МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ
тест (5 класс) на тему

Ажажа Ирина Юрьевна

Учащиеся внимательно читают каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбирают для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к ним. Выбранные ответы подчеркивают.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ

Анкета

Дата ________ Ф. И. ________        Класс _____________

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) наш класс был лучшим;

в) принести больше пользы людям;

г) получать впоследствии много денег;  

д) меня уважали и хвалили товарищи;

е) меня любила и хвалила учительница;

ж) меня хвалили родители;

з) мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали:

к) я больше знал и умел.

2. Я не могу учиться лучше, так как...

а) у меня есть более интересные дела;

б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в) мне мешают дома;

г) в школе меня часто ругают;        

д) мне просто не хочется учиться;        

е) не могу заставить себя делать это;

ж) мне трудно усвоить учебный материал;

з) я не успеваю работать вместе со всеми.

3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...

а) я хорошо знаю учебный материал;

б) мои товарищи будут мной довольны;

в) я буду считаться хорошим учеником;

г) мама будет довольна;

д) учительница будет рада;

е) мне купят красивую вещь;

ж) меня не будут наказывать;        

з) я не буду тянуть класс назад.

4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...

а) я плохо знаю учебный материал;

в) я буду считаться плохим учеником;

г) товарищи будут смеяться надо мной;

д) мама будет расстроена;        

е) учительница будет недовольна;

ж) я весь класс тяну назад;        

з) меня накажут дома;                

и) мне не купят красивую вещь.      

Спасибо за ответы!        

Обработка результатов.

Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выбора и получить объективные результаты.

Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл. 7).

Внешний мотив – 0 баллов.

Игровой мотив – 1 балл.

Получение отметки – 2 балла.

Позиционный мотив – 3 балла.        

Социальный мотив – 4 балла.

Учебный мотив – 5 баллов.

Таблица 7

Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

1

2

3

4

а)

2

3

5

5

б)

3

3

3

2

в)

4

0

3

3

г)

4

4

3

3

д)

3

1

3

3

е)

3

3

0

3

ж)

3

5

0

4

з)

0

3

4

0

и)

0

0

к)

5

Баллы суммируются и по оценочной табл. 8 выявляется итоговый уровень мотивации учения.

Таблица 8

Уровни мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

41–48

II

33–40

III

25–32

IV

15–24

V

5–14

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.

I – очень высокий уровень мотивации учения;

II – высокий уровень мотивации учения;

III – нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV – сниженный уровень мотивации учения;

V – низкий уровень мотивации учения.

Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов (табл. 9). По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.

Таблица 9

Выявление ведущих мотивов у учащихся  5 классов

Варианты

ответов

Выбранные мотивы по номерам

предложений

1

2

3

4

а)

О

П

У

У

б)

П

П

П

О

в)

С

В

П

П

г)

С

С

П

П

д)

П

И

П

П

е)

П

П

В

П

ж)

П

У

В

С

з)

В

П

С

В

и)

В

В

к)

У

Условные обозначения мотивов:

У – учебный мотив; С – социальный мотив; П – позиционный мотив; О – оценочный мотив; И – игровой мотив; В – внешний мотив.

Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборе учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

– количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

– количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

– количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы проблемно-тематического семинара «Методика организации подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся по информатике в основной школе»

В архиве, размещенном на Яндекс диск размещены методические материалы, адресованные учителям информатики общеобразовательных учреждений Московской области.Данные материалы призваны помочь в подготовке...

Компьютерная обработка теста "Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД)"

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»(Личностные УУД)Цель:...

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходеиз начальных классов в средние...

«Преемственность методики изучения и преподавания графиков функций в основной и старшей школе»

В данной статье представлены обоснование выбора темы самообразования и план работы по выбранной теме на 5 лет. Планируемые результаты работы над темой самообразования.        ...

Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания средней школы

Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания средней школы...