Рекомендации к изучению языка с использованием диалектов
статья по литературе
Предварительный просмотр:
Статью подготовила Бухарева Т.О.
Человек культуры
как цель личностно ориентированного образования.
Проблема человека, выяснения его сущности, природы, места во Вселенной, смысла жизни, норм поведения, отношений к семье, роду, государству составляет смысловое ядро всех наиболее значительных философских учений, начиная с древности.
В контексте гуманистической философии возникло множество различных научных направлений (рационализм, утопический социализм, экзистенциализм, философская антропология и Др.), каждое из которых создало свой образ, идеал человека культуры. По происхождению этот образ историчен, интегрирует черты образа мыслей и образа жизни людей определенной эпохи, а по определению — отвечает в той или иной степени на знаменитые кантовские вопросы о возможностях человека в познании смыслов и его отношениях к миру:Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек?
История человекознания накопила немало различных подходов к определению культурной сущности человека. Резюмируя их, В. П. Зинченко в одной из работ отмечает множество попыток одним словом определить сущность человека: хомо-сапиенс, хомо-фабер, хомо-хабилис, хомо-политикус, хомо-гуманус, хомо-эректус и т. д. Однако исследователь справедливо заключает, что «все перечисленные определения были частичными, в лучшем случае взаимодополнительными. Они не составляли целостного образа». Такое же положение имеет место и в известных научных концепциях человека. Так, К. Марксом разработана концепция, в основу которой положено социальное качество человека («совокупность всех общественных отношений»), 3. Фрейдом — концепция биосо-циального человека. К. Д. Ушинским — концепция человека нравственного, А. Ф. Лосевым — концепция человека духовного и т. д. В наше время В. С. Шубинским обоснована концепция, в которой человек предстает как субъект творческой жизнедеятельности.
Указанные теории имеют не только различия, но и общее, Объединяющее их начало. Мы видим его в способах разрешения противоречий развития человека, которые предлагаются различными авторами. Так, рассматривая в качестве основного противоречие между социальным и биологическим (природным) началами в человеке, К. Маркс способом его разрешения считает окультуривание человеческих потребностей, 3. Фрейд — культурное творчество и психоанализ, К. Д. Ушинский и А. Ф. Лосев — труд души, высокие нравственные помыслы и альтруистические поступки, В. С. Шубинский — свободную творческую деятельность. Иными словами, все указанные авторы концептуальных построений о человеке едины по существу в главном — в утверджении, что единственно возможным способом разрешения противоречий его развития является интеграция человека в культуру, в социально-культурное творчество, созидание культурных ценностей. Это означает, что человек должен быть свободен для культурного саморазвития и жизнетворчества.
Человек культуры — свободная личность. Человек культуры — свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. Педагогические аспекты этого состоят в воспитании у учащихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважение, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетающаяся с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умение принимать решения, нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития и др. Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной системы любых методов и форм давления на ребенка и всемерного поощрения и развития практики включения учащихся с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений, вариативного обучения и других механизмов демократизации образовательно-воспитательной системы.
Задача образования — создать пространство свободного саморазвития личности и научить ее пользоваться свободой как благом.
В воспитании, ориентированном на человека, утверждал Василий Васильевич Зеньковский (Россия, 1881 — Париж, 1962 гг.), дело идет об «освобождении», то есть о восхождении к свободе. Но «освобождая» ребенка для свободной самореализации, необходимо обеспечить «связь свободы и добра». «Свобода так часто переживается людьми как бремя,— писал он, — и не только в наше время, когда индивидуум жаждет раствориться в массе, в коллективе и спешит отказаться от своей свободы». Вся «тайна» свободы в ее странной антиномичности — в ее глубокой связи с самой основой личности и в ее «неустроенности», в возможности срыва, ухода во власть страстей.
Свобода больше смущает, чем помогает, больше обременяет, чем окрыляет: «благие порывы так легко оказываются смятыми, бессильными, и лишь в горьком раскаянии после совершенного греха сознаем мы всю реальность свободы, которая была в нас и которой мы все же не владеем» (9).
Отсюда педатог-гуманист делает очень важный вывод о том, что проблема воспитания добра или направления ребенка к добру есть главная проблема его воспитания в пространстве свободы.
Человек культуры — гуманная личность. Если человек свободен, то нельзя заставить или принудить его быть добрым, справедливым, гуманным. Он может это сделать только сам. Значит, роль образования состоит в том, чтобы пробудить его субъектность. желание и волю к нравственному самосовершенствованию.
Для этого необходимо «включить» такие механизмы, как нравственное самосознание, рефлексия, нравственный выбор, принятие ответственности за свои решения и поведение, сопереживание и понимание других людей.
Гуманность — вершина нравственности, так как в ней любовь к людям, всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказывать помощь близким и дальним, пониманием ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности человеческой жизни, стремлением к миру, согласию, добрососедству, умением проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от их расы. национальности, вероисповедания, положения в Обществе, личных свойств. Педагогические аспекты воспитания этих качеств состоят в необходимости всесторонней гуманитаризации содержания образования, гуманизации его методов и всей системы воспитательных отношений, обеспечения тесного единства и взаимодействия когнитивного и нравственного компонентов содержания образования В связи с массовым распространением в современной жизни различных форм агрессии, жестокости и насилия, актуальной становится задача воспитания безопасной личности, то есть личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни себе
Человек культуры — духовная личность. Воспитание духовности — это путь возрождения русской интеллигенции, создание главной внутренней предпосылки для развития творческой индивидуальности. Воспитание такой личности предполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении с родными, друзьями, природой, творчестве, автономии своего внутреннего мира, поиске смысла жизни, счастья, идеала.
Образование — основа духовности. Однако чтобы стать таковой, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру: философию, этику, эстетику, человековедение и другие ее компонеты.
Духовность человека культуры проявляется в его способности к культурной индентификации, то есть осознанию принадлежности к определенной культуре, интернализации ее ценностей (принятию их как своих), выбору культуросообразного образа жизни, поведения, самодетерминации в горизонте Большого и Малого времени культуры. Для ученика русской школы полем культурной самоидентификации и самодетерминации является русская национальная культура — от ее истоков до наших дней. Поэтому духовные основания и целевые установки личностно ориентированного образования мы связывает с образом гражданина России, человека культуры и нравственности, централизованного на национальные ценности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по изучению биологии с использованием УМК «Биология 5 класс и учетом требований ФГОС основного и общего образования
ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РАСКРЫВАЮЩИЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ Для реализации ФГОС в массовой педагогической ...
Методические рекомендации по изучению раздела русского языка «Словообразование» в 5 классе по УМК Львовой С. И
Разработанные рекомендации оценены дипломом 1 степени в рамках районного конкурса профессионального мастерства «Инновационные образовательные технологии в современном уроке (занятии) – 201...
Методические рекомендации при изучении литературы с использованием ресурса "Телешкола".
Литература, 5 класс, УМК под редакцией Г.С. Меркина...
Презентация по английскому языку по теме "Диалекты мордовского языка"
Данная презентация содержит дополнительный материал к разделу 2 " Мы живем в глобальной деревне" к учебнику БиболетовойМ.З. Бабушис Е.Е "Enjoy English" для 11 класса в рамках...
Проект по русскому языку на тему: "Диалекты моего села"
Проект по русскому языку на тему: "Диалекты моего села"...
Особенности региональных вариаций английского языка. Стандартный английский язык. Варианты и диалекты.
отличия диалектов английского языка, этимология...
Педагогическое руководство исследовательской деятельностью учащихся 8-9 классов по изучению особенностей использования диалектов казаков южного Дона и их роли в романе Евгения Александровича Кулькина «Крушение».
Участвуя в конференции по обобщению и распространению успешного инновационного опыта педагогов и практик образовательных организаций в области гражданского-патриотического и духовно- нравственного вос...