Обобщение опыта по теме "Формирование социальной компетентности учащихся"
материал по теме
материалы по обобщению опыта в модульной технологии для конкурса "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обобщение опыта педагога-психолога | 185 КБ |
УТП "Школа социальной зрелости" для учащихся основной школы | 34.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Владимирской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Зареченская средняя общеобразовательная школа
Собинского района
Обобщение опыта работы
педагога-психолога
по теме
«Развитие социальной компетентности подростков
в рамках внеурочной и внеклассной деятельности»
Сведения об авторе.
Ф И О: Лисова Светлана Владимировна
Должность: педагог-психолог.
Педагогический стаж: 19 лет.
Стаж работы в занимаемой должности: 10 лет.
Квалификационная категория: высшая.
С О Д Е Р Ж А Н И Е | |
1. Наименование опыта | 3 |
2. Условия возникновения и становления опыта | 3 |
3. Актуальность опыта | 4 |
4. Теоретическая база опыта | 5 |
5. Ведущая педагогическая идея опыта | 8 |
6. Новизна опыта | 9 |
7. Технология опыта | 10 |
7.1. Игровые технологии. 7.2. Арт-терапевтические технологии. 7.3 Технология групповой проблемной работы. 7.4 Социально-психологический тренинг. 7.5 Технология проектирования социального становления личности. 7.6.Диагностическое обеспечение. |
8. Результативность опыта 14
9. Адресная направленность опыта | 15 |
10. Список использованной литературы | 16 |
11. Приложения |
- Наименование опыта.
«Развитие социальной компетентности подростков в рамках внеурочной и внеклассной деятельности»
- Условия возникновения и становления опыта.
Общеобразовательное учреждение МБОУ Зареченская средняя общеобразовательная школа Собинского района была открыта в 1984 году в селе Заречном, построенном в конце 70-х годов на территории Копнинского поселения, где был создан крупный животноводческий комплекс, и куда с разных концов России съехались работники на передовое с\х предприятие.
Кардинальные изменения в обществе негативно отразились на положении и социальном статусе жителей села, потребовали такой подготовки сельского подростка, которая была бы достаточной для его перехода в иные, более многообразные среды, сделала бы его конкурентноспособным за пределами сельского социума. Это поставило школу перед необходимостью существенно совершенствовать как структуру, так и содержание её деятельности.
В 2007 году на базе нашего образовательного учреждения была открыта опытно-экспериментальная площадка по теме: «Формирование социальной компетентности обучающихся в условиях сельского социума» и перед школьной психологической службой встала задача сопровождения инновационной работы, в том числе внедрение и апробация программ занятий с учащимися, направленных на развитие социальной компетентности. Внедрение новых школьных стандартов в части Программы духовно-нравственного воспитания подтвердило значимость и актуальность данного направления работы.
Условия для развития социальной компетентности учащихся в сельской школе имеют свою специфику:
-с одной стороны, замкнутость социального пространства, удаленность культурных центров, ограниченность сферы социальных связей учащихся создают трудности в организации образовательной и воспитательной работы в школе.
- с другой стороны, именно школа, становясь доминирующим звеном в социокультурном комплексе, является инициатором и генератором партнерских отношений, так как способна интегрировать воспитательные условия школы и социума, организовывать разностороннюю деятельность детей и взрослых, формировать у детей и взрослого населения позитивный образ жизни,
становится основным очагом культуры на селе.
- Актуальность опыта
Проблема развития социальной компетентности школьников – это важная социальная и психолого-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы общества и образования, поскольку в условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать выпускникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основам наук, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимые цели, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.
В то же время мы видим, как не просто реализоваться в новых жизненных условиях современному молодому поколению. Дети и подростки становятся жертвами неблагоприятных условий социализации: кризис семьи, экономики, культуры порождает социальную инфантильность, иждивенчество, неуверенность в своем будущем.
Развитие собственной социальной компетентности — достаточно трудная задача для подростков, так как высокая потребность в общении вступает в противоречие с элементарным неумением общаться, слушать другого человека, поддерживать разговор, выражать свои чувства, реагировать на критику и критично оценивать высказывания и действия других людей.
4. Теоретическая база опыта
Методологическую основу опыта составили: общие положения личностно-деятельностного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн , Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя,); основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович);
Социальная компетентность — это базисная, интегральная характеристика личности, отражающая ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью и дающая возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и ценностями.
По определению Н.В. Калининой, социальная компетентность – личностное образование, объединяющее в систему знания человека об обществе и самом себе, умения, навыки поведения в обществе, а также отношения, проявляемые в личностных качествах человека, его мотивациях, ценностных ориентациях,
позволяющее интегрировать внутренние и внешние ресурсы для достижения социально-значимых целей.
В соответствии с исследованиями Т.В. Антоновой, М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой, В.Г. Первутинского, выделяются структурные компоненты социальной компетентности: мотивационный, когнитивный, операционально-поведенческий и рефлексивный.
Составляющие социальной компетенции:
- ответственность;
- саморегуляция;
- адекватная самооценка;
- сформированность мотивации достижения успеха;
- рефлексивность;
- социально значимые ценностные ориентации;
- эмпатия;
- владение средствами общения и навыками конструктивного взаимодействия.
Социальная компетентность в современном обществе означает способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности. Она предполагает в равной степени и освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей, и понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий.
Характерные черты подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, прежде всего изменением места ребенка в обществе, сменой его позиции при вступлении в новые отношения с миром взрослых, миром их ценностей, что во многом определяет новое содержание его сознания. Стремление подростка к самонаблюдению, самооценке, самоутверждению и самосовершенствованию возникает в результате анализа своих достоинств и недостатков и понимания того, что в собственных поступках и целях правильно, а что неправильно, чего следует добиваться и от чего воздерживаться.
Другая важная проблема подросткового возраста в контексте развития социальной компетентности — отказ подростка от накопленных ранее представлений о себе. Формирование у подростка субъективной картины мира и представления о месте своего «Я» в ней происходит путем взаимодействия с другими людьми, когда в ходе деятельности, общения он приобретает «новую» систему ценностей через оценки и мнения других людей. Стремление оценивать себя по объективным критериям, интерес к себе как к равноправному члену общества, создание внутренних критериев самооценки, базирующихся на реальных и потенциальных достижениях подростка, выстраивание социально одобряемого идеального «Я» способствуют его социализации и развитию социальной компетентности. Это отражается в адекватной самооценке и уровне притязаний школьника.
Как отмечено выше, одним из центральных моментов в развитии подростка становится формирующееся чувство «взрослости». Оно определяет стремление подростков приобрести умения и качества, характеризующие взрослого человека, и составляет основу формирования ответственности — важнейшей характеристики личности, отличающей социально зрелую личность от социально незрелой. Именно ответственность является основой для развития социальной компетентности
Подростковый возраст сензитивен для социального и эмоционального развития. Развитие социальной компетентности подростков обусловлено потребностью в самоутверждении, самоопределении и включает развитие качеств личности, способствующих общению, развитию социальных умений и навыков, усвоению социальных ролей и полоролевых стереотипов. Кроме того, развитие социальной компетентности в подростковом возрасте обусловлено выраженной потребностью в эмоциональном благополучии и включает развитие способности к эмпатии, умению дифференцировать собственные эмоции и эмоции других людей, самоконтролю и самомотивации.
- Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущей педагогической идеей опыта является формирование социальной компетентности учащихся в ходе специально организованной деятельности в рамках коррекционно-развивающей работы психолога.
Ведущими концептуальными идеями инновационной деятельности являются:
- создание условий для формирования коммуникативной, информационной компетенций школьников;
- развитие комплекса поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющему продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни;
- формирование человека действия, готового проявить себя в различных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности.
- формирование готовности к преодолению трудностей, иммунитета к негативным влияниям окружающей среды;
- максимальное содействие становлению позитивной «Я-концепции».
6. Новизна опыта
В чём я вижу новизну собственного опыта по формированию социальной компетентности личности? Это:
- создание условий для формирования социальной компетентности учащихся 5 – 8 классов через использование комплекса различных психотехник и методических приёмов ;
- создание программы внеурочной деятельности «Школа социальной зрелости» с учетом уровня психологической подготовленности школьников …
7. Технология опыта.
Цель: создание условий для овладения учащимися социальными компетенциями в процессе педагогически организованной социализации в условиях становления детско-взрослой общности.
Достижение поставленной цели осуществляется путем разрешения следующих задач:
- предоставить учащимся необходимый объем знаний для овладения компетенциями;
- создать условия для обеспечения практической деятельности учащихся по овладению компетенциями;
- осуществлять общий контроль хода процесса социализации учащихся в ключевых моментах с целью выявления возможных отклонений (мониторинг);
- осуществлять индивидуальную коррекцию хода процесса социализации учащихся (в случае выявления ее негативной направленности, выявления фактов девиантности поведения учащихся).
Выбор психолого-педагогических методов, обеспечивающих реализацию поставленных задач формирования социальной компетентности, обусловлен совокупностью следующих факторов:
-универсальность;
-технологичность.
Вся работа осуществляется с использованием следующих технологий:
- игровые технологии;
- арт -терапевтические технологии;
- технология групповой проблемной работы;
- социально-психологический тренинг;
- технология проектирования социального становления личности.
7.1 Игровые технологии
Особое внимание в данном виде психологической работы уделяется интерактивным играм и упражнениям, которые могут развить в детях оптимизм, веру в собственные силы, чувство общности с другими. Игры могут использоваться в любом возрасте, участие в них требует от детей творчества, воображения, активности —то есть именно тех качеств, которые необходимы для формирования оптимистического отношения к жизни. Очень важно учить детей ощущать радость жизни, чувствовать себя счастливым. В игре ребенка отражаются его проблемы, интересы, опыт. С одной стороны, игра служит диагностическим целям, с другой — помогает подростку разобраться с проблемами, находить решения в условиях игровой ситуации. В игре всегда есть элемент несовершенства, спонтанности, она активизирует творческий потенциал учащихся, их способности находить решения, делать правильный выбор.
Психологические игры разнообразны по своим целям и содержанию. М.Р. Битянова отмечает, что игрой называю «психологический прием, с помощью которого за 1,5-2 минуты можно настроить учащихся на работу в группе…, большое и сложное ролевое действие и много другое». В соответствии с ее определением, «психологическая игра —это целостное законченное действие, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил, достаточно продолжительное по времени».
Игра обладает определенной атрибутикой. Игровой замысел проявляется в названии игры и может быть выражен в виде проблемы, которую предстоит решить. Правила помогают определить поведение участников в ходе игры и порядок игровых действий, позволяющих участникам проявить себя. Познавательное содержание заключается в приобретении определенных знаний и навыков в процессе решения проблемы, поставленной игрой. К оборудованию относятся средства, необходимые для ведения игры, а также для усиления эмоционального воздействия: фломастеры, бумага, видеомагнитофон и др. Завершением игры является ее результат в виде решений проблемы.
Обсуждение игры- важнейший этап, в ходе которой ребята дают друг другу обратную связь. Признание группы позволяет увидеть преимущества сотрудничества, взаимопомощи, а признание собственных успехов повышает самооценку.
7.2. Арт-терапевтические технологии
Опыт практической работы позволяет отметить, что наиболее «работающими» для школьного психолога можно назвать арт-терапевтические методы. Их использование практически универсально, тем более что они основываются на природном стремлении человека рисовать, творить. При этом подростки должны быть уверены в том, что их не будут оценивать, что они смогут выражать в рисунке свои мысли и чувства, свои желания и мечты так, как им хочется. В свободном рисовании подростки прорабатывают свои глубинные переживания, учатся мыслить метафорично, отражают важные аспекты своей личности.
В практике работы с группой подростков используются следующие техники:
-направленная визуализация,
-парное и групповое рисование,
-мандала;
-техника коллажа,
-инсталляции индивидуальные и групповые,
-работа со сказками и притчами.
Применение арт-терапевтических техник позволяет обеспечить эффективное эмоциональное реагирование, создать психологические условия для осознания подростком своих чувств. Переживаний и эмоциональных состояний, способствует преодолению коммуникативных барьеров,
7.3. Технология групповой проблемной работы
это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Конечно, вербальное поведение – это общение, но не как целостное явление, направленное на взаимное узнавание и изменение обучающихся, а как фрагмент общения, направленного на внешний предмет. В зависимости от вида этого предмета можно говорить об основных воспитательных задачах групповой проблемной работы организационных и ценностно-ориентированных (аксиологических).
Действие педагога начинается с создания или фиксации проблемной ситуации.
Второй ход педагога – превращение проблемной ситуации в проблемную задачу, т.е. формулировка вопроса, решение которого станет целью группового проблемного общения.
Следующий технологический шаг в обоих вариантах групповой проблемной работы состоит в организации «движения» между индивидуальными, личными мнениями, идеями и общим процессом и результатом.
В организационном варианте – это движение к общему решению, в другом (аксиологическом) случае – это движение к прояснению, обострению и взаимодействию позиций участников обсуждения. Соответственно, различными будут и цели (результаты). В первом случае технологическая цель - получение школьниками опыта объединения позиций, мнений, во втором случае – получение опыта культурного обсуждения
7.4.Социально-психологический тренинг.
Социально-психологический тренинг оказывает конструктивное влияние на развитие личности в трех направлениях: когнитивном, поскольку получение новой информации происходит посредством постановки исследовательских задач, направленных на повышение информативности общения; эмоциональном, так как вся информация интерпретируется через личностную значимость; конативном, предполагающем расширение поведенческого репертуара за счет осознания неэффективности привычных способов поведения.
В тренинговых упражнениях происходит эмоционально-действенная ориентация в содержании деятельности в социальном контексте, возникает осознание своего места в системе отношений людей, что помогает адаптироваться в новых условиях и способствует развитию произвольного, сознательного, саморегулируемого поведения. В совместной деятельности участников тренинга создаются условия для формирования самосознания и самоорганизации общего развития личности подростка.
7.5.Технология проектирования социального становления личности
представляет способ организации деятельности учащихся через самостоятельную работу учащихся с дневниками развития.
Технология позволяет решать следующие задачи:
- психолого-педагогического руководства процессом личностного самоопределения и самореализации личности,
- стимулирование процесса личностного роста и интеграции воспитательных воздействий различных субъектов воспитания и социального развития детей и подростков.
Совместно с заместителем директора по воспитательной работе Горбачевой Е.С. разработан и внедрен в практику «Личный дневник учащегося», в котором отражены этапы формирования позитивной «Я-концепции».
7.7. Диагностическое обеспечение
Для определения уровня сформированности социальной компетентности использовались следующие диагностические методики:
-«Диагностика нравственной самооценки» ( авт. Нечаев
-«Диагностика личностного роста» (Авторы: Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В);
- Оценка уровня личностного роста учащегося; ( карта экспертных оценок.)
-Опросник социально-психологической адаптированности; ( авт. К. Роджерс и Р.Даймонд);
-анкета « социальная компетентность личности» (авт. Калинина Н.В.)
- методика изучения соотношения уровней просоциальной ориентации ( без авт.)
-Методика Дембо-Рубинштейна (определение самооценки и уровня притязаний)
-методика исследования коммуникативных свойств личности (КОС1 и КОС2)
В целом генеральным показателем успешности формирования социальной компетентности является динамика социально-психологической адаптивности личности.
- Результативность опыта
В результате коррекционно-развивающей работы у подростков укрепилась эмоциональная устойчивость, повысился самоконтроль, появилась осознанность в восприятии своего поведения, осознанное целеполагание, осмысление жизненных целей, самооценка становится адекватной, возрастает выраженность мотивации достижения, сформированы навыки конструктивного взаимодействия. Эффективность работы доказывают следующие результаты:
Таблица1.
Сформированность просоциальных ценностных ориентаций | |||||
сформированность мотивации достижения; в процентах от общего числа учащихся (5-8 класс) | 2008-09 уч.г | 2009-10 уч. г. | 2010-2011 уч.г | 2011-12 уч.г | |
Оптимальный уровень | 47% | 55% | 60% | 61% | |
Допустимый уровень | 53% | 45% | 40% | 39% | |
Критический уровень | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Сформированность Я-концепции, в процентах от общего числа учащихся | Оптимальный уровень | 50% | 67% | 71% | 70% |
Допустимый уровень | 50% | 33% | 29% | 30% | |
Критический уровень | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Сформированность лидерских и коммуникативных качеств. | 2008-09 уч.г | 2009-10 уч. г. | 2010-2011 уч.г | 2011-12 уч.г. | |
Средние значения, в %% | 72% | 74,2% | 81% | 80% |
Рис.1 Динамика сформированности «Я концепции»,
(в % от общего числа учащихся 5-8 классов.)
Рис.2 Динамика сформированности мотивации достижения учащихся
(в % от общего числа учащихся 5-8 классов.)
Рис.3.Динамика сформированности самооценки учащихся
(в % от общего числа учащихся 5-8 классов.)
Таким образом, внедрение и апробация психолого-педагогических программ развития социальной компетентности школьников в учебной и во внеучебной деятельности, в мероприятиях, интегрирующих усилия всех участников образовательной среды по обеспечению условий для развития социальной компетентности школьников, способствует формированию личности учащихся школы.
- Адресная направленность.
Данный опыт может быть использован в работе школьных психологов, классных руководителей как сельской, так и городской школы.
Программа внеурочной деятельности для подростков «Школа социальной зрелости», выстроенная на основе психолого-педагогических знаний детей подросткового возраста может быть использована в разных вариантах: как отдельный психолого-педагогический курс, как образовательно-воспитательный документ, как пособие в помощь классному руководителю, воспитателю, социальному педагогу.
- Список использованной литературы
- Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — (Практическая психология в образовании).
- Божович Л.С. Проблемы формирования личности (Под редакцией Фельдштейна Д.И.) — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
- Выготский Л.С. Проблема возраста // Вопросы детской психологии. — Спб.: Союз, 1997.
- Кипнис М. 59 лучших игр и упражнений для развития управления коммуникациями: тренируем общение, способность влиять и убеждать.
- Лукина А.К., Школа социальной деятельности подростка. Социально- педагогическое проектирование пространства школьной жизни, обеспечивающего эффективное развитие подростков / Методическое пособие – Красноярск, 2001.
- Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения; тренинги , дискуссии, игры. -М., изд-во «Ось-89», 2002г.
- Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии, 1996, №1, с. 21 — 31.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер. 2000.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М., 2002.
- Селевко Г.К., Селевко А.Г., Левина О.Г., Самосовершенствование личности. М.: Народное образование. 2001
- Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.
- Учурова С.А.Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе № 50(2007)
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. Избранные психологический труды. – М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО «Модек», 1996.
- Хухлаева О.В. Особенности психологического здоровья современных студентов // Педагогическое образование и наука. - 2001. - № 1. - С.37-40.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2004.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Программа внеурочной деятельности
(формирования социальной компетентности обучающихся)
«Школа социальной зрелости»
для обучающихся основной школы.
Срок реализации: 4 года
(с 5 по 8 класс)
Составитель Лисова С.В. , педагог-психолог
Краткое содержание программы
5-6-й классы: «Шаги к познанию себя и мира». В этой части программы определяются специальные способности, интересы и физические возможности детей (особенности восприятия, воображения, памяти, мышления, направленность личности), проводятся тренинговые упражнения на развитие памяти, мышления, воображения, тренинг групповой деятельности.
Программа занятий
Части программы | Темы занятий | Количество часов | Задачи части |
Введение | Занятие 1. «Давайте познакомимся» | 1 | Развитие интереса к саморазвитию, актуализация деятельности. Пояснение форм и методов работы с личным дневником Создание собственной программы развития |
Занятие 2. «Правила работы в группе» | 1 | ||
Занятие 3. «Книга про меня» | 1 | ||
Занятие 4. « Имя человека» | 1 | ||
Занятие 5. «Программа развития» | 1 | ||
БЛОК Я-Я | |||
1. Я и мои способности | Занятие 1. «На что способен человек» | 1 | Формирование у воспитанников представлений о видах способностей, тестирование и определение собст |
Занятие 2-4. «Определение индивидуальных способностей» | 3 | ||
Занятие 5. «Пять минут с великим» (метод направленной визуализации) | 1 | венных способностей, определение способов и форм их развития Формирование представлений о категории познания | |
Занятие 6.-7 Отработка алгоритма принятия решения | 2 | ||
2. Познание мира | Занятие 1. «Познаваем ли мир, или как увидеть чёрную кошку в тёмной комнате» | 1 | Формирование и тренинг чувственного познания о способах развития «каналов» познания мира |
Занятие 2-3. «Мир красок» | 1 | ||
Занятие 4-5. « Мир звука» | 1 | ||
Занятие 6-7. «В мире вкуса и обоняния» | 2 | ||
Занятие 8. «Человеческие миры» | 1 | ||
Занятие 9-10. «Рецепт радости» (активизация ресурсных состояний) | 2 | ||
3. Эмоции и чувства | Занятие 1. «Алфавит эмоций» | 1 | Формирование представлений о собственных эмоциях и чувствах приобретение навыков саморегуляции |
Занятие 2. «Лицо эмоций | 1 | ||
Занятие 3 Игра с эмоциями | 1 | ||
Занятие 4. «Контроль эмоций» | 1 | ||
Занятие 5. «Копилка обид» | 1 | ||
Занятие 6. Проект «Победи своего дракона» | 1 | ||
БЛОК Я И ДРУГИЕ | |||
Занятие 1 Человеческие миры ( коллаж) | 1 | Формирование умений и навыков общения. | |
Занятие 2«Что такое толерантность | 1 | ||
Занятие 3 Достоинство | 1 | ||
Занятие 4 Просьба. Как отказать, не обижая. | 1 | ||
Занятие 5 Я в своих глазах и глазах других людей. | 1 | ||
Занятие 6-8 Проект «рецепт радости» | 3 |
7-8-й классы: « Я и мои социальные роли». В этой части определяются особенности темперамента, самооценки, характера личности. Тренинговые упражнения направлены на развитие социально позитивных навыков поведения и социально значимых черт характера личности. Как результаты рассматриваются позитивные изменения в поведении личности (расширение социального опыта, навыков взаимодействия с различными социальными институтами, наличие программы саморазвития).
Программа занятий
Части программы | Темы занятий | Количество часов | Задачи |
Занятие 1. «Представимся лично | 1 | Постановка целей работы по программе, выработка индивидуальной программы деятельности, развитие навыков групповой работы | |
Занятие 2. «Работая в группе» | 1 | ||
Занятие 3. «Планов громадьё» | 1 | ||
БЛОК Я-Я | |||
1.«Зачем и почему» | Занятие 1. «Мои мотивы» | 1 | Формирование представлений о мотивах деятельности человека и роли общечеловеческих ценностей в построении жизненной перспективы и развитии, развитие навыков групповой работы |
Занятие 2 Подарки Феи, или ценности жизни» | 1 | ||
Занятие 3. «Ценности человечества» | 1 | ||
Занятие 4-5. Проект «Путешествие за ценностями» | 2 | ||
2 Темперамент и характер | Занятие 1. «Что такое темперамент» | 1 | Формирование представлений об особенностях темперамента, о характере как совокупности психологических свойств личности |
Занятие 2 . «Мой темперамент» | 1 | ||
| Занятие 3. «Что такое характер» | 1 | выработка навыков самоуправления |
Занятие 4. «Качества характера» | 1 | ||
Занятие 5. «Воспитание характера» | 1 | ||
Занятие 7-8. «Тренинг уверенного поведения» | 2 | ||
Занятие 9. «Стратегии успеха» | 1 | ||
Занятие 10-13. «Мои социальные роли» | 4 | ||
Занятие 14. Работа с личным дневником | 2 | Составление и защита программы развития | |
БЛОК Я-ДРУГИЕ | |||
Занятие1 Умение слушать и слышать | 1 | Формирование умений и навыков общения. Позиций принятия другого человека, безконфликтного общения, преодоления конфликтных ситуаций | |
Занятие 2 Эмпатия | 1 | ||
Занятие 3 Барьеры непонимания и их преодоление | 1 | ||
Занятие 4 «Маска. Я тебя знаю» | 1 | ||
Занятие 5 Мы и конфликты | 1 | ||
Занятие 6 «Я нашел на дороге» | 1 | ||
Занятие 7 «Уважаемые люди» | |||
Занятие 8-9. Защита проекта «Программа саморазвития» и подведение итогов работы с личным дневником | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры».
ДОКЛАД на тему: «Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры». Теоретические основы развития социальной компетентности учащ...
"Формирование социальной компетентности учащихся средствами искусства и музейной педагогики"
Школьнику на современном этапе необходимо развивать навыки самостоятельного поиска информации; умение ставить цели и их реализовывать; работать в группе, развивать аналитическое мышление; формировать ...
Модель школьного самоуправления, как один из способов профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании, повышения социальной компетентности учащихся.
В статье повествуется о формах воздействия на безнадзорность, правонарушения, наркоманию и повышенея социальной компетентности учащихся школ....
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Выступление на РМО...
Обобщение опыта по теме: Социально-профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями школы-интерната №9
Определение содержания и видов социально-профилактической работы с подростками по предупреждению правонарушений в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....
Обобщение опыта_Взаимодействие с социальными партнёрами в рамках работы кафедр практической подготовки студентов
Обобщение опыта_Анализ результатов взаимодействия с социальными партнёрами в рамках работы кафедр практической подготовки студентов...
Обобщение опыта работы «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС»
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС...