Шесть шагов к победе. Программа по формированию у подростков правомерного и социально одобряемого поведения.
рабочая программа (9 класс) на тему
Цель программы: содействие подросткам в осознании себя как стратега собственной жизни на основе приобщения к общечеловеческим нравственным нормам.
Задачи:
1. Формировать у подростков социально одобряемые модели поведения на основе знаний, умений и навыков этического и правового поведения.
2. Формировать социально-ценностное отношение к нормам поведения, явлениям жизни и опыт правомерного и социально одобряемого поведения.
3. Развивать у подростков первичные умения анализировать различные социальные ситуации, предоставляющие возможность делать обоснованный выбор на основе здоровых установок и навыков ответственного поведения.
4. Совершенствовать у подростков навыки общения, повышать уверенности в себе, формировать навыки саморегуляции, на основе самопознания своих возможностей и ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shest_shagov_k_pobede.docx | 76.09 КБ |
Предварительный просмотр:
КГКОУ "Детский дом 22" Программа "Шесть шагов к победе"
Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 22"
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Директор КГКОУ Детский дом 22
№ 1 от 16.10.2013г _____________Г.И. Егошина
Шесть шагов к победе.
Программа по формированию у подростков правомерного
и социально одобряемого поведения.
Авторы-составители:
Петрушкевич Татьяна Павловна,
социальный педагог;
Панченко Ольга Александровна,
педагог-психолог.
п. Переяславка
2013г
Пояснительная записка
В современном российском обществе продолжает оставаться актуальной проблема употребления психоактивных веществ, а также безнадзорность и правонарушения в подростковой среде. Это превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.
Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и даже может резко измениться характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать будущее, стремятся к независимости. Все это относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям.
Анализ состава детского контингента показывает, что в них больше половины поступающих составляют дети из неблагополучных семей, чьи родители ведут аморальный образ жизни, ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности.
В нашем же детском доме одной из проблем является то, что воспитанники поступают в детский дом достаточно поздно, в 14- 16 лет, когда все негативные наклонности не просто сформированы, они постоянно подкреплялись асоциальным образом жизни (употребление алкогольных напитков, бродяжничество и т.д.). У этих детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо. Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения.
Социальное поведение - это действия человека по отношению к обществу, другим людям, окружающим его природе и вещам.
Социальные ценности и нормы - основополагающий фактор социального поведения. Под социальными ценностями понимаются наиболее общие представления о желаемом типе общества, целях, к которым должны стремиться люди, и методах их достижения. Ценности конкретизируются в социальных нормах. Как температура может свидетельствовать о здоровье и нездоровье организма, так и социальная норма и соответствие ее может характеризовать социальное здоровья. О социальном неблагополучии можно судить по отклонениям от социальных норм – этических, правовых, отклонений самого разного типа, включая агрессивное (нанесение физического и морального вреда другому), корыстные (незаконное присваивание не принадлежащего себе), социально-пассивные, выражающиеся в разных формах саморазрушающего поведения (алкоголизм, наркомания, самоубийство, сексуальная распущенность и проституция, они тоже имеют последствиями физического и духовного разрушения личности).
Социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Норма – это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, группы. Это своего рода границы.
Социально-педагогическая профилактика и коррекция негативных форм поведения детей и подростков формируется на основе реальных проблем и жизненных коллизий детско-молодёжного контингента, а также профессионализма специалистов. Исходя из этого, в основу своей работы мы положили необходимость формирования отношения подростка к себе, как стратега собственной жизни на основе приобщения к общечеловеческим нравственным нормам, и в конечном итоге создание личностно-ориентированной модели поведения.
Сущностной характеристикой данной программы является направленность её на достижение позитивных изменений во всех сферах правосознания и поведения личности.
Программа по формированию у подростков социально одобряемых моделей поведения реализуется в условиях детского дома.
Особенность организации обучения:
Формирование навыков нормативного поведения должно опираться на прочный фундамент нравственных ориентиров личности. Поэтому приоритетное место должно быть отведено решению задачи раскрытия ценностей гуманистической этики и формированию у подростков нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других с позиции добра и зла, способствовать накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.
Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы.
Необходимо осуществлять прогнозирование отклоняющегося от нормы поведения подростков, т.е. разрабатывать модель поведения, в которой нашли отражение три вертикали: вчерашнее, сегодняшнее и будущее состояние и линия поведения подростка.
Цель программы: содействие подросткам в осознании себя как стратега собственной жизни на основе приобщения к общечеловеческим нравственным нормам.
Задачи:
1. Формировать у подростков социально одобряемые модели поведения на основе знаний, умений и навыков этического и правового поведения.
2. Формировать социально-ценностное отношение к нормам поведения, явлениям жизни и опыт правомерного и социально одобряемого поведения.
3. Развивать у подростков первичные умения анализировать различные социальные ситуации, предоставляющие возможность делать обоснованный выбор на основе здоровых установок и навыков ответственного поведения.
4. Совершенствовать у подростков навыки общения, повышать уверенности в себе, формировать навыки саморегуляции, на основе самопознания своих возможностей и ресурсов.
Категория и возраст обучающихся.
Данная программа рассчитана на подростков в возрасте 14-16 лет с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающиеся посещать общеобразовательные учреждения; с нарушением эмоционально-волевой сферы; подвергшиеся различным формам физического и психического насилия.
Организационные условия проведения занятий.
Продолжительность программы – 32 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут, с группой детей до 12 человек.
Основные приемы обучения.
Игры, упражнения, ролевое моделирование, решение проблемных ситуаций,
подвижные игры, дискуссии, мозговые штурмы, беседы, лекции, практические задания, творческие задания, оформление памяток.
Примерная структура занятия.
Структурно каждое занятие социального педагога включает три этапа.
Организационный - предназначен для мотивации подростков на предстоящую деятельность, организации их внимания, а также направлен на создание рабочей, безопасной атмосферы, объединение, сплочение группы.
Основной этап – включает в себя реализацию основного содержания занятия. На данном этапе предусматривается организация различных видов деятельности педагога и детей по развитию определенных навыков, умений.
Заключительный этап - направлен на закрепление знаний подростков, отработку навыков и умений в различных ситуациях, развитие рефлексивных умений, подведение итогов.
Подготовка к занятию имеет большое значение для успешной реализации поставленных на занятии задач, включает качественный отбор дидактических и игровых материалов, подготовку раздаточного материала и материалов для творческих заданий.
Ожидаемые результаты:
1.Сформированность стратегий и навыков адаптивного поведения, применение в повседневной жизни правомерного и социально одобряемого поведения.
2.Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям и злоупотреблению ПАВ среди подростков детского дома.
3.Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, навыков правового поведения.
Способы определения результативности программы.
В связи с этим в ходе диагностического обследования выявляются: направленность личности, наличие этических и правовых знаний и представлений, изменение уровня сформированности у подростков нравственных качеств личности, изменение отношения подростков к себе и людям, к среде и воспитанию ( адекватность самооценки, требовательность к себе и другим), сформированность социально- правовых компетенций.
Формы и методы текущего контроля.
В ходе реализации программы используются следующие виды диагностики – входящая и итоговая с использованием тестовых заданий, опосника, беседы.
Учебно-тематический план
Данная программа представлена в виде шести разделов. Каждый раздел включает в себя занятия, объединённые одной тематикой.
№ п/п | Разделы | Темы занятий | Количество часов |
1. | Вводный | 1.Вводное занятие | 1 |
2.Вводная диагностика | 1 | ||
2. | Познай себя | 3.Коррекционно-диагностическое занятие «Знакомство с собой» | 1 |
4.Коррекционно-развивающее занятие «Мир моих эмоций и чувств». | 2 | ||
5.Творческое занятие «Мои желания и увлечения». | 1 | ||
3. | Правила и нормы поведения | 6.Игра-практикум «Как люди придумали правила жизни». | 1 |
7. Проблемное занятие «Для чего и как уважать взрослых». | 1 | ||
8. Ситуативный практикум «Как справиться со своим настроением». | 1 | ||
9. Ролевое моделирование «Есть такая профессия – ученик. Есть такая профессия - учитель». | 1 | ||
10.Коррекционно - развивающее занятие «В поисках золотой середины». | 2 | ||
11.Практикум "Дерево целей" | 1 | ||
12. Ситуативный практикум «Я отвечаю…»(формирование ответственности, исполнительности). | 1 | ||
13.Беседа с элементами игры и практикума «Как говорить правду». | 1 | ||
4. | Правовая культура | 14. Круглый стол «Что такое закон?» | 1 |
15. Игра- путешествие. «Единство прав и обязанностей». | 1 | ||
16. Исследовательская лаборатория «Под защитой закона» (изучение законодательства) | 1 | ||
17.Беседа с элементами практикума «Асоциальное поведение и его последствия». | 2 | ||
18.Практикум «Где начинается преступная дорожка» | 2 | ||
19.Практикум «Безопасное поведение» | 1 | ||
20.Коррекционно- развивающее занятие «Я могу контролировать свое поведение». | 1 | ||
5. | Профилактика употребления психоактив ных веществ | 21.Проблемное занятие «Привычки и их влияние на здоровье». | 1 |
22. Проблемное занятие «Мифы и факты о курении». | 1 | ||
23. Проблемное занятие «Мифы и факты об алкоголе». | 1 | ||
24. Проблемное занятие "Мифы и факты о наркомании" | 1 | ||
25. Практикум "Я становлюсь увереннее и нахожу новых друзей" | 1 | ||
26.Практикум «Шесть шагов к победе без проигрыша". | 1 | ||
6. | Заключите-льный | 27.Итоговая диагностика. | 1 |
28. Итоговое занятие. Беседа-представление «Сочетай приятное с полезным» (пропаганда полезного досуга). | 1 | ||
Всего: | 32 |
Содержание разделов программы.
Программа по формированию у подростков социально одобряемых моделей поведения имеет следующие разделы:
Вводный (в объёме 2 часов).
«Познай себя» (в объеме 4 часов)
Правила и нормы поведения (в объёме 9 часов).
Правовая культура (в объёме 9 часов).
Профилактика употребления психоактивных веществ (в объёме 6 часов).
Заключительный (в объёме 2 часа).
Вводный раздел включает в себя занятия, направленные на знакомство участников, установление контакта, создание доверительной атмосферы работы в группе, позитивной мотивации общения, сплоченности группы, снятие напряжения, проведение диагностического обследования (Приложение1, Приложение 2).
Упражнение "Имечко"
Тот, у кого в руках мячик, подходит к любому участнику группы, громко называет свое имя ласково (например Андрюшечка),передает мячик этому человеку и садится на его место. Этот человек подходит к следующему участнику и т.д. В конце упражнения можно предложить встать тем, кому ни разу не кинули мячик, и назвать по 3 варианта своего имени.
Упражнение "Клеевой дождик"
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:
- подняться и сойти со стула;
- проползти под столами;
- обогнуть "широкое озеро";
- пробраться через "дремучий лес";
- спрятаться от "диких животных".
На протяжении всего упражнения участники не должны отцепляться от партнера.
Упражнение "Мигалки"
Участники группы рассчитываются на "первый", "второй" и образуют внешний и внутренний круг, только один из участников внешнего круга должен остаться без пары. Оказавшие во внутреннем круге садятся на стулья, а участники внешнего круга встают за спиной (каждый у своей пары). Тот кто остался без пары, садится на свободный стул и становиться водящим.
Водящий подмигивает одному из сидящих так, чтобы этого не заметил человек стоящий у него за спиной. Тот , кому подмигнули перебегает к водящему и садится на его место. Бывший водящий встает сзади перебежавшего к нему человека, а тот, кто остался без пары, становится водящим.
Упражнение "Оживи кляксу"
Сегодня мы с вами попробуем оживить кляксу. Я капну вам краску с кисти на сгиб листа бумаги. Когда вы откроете свои листочки, посмотрите внимательно на полученные у вас кляксы. На что они похожи? дорисуйте так, чтобы все узнали в ней то, что видите вы.
После этого возможны два варианта работы.
1. Проводится выставка клякс. Каждую кляксу рассматривают всей группой, отгадывают, что это. Участники группы рассказываю о своих рисунках выдуманные истории.
2. Ведущий предлагает каждому превратиться в то, что изображает клякса и побыть в этой роли.
Раздел «Познай себя» направлен на развитие мотивации самопознания, раскрытия внутренних желаний и потребностей, формирование адекватной самооценки.
Рекомендации для ведущего. Важно обеспечить подростков информацией для самопознания. Учить их понимать и уважать свои чувства и чувства других людей, выбирать для себя подходящие конструктивные способы их выражения. Учить правильно определять пределы, которые допускают отношения, чтобы развить подходящий для самого себя уровень близости. Здоровый баланс в отношениях нельзя сохранить с помощью жестких барьеров, блокировки чувств и агрессивного поведения. При проведении занятий предлагаем использовать следующие упражнения:
Упражнение "Мой портрет в лучах солнца"
Ведущий просит ответить на вопрос: Почему я заслуживаю уважения? Предлагаю нарисовать солнце, в цент ре солнечного круга, написать свое имя или нарисовать свой портрет. Затем вдоль лучей написать все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.
Упражнение "Вертушка"
Участники стоят так, что у каждого есть пара, образуя внешний и внутренний круг. Вам нужно узнать, чем любит заниматься ваш партнер и пожать друг другу руки. По свистку те, кто стоят во внешнем круге, смещаются влево ( по часовой стрелке) на одного человека. задание повторяется в новых парах. И так до тех пор, пока первый участник не вернется к тому человеку, с которым он в паре сейчас.
Упражнение "Футболка с надписью"
Ведущий говорит о том, что каждый человек "подает" себя другим. Говорит о футболках с разными надписями, приводит примеры "говорящих" надписей. Затем предлагается участникам придумать и записать надпись на своей "футболке". Оговаривается, что эта надпись в дальнейшем может меняться. Важно, чтобы она что-нибудь говорила об участнике сейчас - о его любимых занятиях, играх, об отношении к другим, о том, чего он хочет от других и т.д.
После выполнения задания каждый зачитывают свою надпись. Ведущий во всех случаях эмоционально поддерживает отвечающих. Затем проводится обсуждение.
Игра "Видеомагнитофон"
Участники сидят в круге и по очереди передают свое эмоциональное состояние, используя только мимику и жесты. Первый участник передает информацию второму. Остальные сидят с закрытыми глазами. Затем второй открыть глаза третьего и невербально объясняет, что он понял. И т.д. пока не завершится круг.
По завершении круга первый участник сопоставляет то, что случилось, с тем, что он передавал, отмечает тех из группы, кто более достоверно принял информацию.
Упражнение "Метафора"
Каждый выбирает в комнате предмет, от имени которого он хотел бы произнести монолог на 2-3 минуты. По окончании упражнения участникам задается вопрос: "А могут ли думать и говорить неодушевленные предметы?" Каждый приходит к выводу, что он выражал свои мысли, чувства, проецировал свои скрытые желания и потребности.
Упражнение "Незаконченные предложения"
Участникам предлагается список предложений, которые надо закончить с точки зрения того, какими, по их мнению, их видят окружающие:
"Мне хорошо, когда ..."
"Мне грустно, когда ..."
"Я чувствую себя глупо, когда ..."
"Я сержусь, когда ..."
"Я чувствую себя неуверенно, когда ..."
"Я боюсь, когда..."
"Я чувствую себя смело, когда ..."
"Я горжусь собой, когда ..."
Кроме того, надо нарисовать выражение своего лица, когда ты чувствуешь себя: хорошо, грустно, глупо, сердито, неуверенно, испуганно, смело, гордо.
Раздел «Правила и нормы поведения» способствует формированию ценностных ориентаций и социальных норм поведения у подростков, навыков конструктивного общения, развития умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей.
Рекомендации для ведущего. Показать роль и значение межличностных отношений в жизни людей, правил жизни. Раскрыть специфику взаимоотношений. Формировать позитивные установки на взаимоотношения , конфликтоустойчивость. Научить подростков ответственности, исполнительности, уметь противодействовать негативному воздействию, давлению сверстников и взрослым решительным отказом. При проведении занятий рекомендуем использовать следующие игры и упражнения.
Ролевая игра "Я -учитель"
Ситуации для разыгрывания.
1. Ребята жалуются классному руководителю на то, что учитель не справедливо выставляет им оценки.
2. Классный руководитель беседует с учащимся, сорвавшим урок.
3. Завуч беседует с учителем, который не хочет идти на замену уроков.
4. Директор школы беседует с учителем, который отпустил детей с двух последних уроков.
После проигрывания наблюдатели высказывают свои суждения, участники игры делятся своими впечатлениями.
Ролевая игра с конфликтным содержанием. "Я -ученик"
1. Двое ребят на уроке устроили драку.
2. Ученик нецензурно выражается в адрес учительницы, она его слышит.
3. Учитель поставил ученику три двойки за урок.
4. Ребята поздравили с днем рождения учителя и сорвали урок.
Игра "Паровозик"
Звучит веселая музыка. Участники встают друг за другом. Первый участник - "паровозик", все остальные "вагоны". У "вагонов" глаза при движении закрыты. "Паровоз" отвечает за движение состава, чтобы он не во что не врезался и чтобы "вагончикам" было комфортно перемещаться. Каждому участнику важно побывать и в роли "паровоза " и в роли "вагона".
После игры обязательно обсуждение про вопросам:
1. какая роль понравилась больше и почему?
2. какой паровоз был более заботливым и осторожным?
Раздел «Правовая культура» является логическим продолжением предыдущего раздела и направлен на повышение правовой культуры подростков с помощью критического осмысления или профилактику опыта асоциального поведения и дальнейшего формирования установок на законопослушное поведение. В ходе работы группы по данному разделу подростки учатся грамотно применять правовые знания, проектировать правовые способы действий в различных жизненных ситуациях.
Рекомендации для ведущего. Важно помочь подросткам разобраться в социальных ролях, которые они "играют" в жизни и которые определяют их специфику поведения. Необходимо обеспечить подростков информацией для понимания, распознавания и искоренения насилия, предотвращения асоциального поведения. Показать значимость внутренних установок, товарищества, дружеской поддержки в жизни человека, их влияния на самосовершенствование личности. Подвести к пониманию всегда есть выбор. При проведении занятий рекомендуем использовать следующие игры и упражнения.
Игра "Упрямый"
Все участники становятся в круг, выбирают ведущего и игрока. Они становятся в круг. Ведущий дает и показывает команду, все выполняют его. А игрок - наоборот. Например, все поднимают руки вверх - игрок опускает их вниз.
Упражнение "Ёжик"
Упражнение проводится в парах. Один из пары "сворачивается" в клубок и сохраняет это положение. Задача второго развернуть его, найти подход, создать условия, при которых "ёжик" захочет сам раскрутиться, установить взаимопонимание. Запрещается силовые приемы, щекотка, уговаривание словами. Затем участники меняются ролями. Упражнение заканчивается обсуждением: " Как вы себя чувствуете? Какая роль понравилась больше и почему? Где можно использовать такие прикосновения?"
Игра "Танец свободы и победы "Святой Георгий"
Это древний танец: образующие хоровод участники "убивают" воображаемым копьем представленного в центре круга дракона (змея, противник ит. д.) благодаря эффекту групповой динамики снимается значительная часть груза от чувства вины, который распределяется между всеми участниками.
Профилактике возникновения и усиления чувства выны за проявленную агрессию служит другой повторяющийся элемент танца: танцующие идут под веселую музыку по кругу и радуются, что "убили" дракона. Каждый выражает радость свободно, как хочет и как может.
Игра "Толкалки"
Игра выполняется в парах. По знаку ведущего попарно упираются друг в друга ладонями, стараясь сдвинуть партнера с места. Ведущий следит за тем, что бы ни кто ни кому не причинил боли, не делал резких толчков. Постепенно можно ввести новые варианты игры. Например, участники, взявшись за руки, тянут напарника на себя.
Важное значение в программе уделяется разделу «Профилактика употребления психоактивных веществ». В ходе занятий участники получают объективную информацию о негативном действии психоактивных веществ на организм. Ведущий ориентирует подростков на их способность сделать свой собственный выбор. При этом участники должны чувствовать, что они действительно могут сделать правильный для себя выбор, что им это доверяют. Необходимо дать подросткам возможность овладения определёнными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни.
Рекомендации для ведущего. Помочь разобраться подросткам в противоречиях, мифах, стереотипах и неправильных суждениях бытующих в нашем обществе. Показать влияние личностных особенностей на общение: тактичность, сдержанность, открытость, доброжелательность, терпимость, умение слышать и сопереживать.
Упражнение "Ласковое имя"
Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. все по одному называют варианты ( ласкательные) имени участника, стоящего в центре круга, и как бы "дарят " их. Важно при этом прикоснуться к ладоням и посмотреть в глаза, поблагодарить за "подарок".
Игра "Машины"
Участники группы разбиваются на пары: один в роли "машины", другой в роли "мойщика машины". У "мойщика" глаза закрыты или завязаны. В течение 3-5 минут "машину" приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используют как можно больше. Затем участники меняются ролями.
Упражнение "Шесть шагов к победе без проигрыша"
Раздайте участникам памятки "Шесть шагов к победе без проигрыша" (Приложение № 3). Попросите рассказать о наиболее часто встречающихся конфликтах в их жизни. Разделите участников на микрогруппы и попросите их найти решение для выбранных конфликтов с помощью памятки. Важно, чтобы подростки, делая выбор четко представляли:
- потенциальные последствия предложенного решения и делали обоснования своего выбора.
- разницу между конфликтом и противоположными интересами; между конфликтом и конкуренцией; между конфликтом и насилием.
Заключительный раздел направлен на рефлексию, обсуждение результатов совместной работы, изучение уровня усвоения программы и поддержание настроя участников на дальнейшую самостоятельную работу.
Информационно -методическое обеспечение реализации программы.
Организация социально-педагогической деятельности по реализации программы предполагает использование различных видов методической продукции:
- Дай себе шанс: социально-образовательная программа и учебно-методическое пособие / Под ред. И.О. Таековой. - Хабаровск: Краевой молодежный социальный медико-педагогический центр, 2008. - Изд-е 3-е перер. доп. 100с, илл.
-Не проявляй бессилия, ты - сильней насилия (методическое пособие)/ Под ред. И.О. Таековой - Изд-во: Хабаровская краевая ассоциация "Планирование семьи" - Изд-е 3-е, дополн. и перераб. -2010. -124 с., илл.
-И.О. Таенкова, А.А. Таенкова. Знакомство молодежи с наркотиками неизбежно, но потребление - предотвратимо (методическое пособие). Изд-е 3-е дополн. и перераб., Изд-во: ООО "Медиа-мост", - Хабаровск, 2012г. -32с. илл.
Литература
1. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. СПб.: Речь, 2007.
2. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. М.: Изд-во института Психотерапии, 2001.
3. Рожков, М.И. Профилактика наркомании у подростков. Учебно-методическон пособие /М.И. Рожков, М.А. Ковальчук. – Москва: Владос, 2003. – 142 с.
4. Хажилина, И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии /И.И. Хажилина. – Москва: Издательство Института Психотерапии. 2002. – 227с.
5. Воспитание трудного ребенка./Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Владос, 2001.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: Творческий центр «Сфера», 2001.
6. Сухомлинский В.А. Трудные дети//Сухомлинский В.А. Избр. Пед. соч.: в 3-х т. Т.3. – М.: Педагогика, 2000. – с. 89-118.
7. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М., 2002.
8. Шепелева Л.Н. - Программы социально - психологических тренингов. - СПб.: Питер,2011.-160с.
9. Толкачева Т.Н. Новому дню навстречу: методическое пособие. Сборник материалов для работы с учащимися и студентами. Книга 1. /Т.Н. Толкачева, Н.А. Богданов, С.А. Кузнецов, М.И. Радивоз, И.П. Овсюкова; под ред. И.П.Овсюковой, Н.А. Богданова. - Хабаровск: ГОУ ВПО ДВГМУ, 2010. -160с.
10. Толкачева Т.Н. Новому дню навстречу: методическое пособие. Сборник материалов для работы с учащимися и студентами. Книга 2. /Т.Н. Толкачева, Н.А. Богданов, С.А. Кузнецов, М.И. Радивоз, И.П. Овсюкова; под ред. И.П.Овсюковой, Н.А. Богданова. - Хабаровск: ГОУ ВПО ДВГМУ, 2010. -160с.
Приложение № 1
Опросник
Сначала сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе:
Пол:_________________________ Возраст_______________________
Класс_________________________
Заранее благодарим Вам за участие!
1. Что Вам больше всего нравится делать в свободное время?
читать книги
смотреть телевизор
смотреть видео
встречаться с друзьями, подругами
ходить в кино
слушать музыку
ходить в театры, на выставки
другое ____________________________________________________________________
2. Что такое, на Ваш взгляд, "здоровый образ жизни"? Выберите главное.
не пить
не курить
заниматься спортом
полноценно и правильно питаться
не употреблять наркотики
не вести беспорядочную половую жизнь
вести осмысленную жизнь
жить полноценной духовной жизнью
другое____________________________________________________________________
3. Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?
да
нет
частично
эта проблема меня пока не волнует
другое ____________________________________________________________________
4.Если бы Вы узнали, что ваш друг (подруга) употребляет наркотики, вы бы:
немедленно прекратили с нем ( с ней ) общения
продолжили бы дружить, не обращая на это внимания
постарались бы помочь избавиться от этой привычки
попросили бы дать и Вам попробывать
другое____________________________________________________________________
5. Надо ли соблюдать закон?
да
нет
не всегда
почему?___________________________________________________________________
6. Что или кто является для Вас поддержкой и опорой в трудную минуту, помогает Вам "справляться с жизнью", с возникающими трудностями и проблемами?
друзья
родители
воспитатели
домашние животные
природа
религия (какая?)___________________________________________________________
искусство (какое?)_________________________________________________________
хобби (какое?)_____________________________________________________________
другое____________________________________________________________________
Приложение №2
Бланк беседы. Шкала социальной компетентности.
Фамилия, имя _______________________
Школа ____________________________________
Возраст _______________'Класс _________
С кем проводится беседа (сам подросток, мать, отец, классный руководитель, учитель, воспитатель, психолог - нужное подчеркнуть, в случае необходимости - дописать)
Дата проведения
Для оценки используется трехбалльная шкала:
1б - школьник полностью владеет указанным навыком, умением, ему свойственна указанная форма поведения;
2б - владеет ими отчасти, проявляет время от времени, непостоянно;
3 б. - не владеет.
№ пп | Шифр субшкалы | Пункт шкалы | Оценка 1,2,3 | Примечания | |
1. | У | Обладает чувством собственного достоинства |
| ||
2. | С | Умеет самостоятельно обнаруживать и исправлять свои ошибки |
| ||
3. | П | Умеет принимать решения и выполнять их |
| ||
4. | О | Имеет друзей-сверстников |
| ||
5. | И | Интересуется происходящим в стране и мире |
| ||
6. | Об | Ответственно относится к школьным обязанностям |
| ||
7. | И | Любит читать |
| ||
8. | С | Самостоятельно правильно оценивает качество своей работы |
| ||
9. | П | Выполняет намеченное дело до конца |
| ||
10. | Об | Следит за своей одеждой, обувью, может полностью ухаживать за собой . |
| ||
11. | И | Читает газеты, журналы |
| ||
12. | О | Умеет прийти на помощь другому человеку |
| ||
13. | У | Проявляет требовательность к себе |
| ||
14. | П | Владеет средствами, способами достижения цели |
| ||
15. | О | Может самостоятельно познакомиться с незнакомыми сверстниками |
| ||
16. | С | Самостоятельно делает покупки, при этом правильно распределяет деньги |
| ||
17. | П | Может составить план выполнения задания и придерживаться его |
| ||
18. | И | Смотрит новостные программы по телевизору, слушает их по радио |
| ||
19. | У | Правильно реагирует на собственные неудачи |
| ||
20. | С | Проявляет самостоятельность в выборе друзей, занятий во время досуга |
| ||
21. | И | Может использовать компьютер для занятий, получения новой информации |
| ||
22. | У | Правильно относится к собственным успехам |
| ||
23. | О | Можно полностью довериться, положиться |
| ||
24. | Об | Осознает свои затруднения, проблемы, может проанализировать их причины |
| ||
25. | И | Умеет находить нужную информацию (в книгах, в Интернете и т. п.) |
| ||
26. | Об | Участвует в делах класса, школы |
| ||
27. | У | Стремится разобраться в себе, понять свои возможности, способности |
| ||
28. | Об | Выполняет повседневную работу по дому |
| ||
29. | П | Может работать сосредоточенно, не отвлекаясь |
| ||
30. | О | Получает удовольствие от общения со сверстниками |
| ||
31. | С | Самостоятельно распределяет свое время |
| ||
32. | П | Понимает необходимость правил (поведения, выполнения задания и т. п.) и умеет подчиняться им |
| ||
33. | У | Проявляет уверенность в своей способности добиться успеха во взрослой жизни |
| ||
34. | О | Умеет согласовывать свои потребности, желания с потребностями окружающих |
| ||
35. | Об | Без напоминаний выполняет домашние задания |
| ||
36. | С | Может самостоятельно справляться со своими проблемами, трудностями |
|
Порядок проведения
Методика проводится индивидуально, устно, в виде беседы. Письменное заполнение шкалы недопустимо.
Беседа может проводиться с самим подростком, а также с людьми, хорошо его знающими (родителями, другими взрослыми родственниками, лицами, заменяющими родителей, педагогами, а также самим психологом)
Психолог зачитывает последовательно каждый пункт и оценивает ответ, занося его в соответствующую графу бланка. В том случае если беседа проводится с самим подростком, пункты читаются во втором лице.
Для оценки используется трехбалльная шкала:
1б - школьник полностью владеет указанным навыком, умением, ему свойственна указанная форма поведения;
2б - владеет ими отчасти, проявляет время от времени, непостоянно;
3б - не владеет.
В графе "Примечания" психолог может записать ответ, указать другие необходимые ему сведения (латентное время, эмоциональную реакцию респондента и т. п.).
Заполнение шкалы длится от 20 до 40 мин.
Обработка результатов
Путем суммирования баллов по всем пунктам подсчитывается общий балл социальной компетентности. Полученный результат сопоставляется с показателями социального возраста (СВ) в соответствии с полом подростка (табл. 1).
Таблица 1. Показатели социального возраста
Группа | Количество баллов | Социальный возраст |
Девочки | 102-108 | 9 |
| 96-101 | 10 |
| 89-95 | 11 |
| 82-88 | 12 |
| 75-81 | 13 |
| 70-76 | 14 |
| 63-69 | 15 |
| 56-62 | 16 |
| 49-36 | 17 |
Мальчики | 95-108 | 9 |
| 88-94 | 10 |
| 81-87 | 11 |
| 74-80 | 12 |
| 67-73 | 13 |
| 62-66 | 14 |
| 57-61 | 15 |
| 50-56 | 16 |
| 43-36 | 17 |
1. Вычисляется коэффициент социальной компетентности (СК) по формуле:
СК = (СВ-ХВ)х0,1,
где СК - коэффициент социальной компетентности; СВ - социальный возраст (определяется по табл. 3.25); ХВ - хронологический возраст.
2. В соответствии с ключом (табл. 2) вычисляется балл по каждой субшкале.
Таблица 2. Ключ
№ пп | Субшкала | Шифр субшкалы | Пункты |
1. | Самостоятельность | С | 2,8,16,20,31,36 |
2. | Уверенность в себе | У | 1,13, 19,22,27,33 |
3. | Отношение к своим обязанностям | Об | 6, 10,24,26,28,35 |
4. | Развитие общения | О | 4,12, 15,23,30,34 |
5. | Организованность, развитие произвольности | П | 3,9, 14,17,29,32 |
6. | Интерес к социальной жизни, наличие увлечений, владение современными технологиями | И | 5,7, 11, 18,21,25 |
Полученные данные сопоставляются с показателями социального возраста по каждой шкале в соответствии с полом школьника (табл. 3). В том случае, если данные по возрастам совпадают, для вычисления берется возраст, ближайший к хронологическому возрасту подростка.
2. Вычисляется коэффициент социальной компетентности (СК) по каждой субшкале по формуле: (СВ-ХВ)х0,1,
где СК - коэффициент социальной компетентности в соответствующей сфере; СВ - социальный возраст (определяется по табл. 3); ХВ - хронологический возраст.
Интерпретация результатов ,
Если беседа проводится с самим подростком, то данные оцениваются с точки зрения самооценки социальной компетентности, если с хорошо знающими подростка людьми - как экспертная оценка социальной компетентности.
Таблица 3. Показатели социального возраста по субшкалам
Субшкала | Девочки | Мальчики | ||
| Баллы | Социальный возраст | Баллы | Социальный возраст |
Самостоятельность | 15-18 | 9-11 | 17-18 | 9-10 |
| 13-14 | 12-13 | 15-16 ' | 11-12 |
| 10-12 | 14 | 12-14 | 13-14 |
| 7-9 | 15-16 | 9-11 | 15 |
| 6 | 17 | 6-8 | 16-17 |
Уверенность в себе | 16-18 | 9-11 | 15-18 | 9-10 |
| 12-15 | 12 | 12-14 | 11 |
| 11 | 13 | 10-11 | 12 |
| 8-10 | 14-15 | 7-9 | 13-14 |
| 6-7 | 16-17 | 6 | 15-17 |
Отношение к своим обязанностям | 10-18 | 9-12 | 15-18 | 9-11 |
| 8-9 | 13-15 | 12-14 | 12-14 . |
| 6-7 | 16-17 | 8-11 | 15-16 |
| - | - . | 6-7 | 17 |
Развитие общения | 17-18 | 9 | 13-18 | 9-10 |
| 15-16 | 10-11 | 10-12 | 11-12 |
| 12-14 | 12-13 | 7-9 | 13-15 |
| 9-11 | 14-16 | 6 | 16-17 |
| 6-8 | 17 | - | - |
Организованность, развитие произвольности | 1 | 9-11 | .- | 9-10 |
| 10-12 | 12-13 | - | 11-12 |
| 7-9 | 14-15 | - | 13-14 |
| 6 | 16-17 | - | 15-17 |
Интерес к социальной жизни | 17-18 | 9-10 | 14-18 | 9-11 |
| 15-16 | 11 | 9-13 | 12-14 |
| 10-14 | 12-13 | 6-8 | 15-17 |
| 8-9 | 14-15 | - | - - |
| 6-7 | 16-17 | - | - |
Коэффициент социальной компетентности (и по шкале в целом, и по отдельным субшкалам) может находиться в интервале от -1 до +1 и интерпретируется следующим образом:
0-0,5 - социальная компетентность подростка в целом соответствует его возрасту (социально-психологический норматив);
0,6-0,75 - подросток по уровню социальной компетентности несколько опережает своих сверстников;
0,76-1 - подросток существенно опережает своих сверстников по уровню социальной компетентности, что может свидетельствовать о чрезмерно быстром взрослении как неблагоприятной тенденции развития;
0-(-0,5) - социальная компетентность подростка в целом соответствует его возрасту (социально-психологический норматив);
(-0,6)-(-0,75) - отставание в развитии социальной компетентности;
(-0,76)-(-1) - существенное отставание в развитии социальной компетентности.
Данные по отдельным субшкалам позволяют качественно проанализировать сферы "опережения" и "отставания" в социальной компетентности и составить соответствующую психолого-педагогическую программу.
Оценка результатов диагностики в 4-балльной шкале
4 балла - коэффициент социальной компетентности соответствует норме (- 0,5 - + 0,5)
3 балла - коэффициент социальной компетентности незначительно отклоняется от норматива (0,6-0,7 или -0,6 - -0,75)
2 балла - коэффициент социальной компетентности значительно превышает норматив (0,76 - 1)
1 балл - коэффициент социальной компетентности значительно отстает от норматива (- 0,76 - 1)
Приложение № 3
Памятка к упражнению "Шесть шагов к победе без проигрыша".
1-ый шаг.- ПОДГОТОВКА.
- Если вас переполняют эмоции, дайте время успокоиться. Отличайте гнев от враждебности. У вас есть право рассердиться, однако контролируйте свое раздражение.
- Продумайте, чего вы хотите, определите цель.
- Спросите себя, почему это важно для вас.
- Определите цели и интересы оппонента.
- Подумайте, что может улучшить ситуацию.
2-ой шаг - ОБСУЖДЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
- Разговаривайте с оппонентом, сохраняя позитивную установку.
- Слушайте других. Используйте умение слушать активно.
- Показывайте, что вы уважаете и цените другого человека, говорите с ними вежливо, чтобы не разрушать отношения с теми, с кем и дальше будете жить в одном сообществе.
- Не обобщайте, не обвиняйте, не обижайте и не провоцируйте своего оппонента. Не делайте из него врага и не старайтесь победить.
- Настойчиво объясняйте другому, что вы чувствуете, что вам необходимо и почему. Говорите: "Я чувствую, что эта ситуация несправедлива!" или "Вы несправедливы!"
- Обсуждайте проблему, а не человека.
- Извинитесь, если были не правы.
- Подведите итог, т.е. подчеркните, что вы поняли о ситуации в целом.
3-ий шаг - БЫСТРО ПЕРЕЧИСЛИТЕ ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ.
- Придумайте как можно больше решений данной проблемы.
- На этом этапе не давайте им оценку.
- Пусть заинтересованные стороны предложат свои идеи.
- Подумайте, какие решения выгодны для всех.
- Если хотите, запишите свои идеи.
4-ый шаг - ОПРЕДЕЛИТЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СВОЕГО ВЫБОРА.
- Представьте себе возможные последствия каждого решения.
- Посмотрите на достоинства и недостатки каждого решения.
5-ый шаг - ВЫБОР ЛУЧШЕГО РЕШЕНИЯ.
- Откажитесь от нежелательных решений.
- Определите то решение, которое наиболее полно удовлетворяет интересы всех сторон, вовлеченных в конфликт.
6-ой шаг - СОСТАВЬТЕ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ПРЕТВОРЕНИЯ В ЖИЗНЬ ВАШЕГО РЕШЕНИЯ.
- Разберитесь, что будет гарантией реализации принятого решения.
- Составьте план того, кто, что будет делать и когда.
- Договоритесь с оппонентами о том, как и когда, проверить реализацию решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы"
Выделяются следующие основные направления деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков.I. Повышение роли семьи в профилактике социально...
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Практическая значимость представленной работы заключается в том, что в ней изучены и предложены конкретные технологии, направленные на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и ус...
Акция "Шесть шагов"
Акция "Шесть шагов" Цели:· формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения;· воспитание эстетичес...
Шесть шагов к миру или Как противостоять конфликту
Классный час с презентацией...
Презентация к классному часу "Шесть шагов к миру или Как противосоять сквернословию"
Презентация к классному часу в 6 класе...
Мониторинг склонности подростков к социально-рискованному поведению
Мониторинг склонности подростков к социально-рискованному поведению...
Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.
В статье рассмотрены вопросы раннего выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного поведения. Подробно рассмотрены факторы, ...