Практика межведомственного взаимодействие при сопровождении замещающих семей
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему

Применение практики межведомственного взаимодействия  при осуществлении сопровождения замещающей семьи как условие формирования правового поля помощи семьям, принявшим на воспитание   детей, оставшихся без попечения родителей.

 

           Центр «СемьЯ» принимает участие в государственной программе «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области. Подпрограммы «Благополучная семья – стабильность в регионе» рассчитана на 2015-2020 годы. В рамках данной программы предусмотрено осуществление межведомственного взаимодействия управлений образования и науки, социально защиты населения, здравоохранения Липецкой области и другими органами исполнительной власти. 

         Деятельность социального педагга службы сопроврождения замещающих семей осуществляет на практике взаимодействие с различными ведомствами в процессе работы с замещаюми семьями и педагогами образовтаельных учреждений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_krug._stol_15.11.2017_sluzh.sopr_.zam_.sem_.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение практики межведомственного взаимодействия                                             при осуществлении сопровождения замещающей семьи как условие формирования правового поля помощи семьям, принявшим на воспитание                                         детей, оставшихся без попечения родителей.

         

           Центр «СемьЯ» принимает участие в государственной программе «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области. Подпрограммы «Благополучная семья – стабильность в регионе» рассчитана на 2015-2020 годы. В рамках данной программы предусмотрено осуществление межведомственного взаимодействия управлений образования и науки, социально защиты населения, здравоохранения Липецкой области и другими органами исполнительной власти.

          Практика межведомственного взаимодействия в работе Центра «СемьЯ» присутствует в каждом направлении его деятельности. В первую очередь эффективное  взаимодействие службы комплексного сопровождения замещающих семей Центра «СемьЯ» установлено с отделами опеки и попечительства муниципальных органов  исполнительной власти Липецкой области.

          С июля 2014 года по сентябрь 2017 года между Центром «СемьЯ», органами опеки и попечительства муниципальных образований, законными представителями ребенка заключено 1020 договоров с 862 семьями, в которых воспитываются 1127 детей.

          В 2016 году специалистами службы комплексного сопровождения замещающих семей было совершено 549 выездов, посещено 414 семей, в которых воспитываются 556 детей. В рамках договора о сопровождении осуществляется комплексное сопровождение замещающих семей, специалистами Центра «СемьЯ» оказывается психолого-педагогическая и социально-педагогическая помощь, исходя из запроса и потребностей семьи, проводится мониторинг семейной ситуации, уровня развития, воспитания и социализации ребенка в принимающей семье. По запросу органов опеки и попечительства в соответствии с договором Центр «СемьЯ» информирует органы опеки и попечительства о ситуации развития ребенка в замещающей семье, комфортности психологического климата, уровне удовлетворения потребностей ребенка.  

          Анализ результатов самообследования службы комплексного сопровождения замещающих семей показал, что в 2016 году услугами специалистов Центра «СемьЯ» воспользовались 2327 человек. Замещающим родителям, приемным детям, педагогическим работникам образовательных учреждений была оказана 3501 услуга диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной направленности. С целью адаптации и преодолении трудностей в учебно-воспитательном процессе приемных детей специалисты Центра посетили 79 муниципальных образовательных учреждений области, провели диагностическую, консультативную, просветительскую и профилактическую работу.

          Сравнительный количественный анализ заключенных договоров о сопровождении замещающих семей в рамках межведомственного взаимодействия за период с 2014 года по сентябрь 2017 года показывает значительный рост и увеличение количества детей, воспитывающихся в замещающих семьях и охваченных психолого-педагогической и социально-педагогической помощью.

 

Динамика роста замещающих семей, охваченных услугами по сопровождению.

          Данные исследования количества экстренных выездов за период с 2015 по 1 полугодие 2017 года показывают увеличение конфликтных ситуаций в замещающих семьях, которые требуют помощи специалистов Центра «СемьЯ» в их разрешении.

          В отношении количества детей, сохранивших право семейного жизнеустройства, сохраняется динамика роста за аналогичный период, что говорит об эффективности применения практики межведомственного взаимодействия специалистов различных ведомств в оказании содействия и помощи замещающим семьям.

Динамика роста количества детей, сохранивших право семейного жизнеустройства.

         

          В 2016-2017 годах продолжилась реализация совместных проектов с некоммерческими организациями с использованием внебюджетных источников. С Фондом поддержки детей, оказавшихся в трудной ситуации, осуществлены инновационная государственная программа «Благополучная семья – стабильность в регионе!» (исполнитель – Г(О)БУ Центр «СемьЯ») и проект «Вместе – ради детей» (исполнитель – Г(О)БУ «Лебедянский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и  содействия семейному устройству»).

          В целях пропаганды ценности семьи и семейного воспитания Центр «СемьЯ» по инициативе управления образования и науки Липецкой области, начиная с 2015 года, принимал участие в программах в рамках социального партнерства с промышленными предприятиями области. Мероприятия носили информационно-ознакомительный и социальный характер, которые предусматривали организацию передвижной фотовыставки «Найди меня, мама!», были направлены на поддержку подрастающего поколения и семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

          Социальное партнерство Г(О)БУ Центра «СемьЯ» с промышленными предприятиями региона стало возможным при активном взаимодействии с управлениями инновационной и промышленной политики, а также образования и науки области. Всего за период с  2015 года по июль 2017 года было установлено взаимодействие с 20 предприятиями и организациями области. Это ведущие предприятия региона  -  ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и ООО ЛТК «Свободный Сокол» в областном центре, ОАО «Энеригия» и ОАО «Елецгидроагрегат» в г. Ельце,  одно из старейших предприятий Липецкой области ООО «Лебедянский машиностроительный завод», ОАО «СТРОЙМАШ» в г. Лебедяни, ОАО «Грязинский культиваторный завод» и другие лидеры промышленного производства. В результате сотрудничества увеличилось количество граждан неравнодушных к детскому неблагополучию, что помогло нескольким детям обрести семью.  

          Данный опыт работы позволил привлечь к проблеме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, широкие слои общественности и граждан области, позволил расширить количество ведомств и организаций задействованных в поддержке детей данной категории.

          В сентябре 2017 года по инициативе управления образования и науки области начато сотрудничество с учреждениями и организациями управления культуры и туризма Липецкой области. В период с 4 по 31октября текущего года передвижная фотовыставка «Найди меня, мама!» действовала в ОБУК «Областной центр культуры, народного творчества и кино». В ноябре-декабре планируется организация выставки в ОБУК «Липецкий государственный театр кукол».

          Опыт социального партнерства позволил привлечь к проблеме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, широкие слои общественности и граждан области, позволил расширить количество ведомств и организаций задействованных в поддержке детей данной категории.

          Центр «СемьЯ» в 2016 году установил сотрудничество с ГУЗ «Липецкий областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД  и инфекционными заболеваниями». Взаимодействие центров разных ведомств позволило составить методические материалы для специалистов органов опеки и попечительства, а также замещающих семей, принявших на воспитание детей, страдающих ВИЧ-инфекцией.

          В результате совместной работы специалисты обогатили свой профессиональный опыт, что позволило выработать общие подходы в оказании помощи замещающим семьям, воспитывающих детей с данным заболеванием. Использование в просветительской и консультативной работе подготовленных буклетов и брошюр способствовало повышению родительской компетенции и ответственности при организации процесса жизнедеятельности ребенка, страдающего ВИЧ-инфекций.

Совершенствование системы формирования и сопровождения замещающей семьи

в условиях Центра «СемьЯ».

          Многолетний опыт работы Центра «СемьЯ» с замещающими семьями показывает, что содержание социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения должно трансформироваться в зависимости от потребностей семьи, обязательно включать профилактику возникновения конфликтных ситуаций между взрослыми и детьми, между супругами, между ближайшими родственниками, помощь в конструктивном разрешении конфликтов и их успешной адаптации к новым ролям и позициям замещающих родителей и приемного ребенка.

          Осуществляемое комплексное сопровождение необходимо развивать и совершенствовать по следующим направлениям:

  •  психолого-педагогическое просвещение, как совокупность практико-ориентированных знаний, комплекс умений и навыков обеспечения выживания ребенка в новых условиях, его общего развития, защиты его интересов;
  • гармонизация детско-родительских отношений;
  • гармонизация супружеских отношений;  гармонизация внутреннего мира замещающих родителей, обеспечивающая им возможность выполнять свою родительскую роль и воспитательную функцию;
  • сопровождение семей, принявших на воспитание детей-подростков, сиблингов и детей с ограниченными возможностями здоровья, многодетных приемных семей. Специфика работы в данном направлении указывает на необходимость взаимодействия Центра «СемьЯ» с различными ведомствами и организациями в зависимости от критериев нуждаемости принимающей семьи, требует расширения круга специалистов, задействованных в сопровождении.  

          Исследования специалистов Центра «СемьЯ» показали, что замещающие семьи в процессе реализации своего функционала сталкиваются с рядом проблем: с недостаточной информированностью об особенностях медицинского, психологического, педагогического статуса приемного ребенка; с недостаточной подготовкой к своим функциональным обязанностям в силу каких личных особенностей и осознанием необходимости овладения этими знаниями; с отсутствием достаточного взаимодействия замещающих семей со специалистами службы сопровождения и неготовностью семьи к обнародованию своих затруднений и принятию адекватной помощи со стороны специалистов и окружающих.

          В данном случае Центр «СемьЯ» продолжит сотрудничество с педагогами общеобразовательных учреждений, в которых обучаются приемные дети. При этом ориентационной основой поддержки и помощи сопровождаемым становится осознанное взаимодействие взрослых и детей. Взаимодействие предполагает реализацию определенной, востребованной деятельности, цель которой требует разделения и кооперации функций, а, следовательно, взаимного согласования и координации индивидуальных действий.

        Для создания ситуации взаимодействия с представителями  различных ведомств Центр «СемьЯ» в своей деятельности будет  проектировать условия, способствующие: активному включению всех участников взаимодействия в обсуждение и выполнение действия при принятии решений на различных этапах организации взаимодействия; объективации поведения, что предполагает получение постоянной обратной связи; партнерскому общению, что означает признание и принятие ценности каждого, его мнения, интересов, особенностей, устремлений, перспективы личностного роста.

          Межведомственное сотрудничество специалистов выгодно всем участникам, задействованным в процессе сопровождения замещающих семей.  Оно позволяет вносить своевременные коррективы в работу, повышает эффективность воспитательного воздействия на ребенка, способствует созданию реабилитационного пространства.

С. Е. Афанасьева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение замещающих семей

Основная цель – обеспечение психолого-педагогического сопровождения приемных семей, создание условий для успешной социализации и развития воспитанников....

Сопровождение замещающих семей участниками волонтёрского отряда «Данко» МОУ гимназии №13

Материал содержит опыт работы социального педагога с детьми из замещающих семей....

Опыт работы службы сопровождения замещающих семей КГКУ Детский дом 20

В статье представлен опыт работы службы сопровождения замещающих семей, описаны основные направления и формы работы с опекунами, попечителями и подопечными детьми...

Программа по сопровождению замещающих семей.

Программа предполагает создание благоприятных условий для поддержки замещающих семей и развития самого института приёмной семьи....

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья».

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения. Предметом деятельн...

Социально-психолого-педагогический проект досугово-развивающего клуба «Зайцы-холл» Службы сопровождения замещающих семей «Счастливая семья» для детей младшего и среднего подросткового возраста

  ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТАНазвание объединения возникло случайно – во время активных игр ребят и состязаний в прыжках с нейроскакалками. Дети прыгали, соревнуясь в количестве совершенных п...