Гуманизм и образованность
статья по теме

Гуманизм и образованность в сфере учебных программ дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagog_dopolnitelnogo_obrazovaniya_2.docx52.82 КБ

Предварительный просмотр:

«ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Образовательная программа профессиональной переподготовки

258 ч.

Направление подготовки

44.00.00 Образование и педагогические науки

Слушатель __Канашкин Константин  Александрович______

                                                                Ф.И. О. (полностью)

Место работы ___ГУДО _ЦДЮТТ  «ОХТА»________

(организацию пишем как по Уставу)

Тема итогового проекта ___ « Гуманизм и образованность»______________

Отметка о зачете ______________ преподаватель _____________ /____________________/

                                                                                                                                                        Ф.И.О. преподавателя

Санкт-Петербург

2017


Тема № 1 Введение в педагогику

  • Найдите в сети Интернет профессиональный стандарт педагога (любой направленности) и ответьте на вопрос: «Чему нужно научиться современному специалисту к тому, что он уже умеет, чтобы соответствовать профессиональному стандарту?
  • ОТВЕТ: Современный специалист - педагог должен научиться противостоять, в век  электронных технологий,  воинствующей без духовности во многих областях современной жизни.

Молодёжный технократизм принимает угрожающее распространение всё больше поглощая духовную сферу.  Педагог должен быть оснащён такой же электронной техникой, но применять её исключительно для расширения  своей информативной базы в области возникновения  возможно спонтанных  гуманистических направлений в обществе и реально использовать эту информацию  в соответствии   со своими профессиональными задачами.

  • Предположите, какие новые педагогические специальности появятся в ближайшие пять лет? Объясните, почему, используя данные из педагогических источников в сети Интернет.
  • ОТВЕТ: Возможно появятся педагоги с направлением обум приёмам  альтернативных выходов из виртуальной зависимости и последующей  адаптации к реальному восприятию настоящего бытия в современной жизни через приобщение к духовным базовым опорам общества  порождённых народным самосознанием.
  • ОТВЕТ: На мой взгляд объяснением может служить тот факт, что всё чаще молодёжная и не только молодёжная , но и детская и взрослая  интернет-зависимость и увлечение виртуальными проектами  тревожат не только родителей, но и медицинскую общественность , а также и социально – правовую структуры  общества ,так как эта зависимость существенно влияет  на  сферу гуманистического, духовного воспитания подрастающего поколения,  а интернет просто  забит  духовно ограниченным вульгаризмом.  
  • Прочитайте стандарт педагога дополнительного образования и – на примере результатов

образования – докажите единство образования  и воспитания.

ОТВЕТ: Не секрет, что как образование так и воспитание преследуют одну цель – формирование   общественно значимой и полезной  личности  для общества в каждый соответствующий период развития этого общества. В этом и заключается единство этих  определений  так как человек-личность – социальный продукт. Суть образования – продукт-структура социальной культуры общества, а воспитание человека, начиная с младенческого возраста, это первичная социализация основанная на традициях семейных (семья, как ячейка общества) и традициях самого общества, которые оформляются его социальной культурой, составной частью которой и  является образование. Эта  обобщённая социализация и составляет единство образования и воспитания. Стандарт педагога дополнительного образования в его «трудовой функции» подразумевает органически способствовать этому единству    обеспечивая это через реализацию индивидуальных потребностей личности в процессе его вхождения в структуру общественных отношений.

  • Ознакомьтесь с профессиональным стандартом. Сделайте вывод о том, какие педагогические функции и способности в нём преобладают

ОТВЕТ: Ознакомление с официальным профессиональным стандартом педагога дополнительного образования предполагает сделать вывод о том, что основными педагогическими функциями педагога  является «ТРУДОВАЯ ФУНЦИЯ» которая раскрывается чётко обозначенными параметрами «трудовой деятельности» педагога направленными на выполнение заданной программы дополнительного образования.

Сама же « трудовая деятельность» предполагает наличие определённых способностей состоящих из  «наличия умений» позволяющих  организационно реализовать программу в которой заложены  интересы государственной и региональной политики в области социально-психологических параметров общественных отношений. Кроме  того  «наличие умений» поддерживается «наличием знаний» в той области преподавания, которая и

обеспечивает выполнение этой программы.

Тема №2 Теоретические основы педагогики и образования  

  • Педагогическое эссе: «Как соотносятся понятия «компетентность» и «компетенция»?

Ответ:  Разбирая два понятия «компетентность» и «компетенция» надо признать, что по отношении к друг другу ( в русском переводе с французского) это однокоренные слова, но по  их применению и значимости их применения есть существенное различие. Если разговор идёт о педагоге, то « компетентность»  его в этом случае означает, что он соответствует требованиям предъявляемым к человеку претендующему на обучение и воспитание детей. Коротко-человек с которого дети могут брать положительный  пример в социально- гуманитарном аспекте. В случае применения понятия «компетенция»  в оценке того же человека –педагога мы имеем дело с кругом его должностных полномочий в которых  он хорошо осведомлён и может профессионально принимать правильные решения в регулировании процесса обучения и воспитания детей по программе дополнительного образования. В любом случае соотношение  этих двух  понятий  по отношению к педагогу должно гарантировать детям контакт с человеком знающим своё дело, любящим детей, а с воспитательной точки зрения «,,,,,– строгим, ещё лучше –добрым, а лучше всего –справедливым.»

Объем не более 10-15 предложений!

  • Педагогическое эссе: «Какова роль педагогики в будущей общечеловеческой культуре?».

На мой взгляд «…роль педагогики в будущей общечеловеческой культуре» так или иначе будет всё больше тяготеть к реализации культурно-гуманистических функций образования на принципах антропоцентричности,  нацеленных на достижение гуманизации общества в целом. Сейчас эту роль, похожую на этот принцип , выполняет  развитая система дополнительного образования, где в отличии от технократического и обезличенного подхода к образованию в официальных учебных заведениях,  в программах системы допобразования личность обучаемого находится в центре образовательного процесса. Этот образовательный процесс  полнее реализует индивидуальную потребность личности в том или ином получении знаний и навыков обеспечивающих гармоничность и  полноценность  его  повседневной жизни. Таким образом основным смыслом педагогики в будущей общечеловеческой культуре становится  создание в общеобразовательном процессе обучения таких условий при которых качество образования позволяет создавать гармонично развитую личность, а мера этого развития становится показателем  уровня гуманизации личности и общества. В этом и будет заключаться роль педагогики в будущем. Следует надееться, что поступательное движение к БУДУЩЕМУ педагогики не нарушится экономическими или политическими перепетиями мирового масштаба.

Примерный объем текста 10-15 предложений.

Тема №3 Теория воспитания

  • Проведите опрос на тему: «Как вы определите воспитание в современных условиях?». Заполните таблицу. Составьте диаграмму по рейтингу ключевых слов.

Ответы респондентов

Таблица

№ п\п

Категория респондентов (ученик, родитель, коллега)

Ответ

Ключевые слова

Из ответа респондента

 Данные для диаграммы

Ученик

Воспитание без насилия и наказания.

Без наказания.

Без наказания.

Ученик

Воспитание не может быть НЕ-ПРИ-ЯТ-НЫМ.

 Та же аналогия.

Без наказания.

Ученик

Быть воспитанным это когда тебя хвалят в школе и дома , значит ты ведёшь себя правильно.  

Раз «хвалят» значит нет наказания.  

Без наказания.

Родитель

Воспитание в современных условиях затрудняется многими факторами нам не подконтрольных и нужно правильно выбирать приоритеты  влияния на ребёнка,  учитывая его интерес, убеждая собственным примером.

 Убеждение  

Убеждение

Родитель

Воспитание по жизни это всегда борьба между добром и  злом и нужно верно сориентировать ребёнка – «что такое хорошо и что такое плохо», положительность реэультата демонстрировать на примерах.

 Демонстрировать на примерах.

На примерах

Коллега

Определить воспитание в современных условиях

можно так. Правильно сочетая приёмы классического воспитания на примерах многих  поколений педагогов-воспитателей, плюс воспитание медийное, получим результат с качественно новой социально-психологической  окраской.

Воспитание на примерах

 На примерах

Коллега

В современных условиях воспитание (на мой взгляд) приближается к некой селекционной форме работы  , создавая условия для гармонически развитой личности,

 выявляя   и пестуя таланты мы готовим полезных  и деятельных

членов нашего общества, которые становятся образцом для подражания, и чем точнее в этом направлении наша работа, тем большую пользу государству приносит современное  воспитание.

Образец для подражания

 Образец(суть пример)

Выводы:

Сделайте выводы по следующим параметрам:

  1. Какие слова и словосочетания используют при ответе респонденты?

Вывод: Слова-  без наказания, убеждение, на примерах, образец(суть пример)

  1. Какие слова в каждом определении являются ключевыми (наиболее важными для понимания)?

Вывод: Слова:  без наказания, убеждение, пример.

  1. Сколько раз повторяется ключевое слово во всех ответах?

Вывод: по одному разу в каждом ответе

  1. Составьте рейтинг ключевых слов в порядке убывания.

3-Пример     3–без наказания      1- убеждение

  1. Совпадает ли ваше понимание понятия воспитание с представленными ответами?

Каждый ответ и в их совокупности несут в себе и мое понимание понятия ВОСПИТАНИЕ.

  • Выпишите определения внеурочной деятельности из текста ФГОС


Внеурочная (внеучебная)
 деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

  • Составьте SmartArt «Взаимосвязь понятий «внеурочная» и «внеклассная деятельность». Обоснуйте свой ответ.

Внеклассная работа - это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха.

Внеурочная деятельность – является часть учебно-воспитательной работы. Суть её определяется деятельностью  школьников во внеурочное время под руководством учителя.

  • Перечислите базовые основы воспитательной деятельности в контексте ФГОС.
  •                 

«Духовно – нравственное развитие и воспитание во внеурочной деятельности в контексте реализации ФГОС»

«Воспитание – это обучение нравственной жизни… »

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.

Современный национальный воспитательный идеал:

  •                 высоконравственный
  •                 творческий
  •                 компетентный гражданин России
  •                 человек, принимающий судьбу Отечества как свою личную
  •                             осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны
  •                 укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

(Концепция духовно-нравственного развития  и воспитания личности гражданина России)

Тема №4  Методические основы воспитания

  • Классификация методов воспитания. Составьте список методов воспитания, которые Вам наиболее близки. Проанализируйте, почему именно Вам близки эти методы.

Наиболее действенные методы воспитания представлены следующими группами:

  1. Традиционные – убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример.
  2. Инновационнодеятельностные – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность.
  3. Неформальные – межличностные – воспитание через личностно значимых людей.
  4. Тренинговоигровые – деловые игры, социально психологические тренинги и др.
  5. Рефлексивные – через осознание собственного «Я» и деятельной действительности.

Мне близки именноТРАДИЦИОННЫЕ  методы воспитания.

Пользуясь этими методами воспитания  я могу быть  уверенаа в результате:

  • -умелое и тактичное предъявление требований к обучающимся;
  • - организация  самоуправления через формирование и воспитание актива;
  • - проецирование увлекательных перспектив в спортивно-оздоровительной деятельности;
  • - формирование здорового общественного мнения внутри коллектива в отношении к друг другу;
  • - создание и развитие положительных традиций коллектива.

Методы формирования

Методы организации деятельности

Методы стимулирования

сознания личности

и формирования опыта

деятельности и поведения

 

общественного поведения

 

Убеждение

Педагогическое требование

Соревнование

Внушение

Общественное мнение

Поощрение

Беседа

Приучение

Наказание

Лекция

Упражнения

Создание ситуации успеха

Дискуссия

Поручения

 

Метод примера

Создание воспитывающих ситуаций

 

  • Представьте алгоритм подготовки и проведения мероприятия по своей профессиональной деятельности.

Тема «Цирковая студия «АРЛЕКИН»- любит и ждёт ВАС!

1.Постановка цели.

2.Распределение ответственности.

3.Создание сценария

4.Оформление антуража(визуальное ,музыкальное)

5.Реализация сценарного плана.

6.Заключение-финал(результат)

  • Проведите самоанализ этого мероприятия по следующим критериям.

Схема самоанализа внеклассного мероприятия

  1. Какие воспитательные, образовательные, развивающие цели ставились на мероприятии?

На данном этапе –этапе набора и формирования  групп в новом учебном сезоне, цель была «информационно-развивающая» по типу « кастинга»

  1. Как учитывались возможности класса и отдельных детей?

В первую очередь учитывались  возрастные и физиологические данные  отдельных детей , во вторую коммуникативное состояние всего класса, в третью очередь- психологический настрой на мероприятие.

  1. Каковы ожидаемые результаты (каких изменений во взглядах, в поведении детей планировалось достичь при подготовке мероприятия).

 Планировалось изменить превратные взгляды на цирковое искусство с опасливо-   осторожных на перспективно-привлекательные, раскрепостить эмоционально и психологически. В результате  увеличился приток желающих познакомиться с цирковым искусством.

  1. Какой литературой пользовались?

Информационной базой для написания работы послужили публикации таких авторов ,как: СластенинаВ.А.,СелевкоГ.К.,Хуторской А.В., а также

. Дейч, Б. А. Социальная педагогика и дополнительное образование./. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005.

Дополнительное образование детей: электронный учебник. –   http://impisr. / 

. Евладова, Е. Б. Организация дополнительного образования детей./ , . – М.: ГИЦ Владос, 2003.

 Голованов, В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. / . – М.: ВЛАДОС, 2004.

 Дополнительное образование детей / под ред. . – М.: ГИЦ Владос, 2000.

  1. Сколько ребят было"охвачено"при подготовке к мероприятию?

С 1-го сентября 2017 года по 6-ое сентября информативно – развивающим мероприятием было охвачено 4потока классов по 20-25 человек.

  1. Кто из коллег, родителей, общественности, привлекался при подготовке?

Привлекались к этому мероприятию педагоги – воспитатели  этих классов и родители этих детей.

  1. Рефлексия.

РЕФЛЕКСИЯ -один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.  Иными совами « повторение –МАТЬ учения» Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов, а педагог помогает закрепить у обучающихся  результаты его деятельности как на физическом так и на психо- эмоциональном уровне

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Цель рефлексии  для обучающегося не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить для себя смысловую цепочку, сравнить способы и методы получения результата, применяемые другими со своими и получить  при этом  моральное удовлетворение и похвалу от преподавателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гуманизм в образовании.

В статье говорится обиолого-психологическом подходе к игре.  В ХХ веке игра становится объектом пристального внимания как философская категория. Особое место в западной теории игры принадлежит Пи...

Программа элективного курса по МГП "Через гуманизм- к миру"

Концепция программы опирается на принципы гуманизма, приоритет права человека на жизнь, на соблюдение всех прав человека, даже в условиях экстремальных ситуаций и военных конфликтов.  ...

Возрождение и гуманизм. Культура и мировоззрение европейцев в XV-XVII веках.

Презентация к уроку: Возрождение и гуманизм. ? класс. Материал содержит портреты, краткие биографические сведения, репродукции и фотографии произведений деятелей Высокого Возрождения. Презентация може...

Урок литературы в 7 классе по теме " С. Есенин "Песнь о собаке". Гуманизм и искренность поэзии С. Есенина.

С. Есенин "Песнь о собаке". Гуманизм и искренность поэзии С. Есенина. Цель: обзорное знакомство с поэзией С. Есенина, приобщение учащихся к миру поэтических образов его лирики, углубить творческие спо...

6. Гуманизм и новая наука.

Презентация к уроку. На моей странице в разделе "Видео" расположен видеофайл к уроку....

Урок истории в 7 классе "Гуманизм и Возрождение в Италии".

Разработка урока в 7 классе с приложением  и презентацией. К учебнику "Всеобщая история" О. Даниловой...

«ИСТИННЫЙ» И «ЛОЖНЫЙ» ГУМАНИЗМ ? ИЛИ ГУМАНИЗМ ЛИБО ОН ЕСТЬ, ЛИБО ЕГО НЕТ

На данном уроке с проблемным названием изучается (возможно как в полном варианте, так и отдельными главами) роман А. Фадеева "Разгром". В ходе урока анализируются поднятые автором проблемы гуманизма, ...