Индивидуальное сопровождение детей "группы риска в условиях сельской общеобразовательной школы"
материал на тему
Программа разработана для организации работы с детьми "зоны риска", "группы риска"в условиях сельского социума. Личностно -ориентированный подход в обучении и воспитании ребенка - это один из эффективных методов, применяемых педагогами в практике. К детям "зоны риска" и "группы риска относятся не только дети с девиантным, асоциальным поведением но , дети, живущие в неблагополучныз семьях, дети,к которым нужен индивидуальный подход в воспитании. Это - одаренные дети, часто пропускающие учебные занятия, педагогически запущенные, имеющие пробелы в знаниях, часто болеющие дети, леворукие, воспитывающиеся в приемных семьях и т. д. Каждый из них нуждается в особом подходе. Обучение и воспитание сельских детей имеет свои особенности: отдаленность от культурных центров, отсутствие, кроме школы, других образовательных учреждений, "жизнь навиду у всех"( как учителей, так и их учеников) и др. Положительным моментом можно считать тот факт, что в сельской местности к воспитательной деятельности школы можно подключить все учреждения и организации, расположенные в населенном пункте. При такой организации работы с детьми дошкольного и школьного возраста, каждый житель села должен быть заинтересован как в положительных результатах всех направлений воспитательной работы школьников, так и участвовать в воспитательной работе, направленной на контроль за асоциальным поведением детей, их семей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 225.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Чтобы воспитать детей хорошими, надо сделать их счастливыми»
О.Уайльд
Актуальность
Успешность, эффективность всего учебно- воспитательного процесса определяются тем, как каждый воспитанник (ученик) вписывется в него, какое место он там занимает. Справедливо обращение теоретиков и практиков к идеям личностно-ориентированного воспитания. Это означает умение педагога увидеть в каждом ребенке его сущность и на этой основе строить воспитательный процесс. Сегодня в каждой сельской школе особое место уделяется воспитанию детей, относящихся к «зоне риска». Это дети, по отношении к которым й неэффективен или малоэффективен, безрезультатен организованный воспитательный процесс, протекающий в благополучной семье и в образовательном учреждении, в силу особенностей (отклонений) в психофизиологическом развитии и социальном становлении, сложившимся под влиянием комплекса причин- биологических, психологических, социокультурных, педагогических факторов. Как никто другой, именно эти дети требуют пристального внимания, изучения их индивидуальных особенностей и строить учебно-воспитательную работу по принципу индивидуального развития.
Условия воспитания детей в сельском социуме имеет свою специфику. Сельская школа должна строить систему воспитательной работы, исходя из особенностей социо-культурной среды:
- Компактность проживания
- Малочисленность населенного пункта
- Отдаленность от улусного и республиканского центра
- Неразвитость социальной инфраструктуры
- Низкий образовательный и культурный уровень
- Невысокий социально-экономический уровень жизни
- Особенности межличностных отношений
- Тесные родственные, соседские и межвозрастные связи
- «Публичность» жизни
- Деморализующее влияние неблагополучных семей.
В МБОУ «Оймяконская средняя общеобразовательная школа» в 2011-2012 учебном году обучалось 162 учащихся, из них:
Состоят на учете ВШУ -7
Состоят на учете КДН -2
Состоят на учете СОП -15
Всего семей -82, из них:
Малообеспеченных -74
Безработных из числа родителей – 6
Многодетных -46
семей –опекунов -6, где воспитывается 10 детей
Матери – одиночки – 25
Отцы,.воспитывающие детей одни -4
Разведенные семьи -7
Неблагополучные семьи -7
.
Цель:
Создание оптимальных условий для овладения детьми социокультурными ценностямобщества и для развития их индивидуальности с целью самоактуализации личности. .
Задачи:
- Оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки детей «группы риска».
- Организация эффективной профилактической работы различных негативных явлений;
- Создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей и реализация возможностекй ребенка
- Привлечение к воспитанию детей «группы риска» сельского социума.
Сроки реализации проекта
этапы | сроки | мероприятия |
1 этап | 2011-2012 учебный год 2-е полугодие | Изучение теоретических материалов. Аналитическая деятельность социально психологической службы. Проведение анкетирования, тестирования и других диагностических методик Выбор новых методов и методик работы с детьми «группы риска» Разработка программы индивидуального сопровождения детей «группы риска» |
2 этап | 2012-2013 учебный год 1-е полугодие | Внедрение в практику «Программы индивидуального сопровождения детей «группы риска» Разработка профилактической программы «Сделай себя сам» |
3 этап | 2012-2013 учебный год 2 полугодие | Внедрение профилактической программы «Сделай себя сам» «Кабинет социального педагога - центр коррекционной, реабилитационной, социальной. медицинской поддержки детей, нуждающихся в особо внимательном отношении сельского социума» ( программа создания кабинета, где будут созданы все условия для работы с детьми «группы риска» |
План реализации проекта
п/п | Направления | Формы. Содержание работы | Срок | Ответственные |
Специально-психологические | Дигностика проблем (тесты,беседы.опрос. наблюдения) Составление и ведение банка данных детей группы конкретного риска Консультирование Индивидуальное и групповое консультирование учащихся конкретной группы риска, педагогов, родителей Подготовка печатной продукции Лектории для родителей по вопросам психологического просвещения Коррекционно-программное обеспечение ндивидуальной работы с детьми «группы риска» Реализация индивидуальных психолого- педагогических программ с детьми конкретной группы риска. Тренинги для детей. Тренинги для родителей.направленных на коррекцию детско-родительских взаимоотношений Тренинги профессионального и личностного роста педагогов Профилактическое Разработка программ, направленных на повышение самооценки детей различных групп риска, профилактика социального неблагополучия. Снижение школьной тревожности и неуспешности. Повышение социально-психологической адаптации к меняющимся условиям жизни | 2012 г 2 полугодие 2012 г 2012 – 2013 учебный год 2012-2013 учебный год | Психолог,классный руководитель Психолог Психолог и рабочая группа Психолог и рабочая группа | |
Социально-педагогическое | Формирование социального паспорта класса,школы. Социально-правовой патронаж на дому Правовое консультирование Системный контроль успеваемости, занятости во внеурочное, каникулярное время, в летний период Профилактически направленные мероприятия (Дни здоровья,походы и др.) | |||
Медико-социальные | Медицинская диагностика Медицинский контроль с целью поддержания здоровья. Консультирование Индивидуальное и групповое с целью выявления факторов риска Индивидуальные и групповые лечебно-оздоровительные мероприятия для детей с отклонениями в состоянии здоровья ( организация фитолечения. Витаминотерапии, свето-. ароматерапии.) и др Сопутствующий контроль за результатами Видеопрезентации. Классные часы по формированию здорового образа жизни | 2012-2013 учебный год | Социальный педагог и ОУБ | |
Учебно-методические | Анализ успешности по усвоению школьных дисциплин, выявление пробелов по предметам Организация дополнительных занятий, консультаций. подготовки к преметным неделям. Олимпиадам. Организация системной работы по предупреждению неуспеваемости. Подготовка разноуровневых занятий Отслеживание результатов коррекционной работы. Создание ситуаций успеха на уроках Организация совместной продуктивной творческой деятельности на уроках и во внеклассной работе. | 2011-2012 учебный год | Заместитель директора по УВР | |
и орган | Организационно- воспитательное | Определение интересов учащихся «группы риска» Организация работы по клубам, кружкам,секциям Организация плановых тематических мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, культуры человеческих взаимоотношений, индивидуальной самореализации Привлечение к организации классных, школьных, наслежных мероприятий. Привлечение детей «группы риска» к активному участию в школьном самоуправлении Создание условий для индивидуальной самореализации в соответствии с потребностями и желаниями ребенка Формирование коммуникативной среды | 2012-2013 учебный год | Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, общественные организации. Руководители учреждений и организаций наслега |
Механизм реализации проекта
Осуществляется через блочную систему работы. В состав группы блоков входят представители всех учреждений и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории с. Оймяко. Каждый блок разрабатывает свой план действия..
Блок | Состав группы | цель | задачи | |
1. | Социальной поддержки |
| Объединение усилий всех учреждений и организаций сельского социума по решению проблем семей и детей из этих семей | Организация материальной помощи, обеспечение правовой помощи, Ориентировано-практическая деятельность в решении личных проблем детей Вовлечение детей в участие в наслежных мероприятиях, организация временного трудоустройства несовершеннолетних в каникулярные дни, организация шефства с детьми «группы риска» реализация погружения в полезную деятельность |
2. | Медицинской поддержки |
| Проведение квалифицировнной медицинской и профилактической помощи | Плановое медикаментозное лечение детей Обучение методам самостоятельной корректировки самочувствия Проведение фитотерапии, витаминотерапии, светотерапии, ароматерапия и др. |
3 | Психологической поддержки |
| Оказание психокоррекционной помощи | Выявление индивидуальных проблем Оказание психологической помощи Профилактические мероприятия Организация выездных психологических служб |
4 | Педагогической поддержки |
-БДОУ ОДС №20 -БДОУ ОДС №24 -БДОУ ОДС №25
| Создать альтернативные условия в школе для обеспечения выбора видов деятельности, которые определяют многостороннее развитие детей. | Выбор новых форм, методов работы дательных интересов детейля реализации идей создания благоприятных условий жизнедеятельности детей, нуждающихся в педагогической поддержке Поиск эффективных путей активации познавательных интересов |
Предполагаемые конечные результаты
Объединение всех субъектов сельского социума для организации эффективной деятельности по организации индивидуальной ориентированно- практической помощи каждому нуждающемуся ребенку.
Оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем.
Создание комфортных условий для всестороннего развития и успешной социализации каждого ребенка
Количественное уменьшение детей «группы риска» ( школьная дезатаптация, социальная дезатаптация, аддиктивное поведение , совершение правонарушений и преступлений)
Критерии оценки эффективности проекта
Количество детей, состоящих на учете ВШК, СОП, ПДН, КДН
Количество пропущенных уроков и внеклассных занятий
Количество неблагополучных семей
Количество конфликтных ситуаций.
Количество противоправных и преступных действий
Употребление ПАВ и алкогольных напитков.
Количество оздоровленных детей
Участие детей «группы риска» в классных, общешкольных, наслежных мероприятиях.
Активное посещение кружков, факультативных занятий, спортивных секций детьми «группы риска»
Создание благоприятного социально-психологического климата.
Активное участие общественных организаций, учреждений, организаций, общественности
в организации мероприятий по поддержке детей «группы риска».
Бюджет проекта
статья | мероприятие | расходы | сумма | |
Транспортные услуги | Организация поездки детей из малообеспеченных семей в г. Якутск для организации культурно – массовых мероприятий | Проезд детей до г. Якутска 10 детейХ 4.000 рб. | 40 000 рб | |
Оборудования длительного пользования | Оснащение кабинета социального педагога мебелью, оборудованием | Мягкий угол – 25 000 рб Телевизор – 12 000 рб DVD -2 500 рб. Оборудования для релаксации – 25 000 рб Обрудование для организации фитобара – 10 000 рб. Мультимедийный проектор – 10 000 рб Постельные принадлежности ( для экстренных случаев)- 2х 3 000 рб. | 25 000 рб 12 000 рб 2 500 рб. 25 000 рб. 10 000 рб. 10 000 рб. 6 000 рб. | |
Расходные материалы | Организация досуга, участия детей «группы риска» в различных мероприятиях Диски обучающие, Релаксационные Изготовление стендов | 3 000 рб. 3 000 рб. 5х2 000 рб. | 3 000 рб 3 000 рб. 10 000 рб. | |
Ремонт помещения | Обшивка стен | панель | 10 000 рб. | |
Медикаменты | витаминотерапия | Витамины, седативные вещества | 3 000 рб |
Журнал
индивидуального психолого- социально – педагогического сопровождения
ученика (цы)_____ класса МБОУ «Оймяконская СОШ»
2012 -2013 учебный
Ф. И. О. ___________________________________________________
Класс ________ год рождения _________________________________
Домашний адрес ____________________________________________
С какого года обучается в данной школе и откуда прибыл ___________
Какой совершил проступок (преступление), где, когда ______________
____________________________________________________________
С какого времени стоит на учете ________________________________
Отношение к учебе ___________________________________________
Отношения со сверстниками ___________________________________
Кто оказывает отрицательное влияние ___________________________
___________________________________________________________
На кого оказывает отрицательное влияние ________________________
___________________________________________________________
Какие общественные поручения имеет ___________________________
___________________________________________________________
Как их выполняет ____________________________________________
В каких кружках, секциях, клубах состоит ________________________
____________________________________________________________
Отношение к общественно полезному труду ______________________
____________________________________________________________
Ф. И. О. родителей, их место работы, отношение к воспитанию ________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
Какие меры приняты к родителям ________________________________
_______________________________________________________________
Что сделано по социально-педагогической поддержке _______________
Учет пропусков уроков
_____________________________________
с ____ по ____ 200__ года
Предметы | Дни | Кол-во часов | Дни | Кол-во | Дни | Кол-во |
1. Русский язык | ||||||
2. Литература | ||||||
3. Алгебра | ||||||
4. Геометрия | ||||||
5. История | ||||||
6. Обществознание | ||||||
7. География | ||||||
8. Биология | ||||||
9. Химия | ||||||
10. Физика | ||||||
11. Изо (черчение) | ||||||
12. Музыка | ||||||
13. Физ-ра | ||||||
14. Труд | ||||||
15. Англ. язык |
Учет пропусков уроков
_____________________________________
с ____ по ____ 200__ года
Предметы | Дни | Кол-во часов | Дни | Кол-во | Дни | Кол-во |
1. Русский язык | ||||||
2. Литература | ||||||
3. Алгебра | ||||||
4. Геометрия | ||||||
5. История | ||||||
6. Обществознание | ||||||
7. География | ||||||
8. Биология | ||||||
9. Химия | ||||||
10. Физика | ||||||
11. Изо (черчение) | ||||||
12. Музыка | ||||||
13. Физ-ра | ||||||
14. Труд | ||||||
15. Англ. язык |
Контроль досуга ребенка
п/п | Название | Руководитель | Время занятий | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |||
Дни | Причина пропуска секций, кружков | Примечание руководителя секции , кружка |
Работа по контролю пропуска учебных и внеклассных мероприятий
Дата | мероприятия | ответственный |
Индивидуальная работа с учащимся
Дата | Диагностическая | профилактическая | Блок социальной поддержки | Блок психологической поддержки | Блок педагогической поддержки | Блок медицинской поддержки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей в условиях сельской школы, реализация их потенциальных возможностей"
Данный проект показывает систему деятельности и организации работы с одаренными и талантливыми детьми. ...
Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в сельской общеобразовательной школе
Инклюзивное образование...
Статья "Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности одаренных школьников в условиях сельской общеобразовательной школы "
В статье раскрывается опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению исследовательской и проектной деятельности школьников....
Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы
На современном этапе работы школы, когда одной из главных ее задач является создание условий для реализации личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, умеющему перерабатыва...
«Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» в условиях поликультурной общеобразовательной школы».Курсовая работа
В работе представлена психолого-педагогическая характеристика детей «группы риска», рассказывается о технологии социально-педагогического сопровождения детей«группы риска» в...
ПРОГРАММА психологического сопровождения подростков с проблемным поведением в условиях средней общеобразовательной школы «ТЫ НЕ ОДИН»
Рост числа детей с проблемным поведением ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую, приводя их ...
Программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы.
Данная программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, законом «Об...