Профилактическая программа по правовому просвещению обучающихся и родителей "Азбука права: изучаем вместе"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Успешность развития гражданского общества и государства в целом зависит от уровня осведомленности граждан в области права, а также от сложившейся практики обращений людей к правовым способам регулирования взаимоотношений в самых разных сферах их жизнедеятельности.
В настоящее время в России наблюдается стремление граждан прибегать к правовым механизмам защиты собственных прав и прав ребенка. Возрастает заинтересованность в формировании правовой компетенции всей семьи и каждого ее члена в отдельности. Однако в связи с тем, что в нашей стране происходит непрерывный процесс обновления законодательства, формирование правового сознания молодежи, подростков и детей младшего возраста усложняется. Старшие не могут передать подрастающему поколению свой правовой опыт, им самим сложно разобраться в огромной массе создающихся и исчезающих законов, не хватает базовой подготовки, включающей, главным образом, основы знаний по праву, навыки работы со специфической правовой информацией и ее применением.
Ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит системе образования, отличающейся определенной стабильностью, располагающей материальной и кадровой базой и объединяющей вокруг себя, по крайней мере, два поколения граждан страны: детей и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 227.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области гимназия города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
Название программы: «АЗБУКА ПРАВА: ИЗУЧАЕМ ВМЕСТЕ»
Автор: Рябышева Татьяна Владимировна,
учитель математики
1. Паспорт программы
Наименование программы | Программа «Азбука права: изучаем вместе» |
Нормативно-правовая база | 1) Конституция Российской Федерации 2) Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» 4) Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» 5) Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» |
Разработчик программы | Рябышева Т.В., зам. директора по УВР |
Кадровое обеспечение | Классные руководители 1-11 классов, учителя истории и обществознания |
Сроки реализации программы | 2017-2018 учебный год |
Цель программы | Создание условий для формирования правовой культуры обучающихся и их родителей (законных представителей), включая позитивные для общества правовые ориентации, убеждения, ценности, образцы юридически значимого поведения |
Задачи программы | 1. Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам. 2. Развитие интереса к правам человека среди обучающихся, их родителей и педагогов. 3. Содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников. 4. Привитие навыков избирательного права. 5. Усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения несовершеннолетних. 6. Активизация проведения разъяснительной работы среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе. 7. Раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение. |
Основные формы реализации программы | Лекции, викторины, конкурсы, деловые игры, презентации, профилактические акции, внеклассные мероприятия, научно-практические конференции, встречи и беседы с представителями правоохранительных органов и прокуратуры, родительские собрания и лектории |
Точки риска при реализации программы | Отсутствие мотивации обучающихся и родителей к повышению уровня правовых знаний, отсутствие взаимодействия с субъектами системы профилактики. |
Показатели результативности реализации программы | - Снижение количества обучающихся состоящих на всех видах профилактического учета - Повышение количества участников конкурсных мероприятий правовой направленности - Снижение количества конфликтных ситуаций в школе |
Предполагаемый результат | Повышение уровня правовой грамотности среди обучающихся и родителей (законных представителей) |
2. Пояснительная записка
Успешность развития гражданского общества и государства в целом зависит от уровня осведомленности граждан в области права, а также от сложившейся практики обращений людей к правовым способам регулирования взаимоотношений в самых разных сферах их жизнедеятельности.
В настоящее время в России наблюдается стремление граждан прибегать к правовым механизмам защиты собственных прав и прав ребенка. Возрастает заинтересованность в формировании правовой компетенции всей семьи и каждого ее члена в отдельности. Однако в связи с тем, что в нашей стране происходит непрерывный процесс обновления законодательства, формирование правового сознания молодежи, подростков и детей младшего возраста усложняется. Старшие не могут передать подрастающему поколению свой правовой опыт, им самим сложно разобраться в огромной массе создающихся и исчезающих законов, не хватает базовой подготовки, включающей, главным образом, основы знаний по праву, навыки работы со специфической правовой информацией и ее применением.
Ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит системе образования, отличающейся определенной стабильностью, располагающей материальной и кадровой базой и объединяющей вокруг себя, по крайней мере, два поколения граждан страны: детей и их родителей.
В российских школах определенная работа в этом направлении уже ведется:
- в содержание образовательных стандартов общего образования включены блоки правовых знаний;
- созданы программы и учебники по обществознанию с правовым компонентом для учащихся различных возрастных групп;
- разработаны учебно-методические комплексы по праву с учетом перехода школ на профильное обучение;
- право появляется в учебном расписании значительного числа школ как самостоятельный курс, курс по выбору или факультатив;
- разрабатываются и внедряются программы правового образования в системе дополнительного образования детей;
- создаются правовые клубы, кружки, улучшилась работа с одаренными детьми.
Но было бы неверным связывать правовое образование исключительно с введением новых курсов, появлением в школах учебников по праву или реализацией отдельных проектов. Очевидно, что за всеми этими действиями должна быть серьезная поддержка проводимой работы со стороны семьи, социума, социальных партнеров образовательных учреждений, представляющих юридическое сообщество и органы местного самоуправления.
В ходе определения актуальности и значимости разработки программы правового просвещения «Азбука права: изучаем вместе», рассчитанного на учащихся трех звеньев школьного образования – младшего (начальные классы - 1-4 классы), среднего (средние классы - 5-9 классы) и старшего (старшие классы -10-11 классы) - и их родителей.
В результате организованной системы взаимодействий в рамках Программы ее участники смогут:
- определить свое отношение к праву, как общественной ценности;
- составить собственные представления и сформировать личностные
установки, основанные на современных правовых и моральных ценностях
общества;
- иметь компетенции, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции;
- получить образовательные, информационные и иные возможности для дальнейшего непрерывного правового самообразования.
Достижение общих целей Программы предполагает создание соответствующих им образовательных и информационных условий, включающих в себя систематическое проведение:
- правовых занятий с учащимися (прежде всего, в рамках классных часов), с возможным последующим предоставлением продуктов их образовательной деятельности на встречах с родителями;
- совместных обсуждений учащимися и их родителями наиболее актуальных правовых проблем;
- встреч учащихся и родителей с представителями юридического сообщества;
- родительских собраний по обсуждению вопросов практического права;
- участие обучающихся в социальных проектах, конкурсах, научно-практических конференциях, предусматривающих правовое знание.
Предполагается, что в качестве главного организатора деятельности по Программе выступит образовательное учреждение, общее руководство в котором может осуществлять заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, основными организаторами станут классные руководители, экспертами и консультантами - учителя обществознания и права, родители, представители юридического сообщества, органов местного самоуправления и т.д.
Поскольку основная нагрузка по реализации Программы ложится на плечи классных руководителей, не являющихся специалистами в области права, к данной Программе прилагаются подробные методические рекомендации, содержащие по каждой теме всю необходимую информацию (в том числе: отдельные правовые нормы с комментариями специалистов, описание ситуаций, в которых возможно применение тех или иных норм, алгоритмы действий, памятки, образцы оформления документов и т.д.), ссылки на литературу и Интернет-источники, а также описание вариантов методик проведения занятий с учащимися и встреч с родителями. Кроме того, предусмотренная Программой вариативность обеспечивается возможностью выстраивать различную продолжительность работы по каждой теме с учетом потребностей и возможностей конкретной группы учащихся и родителей.
3. Структура и содержание программы
Программа предусматривает обсуждение четырех ключевых тем в течение каждого учебного года. Эти темы могут быть рассмотрены как отдельно на занятиях с учащимися и на встречах с родителями, так и в ходе их совместных обсуждений.
Изучение тем с учащимися и родителями может происходить последовательно, как это предложено в программе, или циклично. Во втором случае к каждой теме или некоторым из них возвращаются повторно (возможно, неоднократно) в течение учебного года.
Количество времени, которое может быть затрачено на рассмотрение той или иной темы варьируется от 2 до 8 академических часов и определяется потребностями конкретной группы учащихся и родителей, а также имеющимися ресурсами (временными, кадровыми и т.д.).
Занятия по предложенным темам могут проходить как аудиторные (в учебном классе), так и внеаудиторные (экскурсии, социальные практики, проекты, походы, встречи и т.д.).
По каждой теме предлагается перечень некоторых информационных ресурсов (литература и Интернет-источники), которыми при желании могут воспользоваться участники Программы.
Содержание программы
1 классы | ||
№ | Название темы | Информационные ресурсы |
1. | «Правила вокруг нас». Зачем нужны правила? Правила в игре. Моделирование и обсуждение игры без правил. Справедливость. Правила, которые важно знать. Конвенция о правах ребенка - документ, который тебя защищает. |
3. http://school-sector, relarn. ru/prava - Программа «Права и дети в Интернете» |
2. | «Наш класс». Конвенция о правах ребенка о праве на имя. Права учащихся в нашем классе. Ответственность. Дежурство по классу. Разработка правил поведения в классе. |
4.http://school-sector, relarn.ru/prava - Программа «Права и дети в Интернете» |
3. | «Безопасная дорога». Безопасность. Право ребенка на безопасность в образовательном учреждении. Основные правила безопасности пешехода (правила дорожного движения). Мой безопасный маршрут от дома до школы. Встреча с работником ГИБДД. |
2. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 1-3 кл. М.: Третий Рим, 2002 |
4. | «Я и мои друзья». Дружба. Все мы - разные. Конвенция о правах ребенка о защите права на индивидуальность. Толерантность. Памятка «Как не ссориться с друзьями». Встреча со школьным психологом. |
2. Толерантность: теоретические подходы и методики обучения основам 3.Горева И.Ю., Петрушкина О.К, Широкова В.Г. Поурочное планирование по курсу «Я, ты, мы» // Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. Региональный опыт / Сборник материалов. -М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002. - С. 72-83. 4. http://www. hro.org - Сайт правозащитных организаций |
2 классы | ||
1. | «Наша школа». Конвенция о правах ребенка о праве на образование. Знакомство со школой и ее внутренним распорядком. Устав школы -основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. Встреча с руководителями образовательного учреждения. | 1. Шнекендорф З.К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учебное пособие для учителей. М.: «Логос», 2001. 2. Права человека и учебный процесс. М.: Благотворительный фонд «Точка опоры», 2004. 3.Тубельский А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей. — М.: Педагогическое общество России, 2001. |
2. | «Дом, в котором я живу». Право на выбор места жительства. Конвенция о правах ребенка о праве на неприкосновенность жилища. Защита прав ребенка на жилище в российском законодательстве. Ответственность семьи за создание условий для развития ребенка. Распределение обязанностей по дому. Домашние праздники. |
4.Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника: По- собие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей. - М.: «Академия», 1997. |
3. | «Я и моя семья». Конвенция о правах ребенка о праве детей на семейную жизнь. Права членов семьи. Ответственность родителей. Защищенность. Право ребенка на защиту от жестокого обращения. Памятка «За помощью обращаться...» (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации). Встреча с юристом (работником органов опеки и попечительства или др. организаций). |
5.Шнекендорф З.К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учебное пособие для учителей. М.: «Логос», 2001. 6.Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей. — М.: «Академия», 1997. 7.Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей, - М.: «Академия», 1998. 8.http.V/school-sector. relarn. ru/prava - Программа «Права и дети в Интернете» |
4. | «В общественном транспорте». Безопасное поведение на остановках общественного транспорта. Безопасность детей на транспорте - зона ответственности взрослых. Правила поведения в общественном транспорте. Встреча с работником ГИБДД. | 1.Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. М.: Третий Рим, 2002. |
3 классы | ||
1. | «Наши соседи». Кто живет рядом с нами? Разные люди -разные интересы. Разные люди - равные права. Основные правила общежития. Учимся договариваться - проект «Чистый двор» («Чистый подъезд») | 1.Всеобщая декларация прав человека (любое издание). 2.Конвенция прав ребенка (любое издание). 3.Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей. - М.: «Академия», 1997. 4.Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей, - М.: «Академия», 1998. 5.Пронъкин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для ученика. Т. 1. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Олъденбургского. 2000. |
2. | «Идем в гости». Конвенция о правах ребенка о праве на семейные связи. Мои родственники. Некоторые правила этикета. Договариваемся о встрече. Подарки и сувениры. Правила поведения в гостях. |
4.Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей, - М.: «Академия», 1998. |
3. | «Мои помощники - дорожные знаки». Знаки по дороге в школу. Переходим дорогу без светофора. Правила пользования велосипедом. Встреча с работником ГИБДД. | 1.Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. М.: Третий Рим, 2002. 2.Бабина Р.П. Методические рекомендации к рабочей тетради «Азбука пешехода». — М.: Мнемозина. 2004. 3.Бабина Р. П. Методические рекомендации к рабочей тетради «Мой друг светофорик». — М.: Мнемозина, 2005. 4.Правила дорожного движения. |
4. | «На экскурсии». Конвенция о правах ребенка о праве на отдых и досуг. Как организовать свой досуг? Культурно-исторические места нашего города. Встреча с экскурсоводом. Правила поведения на экскурсии. |
3.Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей, - М.: «Академия», 1998. |
4 классы | ||
1. | «Я - гражданин России». Конвенция о правах ребенка о праве на гражданство. Что значит быть гражданином? Наша Родина - Российская Федерация. Правила жизни в стране - законы. Конституция - основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина России. | 1.Конвенция о правах ребенка (любое издание). 2.Конституция РФ.
4. Пронъкин В.К, Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для ученика. Т. 1. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Олъденбургского. 2000. 5. Рындычева Н.М. Поурочное планирование по курсу «Я - гражданин» // Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. Региональный опыт / Сборник материалов. — М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. - С. 45-65. |
2. | «Защита прав ребенка». Документы, защищающие права ребенка. Конвенция о правах ребенка об основных правах ребенка. Защита прав ребенка в школе. Составление памятки «Кто может меня защитить?». Встреча с юристом (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокуратура и т.д.). |
10.Ю.Садовникова М.Н. Механизмы защиты прав несовершеннолетних // Там же. - С 129-144. 11.П.Рачкова A.M. Права несовершеннолетних: знание законов и их практическое применение. - Там же. - С. 115-129. 12. 12.Педагогическая мастерская. - Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2003. 13.http://school-sector, relarn. ru/prava - Программа «Права и дети в Интернете» |
3. | «Права потребителей». Потребности, потребление, деньги. Моделирование типичной потребительской ситуации («В магазине», «На рынке», «В парикмахерской» и т.д.). Как защитить свои права: основные правила. Встреча с юристом (представителем общества защиты прав потребителей). |
Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика для младших школьников: Пособие для учителя. - М.: Вита-пресс. 2001. |
4. | «Власть в нашей стране». Федеральные органы власти. Для чего нужны органы местного самоуправления и как они формируются. Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка. Встреча с представителем органов местного самоуправления. |
3. Пронъкин В.К, Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для ученика. Т. 1. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г Ольденбургского. 2000. |
5 классы | ||
1. | Тема 1. «Уважать себя - уважать другого». Конвенция о правах ребенка о праве на защиту от незаконного вмешательства и посягательств на честь и репутацию ребенка. Защита права на чувство собственного достоинства. Чем люди отличаются друг от друга? Право на страже индивидуальных различий. Встреча с представителями общественных организаций (детских благотворительных фондов, организаций инвалидов, ветеранов и т.д.). |
3.Ромашкова Е.И. Сборник игровых программ //Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002. - С. 67-102. http://school-sector. relarn. ru/prava - Программа «Права и дети в Интернете» |
2. | «Что такое закон и для чего он нужен?». Отличие законов от правил. Как создаются законы в нашей стране. Законы о защите прав ребенка. Встреча с представителями местного законодательного органа власти (думы, законодательного собрания, совета депутатов и т.д.). Создание законов (на примере закона выдуманного островного государства). |
6. Пронъкин В.Н., Путников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для ученика. Т. 1. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского. 2000. 7. ЛупоядоваЛ.Ю., Мельникова П.А., Якимович ИГ. Родительский всеобуч: Родительские собрания 5-7классы. —Брянск: «Курсив», 2006. |
3. | «Уговор дороже денег». Что такое конфликт и почему он возникает? Способы выхода из конфликта. Неписаные правила во взаимоотношениях людей. Учимся договариваться: разработка правил неконфликтного поведения (в классе, семье, в кругу друзей, соседей и т.д.). |
6. Пронъкин В.Н., Путников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для ученика. Т. 1. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского. 2000. 7. ЛупоядоваЛ.Ю., Мельникова П.А., Якимович ИГ. Родительский всеобуч: Родительские собрания 5-7классы. —Брянск: «Курсив», 2006. |
4. | «Школьное самоуправление». Право ребенка на участие в управлении образовательным учреждением. Кто управляет нашей школой? Участие родителей в управлении школой. Что такое самоуправление и для чего оно нужно? Виды самоуправления. Устав школы о школьном самоуправлении. Встреча с представителями школьного органа самоуправления. | 1. О соблюдении и защите прав детей в образовательных учреждениях российской Федерации. Доклад/ под ред. Лебедева О.Е. — М.: «Интеллект-Центр», 2003.
7. http://www.us.ru - Сайт «Учительской газеты» |
6 классы | ||
1. | «Право и свобода». Что такое свобода? Свободы ребенка, закрепленные в Конвенции о защите прав ребенка. Свобода мысли, совести и религии. Свобода ассоциаций и мирных собраний. Право ребенка на свободное выражение своих взглядов и мнений. Причины ограничений прав и свобод по закону. Это сложное право быть свободным. | 1.Поливанова КН., Хасан Б.И. Общество и Я: Учеб.пособие для 5-6 классов. Серия «Начала права». В 2-х кн. — М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.
7.http://school-sector, relarn. ru/prava - Программа «Права и дети в Интернете» |
2. | «Право и здоровье». Конвенция о правах ребенка о праве на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения. Здоровый образ жизни. Полезный досуг. Вредные привычки и как им противостоять. Что говорит о вредных привычках закон? Встреча с приверженцами здорового образа жизни. Памятка: «Как защитить свое право на здоровье». |
2.О соблюдении и защите прав детей в образовательных учреждениях российской Федерации. Доклад/ под ред. Лебедева О.Е. ~ М.: «Интеллект-Центр», 2003.
5. Референтные группы в классе. - Мн.: Изд.ООО «Красико-принт», 2003. |
3. | «Нарушения закона». Государство на страже закона (правоохранительные органы). Кто может нарушить закон? Нарушения прав ребенка. Написание жалобы прокурору. Правонарушения подростков и их возможные последствия. Встреча с представителями правоохранительных органов. Памятка «Как не стать соучастником преступления?» |
2.Уголовный кодекс РФ. 3.Мельникова Э.Б. Как уберечь подростка от конфликта с законом: Советы юриста. М., 1998. 4.Лупоядова Л.Ю., Мельникова НА., Якимович ИГ. Родительский всеобуч: Родительские собрания 5-7 классы. —Брянск: «Курсив», 2006. 5.Абашкина О. А. Методические материалы к уроку «обстоятельства, исключающие ответственность за совершение преступного деяния» // Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. Региональный опыт / Сборник материалов. —М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. - С. 248-252. 6.http://www. ombudsman.gov.ги - Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в России |
4. | «Деньги нашей школы». Конвенция о правах ребенка о праве на информацию. Школьный бюджет: из чего он складывается и как расходуется. |
Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: Книга для учителя. В 2 т. — М.: Издательство «Реал-А», 2000. Т.2. |
7 классы | ||
1. | «Имею право и могу им воспользоваться». Конвенция о правах ребенка о совершеннолетии. Правоспособность и дееспособность. Частичная дееспособность подростка. Встреча с представителями юридического сообщества (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные по правам человека, правозащитные организации и т.д.). Составление памяток: «Имею право и могу им воспользоваться ...» и «Несу ответственность по закону...» |
Лупоядова Л.Ю., Мельникова НА., Якимович ИГ. Родительский всеобуч: Родительские собрания 5-7 классы. —Брянск: «Курсив», 2006. |
2. | «Вежливый потребитель». Конфликтные ситуации в магазине и на рынке услуг: причины возникновения и способы преодоления. «Золотое правило» общения. Доброжелательность. Встреча с представителями обществ защиты прав потребителей, работниками торговли, сферы услуг. Памятка «Ежели вы вежливы...» |
http://www. ipclub. ru/femida/potrebitel - Проект «Защита прав потребителей в Интернете» |
3. | «Мое право на образование». Конвенция о правах ребенка о праве на качественное образование. Понятие качества. Право на выбор образовательного учреждения. Где можно получить образование? Кто платит за мое бесплатное школьное образование? Возможности получения дополнительного образования. Встреча с представителями управления образованием, работниками учреждений дополнительного и профессионального образования и др. | 1. О соблюдении и защите прав детей в образовательных учреждениях российской Федерации. Доклад/ под ред. Лебедева О.Е. - М.: «Интеллект-Центр», 2003.
|
4. | «За помощью к юристу». Конвенция о правах ребенка о праве на правовую помощь. В каких случаях необходима профессиональная помощь? Юридические профессии. Как найти нужного специалиста? Встреча с представителями различных юридических профессий. Памятка «Готовясь встретиться с юристом...» | 1.Конвенция о правах ребенка (любое издание).
4.Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для ученика. Т. 1. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского. 2000. 5. Пронькин В.Н. Живое право. Курс практического права. |
8 классы | ||
1. | «Мои первые документы». Свидетельство о рождении. Паспорт гражданина РФ. Почему паспорт выдается в 14 лет? Другие важные документы в жизни человека. Как поступить в случае потери (утраты) документов? Встреча с работниками паспортной службы, милиции, ЗАГС и др. |
2.http://www. tvoyopravo.narod.ru - Сайт «Твое право» |
2. | «Оформляем страховку». Что такое страхование, и в каких случаях оно необходимо человеку? Конвенция о правах ребенка о праве на социальное страхование. Обязательное медицинское страхование. Какие медицинские услуги обязаны предоставляться по полису обязательного медицинского страхования? Другие виды страхования. Памятка «Выбирая страховую кампанию». Встреча с представителями страховых компаний, медицинских учреждений, юристами, представителями обществ защиты прав потребителей (социальная практика в названных организациях). |
5.http://www.fss.ги - Фонд социального страхования РФ |
3. | «Право на труд». Конвенция о правах ребенка о праве на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения работ, представляющих опасность для ребенка. Права несовершеннолетних по Трудовому Кодексу РФ. Трудовой договор: обязательные составляющие документа. Случаи прекращения трудового договора. Встреча с работниками кадровых служб, адвокатами, работниками профсоюзов и др. Составление образцового договора. Памятка «Куда обращаться в случае нарушения прав работника?». | 1. Трудовой кодекс РФ.
1.Полиевктова A.M. Трудовой договор //Теоретические и методические основы преподавания права в школе/ Курс лекций. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002. - С. 425-447.
Ковалева О.В. Методические материалы «Уроки Фемиды, или 9 шагов по правовому лабиринту» // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002. - С. 170-175. |
4. | «Как не стать жертвой преступления». Преступления против личности и собственности. Подозрительные ситуации. Безопасные маршруты (на примере маршрутов в своем микрорайоне). Встреча с работниками правоохранительных органов, психологами, социальными педагогами. Составление общих правил безопасности. |
Пронъкин В.Н. Живое право. Курс практического права. Учебн.пособие. Т. 2. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Олъденбургского. 2004. |
9 классы | ||
1. | «Моя будущая семья». Конвенция о правах ребенка о праве на семейную жизнь. Для чего нужна семья? Порядок и правила заключения брака. Брачный договор: порядок составления. Для чего и в каких случаях нужно составлять брачный договор? Риски гражданского брака. Права и обязанности в семье. Встречи с юристами, родителями, работниками ЗАГС. Памятка «Что нужно знать о семье до регистрации брака». | 1.Полиевктова A.M. Семейное право //Теоретические и методические осно 2. Злобина И. О юридической сущности брачного контракта: гражданско- 3. Шнекендорф З.К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учебное 4.Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: Книга для учителя. В 2 т.—М.: Издательство «Реал-А», 2000. Т.2. |
2. | «Все - в суд?!». Право на справедливый суд. В каких случаях следует обращаться в суд? В какой именно суд следует обращаться? Защита своих прав в суде. Мое право на адвоката. Встреча с работниками суда, адвокатами, прокурорами. Составляем исковое заявление. Экскурсия в суд. | 1.Пронькин В.Н. Живое право. Курс практического права. Учебн. пособие. Т. 2. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Олъденбургского. 2004. 2. Ловягин С.Н. Право и лево: Пособие для внеурочной работы 7-11 кл. -М: Вита-пресс, 2000. 3.Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: Книга для учи-теля. В 2 т. — М: Издательство «Реал-А», 2000. Т.2. |
3. | «Жизнь в долг». В каком случае необходимо брать кредит? Организации, предоставляющие кредиты. Разновидности кредитов. Кто и как может оформить кредит? Встреча с работниками банков, юристами, специализирующимися на финансовом праве. Риски при получении кредитов. Составление памятки: «Когда кредит - не в тягость». |
|
4. | «Что нужно знать, чтобы стать предпринимателем». Может ли подросток заниматься предпринимательской деятельностью? Виды коммерческих организаций. Договоры, основные правила их заключения и ответственность по договорам. Встреча с предпринимателями, юристами. Риски предпринимательской деятельности. Памятка «Как начать свое дело?». Социальная практика. | 1.Гражданский кодекс РФ. 2.Черняк В.З. Введение в предпринимательство. — М.: Вита-пресс. 2003. 3.Симоненко В.Д. Методическое пособие по курсу «Основы предпринимательства». — М.: Вита-пресс, 2005. 4.Ловягин СИ. Право и лево: Пособие для внеурочной работы 7-11 кл. — М.: Вита-пресс, 2000. 5.Певцова Е.А., Миков П.В. Право в нашей жизни. 9 класс: Учебник для общеобразовательных заведений. —М.: ООО «ТИД«Русское слово», 2006. |
10 классы | ||
1. | «Защита права собственности». Что такое право собственности? Формы собственности. Авторское право и интеллектуальная собственность. Как стать собственником? Порядок защиты права собственности и гражданско-правовая ответственность. Встреча с юристами. Памятка «Самозащита права собственности». | 1.Права человека: методика преподавания в школе. 9-11 классы. — Пермь: «Здравствуй», 2004. 2.Права человека: книга для чтения. 9-11 классы. - Пермь: «Пушка», 2005.
4.Певцова Е.А., Миков П.В. Право в нашей жизни. 9 класс: Учебник для общеобразовательных заведений. -М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2006. |
2. | «Получая наследство». Право несовершеннолетних детей на обязательную долю наследства. Наследодатели и наследники. В каких случаях и как составляется завещание? Очередность наследования. Встреча с юристами, представителями нотариата. Составление памятки «Как получить наследство?». |
3.http://www. dom-i-zakon.ru - Юридический портал «Первый столичный юридический центр» |
3. | «Идем к нотариусу». Нотариат и его основные функции. Государственные и частные нотариусы. Составление каких документов требует обязательного участия нотариуса? Встреча с работниками нотариата. |
3. http://www. mirnotariusov. info - Сайт «Нотариусы в России» 4. http://www. mirnot. narod. ru - Сайт «Мир нотариата» |
4. | «Профессиональное образование». Право на получение профессионального образования. Государственные и негосударственные образовательные учреждения. Бесплатное профессиональное образование. Платные образовательные услуги. Оформление налоговых вычетов при получении платного профессионального образования. Встреча с юристами, работниками налоговых служб, представителями обществ защиты прав потребителей, работниками учреждений профессионального образования. Памятка «Выбирая профессиональное образование...». Социальная практика. |
Ковалева О.В. Методические материалы «Уроки Фемиды, или 9 шагов по правовому лабиринту» // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. - М.: Изд. дом «Новыйучебник», 2002. -С. 158-170. |
11 классы | ||
1. | Тема 1. «Мое жилье». Кто в доме хозяин? Найм жилья. Приобретение жилья в собственность. Права и обязанности собственников жилья. Оплата коммунальных платежей. Налоги, которые платит собственник жилья. Что такое ТСЖ, зачем и как его создают? Встреча с юристами, руководителями ТСЖ, работниками органов местного самоуправления, ЖКХ, правозащитных организаций. Составление памятки «Ловушки жилищного права». |
|
2. | «Служба в армии: право и обязанность». Конституция РФ и федеральные законы о срочной службе (службе по призыву). Альтернативная служба. Служба по контракту. Защита прав призывника. Встреча с работниками военного комиссариата. |
http://www. hro. org/ngo/usm - Комитет солдатских матерей России |
3. | «Думать о пенсии никогда не рано». Что такое пенсия? Виды пенсионного обеспечения в России. Пенсионные фонды: разновидности, способы формирования и основные функции. Преимущества и риски размещения средств в негосударственных управляющих кампаниях. Встреча с юристами, представителями общества защиты прав потребителей, работниками пенсионных фондов. Составление памятки: «Как обеспечить свое будущее?». |
8. www.pfrf.ru |
4. | «Выборы в демократическом государстве». Права и свободы граждан, без реализации которых невозможно проведение свободных выборов. Кого мы выбираем? Избирательная система в Российской Федерации. Право выбирать и быть избранным. Твое участие в избирательной кампании. Встреча с работниками избиркома, представителями избираемых органов местного самоуправления. Составление памятки «Как выбрать достойных кандидатов?». |
Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: Книга для учителя. В 2 т.- М.: Издательство «Реал-А», 2000. Т.2. |
4. Достигнутые результаты
В ходе реализации данной программы нами были достигнуты следующие результаты:
- произошло снижение числа обучающихся, состоящих на всех видах профилактического учета на 25%.
- снизилось количество конфликтных ситуаций в школе;
- произошло увеличение количества обращений родителей за социально-педагогической помощью к администрации гимназии, школьному психологу.
- повысилась познавательная активность обучающихся, увеличилось число участников конкурсов, научно-практических конференций правовой направленности.
Используемая литература:
- Конституция Российской Федерации.
- Всеобщая декларация прав человека.
- Конвенция о правах ребенка. Любое издание.
- Абашкина О.А. Сценарий ролевой игры «Ваши права» (для начальных классов) // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002. -С. 64-66.
- Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. Права человека. 10-11 классы: Методическое пособие для учителя. - 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - PC», 2007. - 96 .
- Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе: Сборник методических материалов. - М.: Молодежный центр прав человека и правовой культуры. 1999.
- Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе / Сост. П.В. Миков, Н.А. Русакова. -М.: Педагогическое общество России, 2005. -32с.
8. Права вашего ребенка / Сост. П.В. Миков, Н.А. Русакова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 32с.
9. Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт / Сборник материалов. - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. - 208 с. -(Серия «Организация правового образования»; Вып. II).
- Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для ученика. Т. 1. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского. 2000.
- Рачкова A.M. Права несовершеннолетних: знание законов и их практическое применение. // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002.-С. 115-129.
- Садовникова М.Н. Механизмы защиты прав несовершеннолетних // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002. - С. 129-144.
- Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний»: Для учителей 7 кл. школ гуманитарного профиля / Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». 3-е изд. 14. Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». 8-9 классы: Пособие для учителя / Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». - 2-е изд., перераб.. -М: ЗАО «Издательство «Вече», 2003. - 592 с.
Рекомендуемые сайты Интернета
- http://www. ombudsman.gov.ru - Уполномоченный по правам человека РФ.
- http://www.hro.оrg - портал «Права человека в России».
- http://yhrm.hrworld.ru - Молодежное правозащитное движение.
- http://school-sector.relarn.ru/prava - Программа «Права и дети в Интернете»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная работа «Правовое просвещение или «Не имеете права!»
Работа, представленна на Московский областной смотр-конкурс результатов деятельности Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса в образовательных учреждениях, номинация: правов...
Деятельность МБОУ лицей г.Зернограда по правовому просвещению обучающихся
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относ...
Программа кружка «Правовое просвещение»
В современных условиях перед нашим государством стоит задача превращения его в современное правовое государство. В решении этой задачи важную роль может сыграть правовое образова...
Презентация"Программа правового просвещения обучающихся как средство профилактики правонарушений"
В стремлении к самостоятельности и самоутверждению подростки часто совершают деяния, нарушающие закон. Способствовать снижению уровня правонарушений школьников призвана эта программа....
Программа по правовому просвещению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних "Правовая Азбука"
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Актуальность правового воспитания детей и подростков на современно...
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО МЕДИАЦИИ (для обучающихся 1-11 классов) «Основы бесконфликтного общения»
Данная программа составлена для обучающихся 1-11 классов МКОУ Козловская СОШ на основе комплекта рабочих программ «Медиация школьных конфликтов». Автор – А.В. Микляева, доктор ...
Программа взаимодействия с родителями обучающихся объединения «Фитнес-аэробика» «Мы вместе»
Цель: взаимодействие центра детского творчества и семьи, установление заинтересованного диалога и сотрудничества....