родительское собрание "Опасность, которая рядом. Наркомания. Что о ней нужно знать?"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИЕ
"Опасность, которая рядом. Наркомания. Что о ней нужно знать?"
(«О роли семьи в пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек)
Елагина И. Б., соц. педагог
«Всё, чем может помочь один человек другому, - это раскрыть перед ним правдиво и с любовью существование альтернативы».
Эрих ФРОММ, американский психолог
Задачи собрания:
- Довести до сведения родителей достоверную информацию о наркотиках и их влиянии на личность.
- Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы в современном обществе; пробудить желание предупредить эту проблему.
Вопросы для обсуждения:
- статистические данные по проблеме наркомании,
- симптомы и опасности болезни,
- пути решения проблемы,
- анализ анкет,
- памятка для родителей.
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Уважаемые родители!
В самом начале нашего собрания разрешите мне рассказать вам одну легенду.
«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…
«Разве тебе безразлична судьба детей?»- спросили спасатели.
Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это».
Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны, и занимаются профессионалы. Задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом – профилактикой.
Что же является основными причинами формирования вредных привычек у подростков:
• Дефицит внимания к ребенку в семье. Тогда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
• Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперопекой. Там, где господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности. Поскольку нравственность в основе своей предполагает прежде всего свободу выбора, направления и способов действия. Мы так боимся, чтобы наши дети наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что, по сути дела, не даем им жить.
• Специфические дефекты воспитания (отрицательный пример родителей, разрешение родителей принимать алкоголь в их присутствии);
• Обычаи и традиции социальной среды (праздничные застолья);
• Недостатки в воспитательной работе (организация досуга и отдыха подростков);
• Достаточно снисходительное отношение в обществе к употреблению курения и алкогольных напитков (плюс сравнительная доступность и стоимость);
• Оценка отказа выпить как проявление недоброжелательности по отношению к другим;
• Давление компании и наличие в ней отрицательных “авторитетных” людей как примера для подражания;
• Нравственная незрелость подростков.
Употребление детьми и подростками психоактивных веществ, представляет серьёзную угрозу нации, будущему нашей страны.
Крайне тревожная статистика. Статистические данные:
По темпу роста заболеваемости наркоманией Россия занимает ведущее место.
Наркоманы есть и у нас в городе. Они живут рядом с нами. Но сколько их, на какой стадии болезни они находятся, никто не учитывает. Это боль и страдания только близких родственников наркоманов.
Среди обучающихся лицея нет состоящих на учёте в наркодиспансере. Но это не значит, что нет надобности вести разговор о наркотиках среди учителей и учащихся. Рассматривая данные по стране, становится ясно, что подрастающее поколение вырождается.
Особую тревогу вызывает резкое «омоложение» контингента больных наркоманией. Средний возраст начала:
- курения – 11,5 лет.
- потребления алкоголя – 13 лет.
- первой пробы ПАВ – 14 лет.
Как человек втягивается в употребление наркотиков?
Как показывает, статистика первая встреча с наркотическими веществами происходит иногда в 8-10 лет. Но чаще в подростковом возрасте. Подростковый возраст – это переломный период для подростка. Кризис взросления. Переживается он по-разному, создавая различные психологические и социальные трудности. Это может проявиться у подростка в трудновоспитуемости, ухудшении успеваемости, ослабевает интерес к учебной деятельности, падает общая работоспособность или развивается скрытность, появлении тяготения жить в «параллельных мирах», стремление уйти в себя и т. д. Подросток желает ощутить себя взрослым, стремиться утвердить свою взрослость любыми способами. Молодёжь в своём стремлении освободиться от опеки взрослых использует разные средства. Отсутствие взаимопонимания в семье, чрезмерное давление взрослых, недостаток уверенности в собственных силах – всё это заставляет подростков объединяться в группы. В них молодёжь пытается получить то, что не может иметь дома – доверие, поддержку, добрые чувства. Кроме того, объединяясь, подростки развлекаются, стремясь выразить себя. В поисках новых, необычных ощущений и переживаний они экспериментируют с алкогольными напитками, ингаляторами, наркотическими веществами. Две трети подростков знакомятся с ними из любопытства, желая получить свой первый опыт, соприкасаясь с запретным. До 90% наркоманов начинают употреблять наркотические вещества в неформальных группах. Обычно это происходит вдалеке от взрослых в одних и тех же укромных местах: в подвалах, на лестницах и чердаках, в парках и садах. Нередко первую дозу получают обманным путём: в качестве «нового сорта сигареты» или другой необычной «приманки» (напитков, таблеток и даже инъекций).
Очевидна связь роста социально-экономических проблем и роста злоупотреблений алкоголем и наркотиками и роста преступности несовершеннолетних. Эти процессы происходят параллельно: в состоянии опьянения подростками совершается 50% всех правонарушений, в том числе 80% всех тяжких преступлений (убийств, изнасилований и т. п.).
Совершенно очевидна связь роста социально-экономических проблем, роста злоупотребления алкоголем и наркотиками и роста преступности несовершеннолетних.
В лицее в мае 2017г. было проведено анкетирование среди учащихся 7-11 классов.
Опросник определял динамику степени (актуальности) риска появления зависимого поведения в условиях системы образования.
В опросник входило ряд биполярных утверждений, которые разнесены по трем диагностическим шкалам.
- Шкала «Поведение в ситуации риска» обнаруживает ту или иную стратегию поведения в ситуации риска (нормальное, адекватное поведение; неадекватное поведение – избегающая или преодолевающая стратегия).
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
Мне часто бывает скучно | 21% | 21% | 21% | 17% | 44% | Мне не бывает скучно |
Я жажду новых впечатлений | 38% | 61% | 79% | 65% | 38% | Мне не нужны новые впечатления |
- Шкала «Интерес к наркотикам» позволяет обнаружить разный характер интереса к области, связанной с наркотиками: отрицание какого то ни было интереса к наркотикам; любопытство к этой области; повышенный, обостренный интерес ко всему, что несет информацию о наркотиках, который связан с направленным поиском такой информации, структурированием времени «под этот интерес».
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
В своей жизни мне довелось разговаривать с людьми, употребляющими наркотики | 4% | 12% | 18% | 13% | 11% | В своей жизни мне не приходилось общаться с людьми, употребляющими наркотики |
Некоторые мои друзья употребляют наркотики | 4% | 2% | 3% | 0 | 11% | Мои друзья не употребляют наркотики |
- Шкала «Социальные установки» обнаруживает наличие характеристик активного стремления к социально полезным действиям, увлеченности групповой работой, соревновательности, значимости для подростка социального одобрения или, наоборот, равнодушия и отрицания просоциальных событий при тенденции совершать или одобрять асоциальные поступки.
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
Я не собираюсь откладывать удовольствия из-за других важных дел | 0 | 22% | 3% | 13% | 17% | Я откладываю удовольствия, если сейчас есть важные дела |
Кроме уроков в школе у меня нет никакого важного дела | 17% | 4% | 9% | 9% | 11% | Кроме уроков в школе у меня есть и другие важные дела |
С помощью опросника выделили 4 группы риска:
«Не рискующие» - 46%
7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
38% | 45% | 58% | 48% | 39% |
1 группа риска («потенциально готовые к пробе») – подростки, реализующие избегающую или преодолевающую стратегию поведения. – 39%.
7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
46% | 42% | 30% | 35% | 44% |
2 группа риска – подростки, реализующие избегающую или преодолевающую стратегию поведения и осуществившие как минимум однократную пробу. – 10%.
7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
8% | 11% | 6% | 13% | 11% |
3 группа риска – подростки с аддиктивной формой поведения. – 5%.
7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
8% | 2% | 6% | 4% | 6% |
Аддиктивное поведение – это многократное употребление психоактивных веществ, но без признаков психической или физиологической зависимости, является переходной стадией к наркомании и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения.
Учитывая масштабность и актуальность проблемы, мы должны понять сегодня и сейчас, что вышеуказанными цифрами стоят наши с вами дети, наше «будущее», поэтому забудьте о заблуждении, согласно которому «со мной и моими близкими этого случиться не может», от этой беды никто не застрахован и мы не имеем морального права перекладывать ответственность за ситуацию на специалистов, ведь наши дети растут в наших семьях и во многом за то, что с ними случится в жизни, по какому пути они пойдут, отвечаем мы — родители. В этом плане показательны слова 15-летней школьницы: «Мы - Ваше зеркало! Неужели Вы, взрослые дядечки и тетечки, добившиеся успеха в жизни, думаете, что Ваши дети другие? Как же! Дети будут курить, пить, пока Вы пьёте и курите. Неужели Вы уже не поняли, что «подросток» не означает «недоросток», что мы имеем такое же право на разрушение своего организма, как и Вы? Мы становимся Вами».
От творческого потенциала родителей, совершенствования воспитания в семье, зависит каким станет ребенок, как сложится его судьба, кем он будет. Если ребенок комфортно чувствует себя в семье, то он, скорее всего, не станет пробовать наркотики. Но если ребенок испытывает чувство одиночества, если в трудную минуту ему не у кого найти поддержку и защиту, то наркотик может стать для него тем, чего ему не хватает в жизни, а ведь в отдельных случаях даже однократное употребление наркотика может привести к зависимости от него.
В общении с ребенком есть важные правила, которые становятся простыми, если входят в привычку. Они помогают родителям установить с детьми отношения взаимного уважения и доверия:
- всегда стремитесь к идеалу в себе, а не в ребенке;
- не воюйте с детьми, воспитывайте их в мире;
- разговаривайте друг с другом: если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга. Умейте выслушать внимательно, с пониманием, не перебивая и не настаивая на своем; Предоставьте подростку высказать свою точку зрения по любому из интересующих его вопросов, выслушайте его, терпеливо все разъясните.
- рассказывайте им о себе. Пусть ваши дети знают, что вы готовы поделиться с ними, а не уходите в себя;
- будьте тверды и последовательны: не выставляйте условия, которые не может выполнить ребенок. Ребенок должен знать, чего от вас ожидать;
- будьте рядом: важно, чтобы дети понимали, что дверь к вам открыта и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами;
- старайтесь всё делать вместе, планировать общие интересные дела, как можно активнее развивайте инициативу и интерес ребенка, чтобы дать ему альтернативу, если ему вдруг предстоит делать выбор, где одним из предложенных вариантов будет наркотик;
- интересуйтесь друзьями своего ребёнка, той компанией, в которую он зачастил. Поинтересуйтесь, по какой причине его так тянет проводить там свое время. Постарайтесь получить информацию об этой компании не только из уст самого подростка.
- показывайте пример, что алкоголь, табак, медикаменты - их употребление привычно, хотя может вызвать проблемы (например, алкоголизм). Все эти вещества легальны, но то, как вы их употребляете, какое место они занимают в вашей жизни - пример для ваших детей;
- помните, что ребенок нуждается в вашей поддержке: помогите ему поверить в свои силы;
- если вы действительно хотите помочь своему ребенку, избавляйтесь и от своих пороков. Не надейтесь на то, что только правильными словами вы сможете исправить положение.
И в конце своего выступления хотелось бы привести слова Виссариона Григорьевича Белинского «Хорошие дети — хорошая наша старость, плохие дети — плохая старость. Так думайте о будущем, а будущее — это наши дети»
Решение:
- воспитывать у своих детей чувство неприятия употребления наркотиков;
- осознание чувства опасности, связанной с их употреблением;
- развивать у детей навыки здорового образа жизни и планировать совместный отдых с ними;
- быть для детей положительным примером.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на общешкольном родительском собрании "Быть рядом с ребенком"
Каждый родитель хотел бы воспитатьсовего ребенка, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Быть родителем нелегкий труд.Русская пословица говорит : "Не мы на детей походим, а они на нас"...
Внеклассное мероприятие: «Наркотики – опасность, которая рядом»
Данное внеклассное мероприятие проводится в предметную декаду учителей естесственных наук, как межпредметное интегрированное мероприятие для учащихся 10-11-х классов, с целью сформировать у учащихся о...
Статья «Учусь у времени, в котором я живу, творю с детьми , которые рядом».
В данный статье содержатся размышления о проектной деятельности как технологии , позволяющей активизировать работу учащихся как в учебной, так и внеклассной деятельности....
Родительское собрание "Об этом с тревогой говорят родители ... Наркомания. Что о ней нужно знать?"
Проблема употребления вредных веществ детьми продолжает оставаться достаточно острой.Все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии здоровье сберегающих интересов реб...
Опасности, которые рядом
Презентация об опасностях, которые совсем рядом с нами, но мы их иногда не замечаем....
родительское собрание "Опасность, которая рядом. Наркомания. Что о ней нужно знать?"
Основные причины формирования вредных привычек...
Об этом с тревогой говорят родители... Наркомания. Что о ней нужно знать?
Консультация родителей в форме вопрос-ответ с составлением собственного мнения по проблеме...