Выступление на педагогическом совете с темой "Влияние семьи и школы на социализацию индивида в современном обществе"
материал
Доклад на педагогическиский совет «Влияние семьи и школы на социализацию индивида в современном обществе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_semya_i_shkola.docx | 18.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педагогический совет
«Влияние семьи и школы на социализацию индивида в современном обществе»
Педагогика должна стать наукой для всех:
и для учителей, и для родителей
В.А. Сухомлинский
Школа и семья как важнейшие институты социализации индивида и субъекты образовательного процесса выполняют общие социальные функции.
Однако характер и содержание взаимодействия указанных институтов в процессе социализации молодежи существенно различаются. Если в школьном образовании преобладают определенная планомерность, научность, системность, то в семье важными становятся естественные факторы жизни, протекающие, как правило, стихийно.
Если школа дает теоретические знания, то в семье доминирует жизненная практика, специфика которой определяется уровнем образованности, духовной культурой родителей. Семья дает навыки по усвоению детьми принципов человеческого общежития, моральных и правовых норм, формирование социальных качеств, определяющих специфику последующей жизни, т.е. осуществляется преемственность поколений.
Выделяя роль семьи в процессе социализации, необходимо остановиться на тех ее характеристиках, которые являются важнейшими факторами влияния на формирование нравственных, интеллектуальных и, впоследствии, профессиональных качеств старшеклассников и выпускников средних учебных заведений. Однако немаловажное, значение на данный процесс оказывает и субъективное отношение родителей к обучению детей в школе. Ведь их успехи или неуспехи в значительной мере определяются степенью взаимодействия семьи и школы. Связи каждого родителя со школой имеют естественный характер и совпадают в главном - в обучении и воспитании детей.
Тем не менее, родители в большинстве своем передают функции воспитания и обучения школе, а учителям не удается вовлечь их в учебно-воспитательный процесс.
Рассматривая проблему, связанную с характером и структурой семьи, как важнейшего фактора духовной и профессиональной социализации старшеклассников, важно обратить внимание на социальные последствия влияния неблагополучных (в том числе неполных) семей на воспитание подростка. В исследовании неблагополучие семьи замерялось не только отсутствием отца или матери, но и по таким параметрам, как частота употребления спиртных напитков, конфликты, отсутствие единых требований родителей к детям.
Негативная реакция подростков возникает не только в семьях, где часто злоупотребляют спиртными напитками, но и в семьях, где сосуществуют конфликты и две «педагогики»: отец верит в силу приказа, а мать стремится ослабить строгость отца. Отсутствие у супругов единства в понимании тех или иных жизненных процессов, методов и средств обучения и воспитания приводят к тому, что подросток оказывается перед альтернативой: чьи требования выполнять и надо ли их вообще выполнять.
Восприятие школы распадается на два основных типа:
Первый характерен для образованных жителей крупных городов, оценивающих школу по ее основной роли — способности снабдить ребенка культурным и интеллектуальным багажом.
Для второго типа свойственно восприятие школы как агента, замещающего семью в тех областях, где она не справляется с проблемами воспитания подростка.
Многие родители практически не информированы об учебной деятельности ребенка, это связано с рядом причин, либо ребенок не посвящает родителей в учебный процесс, родители надеются на предоставление информации от классных руководителей, завучей и др. Тем самым родители могут упустить возможность проконтролировать учебную деятельность и потерять связь с ребенком в воспитательном процессе. При всем различии соотношения ожиданий, возлагаемых разными социальными слоями на институты и среды, формирующие личность ребенка, ведущую роль в «воспитательных стратегиях» неизменно играют традиционно значимая семья и школа во всем многообразии приписываемых ей функций. Этот «семейно-школьный» подход характеризуется всем комплексом традиционных патриархальных взглядов на воспитание, предполагающим жесткий контроль общественной и личной жизни подростка, подавление-иногда и с использованием физической силы-несогласия с мнением родителей.
Помимо преимущественно «семейно-школьной» стратегии просматриваются еще несколько способов видения путей социализации. Одним из них является так называемый «уличный» тип воспитания. Большинство придают значимую роль влиянию компании товарищей и средств массовой информации, снабжающих ребенка всей необходимой ему в дальнейшей жизни информацией, а роль семьи видится им в корректировке полученных сведений.
Другой тип видения механизмов социализации можно назвать «интеллигентским». Он характеризуется «отложенной» перспективой взросления и приданием относительно высокого значения будущему воспитательному воздействию вуза, а также передачей социально значимого знания через книги и печатную периодику (но не электронные СМИ). В предшествующий этим этапам жизни период лучшим местом формирования подростка считается секция или кружок, которые воспринимаются как защита от нежелательного влияния «улицы». Наряду с основным институтом, немало важную роль играют и субкультуры. В процессе общения, игры со сверстниками ребенок также приобретает опыт, желание подражать друзьям, меняется мировоззрение и кругозор.
И тем самым взаимосвязь всех этих институтов влияет на социализацию личности.
Таким образом, воспитание ребенка – это очень сложный, социальный процесс в котором участвуют различные социальные институты, средства массовой информации и многое другое, тем самым формируют у маленького человечка его мировоззрение, взгляды, убеждения и формируют для него определенные ценности и правила жизни в данном обществе.
Мы вместе – учителя и родители, делаем в равной степени одно общее дело: обучить, воспитать, вырастить из детей достойных людей. Мы в определенном смысле коллеги. Именно на этом принципе лучше всего строить отношения с родителями, выстраивать концепцию оптимальных взаимоотношений. Об этом желательно помнить самому и регулярно напоминать родителям. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Педагог-психолог Корнеева Д.К.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете учителя биологии Тема «Сущность и содержание социализации учеников на уроках биологии»
Социализация - процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ: «СЕМЬЯ И ШКОЛА: СОПЕРНИКИ, ОППОНЕНТЫ ИЛИ СОЮЗНИКИ»
Все меняется в жизни семьи, когда ребенок идет в школу! Или не все? Об этом мне хотелось бы поговорить сегодня на нашем педсовете. Тема звучит так: «Семья и школа: соперники, оппоненты или союзн...
Выступление на педагогическом совете "Качество образования - залог успеха школы"
Выступление о проблемах современной школы по вопросу качества знаний...
Выступление на педагогическом совете по теме "Российская электронная школа - её преимущества"
laquo;Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможно...
Выступление на педагогическом совете "Воспитательная среда библиотеки коррекционной школы как условие социализации детей с интеллектуальными нарушениями". 2020
Публикация методической разработки...
Выступление на педагогическом совете с темой "Формы работы школы по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе"
laquo;Формы работы школы по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе»....