Методика адаптации (мотивация)
методическая разработка на тему

Силантьева Ксения Николаевна

анкета - тест 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_adaptatsii_motivatsiya_luskanova.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Методика определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)

Цель: определить у испытуемого уровень мотивации на школьную деятельность, узнать, нравится ли ему учиться.

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Рекомендации: Учитывая, что собственно познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому с ребятами с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения, по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:

  • Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;
  • Уверенность в себе;
  • Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;
  • Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;
  • Потребность и возможность в самовыражении,
  • Принятие и одобрение значимыми людьми;
  • Актуализация творческой позиции;
  • Осознание значимости происходящего для себя и других;
  • Потребность в социальном признании;
  • Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;
  • Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье);

Поскольку негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и/или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки. Если негативное отношение к школе связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, то необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций.


Текст анкеты состоит из 10 вопросов:

1.Тебе нравится в школе?

Да. Не очень. Нет.

2.Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Иду с радостью. Бывает по-разному. Чаще хочется остаться дома.

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

Пошел бы в школу. Не знаю. Остался бы дома.

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

Не нравится. Бывает по-разному. Нравится.

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних задании?

Не хотел бы. Не знаю. Хотел бы.

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Нет. Не знаю. Хотел бы.

7.Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

Часто. Редко. Не рассказываю.

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

Мне нравится наш учитель. Точно не знаю . Хотел бы..

9.У тебя в классе много друзей?

Много. Мало. Нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Нравятся. Не очень. Не нравятся.

Анализ результатов анкетирования:

За каждый первый ответ - 3 балла, промежуточный -1 балл, последний - 0 баллов.

Чем выше балл, тем выше школьная мотивация. Максимальное число баллов - 30.

25 -30 баллов

Высокая школьная мотивация, учебная активность

20 - 24 балла

Хорошая школьная мотивация

15 -19

Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами

10 -14

Низкая школьная мотивация

Меньше 10

Негативное отношение к школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика изучения мотивации обучения старшеклассников М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина. Обработка с помощью Excel

Изучение мотивационной составляющей деятельности учащихся позволяет получить информацию о качестве работы образовательного учреждения. Именно мотивационная составляющая определяет способность школьник...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Выявление мотивации к предмету....

Диагностики "Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-9 класса"

Данная методика предполагает изучение отношения школьников к учению и к отдельным предметам. Она позволяет провести сравнительный анализ результатов....

Методика изучения мотивации учения старшеклассников

Методика изучения мотивации учения старшеклассников...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ

Учащиеся внимательно читают каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбирают для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действит...

Методика изучения мотивации учения старшеклассников

Методика изучения мотивации учения старшеклассников...

Компьютерная обработка теста "Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД)"

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»(Личностные УУД)Цель:...