Психологическое сопровождение замещающих семей
статья по теме
Основная цель – обеспечение психолого-педагогического сопровождения приемных семей, создание условий для успешной социализации и развития воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_soprovozhdenie_zameshchayushchih_semey.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое сопровождение замещающих семей
Основная цель – обеспечение психолого-педагогического сопровождения приемных семей, создание условий для успешной социализации и развития воспитанников.
Основные задачи:
- оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи замещающим семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации воспитанников: трудности периодов адаптации в новой семье, возрастные кризисы развития, учебные трудности, проблемы с выбором образовательного маршрута, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, помощь в решении конфликтных ситуаций;
- развитие психолого-педагогической компетентности (педагогической культуры) замещающих родителей;
Этапы организации сопровождения замещающих семей.
1. Работа с кандидатами в воспитатели замещающих семей.
Цель этого этапа - получить предварительное представление о возможности создать замещающую семью во главе с данным кандидатом.
Основные задачи этапа:
- получение объективной информации о кандидате в воспитатели и его семье, всестороннее изучение личности потенциального замещающего родителя;
- выявление намерений кандидата в воспитатели и побудительных причин и истинных мотивов к созданию замещающей семьи;
- обогащение представлений кандидата в воспитатели о замещающей семье;
- побуждение кандидата в воспитатели к дополнительному осмыслению своих намерений с учетом полученной информации;
- выделение специфических проблем кандидата в воспитатели, требующих особого внимания специалистов на следующем этапе;
- диагностика профессиональной и личностной готовности кандидата в замещающие родители к выполнению данной роли и внутрисемейных отношений потенциальных родителей.
На этом этапе открывается социально-психологическая карт кандидата, в которую вносится информация, характеризующая его социальный и психологический статус. А также проводится обследование жилищно-бытовых условий кандидата.
Важный момент первых бесед с кандидатом в - выявление причин, по которым он желает взять ребенка на воспитание.
Часто обращающиеся кандидаты имеют крайне слабое представление о социальных и психологических особенностях детей. Нередко кандидаты идеализируются картину будущей семейной жизни. На любой вопрос кандидат в воспитатели должен получить от педагога-психолога, социального педагога, воспитателя исчерпывающий ответ. В ходе беседы с педагогами интерната у кандидатов могут появиться сомнения в своей готовности к столь важному шагу. Специалисты предоставляют человеку право основательно обдумать свои намерения, отложить окончательное решение на определенный срок или отказаться от создания замещающей семьи, если первоначальная решимость поколебалась.
При отсутствии видимых причин, сдерживающих открытие замещающей семьи, педагог-психолог рассказывает кандидату об интернате, его задачах, о том, как попадают в него дети, с какими проблемами сталкиваются сотрудники, что предпринимают для их преодоления.
2. Подготовка потенциальных замещающих семей
Сведения о кандидатах в приемные родители, подтвердивших документально в соответствии с российским законодательством право быть таковым, заносятся в банк данных.
Как правило, из кандидатов формируются группы для подготовки к выполнению новой для них роли.
Под подготовкой мы понимаем поэтапную деятельность квалифицированных специалистов, состоящую из тщательного отбора претендентов на роль замещающего родителя, в ходе обучения кандидаты получают необходимые знания.
Целью обучающего этапа является: соотнесение замещающими родителями своих знаний и умений с требованиями, предъявляемыми к данной категории родителей-воспитателей.
Задачи:
- Помочь кандидатам в замещающие родители осознать мотивы принятия ребенка в семью;
- Ознакомить с проблемами, которые возникают с появлением нового члена в семье;
- Выделить для каждой семьи, как зоны возможных трудностей, так и ресурсы, позволяющие решать данные проблемы;
- Вооружить кандидатов знаниями психологических особенностей детей, оставшихся без попечения родителей, и сформировать навыки семейного общения;
- Дать возможность каждому кандидату проявить себя в процессе подготовки для наиболее полной оценки его личностных качеств;
- Сформировать установку у замещающих родителей к обращению к специалистам различного профиля в случае затруднений в процессе воспитания приемных детей.
Подготовка замещающих родителей может осуществляться через индивидуальные и групповые формы обучения. К ним можно отнести: лекции, консультации, семинары-практикумы, тренинги. Как показал опыт, наиболее эффективны тренинговые занятия. В ходе тренинга замещающие родители имеют возможность под руководством специалиста самостоятельно найти пути решения проблемы, что способствует формированию компетентного поведения, предотвращая опасность роста вторичного социального сиротства.
Содержание обучения замещающих родителей-воспитателей включает три компонента их подготовки: информационно-образовательный, практический, коррекционный.
Информационно-образовательный компонент предполагает вооружение замещающего родителя минимумом знаний, касающихся воспитательного потенциала семьи, особенностей детей, воспитывавшихся как в неблагоприятной семейной обстановке, так и в условиях государственных воспитательных учреждениях, а так же основам их оздоровления, воспитания, социальной реабилитации в условиях замещающей семьи.
Практический компонент в подготовке родителей-воспитателей данной категории реализуется через систему групповых занятий, которые предполагают их активное участие в ролевых играх, анализе типичных жизненных ситуаций, дискуссиях и т.д.. Практические занятия направлены на решение комплекса задач:
- помочь замещающим родителям более глубоко осознать особенности проблем, которые могут возникнуть в связи с принятием в семью чужого ребенка;
- развить у них способность эффективно слушать, принимать и поддерживать проблемного ребенка, помогать усвоению способов общения;
- сформировать умение конструктивно взаимодействовать с воспитанником, предвидеть и вовремя погасить обострение отношений, конфликт.
Накопленный на практических занятиях опыт призван способствовать формированию у приемных родителей уверенности в своих действиях, готовности к преодолению неизбежных трудностей, к сотрудничеству, как со специалистами, так и с другими замещающими родителями.
Включение коррекционного компонента в обучение замещающих родителей вызван необходимостью исправления определенных установок кандидата, которые могут снизить эффективность его деятельности (излишне детализированные представления о ребенке; непродуктивный подход к воспитанию: гиперопека, диктат и т.п.).
Значительное место в повышении социально-психолого-педагогической компетентности родителей принадлежит индивидуальным консультациям, совместному анализу реальных ситуаций, вызывающих у них тревогу.
Критериями оценки эффективности подготовки замещающих родителей к выполнению новой роли могут быть следующие:
- Мотивационный: осознание истинного мотива принятия ребенка в семью, готовность принять и обратиться за помощью к специалистам в случае необходимости; стремление повышать свои знания в области воспитания приемных детей.
- Когнитивный: знание основ законодательной базы о правах и обязанностях приемных родителей и воспитателей, а так же последствиях; знание особенностей развития детей, воспитывающихся вне семьи, последствий депривации, форм и методов преодоления этих последствий;
- Праксеологический: умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации в семье; умение работать в группе.
Достоинством содержания данной программы является возможность составления отдельных подпрограмм, исходя из подготовленности, опыта и потребностей обучаемой группы, как потенциальных замещающих родителей, так и уже имеющих опыт воспитания приемных детей, и других форм устройства ребенка в семью. В тоже время, эффективность подготовки замещающих родителей будет зависеть от уровня профессионального мастерства специалистов, реализующих данную программу.
Особую роль в подготовке компетентного замещающего родителя отводится диагностике. Ее цель - выявить из общего числа претендентов людей пригодных к выполнению данной роли.
Результаты нашего исследования позволили выявить ряд основных трудностей, с которыми сталкиваются замещающие родители. На основе их анализа, два направления обучения потенциальных родителей-воспитателей - юридическое и психолого-педагогическое - были признаны приоритетными.
Юридическая подготовка подразумевает ознакомление потенциальных замещающих родителей с законодательными основами защиты детства и организационно-правовыми аспектами деятельности замещающей семьи. Это дает возможность замещающим родителям осознать права и обязанности как свои, так и приемного ребенка, а также последствия приобретения соответствующего статуса.
Психолого-педагогическая подготовка предусматривает вооружение замещающих родителей необходимыми знаниями и умениями коррекционно-воспитательной деятельности, способами преодоления возможных проблемных ситуаций и бесконфликтного общения.
Выявив характер затруднений замещающих родителей и детей в семьях данной категории, специалистов, занимающихся проблемами семейного жизнеустройства детей, разработаны вариативные обучающие программы, технология социально-педагогического патронажа и психологического сопровождения, создан комплект методических пособий, рекомендаций и памяток как для специалистов, работающих с данной категорией семей, потенциальных и состоявшихся замещающих родителей, так и для детей, готовящихся к переходу в замещающую семью.
Тематический план подготовки замещающих родителей
№ п/п | Тема | Виды занятий | Ответственный | |
Лекции | Практические занятия | |||
1. | Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитания в замещающую семью | 2 |
| социальный педагог |
2. | Законодательные основы по проблемам защиты детства | 2 |
| приглашённый юрист |
3. | Организационно-правовые аспекты деятельности замещающей семьи.
|
| 2 | социальный педагог, приглашённый юрист |
4. | Мотивация выбора |
| 4 | социальный педагог, психолог |
5. | Тренинг семейных отношений |
| Тренинг 3 дня | психолог, социальный педагог |
6. | Особенности развития личности ребенка, воспитывающегося вне семьи | 6 | Групповое занятие - 2 дня | социальный педагог |
«Особенности развития детей-сирот» | Тренинг 1 день (8 час) | |||
«Особенности социализации детей-сирот» | Тренинг 2 дня | |||
7. | Основы воспитания приемного ребенка в условиях замещающей семьи. | 4 | Консультация - 4 часа; Практическое занятие - 4 часа | социальный педагог |
8. | Особенности и трудности построения взаимоотношений между приемными и кровными детьми | 20 мин | Групповое занятие - 4 часа | психолог |
Ребенок в новой семье | Тренинг 1 день | социальный педагог | ||
9. | Тренинг бесконфликтного общения |
| Тренинг 2 дня | психолог |
3. Подготовка детей, проживающих в интернатных условиях, к жизни в замещающей семье
Проблемы, с которыми сталкиваются в замещающей семье, как взрослые, так и дети, окончательно убедили нас в том, что в подготовке нуждаются не только приемные родители, но и воспитанники специализированных учреждений. Подготовка включает: медико - психолого - педагогическое изучение ребенка на начальном этапе работы с ним, далее по специально разработанным программам для детей осуществляются занятия, игры, тренинги, направленные на оценку и компенсацию последствий травматического опыта, пережитого ребенком и создание позитивного образа семьи.
В число кандидатов на помещение в замещающую семью, прежде всего, следует включать детей, которые наиболее остро в этом нуждаются. Среди них:
- дети дошкольного и младшего школьного возраста, для которых семья является наиболее приемлемой и щадящей средой обитания;
- дети, болезненно переносящие пребывание в условиях стационара, что отражается не только на их психике, но и на общем соматическом состоянии (жалобы на самочувствие, потеря аппетита, энурез и т.д.);
- плохо уживающиеся в детском коллективе дети с выраженной аутичностью, с низким социометрическим статусом, отвергаемые, «изгои», либо, наоборот, лидирующие, но в отрицательном плане.
Цель этапа подготовки воспитанников учреждений интернатного типа к жизни в семье: компенсация последствий травматического опыта, пережитого ребенком и создание позитивного образа семьи.
Задачи:
- Помочь стать более сенситивными по отношению к различным ситуациям, возможным чувствам и опыту других людей.
- Создать условия для развития большей уверенности в себе, уверенности в роли приемного ребенка.
- Обучить социально-психологическим навыкам взаимодействия для расширения ролевого репертуара.
- Стимулировать к совместной работе и к решению возникающих проблем.
- Развить необходимые социокультурные, правовые, валеологические, досуговые, правовые ориентации и навыки.
- Помочь получить более полное представление о будущей семье, ее членах, соотнести представления и желания с реальностью.
- Повысить уровень социально-психологической адаптированности в социуме.
Этап подготовки детей состоит из трех разделов:
- Диагностический (включает знакомство с ребенком, оценку социальной и медицинской информации, определение проблемной области, диагностику особенностей актуального развития детей и представлений ребенка о семье.)
- Обучающий - подготовительные занятия (развитие коммуникативных навыков, взаимодействия в семье с взрослыми и детьми, знакомство с правилами, традициями семейного проживания)
- Гостевой - помещение детей на выходные и в каникулы в гостевые семьи (с последующей диагностикой на совместимость).
Этап предусматривает диагностику, ролевые игры, практические упражнения, групповые дискуссии, обсуждение реальных ситуаций.
Гостевое пребывание ребенка в семье рассматривается как подготовительный этап к созданию замещающей семьи. Посещение семьи ребенком в выходные дни, проживание в потенциальной замещающей семье во время школьных каникул является естественным и обязательным этапом в процессе подготовки ребенка и кандидатов к передаче детей в семью. Такие события позволяют в неформальной обстановке познакомиться и привыкнуть друг к другу, а так же окончательно определиться с решением о создании замещающей семьи и выборе данного ребенка.
О готовности воспитанника к переходу в семейную группу можно говорить, если ребенок прошел полное медицинское и психологическое обследование, его психическое и физическое состояние в конкретный момент отличается позитивной динамикой.
Определяя кандидатуру ребенка для замещающей семьи, важно (на основании психологической диагностики) спрогнозировать его совместимость с будущими воспитателями.
В ходе подготовки ребенка в замещающую семью на медико-психолого- педагогическом консилиуме принимается решение о возможности воспитания ребенка в замещающей семье.
Воспитателям (которые больше времени проводят с детьми) в ходе воспитательного процесса необходимо наблюдать за всеми вновь поступившими воспитанниками, включая: общение со сверстниками и взрослыми, работа на занятиях, поведение во время прогулок для того, чтобы отобрать детей для дальнейшего проживания в замещающей семье.
Психологу, используя весь имеющийся диагностический инструментарий, необходимо:
- составить полную психологическую характеристику ребенка;
- дать заключение о возможности его перехода в замещающую семью с учетом факторов совместимости с будущими воспитателями замещающей семьи;
- предложить индивидуальную программу психологической реабилитации ребенка.
На основании индивидуальных карт воспитанника, которые оформляют воспитатели, и заключения психологов на воспитанников разрабатывается индивидуальная психолого-педагогическая коррекционная программа реабилитации для оказания помощи воспитателю в работе.
4. Психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сопровождение замещающих семей осуществляется уже после создания семьи любой категории по следующим направлениям: социально-правовое, социально-медицинское, социально-психологическое, социально-педагогическое.
Социально-правовое:
- Защита социальных прав и законных интересов ребенка (контроль за поступлением пенсий, пособий на счет ребенка, за сохранением жилья, установление статуса ребенка).
- Развитие навыков правовой культуры, связь с учебными заведениями.
- Связь с кровной семьей. Выяснение отношения ребенка к кровным родственникам, налаживание отношений, психологическое сопровождение кровной семьи, дающее шансы на восстановление.
- Социальное сопровождение выпускников разных лет.
- Мониторинг развития воспитания детей в семье.
- Работа по устройству ребенка в семью.
Социально-медицинское:
- Сохранение и укрепление здоровья.
- Санитарно-просветительская работа.
- Профилактическая работа.
Социально-психологическое и социально-педагогическое:
- Создание условий для «мягкой» адаптации ребенка (в замещающей семье в начальный период, в школе, и т.д.).
- Изучение сферы дополнительных интересов ребенка с целью вовлечения его во внешкольные дела, помощь в профессиональном самоопределении.
- Развитие эмоциональной сферы, личностного и интеллектуального потенциала, интересов, склонностей (повышение самооценки ребенка, снятие уровня тревожности, развитие коммуникативной сферы, навыков общения).
- Воспитание самосознания.
- Профилактика правонарушений и отклоняющегося поведения.
- Привитие практических навыков самостоятельной жизни, подготовка в будущей жизни (хозяйка, хозяин).
- Обучение организации разумного, полезного им рационального досуга.
Оказание квалифицированной помощи воспитателям замещающих семей, особенно на первом этапе, когда происходит вхождение воспитанника в семью, чрезвычайно важно для успешной адаптации взрослых к новой позиции и осознания ими своей роли воспитателя. В этот период особое значение должно отводиться социальному патронажу таких семей, то есть оказание помощи в сопровождении и поддержке данного типа семьи, оказавшейся в новой ситуации.
Цель социального патронажа: помощь и поддержка в организации и реализации сотрудничества с замещающей семьей, направленного на самопознание ее членов, самоуправление своими межличностными отношениями, на поиск внутренних и внешних ресурсов для необходимых преобразований, а также возможностей их эффективного использования.
Психологическое сопровождение и социально-педагогический патронаж рассматривается нами как системная интегративная технология социально-психолого-педагогической помощи семье в целом и личности в частности.
Социальный патронаж осуществляется в форме индивидуального консультирования супругов и ближайших родственников: групповой работы с семейными группами, где воспитатели могли бы обменяться своими чувствами, ощущениями себя в роли воспитателей, помочь друг другу в чем-либо.
Комплексная работа с замещающей семьей делает акцент на работу с родителями. Именно они в случае неблагополучия должны в первую очередь поменять свое отношение к семейному укладу и к своей роли в становлении семьи. Работа предусматривает разные направления и использование таких форм и методов как семейные семинары-практикумы, семейное психологическое консультирование, тренинговая работа с семейными группами, работа по реабилитационным программам.
Семейные практикумы могут посвящаться проблемам, волнующим всю семью или отдельно - родителей и детей. До составления программы практикума необходимо обговорить с семьей тему занятия, (обсуждаемая проблема согласовывается членами семьи между собой).
Занятия проводятся в формах сюжетно-ролевой игры, «мозгового штурма», семейного совета и т.д. Задания могут носить как групповой, так и индивидуальный характер. Затем все члены семьи ищут пути выхода из сложившейся проблемной ситуации и договариваются о дальнейших действиях. В конце занятия необходимо выяснить его результативность, то есть провести рефлексию и получить обратную связь. Практикум может быть рассчитан на несколько занятий. В таком случае можно дать семье домашнее задание.
Тренинги и психологические группы регулярно проводятся для действующих замещающих родителей как посвященные конкретным темам, так и с целью оказания психологической поддержки. Группы могут быть как раздельные, т.е. толь для детей или только для родителей, так и совместные.
Консультации могут быть как индивидуальные, так и групповые, а так же, проводиться как по инициативе специалистов, так и по просьбе замещающих родителей и их приемных детей.
Помощь замещающей семье в большей степени направлена на реализацию ее внутренних резервов, на самостоятельное разрешение той или иной проблемной ситуации. Поэтому большое значение приобретают группы самопомощи и взаимопомощи, так называемые «группы поддержки», участвуя в которых родители имеют возможность обменяться опытом, получить психологическую поддержку и найти новые способы решения задач, стоящих перед ними. Такие контакты способствуют улучшению взаимоотношений в семье, формированию уверенности в завтрашнем дне, укреплению веры в собственные силы. В помощь замещающим родителям специалистами учреждения выпускается брошюра «Ребенок в замещающей семье. Советы воспитателям и родителям».
Мониторинг состояния и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях
Мониторинг, как процесс постоянно обновляемой информации о динамически изменяющемся состоянии семьи и развитии ребенка и является тем фундаментом, который позволяет выбирать наиболее эффективные формы социального сопровождения замещающей семьи.
Объект мониторинга - ребенок, помещенный в замещающую семью.
Предмет мониторинга - состояние и развитие ребенка, помещенного в замещающую семью.
Цель мониторинга - обеспечение эффективности работы с ребенком, помещенным в замещающую семью, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации.
Задачи мониторинга:
- непрерывное наблюдение за состоянием и развитием ребенка;
- своевременное выявление изменений и факторов, вызывающих эти изменения;
- создание условий для предупреждения негативных тенденций в состоянии и развитии ребенка;
- осуществление краткосрочного прогнозирования состояния и развития ребенка в результате наших социально-педагогических воздействий;
- оценка эффективности действий специалистов и служб.
Используемые виды мониторинга
- информационный мониторинг (все виды работы с информацией);
- управленческий мониторинг (оценка эффективности принятых решений и проведенных действий в адрес замещающей семьи и ребенка, находящегося в ней).
По уровням управления мониторингом можно говорить о мониторинге на уровне специалиста, отделения, учреждения.
Исходя из этого объекты мониторинга на каждом уровне свои:
- на уровне специалиста - объектом является ребенок и замещающая семья;
- на уровне отделения - замещающая семья и работа специалистов отделения по сопровождению замещающей семьи;
- на уровне учреждения - работа специалистов и отделения по сопровождению замещающих семьей.
Методы получения информации
- наблюдение;
- беседа;
- интервью;
- анкетирование;
- анализ документов;
- анализ продуктов деятельности.
Периодичность мониторинговых замеров
Вид замещающей семьи | Периодичность замеров |
Семейно-воспитательная группа | Ежемесячно |
Приемная семья | Постоянно, непрерывно |
Патронат | Ежемесячно |
Опека (попечительство) | Постоянно, непрерывно |
Усыновление | По мере возникновения потребностей в соответствующих данных о состоянии и развитии ребенка и ситуации в семье и /или поступлении актуальной информации. |
Мониторинг состояния и развития ребенка осуществляется в разных формах:
- при встречах с детьми и воспитателями во время отдыха, при участии детей в коррекционных и реабилитационных занятиях у психолога, при обращении с воспитателями на семинарах по проблемам воспитания и развития детей.
- при посещении семьи специалистами. Каждое посещение оформляется («Отчет о посещении замещающей семьи»), в котором отражается жизнь ребенка в момент посещения, выявленные проблемы.
- через специальное обследование семьи и ребенка по оценке состояния развития ребенка и эффективности выполнения индивидуального плана развития ребенка.
При осуществлении мониторинга специалисты учреждений должны учитывать следующие аспекты жизни ребенка:
1. Здоровье ребенка
Нужно убедиться, что все данные рекомендации по профилактике и лечению осуществляются. Эта задача решается путем получения информации на простые вопросы: о посещении участкового врача и данных рекомендаций, о том, что вызывает беспокойство в физическом развитии (слух, зрение, рост, состояние зубов, имеет ли хронические заболевания, не пострадал ли от несчастного случая). Выясняется, нуждается ли ребенок в особом питании, уходе в связи с заболеванием. Важное значение придается безопасности быта в доме воспитателя, а также вне его: на улице, в школе. Забота о здоровье ребенка и его безопасности - важная часть в деятельности воспитателя. В связи с этим необходимо, чтобы они имели полную информацию о здоровье, а также необходимую помощь, советы, поддержку, которая позволит им нужным образом ухаживать за ребенком.
2. Образование.
Задача при обследовании - выяснить, как развиваются познавательные интересы ребенка, какие успехи он имеет в учебе, в школьной жизни, т.е. все то, что показывает, насколько хорошо ребенку в школе. С этой целью выясняется, в какой класс, школу ходит ребенок, соответствует ли уровень обучения его возможностям, пропускал ли он занятия, каковы причины пропусков, какие оценки он получает и чем нравится заниматься больше всего, любит ли он читать, в каких внеклассных делах участвует, что умеет делать (плавать, кататься на коньках, велосипеде, имеет ли хобби и др.)
В данном случае важно понять, есть ли трудности в обучении, в школьной жизни и найти пути их преодоления.
3. Самосознание ребенка.
Важно увидеть, что делается и какая помощь нужна ребенку в развитии положительного самосознания. Осознание себя как личности очень важно для каждого: как мы воспринимаем себя, свое прошлое, свое отношение к другим и с другими. Это особенно важно для ребенка, воспитывающегося в замещающей семье. Чтобы понять, насколько ребенок развивается в этом плане нужно выяснить:
Умеет ли ребенок называть свое полное имя, кого из своей родной семьи он помнит, как относится к тому, что живет в приемной семье, в каких формах воспитатели помогают ребенку узнать и объяснить его прошлое, какие есть возможности у ребенка в этой семье реализовать свои религиозные, национальные, культурные потребности. Особое внимание уделяется выяснению того, кто интересуется жизнью, переживаниями ребенка, в каких формах это проявляется, каким образом хвалят, поощряют действия ребенка.
4. Общение.
Важно оценить, имеет ли ребенок возможность для установления эмоциональных связей с окружающими его людьми, а также выяснение причин, затрудняющих этот процесс. Анализируется, сколько мест устройства сменил ребенок, сколько людей отвечало за его благополучие, в каких отношениях он находится с членами замещающей семьи, насколько привязан к воспитателю, с кем общается ребенок вне семьи, рассказывает ли он о своих друзьях, есть ли общение с кровными родителями, родственниками.
5. Эмоциональное и поведенческое развитие.
Вопросы должны быть направлены на выяснение отношений ребенка с другими людьми, степени доверия к ним, стилю общения, умению контролировать свое поведение. Особое внимание уделяется беспокойствам и страхам, которые испытывает ребенок, какими способами воспитатели справляются с трудностями эмоционального и поведенческого характера. Со многими проблемами дети справляются сами, но есть серьезные расстройства (стресс после травмы, нервная анорексия, любые попытки детей сделать себе больно, причинить вред), когда необходима помощь специалиста.
6. Внешний вид и навыки самообслуживания.
Обращается внимание на частоту и опрятность одежды, ее соответствие времени и месту, тому, как воспринимается ребенок вне семьи, выясняется, чему он научился в семье, что делает самостоятельно, а что с помощью взрослых, умеет ли вести себя соответственно ситуации и обстановке, умеет ли пользоваться «вежливыми словами».
По каждому из этих аспектов делаются выводы, насколько успешно развивается ребенок, учится, нравится ли ему в школе, насколько положительно воспринимает себя и свою жизненную ситуацию. На основании этих выводов составляется перечень действий, необходимых для улучшения здоровья, образования, общения, эмоционально-поведенчского развития и т.д. данного ребенка, указываются ответственные и сроки их выполнения. Предлагаемые меры рассматриваются и утверждаются на консилиуме.
Консилиум (совещание администрации, специалистов, воспитателей) является коллегиальным органом, в результате деятельности которого вырабатывается решение об успешности развития ребенка во всех областях жизни, выявляются проблемы и пути их решения. На консилиуме обсуждаются предложения о необходимости изменения плана по организации повседневной жизни ребенка, вырабатываются меры необходимых коррекционно-реабилитационных действий.
Решение консилиума - это итог большой предварительной работы всех специалистов и воспитателей. К этому заседанию каждый специалист готовит заключение о состоянии ребенка по своему профилю, чтобы информация была наиболее полной.
При подготовке к консилиуму решается несколько чрезвычайно важных задач:
- формируется целостное представление о самочувствии воспитанника в замещающей семье, определяется насколько полно реализуются потребности ребенка;
- становится ясным самочувствие семьи, ее членов, их отношения между собой к принятому ребенку;
- выясняется насколько эффективно развивается ребенок.
Очевидно, что благополучие семьи - это благополучие ребенка. Поддержать семью, оказать помощь - важнейшая задача. Учитывая возникшие в семье проблемы, на консилиуме определяются формы необходимой помощи:
- это может быть материальная поддержка на приобретение необходимых вещей или лечение;
- приглашение на занятия с психологом мамы-воспитательницы или обоих супругов (женщины острее воспринимают признаки неблагополучия в семье, легче принимают поддержку мужчин сложнее привлечь к психотерапии, заставить признать неудачу, поражение)
- помощь во внешних контактах (с медицинскими, образовательными, социальными учреждениями)
- хозяйственная помощь: с ремонтом, переездом и т.п.
По итогам консилиума корректируется и дополняется предложенная ранее индивидуальная программа реабилитации воспитанника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сопровождение замещающих семей участниками волонтёрского отряда «Данко» МОУ гимназии №13
Материал содержит опыт работы социального педагога с детьми из замещающих семей....
Опыт работы службы сопровождения замещающих семей КГКУ Детский дом 20
В статье представлен опыт работы службы сопровождения замещающих семей, описаны основные направления и формы работы с опекунами, попечителями и подопечными детьми...
Программа по сопровождению замещающих семей.
Программа предполагает создание благоприятных условий для поддержки замещающих семей и развития самого института приёмной семьи....
Психолого - педагогическое сопровождение замещающих семей.
Работа с замещающими семьями....
«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска
О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...
«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья».
Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения. Предметом деятельн...
Социально-психолого-педагогический проект досугово-развивающего клуба «Зайцы-холл» Службы сопровождения замещающих семей «Счастливая семья» для детей младшего и среднего подросткового возраста
ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТАНазвание объединения возникло случайно – во время активных игр ребят и состязаний в прыжках с нейроскакалками. Дети прыгали, соревнуясь в количестве совершенных п...