Роль социального педагога с опекаемыми детьми
статья на тему

Статья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_sots_pedagoga_s_opekaemymi_detmi.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Павлушкина Наталья Александровна

социальный педагог МБОУ «СОШ № 25»

Роль социального педагога в работе с опекаемыми детьми в общеобразовательной школе ( из опыта работы социального педагога с замещающими семьями).

Мир детства и мир взрослых – равноценные части человеческого бытия, взаимно дополняющие друг друга. Кризис детства возникает тогда, когда возникает нарушение этого единства. Дом и семья перестают быть источником благополучия и радости, защитным фактором в жизни ребёнка. Такое детство нуждается в реабилитации – восстановлению утраченной возможности жить нормальной, здоровой и интересной жизнью.

 Основное направление работы социального педагога - защита прав ребёнка, на всех уровнях: от  бытового  до нормативно - законодательного.  К сожалению, количество детей, нуждающихся в государственном  попечении, не обошло и нашу школу. Это дети, родители которых: умерли, лишены родительских прав, имеют длительное заболевание, душевно больные, безвестно отсутствуют, отбывают срок наказания, оставляют детей на проживание у родственников.  У каждого ребёнка своя история, но все они пережили психологическую травму.

Эффективность работы   по обустройству жизни детей, оставшихся без попечения родителей и детей – сирот, проводится в соответствии с требованиями – о сопровождении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На каждого ребёнка имеется учётная документация, где в полном объёме содержится информация о детях и их законных представителей, выделены проблемы ребёнка, отражаются сведения о наличии жилья, имущества, -  состоянии здоровья, - досуге.

 В начале учебного года, корректируется социальный паспорт школы:   просматриваются личные дела учащихся, составляются социальные карты классов, социальные портреты семей - определяется статус учащихся и их семей. Полученные сведения позволяют определить группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 На основе полученных данных разработаны планы работы классных руководителей, психолога, социального педагога с этими категориями школьников и их законными представителями, замещающими родителей. Работу с замещающими семьями мы начинаем с последовательных шагов: законных представителей, классных руководителей, психолога,  социальных педагогов, органов опеки и коллектива в целом, направленных на определение характера и глубины проблемной ситуации, в которую попал ребенок.

Главная цель первых шагов, определить, какие права ребёнка нуждаются в защите.

Методами первичной диагностики являются: анализ имеющихся документов, беседы, анкетирование и тестирование с ребёнком и его микросоциумом, обследование жилищно-бытовых условий, выявление и  оценка семейных отношений. По результатам обследования, социально психологическая служба дает рекомендации по взаимодействию с учащимися из замещающих семей: законным представителям, администрации школы, классным руководителям, учителям – предметникам, руководителям кружков и секций.

Формы работы: коллективные, групповые и индивидуальные.

Методы и приемы: привлечение ребенка к активному участию в школьной жизни, наблюдение, беседы, сказкотерапия, игровые и ситуативные практикумы, тренинги, благотворительная помощь; педагогическое консультирование замещающих родителей и лиц участвующих в сопровождении детей.

Защита и охрана прав детей, в опекаемых семьях, осуществляется через: программу деятельности с замещающей семьей.

И конкретно индивидуальную  работу с каждым ребенком, которая направлена не только на сопровождение и реабилитацию детей, но и на развитие их творческого потенциала, подготовку к реальной самостоятельной жизни. осуществляют специалисты школы, сбор дополнительной информации о родителях, опекунах, жилье, имуществе.  Два раза в год проводится: собеседование с детьми специалистом УО, ежеквартальные отчёты классных руководителей, учителей – предметников, педагогов дополнительного образования  на административных планёрках, перед органами опеки. Обследование жилищно-бытовых  условий, - медицинское обследование. Контролируется денежное содержание подопечных. Результаты своевременно доводятся до органов опеки. Составляются  и реализуется программа индивидуального сопровождения таких учащихся.  

Все это позволяет увидеть личностный рост ребёнка и его семьи. Благодаря пристальному вниманию педагогов уже в этом учебном году выявлено 5 учащихся, проживающих без родителей. В отношении этих ребят, была проделана соответствующая работа и родственники согласились оформить опекунство.

В основном родители-опекуны справляются с обязанностями. Заботятся о здоровье детей,  их развитии, содержании. С опекунами проходят систематические встречи, разговоры по телефону, консультирование по вопросам воспитания. Осуществляется  законодательное просвещение: льготы на проезд, на посещение культурно-просветительских учреждений, учреждений дополнительного образования, поступление в СУЗЫ ВУЗЫ.

 Опекаемые дети хорошо учатся, принимают активное участие в жизни школы. К ним особое отношение коллектива. Мы всегда помним, что у многих плохая наследственность, что никто не заменит настоящих родителей. Что родители – опекуны, в основном, бабушки, не всегда правильно реагируют на проблемы детей, что они  прожили нелёгкую жизнь. Что к каждому ребёнку необходим индивидуальный подход.  Адаптационные  и реабилитационные мероприятия по выводу ребёнка и его новой семьи из кризиса  

Результат:  в школе нет ни одного ребёнка проживающего без законного представителя;  за 3 года оформлена опека на 15 школьников;  100% успеваемость;  100% посещаемость. Все воспитанники охвачены сферой дополнительного образования (100%).  98% -  продолжают обучение в ОУ;  нет ни одного ребёнка состоящего на учёте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль социального педагога в проектировании и развитии социально ценной деятельности детей и взрослых

Раскрывает основные теоретические аспекты проектирования и развития социально ценной деятельности, а так же значимость социального педагога в процессе данной деятельности....

Работа социального педагога с опекаемыми детьми

        Опека – это одна из форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, которая призвана обеспечить оптимальные условия для жизни и воспитания детей...

Роль социального педагога в работе с трудными детьми

В современном мире всё чаще появляются громкие новости, связанные с отклоняющимся поведением у детей и подростков: правонарушения, употребление ПАВ и т.п.Не всегда родители могут помочь своему чаду и ...

Роль социального педагога в работе с опекаемыми детьми в общеобразовательном учреждении

Роль социального педагога в работе с опекаемыми детьми в общеобразовательном учреждении...