"Социальное проектирование. Шаг за шагом"
методическая разработка на тему

Сапожников Александр Алексеевич

Аннотация «Социальное проектирование.  Шаг  за шагом»

Методические  рекомендации предназначены для  школьников старшего возраста, студентов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей, учителей.  При  разработке данного материала руководствовались необходимостью  дать  обучающимся  наиболее  полное  представление  о  социальном проектировании.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_rekom.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические  рекомендации

«Социальное проектирование.

Шаг за шагом»

Введение

 Социальное проектирование - это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на (основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью, Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции социального развития. В соответствии с этим социальное проектирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций.

Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» - брошенный вперед; это -процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование - составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса

Актуальность данной темы обуславливается тем, что систематическое представление о социальном проектировании выводит эту область знания на уровень теории социального проектирования, которая включает в себя субординированную систему понятий и принципов, методологии и методов, технологии и инструментария, форм и средств социального предвидения, а также видов и типов социальных проектов, стратегий и тактик проектной деятельности.

        Новизна заключается  в том,  что социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач.

Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

          Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий

Цели социального проектирования

- привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

- включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

         Основные задачи социального проектирования:

- повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;

- формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;

- закрепление навыков командной работы.

 

Социальное проектирование в качестве особого типа социально-инженерной деятельности оказывается одной из наиболее перспективных технологий использования социологического знания. В этом смысле оно представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации.

Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций. Однако социальное проектирование в отличие от планирования в меньшей степени обусловливает, детерминирует другие функции управления, ибо допускает многовариантность решений исходя из имеющихся интеллектуальных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Ожидаемые результаты

1. Повышенная социальная активность, готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.

2. Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы   и принять   предложения по улучшению социальной ситуации.

3. Реальный вклад   в изменение социальной ситуации в местном сообществе.

4. Положительные изменения, повышение уровня общей культуры.

5. Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.

6. Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.

  1.   Технология разработки  социального проекта

          План действий и этап практических шагов несут в себе логику всего социального проектирования: получение информации о социальном объекте (познание) — проблематизация информации — преобразование социального объекта. 

        

ШАГ №1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время.

ШАГ №2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.

ШАГ №3. Определение целей и задач социального проблема.

ШАГ №4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.

ШАГ №5. Составление детального плана работы.

ШАГ №6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.

ШАГ №7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.

ШАГ №8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.

ШАГ №9. Составления бюджета проекта.

ШАГ №10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.

ШАГ №11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.

ШАГ №12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.

Последовательность шагов №№1-12 – это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих учащихся.

Дальнейшие шаги №№ 13-19 – это реализация разработанного проекта силами инициативной группы воспитанников.

ШАГ №13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.

ШАГ №14. Поиск делового партнера для реализации проекта.

ШАГ №15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.

ШАГ №16. Получение необходимых ресурсов.

ШАГ №17. Проведение плановых мероприятий.

ШАГ №18. Контроль и оценка выполнения плана.

ШАГ №19. Корректировка реализации проекта.

Два последних шага №№20, 21 – это подведение итогов работы над социальным проектом.

ШАГ №20. Анализ результатов работы по проекту.

ШАГ №21. Информирование общественности о результатах реализации проекта

II. Основные  требования к проекту

1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.

Ограниченность проекта означает, что он содержит:

- этапы и конкретные сроки их реализации;

- четкие и измеряемые задачи;

- конкретные и измеряемые результаты;

- планы и графики выполнения работ;

- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

5. Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

Требования к оформлению проекта

  • Титульная страница содержит название проекта, данные об авторах, принадлежность учреждению/организации, год и место составления.
  • Если проект больше пяти страниц по объёму, то он имеет оглавление с указанием разделов и нумерации страниц.
  • Если в тексте использованы цитаты, обязательны сноски на источник, если авторы использовали литературу – в конце приложён библиографический список с указанием автора, названия книги, издательства, места и года издания.
  • Желательно, чтобы каждая глава была отпечатана с новой страницы, главы разделены на смысловые абзацы.
  • Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страниц читабельного текста – описания проекта.
  • Форма написания проекта должна быть доступной и интересной.
  • Поясняющая/дополнительная документация (сценарии, анкеты, результаты социальных опросов, отзывы, финансовые бланки и т.д.) прилагается в конце проекта.

Заключение

        Проектная  деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Актуальность овладения основами социального проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех. Во-вторых, владение логикой и технологией социального проектирования позволит   более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность, умение разработать социально значимый проект.

Литература

1. Антонюк Г.А. Социальное проектирование. Минск, 2010.

2. Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Минск, 2010.

3. Асеев В.Г., Шкаратан О.И. Социальные нормативы и социальное планирование. М., 2011.

5. Гурьев В.И. Основы социальной статистики. М., 2006

6. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. М., 2012

7.  Колчина М.С. Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся // Дополнительное образование. - №8, 2004.

 

Электронные  ресурсы

1. http://pedsovet.perm.ru/sections/psec_view.php?psid=84

2. http :// deptno . lipetsk . ru / eduportal / files / socproekt _ rukovod . doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация образовательно – социального проекта по духовно-нравственному воспитанию учащихся во внеурочной деятельности «Пять шагов к себе»

Актуальность социально-образовательного проекта «Пять шагов к себе» определена, на наш взгляд, тем, что современному человеку должны быть свойственны ценности и принципы, необходимые для общего выжива...

Реализация образовательно – социального проекта по духовно-нравственному воспитанию учащихся во внеурочной деятельности «Пять шагов к себе»

Проект формирует толерантное, правовое сознание, развивает интерес к другим культурам, традициям, обычаям.   Приоритетными  видами деятельности в организации внеурочной деятельности явл...

Шесть шагов к победе. Программа по формированию у подростков правомерного и социально одобряемого поведения.

Цель программы: содействие подросткам в осознании себя как стратега собственной жизни на основе приобщения к общечеловеческим нравственным нормам.Задачи:     1. Формировать у подро...

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе: «Шаг за шагом» социально-педагогической направленности. Тема «Шар»

Конспект открытого занятия по предмету: "ФЭМП", тема: "Шар". Занятие подготовлено и проведено для детей с ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью....

«Социальное партнерство – первые шаги»

Статья о первых шагах социального партнерства ОДОД ГБОУ школа № 588 СПб...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Шаги в бизнес»

Программа направлена  на получение знаний в  предпринимательской области, а именно: «Бизнес. Понятие о бизнесе», «Конструкторско-технологической деятельности», «...

Информационная карта социально-педагогического проекта "Шаги добра"

laquo;Шаги добра» - социально-педагогический проект...