Одарённый воспитанник: выявление и педагогическая поддержка
методическая разработка
Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки необычных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie._odarennye.docx | 35.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Одаренный воспитанник: выявление и
педагогическое сопровождение».
“В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат”.
В.А. Сухомлинский
Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой информации. Действительно, ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависят от интеллектуального потенциала людей.
Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки необычных способностей. Дети, превосходящие сверстников, проявляющие особые умственные возможности, могли бы своевременно получать более углубленное образование, раньше включаться в творческую жизнь.
На сегодня для организации работы в КВК имеется следующая нормативно-правовая база государственной поддержки одаренных детей.
1) основные положения “Декларации прав человека”, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948;
2) основные положения “Конвенции о правах ребенка”, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.1989;
3) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ ст. 77.;
4) Доклад госсовета от 12 марта 2006 года «Инновационное развитие образования – основы повышения конкурентоспособности России»: п.2.1.7. Государственная поддержка одаренных детей;
5) Концепции, программы, гранты, в т.ч. и регионального уровня.
Кто же такие одаренные дети и как с ними работать?
Одаренность – единство интеллектуальных и специальных способностей, определяющих высокие возможности человека в той или иной деятельности. (словарь социального педагога).
В современном словаре по педагогике, автор-составитель которого Евгений Степанович Рапацевич, дается следующее определение: Одаренность общая (О.О.) – высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. О.О. является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор.
Среди современных концепций одаренности одной из самой популярной признается теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей, педагога-психолога Джозефа Рензулли.
По его мнению, одаренность - это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:
- способности выше средних;
- креативность (это способность человека создавать принципиально новые идеи, гибкость и оригинальность, отказ от стереотипного мышления);
- включенность в задачу.
Д. Рензулли считает, что основными индикаторами одаренности являются интеллект и креативность.
Интеллект – совокупность способностей, которые характеризуют уровень и качество мыслительных процессов личности (профессор Новосибирского пед. университета Т.Л. Павлова).
Способный - обладающий способностями к чему-нибудь, даровитый талантливый. (Большой толковый словарь русского языка. Автор - Д.Н. Ушаков)
Отличительные характеристики способных и одаренных детей в современном образовательном процессе:
Способный | Одаренный |
Слушает с интересом, учится легко | Высказывает свое мнение, уже знает |
Необходимо повторить 6-8 раз для запоминания | 1-2 раза |
Понимает идеи | Конструирует абстракции |
Получает удовольствие от общения со сверстниками | Предпочитает общество взрослых |
Схватывает смысл | Делает выводы |
Способный | Одаренный |
Знает ответы | Задает вопросы |
Заинтересован | Озадачен |
Внимателен | Полностью отдается работе |
Высказывает дельные мысли | Высказывает даже глупые |
Много работает | Бездельничает, но хорошо сдает экзамены |
Отвечает на вопросы | Выясняет все детали |
Занимает первую позицию | Находится вне группы соучеников |
Способный | Одаренный |
Выполняет задания | Инициирует выполнение проектов |
Аккуратно копирует | Создает новый дизайн |
Получает удовольствие от школы | Получает удовольствие от обучения |
Впитывает информацию | Применяет информацию |
Техник | Изобретатель |
Доволен собственным учением | Очень самокритичен |
Характеристики одаренных детей и их возможные проблемы
Отличительные когнитивные характеристики | Проблемы |
Широкий кругозор, необыкновенная память | Испытывает скуку от обыкновенных занятий, проявляет нетерпение |
Высокий уровень вербального развития | Сверстники воспринимают как рисовку (пускает пыль в глаза) |
Настойчивость, целеустремленность | Воспринимается как упрямство, своенравие, отказ от сотрудничества |
Необычная способность воспринимать и перерабатывать информацию | Недоволен, когда его прерывают, выглядит слишком серьезным |
Отличительные аффективные характеристики | Проблемы |
Необыкновенная чувствительность к мнению и чувствам других | Остро реагирует на критику в свой адрес. Ощущает высокую потребность в успехе и признании |
Тонкое чувство юмора. Может быть мягким и враждебным | Использует юмор для критики в чужой адрес, нанося этим ущерб межличностным отношениям |
Необыкновенная глубина и сила чувств | Необыкновенная уязвимость |
Развитые моральные суждения | Нетерпимость и отсутствие понимания со стороны сверстников, ведущие к неприятию и возможной изоляции |
Отличительные физические характеристики | Проблемы |
Необычное расхождение между физическим и интеллектуальным развитием | Опасность отставания в физическом либо умственном развитии |
Высокая чувствительность к неудачам в спорте | Нежелание заниматься спортом, выбор тех видов деятельности, в которых они могут проявить себя |
Отличительные интуитивные характеристики | Проблемы |
Ранняя увлеченность метафизическими идеями и явлениями, интерес к интуитивному знанию | Высмеивается сверстниками, не оценивается всерьез взрослыми, воспринимается как странность. |
Творческий подход очевиден во всех областях деятельности | Привычные способы действия быстро надоедают. Отказ от участия в общей работе. |
Отличительные социальные характеристики | Проблемы |
Сильно выраженное стремление | Невозможность самореализации приводит к фрустрации, угасанию таланта. Отсутствие возможности использовать эту способность творчески, может привести к ее исчезновению или превращению в негативную характеристику (вожак банды). |
Стремление к решению проблем общества и окружающей среды. | Необходимо умелое руководство |
Педагог, работающий с одаренным кадетом:
- создает среду, побуждающую учащихся к самоопределению и самостоятельности в принятии решений;
- выстраивает диалогическое общение с учащимися;
- формирует условия для возникновения у ребенка вопросов и желания поиска ответов на них;
- выстраивает доверительные отношения с воспитанником на основе компромисса и взаимной ответственности;
- учитывает интересы и мотивацию учащихся;
- предоставляет кадетам право в принятии значимых для учащихся решений;
- развивает у самого себя «открытое мышление», а не замыкает его на основе идеи, что «учитель должен знать всё» и заранее планировать всё и вся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение дивергентных задач в системе педагогической поддержки интеллектуально одарённых учащихся
Представлен собственный педагогический опыт по работе с одаренными детьми в рамках конкурсов "Географическое пополнение" и "Живая крата", в которых широко используются дивергентные задачи....
Одарённые дети: выявление, поддержка и воспитание.
Одарённые дети: кто они? Все ли дети являются одарёными?...
Доклад на тему: «Личностно-ценностная направленность современного содержания школьного иноязычного образования в «обучении всех и каждого»; выявлении, сопровождении и поддержке одарённых и талантливых детей».
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.Цель личностно-ориентированного образ...
« Выявление, сопровождение и поддержка одарённых детей».
Как определить, выявить одаренного ребенка в классе, не пропустить момент проявления его индивидуальности?Само слово "одарённый" вызывает довольно противоречивое отношение. Воображение подсказывает об...
статья "Одарённые дети: выявление и поддержка"
Статья о выявлении и поддержке одарённыхдетей...
Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей в образовательном учреждении (презентация)
Материал содержит методические рекомендации по организации индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей, основанные на опыте работы с такими детьми ....
Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей в образовательном учреждении (статья)
В статье рассказывается об особенностях организации индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей в сельской школе. Приводятся примеры различных форм образовательных маршрутов....