Роль социального педагога с опекаемыми детьми
статья на тему
Предварительный просмотр:
Павлушкина Наталья Александровна
социальный педагог МБОУ «СОШ № 25»
Роль социального педагога в работе с опекаемыми детьми в общеобразовательной школе ( из опыта работы социального педагога с замещающими семьями).
Мир детства и мир взрослых – равноценные части человеческого бытия, взаимно дополняющие друг друга. Кризис детства возникает тогда, когда возникает нарушение этого единства. Дом и семья перестают быть источником благополучия и радости, защитным фактором в жизни ребёнка. Такое детство нуждается в реабилитации – восстановлению утраченной возможности жить нормальной, здоровой и интересной жизнью.
Основное направление работы социального педагога - защита прав ребёнка, на всех уровнях: от бытового до нормативно - законодательного. К сожалению, количество детей, нуждающихся в государственном попечении, не обошло и нашу школу. Это дети, родители которых: умерли, лишены родительских прав, имеют длительное заболевание, душевно больные, безвестно отсутствуют, отбывают срок наказания, оставляют детей на проживание у родственников. У каждого ребёнка своя история, но все они пережили психологическую травму.
Эффективность работы по обустройству жизни детей, оставшихся без попечения родителей и детей – сирот, проводится в соответствии с требованиями – о сопровождении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На каждого ребёнка имеется учётная документация, где в полном объёме содержится информация о детях и их законных представителей, выделены проблемы ребёнка, отражаются сведения о наличии жилья, имущества, - состоянии здоровья, - досуге.
В начале учебного года, корректируется социальный паспорт школы: просматриваются личные дела учащихся, составляются социальные карты классов, социальные портреты семей - определяется статус учащихся и их семей. Полученные сведения позволяют определить группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
На основе полученных данных разработаны планы работы классных руководителей, психолога, социального педагога с этими категориями школьников и их законными представителями, замещающими родителей. Работу с замещающими семьями мы начинаем с последовательных шагов: законных представителей, классных руководителей, психолога, социальных педагогов, органов опеки и коллектива в целом, направленных на определение характера и глубины проблемной ситуации, в которую попал ребенок.
Главная цель первых шагов, определить, какие права ребёнка нуждаются в защите.
Методами первичной диагностики являются: анализ имеющихся документов, беседы, анкетирование и тестирование с ребёнком и его микросоциумом, обследование жилищно-бытовых условий, выявление и оценка семейных отношений. По результатам обследования, социально психологическая служба дает рекомендации по взаимодействию с учащимися из замещающих семей: законным представителям, администрации школы, классным руководителям, учителям – предметникам, руководителям кружков и секций.
Формы работы: коллективные, групповые и индивидуальные.
Методы и приемы: привлечение ребенка к активному участию в школьной жизни, наблюдение, беседы, сказкотерапия, игровые и ситуативные практикумы, тренинги, благотворительная помощь; педагогическое консультирование замещающих родителей и лиц участвующих в сопровождении детей.
Защита и охрана прав детей, в опекаемых семьях, осуществляется через: программу деятельности с замещающей семьей.
И конкретно индивидуальную работу с каждым ребенком, которая направлена не только на сопровождение и реабилитацию детей, но и на развитие их творческого потенциала, подготовку к реальной самостоятельной жизни. осуществляют специалисты школы, сбор дополнительной информации о родителях, опекунах, жилье, имуществе. Два раза в год проводится: собеседование с детьми специалистом УО, ежеквартальные отчёты классных руководителей, учителей – предметников, педагогов дополнительного образования на административных планёрках, перед органами опеки. Обследование жилищно-бытовых условий, - медицинское обследование. Контролируется денежное содержание подопечных. Результаты своевременно доводятся до органов опеки. Составляются и реализуется программа индивидуального сопровождения таких учащихся.
Все это позволяет увидеть личностный рост ребёнка и его семьи. Благодаря пристальному вниманию педагогов уже в этом учебном году выявлено 5 учащихся, проживающих без родителей. В отношении этих ребят, была проделана соответствующая работа и родственники согласились оформить опекунство.
В основном родители-опекуны справляются с обязанностями. Заботятся о здоровье детей, их развитии, содержании. С опекунами проходят систематические встречи, разговоры по телефону, консультирование по вопросам воспитания. Осуществляется законодательное просвещение: льготы на проезд, на посещение культурно-просветительских учреждений, учреждений дополнительного образования, поступление в СУЗЫ ВУЗЫ.
Опекаемые дети хорошо учатся, принимают активное участие в жизни школы. К ним особое отношение коллектива. Мы всегда помним, что у многих плохая наследственность, что никто не заменит настоящих родителей. Что родители – опекуны, в основном, бабушки, не всегда правильно реагируют на проблемы детей, что они прожили нелёгкую жизнь. Что к каждому ребёнку необходим индивидуальный подход. Адаптационные и реабилитационные мероприятия по выводу ребёнка и его новой семьи из кризиса
Результат: в школе нет ни одного ребёнка проживающего без законного представителя; за 3 года оформлена опека на 15 школьников; 100% успеваемость; 100% посещаемость. Все воспитанники охвачены сферой дополнительного образования (100%). 98% - продолжают обучение в ОУ; нет ни одного ребёнка состоящего на учёте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль социального педагога в проектировании и развитии социально ценной деятельности детей и взрослых
Раскрывает основные теоретические аспекты проектирования и развития социально ценной деятельности, а так же значимость социального педагога в процессе данной деятельности....
Работа социального педагога с опекаемыми детьми
Опека – это одна из форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, которая призвана обеспечить оптимальные условия для жизни и воспитания детей...
Взаимосвязь семьи и школы в обучении и развитии одаренного ребенка. Роль социального педагога в работе с одаренными детьми.
Выступление на районном семинаре....
Роль социального педагога во взаимодействии с семьями учащихся по оказанию системной работы по оказанию помощи в вопросах воспитания , обучения, развития и социальной адаптации детей .
Значительная роль в воспитании отводится сотрудничеству семьи и школы. Это не одноразовая акция , а целая система работ....
Роль социального педагога в работе с трудными детьми
В современном мире всё чаще появляются громкие новости, связанные с отклоняющимся поведением у детей и подростков: правонарушения, употребление ПАВ и т.п.Не всегда родители могут помочь своему чаду и ...
План индивидуальной работы социального педагога с опекаемой семьёй
индивидуальные планы...
Роль социального педагога в работе с опекаемыми детьми в общеобразовательном учреждении
Роль социального педагога в работе с опекаемыми детьми в общеобразовательном учреждении...