позицию;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • формулировать проблему;
  • выстраивать сообщения в устной и письменной формах, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • фиксировать информацию, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
  • использовать различные способы поиска  (справочные источники и сети Интернет);
  • планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять эффективные способы достижения результата;
  • решать проблемы творческого и поискового характера;
  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей.

Предполагаемые партнёры в реализации программы:

  1. Галерея современного искусства "Стерх"
  2. Сургутский музыкально-драматический театр
  3. Дворец  бракосочетания
  4. Центральная  городская библиотека им. А.С. Пушкина
  5. Литературное объединение «Северный огонек»
  6. Храм в честь Иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость»
  7. Городской Совет ветеранов войны и труда
  8. ИКЦ «Старый Сургут»
  9. МБУК Сургутский краеведческий музей

Научно – методическое обеспечение программы.

   Для реализации программы необходима дополнительная литература:

  • видеофрагменты, материалы Интернет, статьи периодических изданий.
  • работа в архивах, библиотеках.
  • работа в компьютерном классе для обработки материала.

Содержательные линии программы:

  • воспитание социально-психологической адаптации к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе; работать в группе ведомым и ведущим; общаться в коллективе сверстников и со старшими; обоснованно критиковать и адекватно реагировать на критику; оказывать помощь;
  • формирование эстетического восприятия и художественного вкуса: способности видеть и чувствовать красоту окружающего мира, понимать смысл произведений художественной культуры;
  • социально-нравственное воспитание: формирование чувства любви и уважения; развитие чувства сострадания, формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и других людей; ознакомление с этическими нормами, их культурно-исторической обусловленностью и формирование осознанного понимания их необходимости.

Программа разработана для обучающихся 8-9 классов.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

должен знать:

  • особенности конфликта и пути выхода из него;
  • значение самовоспитания и самосовершенствования;
  • основные правила морали и этикета; основные правила диалога.

Должен уметь:

  • применять на практике правила поведения;
  • знать, называть и выполнять основные нравственные обязанности, требования человека к себе, окружающим людям, к семье и обществу.

Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации программы «В ответе за будущее» будут использованы следующие средства материально-технического обеспечения:

1. Оборудование. Ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., классная доска для оформления письменного  и  иллюстративного материала к занятию.

2. Технические средства обучения. Демонстрационное оборудование: компьютер, телевизор, музыкальный центр, СD, DVD, экран и интерактивная доска.

Мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.

3. Библиотечный фонд. Книги для развития учащихся, нормативные документы, научно-популярная литература, энциклопедическая ,справочная  и художественная литература. Публицистические материалы.

Учебно-методический план

Наименование раздела

Всего

Тео рия

Прак тика

Форма контроля

1

«Что в имени тебе моем…»

7

2

5

Устный опрос по теме. Создание проектов. Рейтинг. Выступление.

2

«Семья… Как много в этом слове…»

7

3

4

Оформление библиографических данных по отдельным темам. Доклады на определенные темы. Интеллектуальная игра.

3

«Что такое счастье…»

7

3

4

Творческие проекты «Археология», «Этнография», «Топонимика». Проект «Календарь». Подготовка докладов на предложенные темы. Викторины.

4

«От героев былых времен…»

7

5

2

Анкеты. Тестирование. Выставка. Дискуссии.

5

«Разговор о жизни»

7

2

5

Конкурс творческих работ.  Творческая книжка.

Итого:

35

15

20

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Форма организации деятельности

Кол- во

часов

«Что в имени тебе моем…»

1-2

«Большая буква в именах»

Беседа

Творческий проект

2

3

«Я все сумею, все смогу»

Дискуссия

1

4-5

«Мы вместе»

Фестиваль

2

6-7

Творческий проект

«Герой нашего времени»

Творческий проект

2

«Семья… Как много в этом слове…»

8-9

Повесть семейного альбома

Беседа

Дискуссия

2

10-11

Национальные нормы этикета

Классный час-практикум

2

12-13

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

Тренинги, ролевые игры

2

14

Творческий проект ««Это важное слово – семья»

Творческий проект

1

«Что такое счастье…»

15-16

 Счастье человека 

Тематическая экспозиция

2

17-18

Любовь. Красота. Счастье.

Дискуссия

2

19

Роскошь человеческого общения

Дебаты

1

20

«Соблазнов в мире много – жизнь одна»

Беседа

Дискуссия

1

21

Творческий проект «Формула счастья»

Творческий проект

1

«От героев былых времен…»

22-23

Ценности трех поколений

Тематическая экспозиция

2

24-25

Отечества достойные сыны…

Беседа

Дискуссия

2

26-27

«Мгновения Победы»

Литературный конкурс

2

28

Творческий проект «Отечество»

Творческий проект

1

«Разговор о жизни»

29-30

 «Летопись добрых дел»

Тематическая экспозиция

2

31-32

«Быть или казаться»

Беседа. Дискуссия

2

33-34

«Открытый мир»

Конкурс полезных сайтов

2

35

Создание видеосюжета

«В ответе за будущее»

Творческий проект

1

Итого

 35

Список рекомендуемой литературы

  1. Касаткина Н.А. Уроки знаний. Классные часы/ Волгоград, 2013. – 157с.
  2. Кумицкая Т.М. Юности честное зерцало. Программа по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий./М.: 5 за знания, 2005.-186с.
  3. Справочник классного руководителя./  №4, 2016
  4. Сгибнева Е.П. Классные часы в 10-11-х классах./ Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.-312с.
  5. Степанов Е.Н. Классному руководителю о классном часе. Технология  подготовки и проведения личностно ориентированного классного часа/М.: Творческий центр, 2012. -127с.
  6. Классный руководитель ./ №3, №8, 2015
  7. Маслюк О.Н. Дорога к горизонту./Родительское собрание, 2002, № 1, с. 6-23.
  8. Молчанова З.М. Личностное портфолио старшеклассника. Учебно-методическое пособие. – М.: Глобус, 2016.- 128с.
  9. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Книга для учащихся: М. – Просвещение, 2014. – 191с.
  10. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., Просвещение, 2015.
  11. Сухомлинский В.А. Верь в человека. – М., 1913.
  12. Круглова Т.Ф., Белоусова Г.В. Структура концепции воспитания школы русской МОУ СОШ № 2 г. Пикалво // Завуч, 2012, № 1, с. 37.
  13. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М, 2015.

Используемые информационные ресурсы

  1. http://www.lseptember.ru/ru/ (издательский дом «Первое сентября»)
  2. http://vkids.km.ru/        (детская страничка «Кирилла и Мефодия»)
  3. http://www.kulina.ru/articles/holy/maslenitsa/
  4. http://www. admsurgut.ru/about.php?ttop=200524
  5. http://etnic.ru/edu/ugry/ugryll,html
  6. http://www.surwiki.ru
  7. http://letopisi.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кружок « Будущие олимпийцы»

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. П...

"Между прошлым и будущим". Программа внеурочной деятельности учащихся 5-х классов

Программа внеурочной деятельности учащихся 5-х классов "Между прошлым и будущим" по общеинтеллектуальному направлению, занявшая второе место в муниципальном педагогическом конкурсе методических матери...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» 8 класс 2019 г

Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 общеобразовательного класса разработана на основе федерального закона Рос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наука в вопросах и ответах" для 7 класса

Программа курса внеурочной деятельности «Наука в вопросах и ответах» адресована учащимся 7 класса и является одной из важных составляющих по интеграции предметов естественнонаучного цикла....

Программа внеурочной деятельности по химии для 7 класса "Химия. Вопросы и ответы"

Программа внеурочной деятельности по химии для 7 класса содержит следующие разделы: - Введение, - Химическая лаборатория, - Вещества на кухне, - Атомы. Молекулы. Вещества, - П...

Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 класса 2019-2020 г

Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах»  общеинтеллектуального направления для 8 класса...

Рабочая программа по программе внеурочной деятельности «Билет в будущее».

Данный курс знакомит школьников с общими основами выбора профессии (информационными, психологическими, практическими). Знание этих основ обеспечивает учащимся принятие адекватного решения, как о выбор...