Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Шаги в бизнес»
рабочая программа (9, 10 класс)

Альфия Нигматовна Пупкова

Программа направлена  на получение знаний в  предпринимательской области, а именно: «Бизнес. Понятие о бизнесе», «Конструкторско-технологической деятельности», «Рекламы и реализации готовой продукции»,   освоение трудовых операций  в области конструирования и моделирования текстильных и  вязаных изделий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

социально-педагогической направленности

 «Шаги  в бизнес»

Пояснительная записка

Введение

      Рабочая программа кружка «Шаги в бизнес» основа на Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013), концепции Модернизации российского образования до 2020 г., которая предполагает внедрение практико-ориентированного экономического и предпринимательского образования.

    Государство заинтересовано в повышении уровня потребительской культуры и функциональной финансовой грамотности обучающихся. Это  связано с необходимостью формирования у обучающихся экономических, правовых компетенций, а также воспитания ответственности при принятии решений, повышения социальной, экономической и предпринимательской  активности.

  Концентрическое  построение программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний по финансовой грамотности, совершенствование умений и навыков в экономической, трудовой  и предпринимательской  деятельности обучающихся.

Направленность программы – социально - педагогическая. Программа направлена  на получение знаний в  предпринимательской области, а именно: «Бизнес. Понятие о бизнесе», «Конструкторско-технологической деятельности», «Рекламы и реализации готовой продукции»,   освоение трудовых операций  в области конструирования и моделирования текстильных и  вязаных изделий.

Отличительные особенности программы:       Особенность программы заключается в том, что она позволяет сформировать метапредметные умения и навыки (интеграция с информатикой и коммуникативными технологиями, математикой - математическое моделирование). В программу входит работа по привлечению обучающихся к олимпиадному движению по предмету Технология.

     Вторая особенность заключается в разнообразии способов получения знаний и навыков. Например: проектно-исследовательская работа, метод кейс- проекта, трудовая и предпринимательская  деятельность. Это позволяет сохранить у обучающихся интерес к занятиям длительное время.

       Программа кружка «Шаги в бизнес» учитывает возрастные особенности мыслительной деятельности обучающихся, основывается на методике преподавания экономики, основ предпринимательства, финансовой грамотности и создание бизнес-проектов, швейного дела, деревообрабатывающего дела, декоративно-прикладного творчества, служит для углубления и получения новых знаний, способствуют формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, стимулируют познавательную активность и развивает творческий потенциал обучающихся.

 Новизна программы заключается в том, что занятия сочетают в себе лекции и кейс-метод в изучении основ экономики, предпринимательской деятельности,  а на завершающем этапе обучающиеся принимают участие в областном конкурсе «Шаги в бизнес», на котором готовы представить свою продукцию, бизнес план, провести рекламу создаваемых товаров.      

Актуальность программы определяется интересом обучающихся к процессам, происходящим в мировой экономике, стремлением обучающихся овладеть экономическими специальностями в лучших ВУЗах страны, где готовят квалифицированных специалистов, способных к  эффективному принятию решений в сфере экономики. Для обучающихся, выбравших иную профессиональную стезю, получить знания по основам бизнес - планирования важно в связи с тем, что современный человек должен обладать финансовой грамотностью, ведь в современном мире экономическая и финансовая грамотность становятся неотъемлемой частью культурологической составляющей личности, гражданина.

Педагогическая целесообразность  данной программы определяется социальной значимостью и направленностью на организацию практико-ориентированной, проектно-исследовательской, трудовой  деятельности обучающихся.

    Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических и предпринимательских  знаний, который включает в себя как необходимые представления о современных экономических системах и основах хозяйственной деятельности, так и умение обучающихся реализовывать полученную в ходе трудовой деятельности продукцию, а также основные критерии (ориентиры) подготовки социально адаптированной личности.

Цель и задачи программы исходят из принципов государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. №2148-р) «Концепции развития дополнительного образования детей» (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р), Плана мероприятий по реализации Концепции на 2015-2020 годы (распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г.  №729-р).

Цель программы:

 - формирование экономического мышления, экономической культуры, навыков предпринимательской и рекламной деятельности.

Данные качества развивают определенные ценностные ориентиры, а также способность к самовыражению личности, побуждают интерес и стремление к рационализму в работе, изобретательности, выбору оптимального варианта решения социально-экономических задач.

Задачи программы:

обучающие

▪ сформировать у обучающихся общее понимание экономических законов современного общества, причин, порождающих различные тенденции в развитии рыночной экономики;

▪ разъяснять содержание основных социально-экономических ролей рыночной экономики: наёмного работника, предпринимателя, государственного чиновника;

▪ сформировать у обучающихся основы экономической культуры;

▪ сформировать у обучающихся навыки проектно - исследовательской деятельности;

▪ сформировать у обучающихся понимание экономических, социальных и политических отношений в обществе;

развивающие:

▪ подвигнуть обучающихся к осознанию ценности бизнес - планирования и его необходимости для квалифицированного выполнения любой работы;

▪ заинтересовать обучающихся в непосредственном участии в жизни общества через реализацию практико-ориентированных проектов;

▪ подготовка учащихся к осуществлению простейшей предпринимательской деятельности.

воспитывающие:

- прививать  навыки индивидуальной  работы и работы  в группе;

- формировать любовь и уважение к традициям русской  и татарской кухни;

- вырабатывать у учащихся стремление к  самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.

          Поставленные выше задачи дают понимание того, что экономическое поведение неотделимо от поведения человека в целом, оно зависит от норм, традиций и обычаев общества. В процессе преподавания модуля «Шаги в бизнес» важно опираться на знания обучающихся в области социально-гуманитарных дисциплин, их собственный опыт, в максимальной степени использовать индуктивный метод обучения, предваряя знакомство с экономическими понятиями как можно большим числом ярких жизненных ситуаций, примеров и фактов, основанных на реалиях современного общества и экономической политики России.

Возраст детей, участвующих в реализации программы – обучающиеся 14-15 лет, 8-9 классов.

Сроки реализации: 9 месяцев

Формы обучения: форма обучения – очная, очная  с применением дистанционно-образовательных технологий.

Формы организации образовательной деятельности

Групповые и индивидуальные формы организации образовательной деятельности осуществляются через урок,  практическое занятие, деловую игру, творческое задание. Данная программа рассчитана на одновременную работу нескольких возрастных групп параллельно, поскольку методика проведения коллективной творческой деятельности подразумевает взаимодействие нескольких групп. Они могут получить основы знаний по финансовой грамотности и экономике, составление бизнес -  планов, создании изделий из текстиля, дерева, различных материалов, используемых в декоративно-прикладном творчестве.

Режим занятий: Сроки реализации программы: 2020-2021 учебный год. Для изучения данной программы отводится 34 учебных часа в год, 1 час в неделю с продолжительностью занятия 40 минут.

Ожидаемые результаты:

Формирование универсальных учебных действий в процессе внеурочной деятельности:

Личностные:

• овладение начальными навыками адаптации в мире  трудовых, финансовых, предпринимательских отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности в процессе трудовой деятельности;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в трудовых и  экономических ситуациях.

Метапредметные:

познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов трудовой деятельности с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения трудовых действий;

коммуникативные:

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной трудовой  деятельности;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы через реализацию готовой продукции; составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов на  приобретение необходимых материалов и инструментов для изготовления изделий.

Овладение основами бизнес - планирования даст обучающимся возможность:

обучающиеся  должны знать:

- роль, которую играют бизнес – планы в экономике;

- структуру бизнес проекта;

- основные проблемы развития российского предпринимательства;

- основы регулирование сферы бизнеса в РФ;

- основные понятия и термины экономики и планирования, предпринимательство, маркетинг, менеджмент;

- в процессе обучения обучающийся должен понять, что экономические знания помогают решать проблему целесообразного выбора, который в течение жизни человек делает постоянно - в своих собственных интересах, в интересах своей семьи, сообщества;

- природу и сущность экономических процессов планирования, обращения, потребления и накопления и виды связей, взаимодействий и отношений возникающих в ходе этих процессов;

 - технологию работы  швейной машины, вязания крючком и на спицах;

- технологию работы с изолоном;

-технологию работы на деревообрабатывающих станках, ручными столярными инструментами;

  обучающиеся должны уметь:

- создавать и реализовывать кухонную утварь из различных текстильных и строительных материалов, поделки из изолона и фоамирана;

 - выполнять творческую работу: составлять бизнес – план, разрабатывать  бизнес – проекта.

- применять основные категории, понятия, формулы в практической деятельности для анализа конкретной экономической ситуации;

- воспринимать содержание экономической информации для создания проекта в популярной экономической литературе, приводимой в статистических отчётах и справочниках, используемой в СМИ;

- формировать собственную позицию в отношении экономической политики, проводимой государством;

- вырабатывать свою точку зрения по поводу экономических явлений и процессов;

- шить, вязать, выпиливать детали;

- рекламировать и реализовывать свою продукцию среди населения.

Девочки: шьют грелки на чайник, вяжут косынки, изготавливают светильники и букеты из изолона и фоамирана.

 Мальчики: выпиливают разделочные доски, скалки, толкушки,  лавочки, стульчики.

     Знания, полученные в реализации программы внеурочной деятельности  «Шаги в бизнес» позволяют обучающимся принимать участие в муниципальных, окружных, региональных конкурсах  и олимпиадах. Это позволяет объективно оценить успехи обучающихся.

     Самым главным результатом данной программы является развитие трудовых и творческих возможностей обучающихся, воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности, усидчивости.

Критерии и способы определения результативности

Результативность  в объединении «Шаги в бизнес» определяется  при помощи педагогического наблюдения за детской деятельностью. Для педагогического анализа результатов проводятся анкетирования, тестирования, конкурсы, мероприятия творческой направленности, защиты проектов.

Формы подведения итогов

Участие в Ярмарках-продажах, выставках-продажах, сельскохозяйственных ярмарках. Документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого обучающегося, к ним относятся: портфолио обучающихся, грамоты.

Тематическое планирование предпринимательской                         компании «Шаги в бизнес»

Название темы

Количество часов

(академические часы)

Итого часов

Количество часов

теоретические

практические

Раздел I. Бизнес. Понятие о бизнесе. 13ч.

1

Бизнес-план школьного предприятия «Теремок».

1

1

2

Понятие о бизнес - плане.

1

1

3

Разделы бизнес – плана.

1

1

4

План производства.

1

1

5

Проектная деятельность. Составляющие проекта.

1

1

6

Проблемы развития российского предпринимательства.

1

1

7

Регулирование сферы бизнеса в РФ.

1

1

8

Организация  предпринимательской деятельности.

1

1

9

Оценка рынка сбыта.

1

1

10

Оценка конкурентов.

1

1

11

Выбор товара и конкурентной стратегии.

1

1

12

Деньги. Доходы и расходы.

1

1

13

Валюта в современном мире.

1

1

Раздел II. Конструкторско-технологическая деятельность. 17ч.

1

Изучение ассортимента кухонных текстильных принадлежностей, предметов декора.

1

1

2

Основные теоретические сведения о технологии  изготовления швейных кухонных принадлежностей.

1

1

3

Грелка на чайник.

1

1

4

Последовательность изготовления изделия.

1

1

5

Обработка деталей изделия.

1

1

6

Соединение деталей грелки.

1

1

7

Основные теоретические сведения о технике вязания крючком.

1

1

8

Технология вязания косынки.

1

1

9

Вязание косынки от центрального угла.

1

1

10

Вязание сетки.

1

1

11

Вязание каймы.

1

1

12

Привязывание кистей.

1

1

13

Основные теоретические сведения о технологии изготовления светильника из изолона.

1

1

14

Роза-светильник.

1

1

15

Перенос шаблонов на изолон.

1

1

16

Сборка розы.

1

1

17

Подсоединение проводки к светильнику.

1

1

Раздел III. Реклама и реализация готовой продукции. 4ч.

1

Составление рекламы готовой продукции.

1

1

2

Подготовка к конкурсу «Шаги в бизнес», сельскохозяйственной ярмарке..

1

1

3

Презентация предпринимательской компании «Теремок».

1

1

4

Конкурс «Шаги в бизнес».

1

1

ИТОГО

34

19

15

Содержание изучаемого курса программы

Раздел I. Бизнес. Понятие о бизнесе. 13 часов.

Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк. Расходы. Доходы. Риски потери денег и имущества. Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов. Финансовый бизнес. Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса. Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валют

Раздел II. Конструкторско-технологическая деятельность. 17 часов.

Изучение ассортимента кухонных текстильных принадлежностей, предметов декора. Основные теоретические сведения о технологии  изготовления швейных кухонных принадлежностей. Основные теоретические сведения о технике вязания крючком. Основные теоретические сведения о технологии изготовления светильника из изолона.

Раздел III. Рекламам и реализация готовой продукции. 4часа.

Составление рекламы готовой продукции. Конкурс «Шаги в бизнес». Сельскохозяйственная ярмарка.

Список источников и литературы:

  1. Липсиц И.В. Экономика. В двух книгах. : М.: Омега, 2015

2.Мицкевич А. А. Сборник заданий по экономике. Для учащихся 9-11 кл. В 3-х. кн. - М.: «Вита-пресс», 20016.

Список источников Интернет - ресурсов:

1.https://fmc.hse.ru/video цикл видео лекций НИУ «Высшая Школа Экономики» Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и средне профессионального образования». Цикл видео лекций.

2.www.ecring.ru Электронный образовательный ресурс «Экономика в школе».

3.http://www.olimpiadaifru.ru Образовательный ресурс Всероссийской олимпиады по финансовой грамотности, финансовым рынкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Английский язык в музыке" (театральные постановки)

Особенность театарльного кружка "Английский язык в музыке"- обучение в игре, в песнях. Играя, изучая английские песни, выразительно читая реплики из комедий, трагедий, басен и скетчей, учащиеся н...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической (военно-патриотической) направленности «Витязь»

 Важную роль в подготовке молодежи к жизни играют готовность к нравственному поведению, идеалы и ценности, в соответствии с которыми они выбирают себе профессию, стиль жизни, строят свое б...

Открытое воспитательное мероприятие по дополнительной общеобразовательной программе:социально-педагогической направленности. Тема: "Летняя полянка"

Открытое воспитательное мероприятие по дополнительной общеобразовательной программе: социально-педагогической направленности Тема «Летняя полянка» ...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Журналистика"

Цель: Развитие личности ребенка через овладение основами журналистского мастерства Задачи:-овладение      обучающимися   основами    журналистики...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Социально – педагогической направленности «Большая перемена» (Юные журналисты)

Настоящая программа рассчитана на 2 года: 324 часов, по 3 часа три раза в неделю.  9 часов в неделю.Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 13–18 лет.П...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Углубленные занятия по русскому языку»

Программа курса «Углубленное изучение русского языка» способствует  углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, помогает  ученикам совершенствовать навыки анализа раз...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "ЮНЫЙ КОНДИТЕР"

Мастерство приготовления вкусных лакомств — кондитерских изделий — ценилось во все времена, а секреты изысканного вкуса тортов, конфет и других сладостей всегда хранятся в строгой тайне. К...