Методические рекомендации по изучению биологии с использованием УМК «Биология 5 класс и учетом требований ФГОС основного и общего образования
учебно-методический материал по биологии на тему

Мостовая Алла Николаевна

 

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РАСКРЫВАЮЩИЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ

Для  реализации ФГОС в массовой  педагогической практике структурами, определенными Правительством РФ, разрабатывается  комплект  примерных  (рекомендательных) материалов, которые должны помочь образовательным учреждениям плавно  перейти на стандарты второго поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по изучению биологии с использованием УМК «Биология 5 класс и учетом требований ФГОС основного и общего образования

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РАСКРЫВАЮЩИЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ

Для  реализации ФГОС в массовой  педагогической практике структурами, определенными Правительством РФ, разрабатывается  комплект  примерных  (рекомендательных) материалов, которые должны помочь образовательным учреждениям плавно  перейти на стандарты второго поколения. К таким  материалам относятся:

  1. примерный  федеральный базисный  учебный (образовательный) план;
  2. примерные основные  образовательные программы всех ступеней школьного образования;
  3. примерные  учебные  предметные программы, курсы, модули и т.п.
  4. санитарно-гигиенические требования к образовательному учреждению и образовательному процессу;
  5. примерные положения о промежуточной и итоговой аттестации школьников;
  6. примерные  положения об аттестации педагогов, руководителей ОУ, лицензировании и аккредитации образовательного учреждения;
  7. примерное положение о стимулирующей части фонда оплаты труда;
  8. перечень учебно-методического, материально-технического оснащения образовательного процесса.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

.Для  каждой  ступени  образования  должны быть  сформулированы  базовые требования к результатам освоения основных  образовательных программ.

 Базовые требования к результатам освоения ООП  начального общего  образования.


На начальной  ступени образования  должны быть созданы условия и предоставлены возможности для полноценного  освоения учащимися следующих действий и систем действий:

  1. инициативный поиск построения средств выполнения  предлагаемых учителем заданий и проба их применения;
  2. самоконтроль выполнения отдельных  действий: соотнесение средств, условий и результатов выполнения задания;
  3. адекватная и автономная самооценка учебных достижений;
  4. самостоятельное написание собственных осмысленных и связанных текстов объемом не менее 350 знаков.

 Базовые требования к результатам  освоения ООП  основного  общего образования.


В  этапе основного общего образования  должны быть созданы условия и предоставлены возможности для полноценного  освоения учащимися следующих действий и систем действий:

  1. инициативная  проба самостоятельного продвижения в разделах определенной образовательной области (образовательный интерес и образовательная амбиция);
  2. произвольное соотнесение выполняемого действия и обеспечивающих его знаковых средств (схем, таблиц, текстов и т.п.);
  3. произвольный переход от одних знаковых средств к другим и их соотнесение (например, соотнесение графика и формулы);
  4. освоение и понимание  связи понятий, описывающих раздел образовательной области или  учебного предмета;
  5. самостоятельное  владение различными формами публичного выражения собственной точки зрения (дискуссия, доклад, эссе и т.п.) и  их инициативное опробование;
  6. адекватная  оценка собственного образовательного продвижения на больших временных отрезках (четверть, полугодие, год).

 Базовые требования к результатам  освоения  ООП полного общего  образования

На  этапе общего среднего образования   должны быть созданы условия и предоставлены возможности для полноценного  освоения учащимися следующих действий и систем действий:

  1. инициативное опробование собственной (индивидуальной) образовательной программы: произвольное  соотнесение ценностей, целей и ресурсов планируемой деятельности;
  2. определение собственного поля образовательных достижений;
  3. освоение понятийного строения  образовательной области;
  4. различение подходов в построении  области знаний; различение авторских подходов в написании различных типов текстов (научный, публицистический, художественный и т.п.);
  1. инициативное опробование и овладение  разными  формами (научной, художественной, публицистической и т.п.) в создании собственных текстов.
  2.  К окончанию каждой ступени образования в соответствии с целями  основных образовательных программ  и задачами разных видов деятельности  школьников результаты образования должны быть описаны через: описание основных понятийных средств и соответствующих  способов действий в каждом учебном предмете (образовательной области); ключевые  компетентности (коммуникативная, информационная и разрешения проблем). Необходимо  выделить аспект оценки каждой компетентности и рассмотреть ее в динамике через все три ступени  образования.  Например: компетентность:  разрешение проблем (самоменеджмент) (Использован материал Е.Я. Коган «Парадигма актуального  образования»)общественно-полезный социальный опыт. Для каждой ступени необходимо обозначить возможные социальные практики и их результаты, способы их обнаружения и описания
    В целом  основные образовательные программы должны быть направлены на то, чтобы в ходе и после их освоения добиться: сохранения и укрепления здоровья и обеспечения безопасности учащихся; успешности и самореализации учащихся; ориентации и самоидентификации учащихся в культуре и  овладения ими ключевыми понятиями и ценностями отечественной и мировой культуры.
  3. Таким образом, результаты  образования на каждой ступени образования должны складываться из:предметных результатов в каждой образовательной области как набора определенных культурных средств и способов, позволяющих  выпускнику  решать как учебные, так и внеучебные задачи, которые могут быть проверены с помощью измерительных процедур;образовательных «компетентностных» результатов, выходящих за рамки конкретного предмета (образовательной области), которые также могут быть проверены с помощью объективных  измерительных процедур или  экспертных оценок; образовательных  результатов,  определяемых накопительной системой оценки  учебных и внеучебных достижений,  например,  с помощью «портфолио» (в таких образовательных областях, как «Искусство», «Технологии» и «Здоровье»). 

Особое  место  в результатах освоения основных образовательных программ  должны занять  внеучебные  достижения  школьников и их институализация наравне с учебными достижениями.

Методические рекомендации для учителей биологии к введению ФГОС ООО

Биология входит в предметную область «Естественно-научные предметы».

Ступень обучения Количество часов в неделю по классам V VI VII VIII IX 2 ступень (основное общее образование) 11 2 2 2

Обращаем внимание на то, что в базисном учебном плане нет учебного предмета «Природоведение» («Естествознание») в 5 классе. Выполняя требования ФГОС ООО, многие авторские коллективы переработали содержание учебника для 5 класса и изменили название – соответственно «Биология.», «Введение в биологию».

Для организации обучения предмету «Биология» в условиях введения ФГОС ООО, общеобразовательное учреждение вправе использовать учебно-методические комплекты, содержание которых соответствует ФГОС ООО и они, соответственно, рекомендованы (или допущены)

Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год .

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 (Зарестрирован в Минюсе России 30.01.2013 № 26755)

Линии учебников биологии, соответствующие ФГОС основного общего образования подход структура

Системно-структурный Функциональный

Руководитель авторского коллектива, название линии, издательство. Руководитель авторского коллектива, название линии, издательство

Концентрическая

1.Пасечник В.В. Дрофа 1.Пасечник В.В. «Линия жизни». Просвещение

2.ТрайтакД.И. Мнемозина

2.Сонин Н.И. Дрофа

3.ПономареваИ.Н. Линия «Биосфера». ВЕНТАНА-ГРАФ

3.Сухорукова Л.Н. Линия «Сферы». Просвещение4.Романова Н.И. Линия «Ракурс». Русское слово

4.Сивоглазов В.И. Линия «Навигатор». Дрофа5.Никишов А.И. Владос

6.Вахрушев А.А. Баллас

Линейная 1.ПономареваИ.Н. ВЕНТАНА-ГРАФ

1. Сонин Н.И. Дрофа

2.Романова Н.И. Линия  «Вектор». Русское слово

Выбор учителем линии учебников

1этап –педагог выбирает из общего количества линии учебников на основе предпочитаемого им принципа отбора содержания учебного материала (линейного или концентрического)

2 этап – из числа оставшихся учитель выбирает только те линии учебников, которые соответствуют предлагаемому им подходу к отбору содержания учебного материала (системно –структурному или функциональному)

3 этап – решив для себя вопрос о необходимости или, наоборот, отсутствии в необходимости вводного курса биологии на начальном этапе ее изучения, учитель оставляет ту или те линии учебников, которые соответствуют его взглядам

4 этап – если после 3 этапа остается больше одной линии учебников, из числа выбранных педагогом, то он сравнивает их между собой, оценивая качество текста, аппарат организации усвоения учебного материала и аппарат ориентировки, и оставляет ту линию, которая в максимальной степени удовлетворяет необходимым требованиям

Системно-структурный подход – это подход, при котором в основной школе

изучаются все разделы биологии: «Растения», «Бактерии», «Грибы»,

«Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология».Четыре линии основаны на функциональном подходе, предусматривающим в 5-9 классах сравнительное изучение строения жизнедеятельности основных групп организмов.

Отреагировав на запросы учителей, авторские коллективы двух линий (под руководством Пономаревой И.Н. и под руководством Сонина Н.И.) видоизменили их и представили в линейной структуре, предлагая завершить изучение биологии в основной школе разделом «Человек и его здоровье».

Оригинальная структура предметной линии «Вектор». В 5 классе  содержание учебника включает следующие разделы: «Введение в биологию», «Мир биологии», «Организм и среда обитания». В 6 классе содержание разделено на 4 части: «Введение», «Строение и состав организмов», «Жизнедеятельность организмов», «Человек – живой организм». В 7-9 классах последовательно изучаются бактерии, грибы, растения, животные и человек. Рекомендуем для изучения предмета «Биология» следующие линии: Пасечник В.В. ДрофаТрайтак Д.И. Мнемозина

         Данные линии учебников с концентрической структурой и осуществляют системно-структурный подход, а на изучение биологии с 5 по 9 класс отводится 280 часов, системное изучение предмета начинается с 5 класса. Количество практических и лабораторных работ, предлагаемых в соответствии с Примерными программами по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: - М. Просвещение. 2011. – (Стандарт второго поколения) и авторскими УМК приведено ниже. Лабораторные работы на весь урок (отметка обязательно выставляется в журнал).

  1. Л/р «Строение клеток кожицы чешуи лука».
  2. Л/р «Особенности строения мукора и дрожжей».
  3. Лабораторные работы, занимающие часть урока (отметки выставляются
  4. в журнал выборочно).
  5. Л/р «Рассмотрение строения растения с помощью лупы».
  6. Л/р «Строение цветковых растений».

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать следующие компоненты в соответствии с приложением к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644).

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного и общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

;5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

При организации процесса обучения по биологии в 5 классе необходимо обратить особое внимание на следующие аспекты:

Организация вводного мониторинга, позволяющего оценить сформированность системы УУД школьников в начале изучения предмета «Биология».Создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост при изучении предмета «Биология» (или логичное продолжение портфолио, начатого в начальной школе) Использование техник и приемов, позволяющих оценить динамику формирования метапредметных универсальных действий на уроках биологии. Использование системно-деятельностного подхода при организации занятий по предмету и личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов и ряд других).

Организация проектной деятельности школьников по предмету и проведение 1-2 уроков-проектов, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по предмету. Проекты могут носить интегрированный характер. Тематика проектов предлагается учащимся в начале учебного года (темы проектов устанавливаются в соответствии с локальными актами образовательного учреждения).

Организация итогового мониторинга, позволяющего оценить

сформированность системы УУД школьников по завершению изучения курса

«Биология».

 Активное включение школьников во внеурочную деятельность и

программу воспитания и социализации в рамках данного образовательного

учреждения.

Ниже приведен список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов для

подготовки учителей биологии к введения ФГОС ООО:

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования. М.:Просвещение.2010 (2012) гг.

2. Фундаментальное ядро содержания/ Рос.акад.наук, Рос.акад.образования; под

ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. – 4-у изд.., доработ. – М.: Просвещение, 2011-

79с. - (Стандарты второго поколения).

3. Примерная основная образовательная программа образовательного

учреждения. Основная школа/[сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. –

342с. – (Стандарты второго поколения).

4. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: - М.

Просвещение. 2011. – (Стандарт второго поколения).

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от

действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В.

Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.:

Просвещение, 2011.-159с. - (Стандарты второго поколения).

6. Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический

конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.:

Просвещение, 2011 – 223с. – (Стандарты второго поколения).

7. Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность.

Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных

учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. –

(Работаем по новым стандартам).

8. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. – М.:

Просвещение, 2011.- 96с. – (Работаем по новым стандартам).

9. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной среде: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Е.В.Чернобай.- М.: Просвещение, 2012. – 56с. - (Работаем по новым стандартам).

10. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развиие критического мышления на

уроке. М.: Просвещение, 2012. – 224с.

11. Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная

школа. М.: Просвещение, 2012. – 80с.

12. Браверман Э.М. Уроки на основе деятельностного подхода. Основная школа.

М.: Просвещение, 2012. – 80с.

13. Браверман Э.М. Формы занятий с использованием компьютерных

технологий. Основная школа. М.: Просвещение, 2012 – 80 с.: ил.

14. Пинская М.А. и др. Портфолио в образовании. М.: Просвещение, 2012. – 96с.

15. Иванов А.В. Портфолио в основной школе. Методические рекомендации. –

96 с.

16. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном

обществе. – 192 с.

17. Рутковская Е.Л., Иванова А.Ф., Гостева Ю.Н. и др. Оценка метапредметных

результатов в 5 классе/ Под ред. Г.С. Ковалевой М.: Просвещение, 2012 – 80 с.:

ил.

Интернет-ресурсы

1. Сайт Министерство образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru

(нормативно-правовое поле ФГОС ООО).2. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения http://www.standart.edu.ru (нормативно-правовое поле ФГОС ООО, ведиолекции, методические рекомендации).

3. Сайт Федерального агентства по образованию http://www.ed.gov.ru

(нормативно-правовое поле ФГОС ООО).

4. Сайт издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru (серия литературы

«Работаем по новым стандартам», видеолекции, методические рекомендации)

При организации процесса обучения по биологии в 5 классе необходимо обратить особое внимание на следующие аспекты:

       Организация вводного мониторинга, позволяющего оценить сформированность системы УУД школьников в начале изучения предмета «Биология».

Создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост при изучении предмета «Биология» (или логичное продолжение портфолио, начатого в начальной школе).

      Использование техник и приемов, позволяющих оценить динамику формирования метапредметных универсальных действий на уроках биологии. Использование системно-деятельностного подхода при организации занятий по предмету и личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов и ряд других).

Организация проектной деятельности школьников по предмету и проведение 1-2 уроков-проектов, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по предмету. Проекты могут носить интегрированный характер. Тематика проектов предлагается учащимся в начале учебного года (темы проектов устанавливаются в соответствии с локальными актами образовательного учреждения).

Организация итогового мониторинга, позволяющего оценить сформированность системы УУД школьников по завершению изучения курса «Биология».

Активное включение школьников во внеурочную деятельность и программу воспитания и социализации в рамках данного образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока английского языка в 2 классе с учетом требований ФГОС по теме "Merry Christmas!"

Урок составлен по УМК "Millie" (Азарова С.И.) для 2 класса. В данной разработке представлены этапы урока с учетом системно-деятельностного подхода, в соответствии с требованиями нового стандарта начал...

"Моделирование технологической карты урока географии с учетом требований ФГОС основного общего образования"

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов о...

Методические рекомендации по изменению учебного плана в 5-х классах в связи введением ФГОС основного общего образования

В примерной программе по биологии ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г. говорится, что в соответс...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира (с сопровождающей презентацией) с учетом требований ФГОС "Жители и боги Шумера"

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс  (с учетом требований ФГОС). "Жители и боги Шумера". с презентацией....

Апробация и методические рекомендации по изучению уравнений в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО

Изучение уравнений и методов их решения занимает главное место в системе математического образования школьников. Эта тема тесно переплетается с понятием моделирования, которое широко используется при ...

Апробация и методические рекомендации по изучению уравнений в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО

МО математиков нашей школы-интернат провело исследование, направленное на изучение методики преподавания математики в 8 классе в свете внедрения ФГОС ООО, на примере темы «Уравнения»,...

Использование современных образовательных технологий на уроке английского языка в 6 классе с учетом требований ФГОС

Конспект урока английского языка по теме: «Угощайтесь!»          Ф.И.О.: Босамыкина Светлана АлександровнаПредмет: английский язык (программа М.З. Биболе...