Организация индивидуального сопровождения детей «группы риска» в ГБОУ № 620 «РОСТОК».
статья по теме

Панова Анжела Михайловна

Организация индивидуального сопровождения детей «группы риска» в ГБОУ № 620 «РОСТОК».

 

 

В материале используется организация по работе сопровождения детей и семей "группы риска". Расписан алгоритм по работе.  Описывается индивидуальная работа с ними.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация индивидуального сопровождения детей «группы риска» в ГБОУ № 620 «РОСТОК».

Алгоритм индивидуального сопровождения детей «группы риска».

Работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи.

Положив в основу Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми «группы риска», разработан алгоритм организации индивидуального сопровождения детей «группы риска».

«Алгоритм организации индивидуального сопровождения

детей «группы риска»»

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/157/156286/156286_html_m5bdced54.gif

Раннее выявление детей (семей) группы риска.

Основные задачи:

- Обнаружение семьи (или) ребенка, находящегося в ТЖС;
- Сообщение о семье и ребенке, находящихся в ТЖС, в органы системы профилактики безнадзорности;

- Учет семей и детей, находящихся в ТЖС.

Важным условием эффективной работы по выявлению детей «группы риска» является своевременное обращение классного руководителя или учителя  к специалистам сопровождения в случаях:

  • наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение);
  • появления у ребенка проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески»  и др.);
  • пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
  • кризисной ситуации в семье;
  • резкого ухудшения состояния здоровья;
  • в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию ребенка.

Способы получения необходимой информации:

  • Анализ журналов групп
  • Опрос мнения преподавателей об обучающемся
  • Анализ учета посещаемости занятий
  • Анализ зафиксированных нарушений дисциплины
  • Беседы с родителями обучающегося
  • Социометрические исследования
  • Наблюдения
  • Беседы с обучающимся
  • Запрос информации от психолога
  • Запрос информации с предыдущего места учебы

На этапе сбора и обработки информации о семье используются диагностические методы:

  1. Наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем
  2. Беседа – в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации
  3. Опрос – устный и письменный (анкетирование)
  4. Анкетирование – метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых
  5. Тестирование – специализированный метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления
  6. Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности, в порядке убывания или нарастания показателей, определение места в этом ряду каждого параметра. 

После выявления «группы риска» классный руководитель и сотрудники службы сопровождения приступают к сбору дополнительной информации об особенностях социальных условий тех учащихся, которые требуют особого внимания со стороны педагогов и сотрудников службы сопровождения.

Диагностическая работа

Выявление детей с социально-эмоциональными проблемами осуществляется в процессе систематически проводимой массовой диагностики или в результате получения сигнала о проблеме от самого ребенка, учителя, родителей; других представителей ближайшего окружения.

М. С. Полянский выделяет ряд требований, которым должен отвечать диагностический инструментарий сопровождения:

1. Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы.

2. Простота, доступность, скорость переработки. Для педагогов первого уровня сопровождения особенно ценными являются те методики, которые позволяют быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.

3. Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение принципа приоритета интересов ребенка.

Диагностическая работа осуществляется в следующих направлениях

беседа учителями и с классным руководителем;

беседа с родителями;

изучение особенностей развития;

изучение данных об успеваемости ребенка, анализ учебных проблем;

изучение особенностей классного коллектива (социометрическое исследование, наблюдение, беседы с учителями и классным руководителем, анализ карты сопровождения класса);

сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником   медицинской службы;

анализ социального портрета класса;

анализ социального портрета класса;

анкетирование родителей (анкета «Особенности семейного воспитания»).

Методы исследования:

Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики

Отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты обучающихся и прочая документация

Метод наблюдения

Анкетирование

Интервью

Тестирование

Анализ документов

 Индивидуальная профилактическая работа.

На основе анализа полученной информации социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения ребенка «группы риска».

Основные задачи:
- Социальная адаптация
- Социальная реабилитация
- Мероприятия по защите прав
- Оказание помощи семье
- Организация обучения, отдыха.

Программа индивидуального сопровождения ребенка группы социального риска может включать в себя:

- взаимодействие педагога и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других;

- организацию досуга ребенка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.);

-.помощь в преодолении учебных затруднений;

- помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;

- сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);

-организацию и предоставление бесплатного питания в школе;

-обращение в районные городские социальные службы для предоставления  различных видов материальной и социальной помощи;

- защиту прав ребенка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения.

На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются:

  1. Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание
  2. Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств
  3. Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями
  4. Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида
  5. Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение

Методы социально-психологической помощи:

  1. Консультирование
  2. Тренинг
  3. Социальный патронаж
  4. Групповые и индивидуальные занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы

Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....

Программа социально педагогического сопровождения детей «группы риска»

Программа рассчитана на 2 года, в течение 2012-2014 года.    Программу разработала социальныйПедагог МОУ КолычёвскойСпециальной (коррекционной)Школы-интерната для детейсирот ...

Индивидуальное сопровождение детей "группы риска в условиях сельской общеобразовательной школы"

Программа разработана для организации работы с детьми "зоны риска", "группы риска"в условиях сельского социума. Личностно -ориентированный подход в обучении и воспитании ребенка - это один из  эффекти...

ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА В ГБОУ СОШ №1 ГОРОДА КИНЕЛЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Цель работы школы: создание благоприятной среды учащимся в их учебной и внеурочной деятельности, сохранение их физического и психического здоровья в условиях школьного образования.В рамках обозначенно...

Программа индивидуального сопровождения учащихся "группы риска" по суицидальному поведению

Примерная программа сопровождения подростков, склонных к суицидальному поведению...

«Индивидуальное сопровождение учащихся «группы риска». Реабилитация средствами культуры.

Профилактика правонарушений среди подростков была и остается одной из приоритетных задач школы, семьи и общественности. Для эффективного проведения этой работы педагогами, представителями правоохранит...

Роль социального педагога в организации индивидуального сопровождения детей «группы риска» в условиях детского дома.

Роль социального педагога в организации индивидуального сопровождения детей «группы риска» в условиях детского дома. Презентация к докладу....