Фестиваль Дружбы народов, как системообразующий фактор в формировании толерантности подрастающего поколения и гармонизации межэтнических отношений в детской и подростковой среде
статья
В статье представлены проблемы гармонизации межэтнических отношений и профилактики экстремизма в детской и подростковой среде, а так же пути решение данных проблем, через Фестиваль Дружбы народов, который нацелен на обучение культуре межэтнического общения, способствующего преодолению границ этнокультурной изоляции и дистанции внутри лицейского сообщества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фестиваль Дружбы народов, как системообразующий фактор в формировании толерантности подрастающего поколения и гармонизации межэтнических отношений в детской и подростковой среде
Исторически складывается так, что именно Россия показывает всему миру пример мирного развития, диалога и положительного взаимовлияния, сотрудничества наших народов и культур. Сложность общекультурной характеристики России в том, что она представляет собой «мир миров», охватывающий своими политическими и историческими границами сотни этносов, которые не просто соседствуют друг с другом, а веками мирно сотрудничают, обогащая свою культуру. И это мирное сосуществование является условием сохранения каждого этноса и залогом целостности России.
В последнее время актуальна проблема гармонизации межэтнических отношений и профилактики экстремизма в детской и подростковой среде, так как в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности государства.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. В связи с этим активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры, уважения прав других, непохожих на тебя, людей.
Воспитание подростков должно осуществляться на понимании и уважении духовно-нравственных, гражданских и этнических особенностей культур народов России, удерживая то общее, что связывает российское государство: общечеловеческие духовно-нравственные ценности, историческое прошлое и настоящее, отеческие святыни, гражданские традиции и нормы.
В решении этой проблемы значительная роль принадлежит школе, которая призвана стать «институтом экологии личности», обеспечить качественную реализацию образовательного стандарта как гаранта современного цивилизованного развития многонационального российского общества и формирования у обучающихся гражданских, духовно - нравственных качеств личности.
Гармонизация межэтнических отношений и толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни.
Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, дома, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Каждое образовательное учреждение, несомненно, имеет глубокие традиции мероприятий духовно-нравственной направленности, нацеленных на обучение культуре межэтнического общения, способствующих преодолению границ этнокультурной изоляции и дистанции внутри ученического, да и родительского сообщества.
Для нашего образовательного учреждения - это лицейский Фестиваль Дружбы народов. В нашем арсенале уже три варианта проведения такого фестиваля.
Фестиваль Дружбы народов нацелен на обучение культуре межэтнического общения, способствующего преодолению границ этнокультурной изоляции и дистанции внутри лицейского сообщества. Фестиваль ориентирован на формирование компетентных в вопросах межкультурных отношений личностей, открытых к восприятию «других», конструктивно относящихся к складывающемуся в образовательном учреждении многообразию культурных, религиозных, языковых традиций, способных предупреждать конфликты, возникающие на почве этнокультурных различий, или разрешать их ненасильственными средствами
Первый Фестиваль изучал индоевропейскую языковую семью. Классные коллективы были объединены в 6 групп. Ребята работали в разновозрастных группах и вместе создавали единый проект. Далее каждая группа классов проводила подготовку по направлениям:
- Создание плаката (общая информация, главные факты);
- Создание мультимедийной презентации (подробная информация, фото, картинки, видеоролики);
- Демонстрация национальностей через номера художественной самодеятельности (сценка из жизни, рассказ о костюмах, национальном танце, блюде, культуре народа и т.д.).
Советом Лицейского Самоуправления осуществлялась подготовка флеш-моба «Я, ты, он, она», в котором были задействованы учащиеся 1-11 классов.
Все лицеисты участвовали в мониторинговых исследованиях, представленых на Фестивале, который проводился на сцене Дворца Детского творчества.
В следующем году Фестиваль проводился не на большой сцене, а в здании лицея. Фестиваль этого года был посвящён 70-летию Ростовской области. 12 пар классов изучили и представили 12 самых многочисленных народов, населяющих территорию Ростовской области. В рамках Фестиваля были представлены блюда национальной кухни, объёмные газеты о народах Ростовской области и яркие выступления на сцене. Мы уделили внимание национальным особенностям нашего края. Учащимися всех классов были представлены информационные бюллетени, национальные костюмы, танцы и песни.
Фестиваль дал возможность учащимся расширить знания о национальном составе лицея, города Таганрога и Ростовской области в целом.
В 2019 г. формат Фестиваля снова изменился. Все классные коллективы выпустили интерактивные газеты с элементами технологии лэпбука. Состоялась презентация и защита газет, которые ярко демонстрировали общность, содружество и национальное единение народов России.
В связи с последними событиями, связанными с ограничением действий и с невозможностью проводить масштабные мероприятия, в этом 2020 учебном году, мы продолжили использование и внедрение технологий лэпбук. Фестиваль Дружба народов в тесном тандеме с курсом ОДНКНР, объединив усилия, сделали очередной существенный шаг вперёд в изучении культуры народов России. Учащиеся 5-9 классов создали лэпбуки, посвящённые национальным народным промыслам. Начальная школа (1-4 классы) делают выставку, а затем альбомы из авторских рисунков и раскрасок по данной теме.
Фестиваль Дружбы народов стал системообразующим фактором в формировании толерантности подрастающего поколения и гармонизации межэтнических отношений в детской и подростковой среде.
Во время проведения Фестиваля учащиеся, родители и педагоги лицея активно вовлекаются в коллективную творческую деятельность. Ребята не только активно участвуют в представлениях, но и с интересом наблюдают за выступлениями других классов. Все это говорит о сплоченности коллектива лицея и желании ребят, педагогов, родителей, гостей различных национальностей и диаспор совместно взаимодействовать, общаться и дружить друг с другом. На что и нацелен Фестиваль Дружбы народов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по обществознанию для 9-11 классов по теме: « Разные»-Равные в большой семье.В рамках фестиваля «Дружба народов»
Презентация к внеклассному мероприятию по обществознанию для 9-11 классов по теме: "Разные"- равные в большой семье, ( в рамках фестиваля «Дружба народов».)Предлагаемая презентация ...
" Гармонизация межличностных отношений в детском коллективе"
Основными условиями воспитания в детском доме являются: организация гармоничного образа жизни, налаживаие межличностных отношений в детском коллективе, исключение насилия, принуждения,обеспечение для ...
Фестиваль дружбы народов КЧР
Прекрасное открытое мероприятие ко Дню единения)...
Презентация "Фестиваль дружбы народов"
Презентация составлена к Фестивалю " Дружбы народов" (Россия) проводимая в рамках школьного мероприятия. Презентация состоит из 16 слайдов в которые входят: Государственные символы России:...
Программа профилактики экстремистской деятельности, гармонизации межэтнических отношений, недопущению проявления фактов национализма и ксенофобии среди несовершеннолетних на 2016-2021 годы
Эта программа по профлактике экстремистской деятельности предназначена для МБОУ "Платово - Ивановская ООШ"...
Аналитический отчет о результатах работы по профилактике экстремизма и терроризма, воспитанию толерантности, гармонизации межэтнических отношений в МБОУ СОШ № 7 г. Охи им. Д. М. Карбышева
Одним из основных направлений воспитательной работы школы, целью которого является формирование у обучающихся гражданско-патриотического созна...
«Расширение нравственно-патриотических компетенции воспитанников дошкольного возраста, как основополагающего фактора в личностном развитии подрастающего поколения с разными образовательными потребностями через реализацию проекта "Мой город-мой интерактив
Цель проекта: организовать систему личностного роста воспитанников МАДОУ №1 «Загадка» в трудовой, физической, умственной и нравственной-патриотической деятель...