План-конспект мероприятия "Знатоки права"
учебно-методический материал (10, 11 класс) на тему
Данное мероприятие проведено в рамках месячника профилактики правонапушений. Целью мероприятия являлось повышение правовой грамотности обучающихся 10-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_meropriyatiya_znatoki_prava.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гнездовская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Социальный педагог
Петрова Валентина Михайловна
План-конспект мероприятия по праву
«Турнир знатоков права»
Цели и задачи:
Игра проводится с целью привития интереса учащихся к изучению законодательства РФ, выработки навыков правильного поведения, профилактики правонарушений и антиобщественных действий.
Правила игры:
В турнире участвуют 2 команды по 5 человек, остальные учащиеся класса – болельщики. В каждой команде выбирается капитан, название.
Ведущий – социальный педагог.
Представление жюри –зам.директора по ВР,
- инспектор ОПДН
- преподаватель обществознания
Вступительное слово:
Детство – это особый период в жизни человека. Впереди целая жизнь, множество добрых дел. Общество ценит детство и в зависимости от своих возможностей старается его защитить. Права детей и подростков в современном обществе специально оговариваются в международных и отечественных правовых актах. Принято считать, что общество тем лучше устроено, чем лучше живётся в нём детям и старикам, самым слабым и незащищённым поколениям. От того, насколько хорошо вы разбираетесь в своих правах и обязанностях, зависит будущее нашей страны. В школе ваши права и обязанности закреплены в следующих документах: «Устав школы», «Правила для учащихся». А вот насколько хорошо вы разбираетесь в устройстве нашего правового общества, выяснит турнир, где вы покажете свои знания. Желаю вам удачи!
1 Конкурс: «Блиц - турнир».
Вопрос - ответ. На обдумывание ответа до 30 сек. Капитаны руководят своими командами и выбирают отвечающих. За каждый полный правильный ответ - 1 балл. Вопросы задаются по очереди каждой команде. Внимание на экран (на экране появляются вопросы, а затем правильные ответы).
Вопросы:
1.Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией РФ. (Референдум)
2.Кто является главой РФ? ( Президент РФ)
3.Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерация)
4.Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? ( Конституция)
5.Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком?
( Человек до 18 лет)
6.Как называется тайное хищение имущества? ( Кража)
7. Назовите документ, регламентирующий организацию всей школы (устав).
8. Основной документ, удостоверяющий личность гражданина в нашей стране (паспорт).
9. На кого Конституция возлагает обязанность заботиться о детях и воспитывать их? (родителей, законных представителей)
10. Предусмотрена ли какая-либо ответственность за невыполнение родительских обязанностей? (ст.5.35)
11. Является ли нарушением общественного порядка распитие спиртных напитков или появление в пьяном виде в общественном месте? (ст.20.22)
12. Если человек выражается нецензурной бранью в общественном месте - что он совершает? (правонарушение)
2. Конкурс: «Разобрать ситуации».
Каждой команде будет дано по 3 ситуации. Команда, подумав 1 мин, должна сказать, какое правонарушение совершено. За каждый правильный ответ - 2 балла. За неполный ответ - 1 балл.
Ситуации для команды №1
Пятеро 16-летних подростков встретили 15-летнего и потребовали у него денег. Он ответил, что денег нет. Тогда один из группы проверил у него карманы и нашел 100-рублевую купюру. Деньги 15-летнему подростку вернули, но за «обман» потребовали крупную сумму денег. Встретив его через несколько дней, кампания снова напомнила о деньгах. Получив отказ, подростки избили юношу.
Квалифицируйте состав преступления. Понесут ли подростки уголовную ответственность за преступление?
Решение: Да, по этому факту было возбуждено уголовное дело, подростки понесут уголовную ответственность, т.к. она наступает с 14 лет. Преступление: нанесение телесных повреждений, вымогательство, а также отягчающим вину обстоятельством является то, что оно совершено группой лиц.
Ситуация № 2
У гражданина Петрова похитили автомобиль. Вскоре воров поймали, осудили. Нашли и того, кому воры успели продать автомобиль на авторынке. Но новый собственник не знал, что машина приобретена незаконно.
Как будет решена эта ситуация?
Решение: По Гражданскому кодексу машину вернут законному владельцу. Покупатель никакого денежного возмещения не получит, потому что купил украденное
Ситуация № 3
Ученики школы выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем вышли на улицу, ругались, кричали и приставали к прохожим, оскорбляли их нецензурной бранью.
Можно ли привлечь этих школьников к административной ответственности?
Решение: (Поведение школьников попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечет административную ответственность).
Ситуация № 4
16-летний подросток пришёл устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.
Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?
Решение: Да. Вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены Трудовым Кодексом, - также лица, не достигшие указанного возраста. Статья 20 ТК.
Ситуация №5
30.01.2014 г., в 14.30, во дворе дома по ул. Ломоносова поссорились 3 подростка: Николай, Артём, Вадим. В ходе ссоры Вадим нанес 2 удара Артёму в правый бок, Николай ударил в левый бок. Затем Вадим пнул Артёма и нанес 1 удар в грудь и 1 удар в плечо. При этом Николай сдерживал Артёма, скрестив ему руки за спину. Все действия причинили Артему физическую боль.
(Уголовное преступление - нанесение побоев. Но подростки не достигли возраста уголовной ответственности. За данное преступление ответственность наступает с 16 лет.)
Ситуация № 6.
Подросток подбегает к памятнику, рисует на нем. Другой подросток в классе вырезает свои инициалы на парте, а две одноклассницы разрисовывают учебник и вырывают страницы.
Конкурс сказок:
1. В одной стране для установления личности стали измерять ноги специальной меркой. Кого искали таким необычным образом?
( Золушку из сказки Ш.Перро)
2. Некая высокопоставленная женщина выслеживает свою родственницу при помощи специального устройства и отравляет её. Умершую помещают в гроб, однако впоследствии девушка оживает при помощи своего жениха. Назовите его имя. (Елисей из сказки «О мёртвой царевне» А.С.Пушкина)
3. Голова, отделённая от тела, сама называет убийцу. Кто он?
(Черномор из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»).
Конкурс: «Продолжи пословицы»
Ведущий читает начало пословицы, участники продолжают её (если неизвестен правильный ответ, можно предложить свой вариант).
1. Вор ворует – мир горюет.
2. Дурное слово, что смола: пристанет – не отменишь.
3. Из краденой крупы вкусной каши не сваришь.
4. Ища чужое, своё потеряешь.
5. Заработанный ломоть лучше краденого каравая.
6. Украденный поросёнок в ушах визжит.
7. Вору потакать – самому воровать.
8. Других не суди – на себя погляди.
9. За ушко, да и на солнышко.
10. Доброе слово и кошке приятно.
11. Лишнее говорить – себе вредить.
12. На языке мёд, а под языком лёд.
13. В чужих руках ломоть велик, а как нам достанется – мал кажется.
Конкурс капитанов.
Капитанам команд задаются вопросы. За каждый правильный ответ-1 балл.
1.Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером.
( Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля»)
2.Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. ( Сорока)
3.Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного. ( Буратино)
4.В финале этого фильма один из героев публично провозгласил: «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!»
(«Кавказская пленница») Подведение итогов. Награждение участников грамотами «Лучшие знатоки права».
Последний конкурс посвящается корыстным преступлениям. Перед вами контрольный лист с таблицей, в первой колонке которой приведены описания корыстных преступлений. Во вторую колонку вы должны вписать, к какому виду корыстных преступлений относится данное правонарушение, т. е квалифицировать его. Время- 3 минуты. За каждое правильно преступление команда получает 1 балл.
Задание | |
Схватил шапку с головы прохожего и скрылся | |
Залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку | |
Угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения | |
В автобусе залез пассажиру в карман | |
Вскрыл чужой автомобиль и забрал магнитолу | |
Затащил малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принес ему на следующий день 100 рублей | |
Взял взаймы 1000 рублей, пообещав через месяц вернуть 1200, но деньги так и не вернул |
(По истечении 3 минут ведущий забирает листы и предает их на проверку членам жюри)
В народе говорят: «Берегись бед, пока их нет!». Хорошо, если родители живут по этому принципу, а не вздыхают о том, что «маленькие детки - маленькие бедки, а большие детки – большие бедки». И при этом не считают необходимым объяснить своему ребенку разницу между шалостью и преступлением. Ведь зачастую дети, достигшие 14 лет не знают о том, что теперь «выяснение отношений» с одноклассником может закончиться не вызовом родителей в школу, а привлечением к уголовной ответственности.
Подведение итогов. Награждение участников грамотами «Лучшие знатоки права».
Протокол мероприятия
«Турнир знатоков права»
№ | Название конкурса | Максимальный балл | Команда №1 | Команда №2 |
1 | «Блиц - турнир» | 1 балл за правильный ответ | ||
2 | «Разобрать ситуацию» | 2 балла за правильный ответ, неполный ответ-1 балл | ||
3 | «Продолжи пословицы» | 1 балл за правильный ответ | ||
4 | «Конкурс капитанов» | 1 балл за правильны | ||
5 | « Конкурс сказок» | 1 балл за правильный ответ | ||
6 | «Квалификация корыстных преступлений» | 1 балл за правильный ответ | ||
Итого: |
Председатель жюри: заместитель директора по ВР Айрапетян К.С.
Члены жюри: инспектор ОПДН Харитонова О.Н.
учитель истории и обществознания Боронкова С.В.
Справочный материал.
С 14 лет подростки подлежат уголовной ответственности за совершение 20 преступлений, 19 из которых являются умышленными и только одно неосторожным. Например, с 14 лет наступает уголовная ответственность за такие преступления как убийство (ст. 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ), похищение человека (ст. 126 УК РФ), изнасилование (ст. 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ), кражу (ст. 158 УК РФ), грабеж (ст. 161 УК РФ), разбой (ст. 162 УК РФ) вымогательство (ст. 163 УК РФ), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ) и другие, указанные в ч. 2 ст.20 УК РФ, преступные деяния.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока "Семейное право" для 9 класса.
Тәрбиянең төп асылы – мәктәп һәм гаиләнең бердәмлегендә. Гаилә һәм мәктәп тәрбиясе бербөтен булганда, балага бердәм таләп куелганда гына – тәрбия эше шатлыклы, ике якта да канәгатьләнү хисе бирә торга...
план-конспект урока по праву 10 класс
представлен один из вариантов план-конспекта по праву 10 класс...
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебной дисциплины ПРАВО 100401 «Туризм»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА План-конспект по дисциплине «Право» разработан для специальности 100401 «Туризм» н...
План-конспект классного часа "Права ребёнка - права человека".
Ознакомить обучащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с основными положениями «Конвенции о правах ребенка»,спобствовать формированию у подростков правовой культ...
План-конспект урока физической культуры по теме: "Баскетбол. Теоретические сведения. Правила игры. Персональные замечания, права и обязанности капитаны команды"
Цель урока: Теоретические сведения: Правила игры. Персональные замечания, права и обязанности капитана командыЗадачи урока:1.Повторить технтку броска в кольцо2. Ведение мяча, передвигаясь ...
План-конспект урока "Трудовое право"
. Целью урока, проведённого с учащимися 9 класса было: сформировать у учащихся представление о трудовом праве, познакомить их с Трудовым Кодексом Российской Федерации, научить...
План-конспект занятия «Добро, право, закон, мораль, альтруизм»
Прямое воздействие на сознание подростка в форме его ознакомления с системой социальных ценностей, этических норм, а также утверждение о пользе этих ценностей малоэффективно. Необходимо помочь подрост...