«Нормативно-правовое обеспечение деятельности по реализации личностных и имущественных прав детей-сирот в современных условиях работы детского дома»
статья по теме

Социально-правовая защита детства - одно из направлений международной и российской государственной политики, которое обеспечивает детям в соотвествии с их потребностями нормальные условия для жизни и развития, образования, охраны здоровья, защиты чести и достоинства, активного участия во всех сферах жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Нормативно-правовое обеспечение деятельности по реализации

личностных и имущественных прав детей-сирот в современных

условиях работы детского дома»

В качестве базовой ценности нашего общества, которое стремится стать гражданским, признается семья, как основной социальный институт и дети, которым предстоит жить в России. Детство – самая светлая и беззаботная пора в жизни человека, но, к сожалению, многие дети лишены этого счастья в силу разных обстоятельств. Изменение социально-экономической ситуации в стране за последние десять лет привело к значительному росту количества детей-сирот. Резкое снижение жизненного уровня для многих семей становится причиной асоциальной жизни. При этом больше всего страдает самый незащищенный слой общества – дети. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу о развитии и воспитании таких детей. Социально-правовая защита детства – одно из направлений международной и российской государственной политики, которое обеспечивает детям в соответствии с их потребностями нормальные условия для жизни и развития, образования, охраны здоровья, защиты чести и достоинства, активного участия во всех сферах жизнедеятельности.  

Сокращение социального сиротства и улучшение ситуации в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – одно из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Право каждого ребенка жить и воспитываться в семье закреплено Конвенцией ООН «О правах ребенка», Конституцией и Семейным Кодексом Российской Федерации. Постоянно принимаются нормативные правовые акты, затрагивающие интересы детей, включая федеральные законы, указы Президента, Постановления Правительства РФ. Конвенция ООН о правах ребенка, вступившая в силу для Российской Федерации как правопреемника СССР 15 сентября 1990 года, гарантирует детям, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения или которые в собственных наилучших интересах не могут оставаться в таком окружении, право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Основные подходы к решению проблемы сиротства государством уже определены. Прежде всего, это сохранение кровной семьи ребёнка, предотвращение ситуации отказа родителей от детей и устройство детей, оставшихся без родительского попечения, в новые семьи.

Одним из приоритетных объектов социальной защиты со стороны государства является категория детей, чьи возможности в силу объективных причин – состояния здоровья, психики, отсутствия семейного окружения весьма ограничены. Статистические данные о состоянии и  положении детства  в  Российской  Федерации  в  последние  годы  показывают  явную  динамику  ухудшения  положения  детства  в  целом  и  отдельных  категорий  детей, наиболее   уязвимых  в  социальном  плане, таких  как:  дети-сироты,  дети, оставшиеся  без  попечения  родителей, дети, имеющие   физические  и (или) психические  недостатки  в  развитии.

Актуальность данной темы обуславливается тем, что дети-сироты и дети, лишенные роди-тельского попечения - это особая категория, чей  правовой  статус  значительно  отличается  от статуса  других  групп  детей. Для выпускников детских домов, имеющих  низкий  уровень  со-циальной  компетентности  по  причине  ограниченности  контактов  с  внешним  миром, обедненности  условий  для  приобретения  собственного  опыта  перехода во  взрослую  жизнь  несет  в  себе  множество  проблем. Если  не  обеспечить  защиту  законных  прав  и  интересов  данной  категории  детей, то, выйдя  из  стен  детского  дома, они  будут  испытывать  большие  затруднения, оказавшись  один  на  один  с  самостоятельной  жизнью.  Именно по этой  причине  возникает  опасность  усиления  тенденции  потомственного  сиротства  и  криминализации  среди  выпускников  сиротских  учреждений.  

Государство  и  общество  должны  выступить  гарантом  социальной  защищенности  детей, не  способных  защищать  свои  права  и  законные  интересы  установленным  законом  способом  и  взять  на  себя  ответственность  по  обеспечению  им  условий  для  нормальной  жизни  как  во  время  пребывания  в  государственных  учреждениях, так  и  после  выпуска  из  этих  учреждений, компенсируя  тем  самым  в  достаточно  полной  мере  отсутствие  родительской  заботы. От того,  насколько  эффективно  защищены  в  государстве  права  детей, зависит  будущее государства.

Важная  роль  в  решении  этой  задачи  отводится образовательным  учреждениям  для  детей-сирот  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей: детским  домам  и  школам-интернатам.  Во  время  пребывания  в  образовательном   учреждении   ребенок  должен  быть  обеспечен  соответствующими  условиями   для жизни, учебы, адаптации  к  социальной  среде, иметь  возможность  быть  устроенным  в  семью.  При  выпуске  из  учреждения  выпускник   должен  быть  обеспечен  жильем, денежными  средствами  согласно  установленным  нормам, возможностью  получить  профессиональное  образование, иметь  пакет  личных  документов, быть  социально  адаптированным. Только  в  этом  случае  вхождение  в  самостоятельную  жизнь  будет  для  выпускников  менее  болезненным.

Основные подходы к осуществлению социально-правовой защиты  

детей-сирот и детей, оставшихся  без  попечения  родителей

Функции, которые социальный педагог выполняет в своей  профессиональной  деятель-ности, представляют  собой  относительно  самостоятельные, различные  по  характеру, но  в  то  же  время  тесно  взаимосвязанные  виды  деятельности, которые  в  совокупности  обеспечивают   достижение целей  и качественных  результатов  деятельности:  

  1. диагностическая - изучение психолого-медико-педагогических  особенностей  личности  ребенка, семьи, условий  жизни, характера  социальных  проблем  и  постановка  «социального  диагноза»;
  2. образовательно-воспитательная – проведение работы  с  родственниками  детей, опекунами, будущими  усыновителями, осуществление  консультационных, информационных, образовательных  услуг  по обеспечению  семьи  и  детей  информацией  по  вопросам  социальной  защиты;
  3. организационная – реализация  социальных  проектов  и  социально-педагогических  программ, участие  в  их  разработке  и  утверждении;
  4. прогностическая – прогнозирование  развития  событий, результатов  работы;
  5. организационно-коммуникативная или  посредническая – активизация  различных  ведомств  и  служб  по  совместному  разрешению  проблем  конкретного  ребенка, содействие  в  вопросах  трудоустройства  несовершеннолетних, обеспечения  жильем, материальными  пособиями  и  льготами;
  6. исследовательская – проведение аналитической  работы  с  нормативными, организационными  и  другими  документами, разработка программ, методик, технологий  деятельности, подготовка  методических  материалов, осуществление обмена опытом  специалистов, участие  в  конференциях, семинарах;
  7. охранно-защитная или  правозащитная  – использование  законов  и  правовых  актов, направленных  на  оказание  помощи  и  поддержки  детям  для  защиты  их  имущественных  и  гражданских  прав; отстаивание  юридических  и  финансовых  интересов  детей  перед  государственными, общественными  структурами; представление интересов  несовершеннолетних  в  органах  милиции  или  суде; содействие  применению  мер  государственного  принуждения  и  реализации  юридической  ответственности  в  отношении  лиц, допускающих  прямые  или  опосредованные.  

Правозащитная  функция – основная  функция  в  деятельности  социального  педагога  в  учреждении  для  детей-сирот  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей.  Качественное  выполнение  именно  этой  функции  обеспечивает  несовершеннолетним  гражданские  права,  право  на  жилье, право  на  получение  пособий, пенсий, алиментов, право  быть  устроенными  в  семью,     правовое  просвещение.  

Выполнение  всех  функций,  а  правозащитной  в  особенности,  требует  от  социального  педагога  конкретных  знаний, умений  и  определенных  профессиональных  личностных  качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация социально-педагогической работы в части защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Нормативно-правовая база. Порядок предоставления, порядок пользования закрепленными жилыми помещениями. Защита жилищных прав....

Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности социального педагога

предложен ряд нормативно-правовых актов по защите прав ребенка....

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ТПМПК

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ТПМПК...

«Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность учителя-логопеда».

laquo;Нормативно-правовая база,  регламентирующая деятельность учителя-логопеда».Нормативно-правовая база – это совокупность официальных письменных (изданных) документов, которые при...

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ .

В данном материале представленны  концептуальные и стратегические документы, которыми нужно руководствоваться педагогу при организации образовательной деятельности; основные направления и принцип...