«Нормативно-правовое обеспечение деятельности по реализации личностных и имущественных прав детей-сирот в современных условиях работы детского дома»
статья по теме
Социально-правовая защита детства - одно из направлений международной и российской государственной политики, которое обеспечивает детям в соотвествии с их потребностями нормальные условия для жизни и развития, образования, охраны здоровья, защиты чести и достоинства, активного участия во всех сферах жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нормативно-правовое обеспечение деятельности по реализации
личностных и имущественных прав детей-сирот в современных
условиях работы детского дома»
В качестве базовой ценности нашего общества, которое стремится стать гражданским, признается семья, как основной социальный институт и дети, которым предстоит жить в России. Детство – самая светлая и беззаботная пора в жизни человека, но, к сожалению, многие дети лишены этого счастья в силу разных обстоятельств. Изменение социально-экономической ситуации в стране за последние десять лет привело к значительному росту количества детей-сирот. Резкое снижение жизненного уровня для многих семей становится причиной асоциальной жизни. При этом больше всего страдает самый незащищенный слой общества – дети. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу о развитии и воспитании таких детей. Социально-правовая защита детства – одно из направлений международной и российской государственной политики, которое обеспечивает детям в соответствии с их потребностями нормальные условия для жизни и развития, образования, охраны здоровья, защиты чести и достоинства, активного участия во всех сферах жизнедеятельности.
Сокращение социального сиротства и улучшение ситуации в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – одно из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Право каждого ребенка жить и воспитываться в семье закреплено Конвенцией ООН «О правах ребенка», Конституцией и Семейным Кодексом Российской Федерации. Постоянно принимаются нормативные правовые акты, затрагивающие интересы детей, включая федеральные законы, указы Президента, Постановления Правительства РФ. Конвенция ООН о правах ребенка, вступившая в силу для Российской Федерации как правопреемника СССР 15 сентября 1990 года, гарантирует детям, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения или которые в собственных наилучших интересах не могут оставаться в таком окружении, право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Основные подходы к решению проблемы сиротства государством уже определены. Прежде всего, это сохранение кровной семьи ребёнка, предотвращение ситуации отказа родителей от детей и устройство детей, оставшихся без родительского попечения, в новые семьи.
Одним из приоритетных объектов социальной защиты со стороны государства является категория детей, чьи возможности в силу объективных причин – состояния здоровья, психики, отсутствия семейного окружения весьма ограничены. Статистические данные о состоянии и положении детства в Российской Федерации в последние годы показывают явную динамику ухудшения положения детства в целом и отдельных категорий детей, наиболее уязвимых в социальном плане, таких как: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, имеющие физические и (или) психические недостатки в развитии.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что дети-сироты и дети, лишенные роди-тельского попечения - это особая категория, чей правовой статус значительно отличается от статуса других групп детей. Для выпускников детских домов, имеющих низкий уровень со-циальной компетентности по причине ограниченности контактов с внешним миром, обедненности условий для приобретения собственного опыта перехода во взрослую жизнь несет в себе множество проблем. Если не обеспечить защиту законных прав и интересов данной категории детей, то, выйдя из стен детского дома, они будут испытывать большие затруднения, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Именно по этой причине возникает опасность усиления тенденции потомственного сиротства и криминализации среди выпускников сиротских учреждений.
Государство и общество должны выступить гарантом социальной защищенности детей, не способных защищать свои права и законные интересы установленным законом способом и взять на себя ответственность по обеспечению им условий для нормальной жизни как во время пребывания в государственных учреждениях, так и после выпуска из этих учреждений, компенсируя тем самым в достаточно полной мере отсутствие родительской заботы. От того, насколько эффективно защищены в государстве права детей, зависит будущее государства.
Важная роль в решении этой задачи отводится образовательным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: детским домам и школам-интернатам. Во время пребывания в образовательном учреждении ребенок должен быть обеспечен соответствующими условиями для жизни, учебы, адаптации к социальной среде, иметь возможность быть устроенным в семью. При выпуске из учреждения выпускник должен быть обеспечен жильем, денежными средствами согласно установленным нормам, возможностью получить профессиональное образование, иметь пакет личных документов, быть социально адаптированным. Только в этом случае вхождение в самостоятельную жизнь будет для выпускников менее болезненным.
Основные подходы к осуществлению социально-правовой защиты
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Функции, которые социальный педагог выполняет в своей профессиональной деятель-ности, представляют собой относительно самостоятельные, различные по характеру, но в то же время тесно взаимосвязанные виды деятельности, которые в совокупности обеспечивают достижение целей и качественных результатов деятельности:
- диагностическая - изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности ребенка, семьи, условий жизни, характера социальных проблем и постановка «социального диагноза»;
- образовательно-воспитательная – проведение работы с родственниками детей, опекунами, будущими усыновителями, осуществление консультационных, информационных, образовательных услуг по обеспечению семьи и детей информацией по вопросам социальной защиты;
- организационная – реализация социальных проектов и социально-педагогических программ, участие в их разработке и утверждении;
- прогностическая – прогнозирование развития событий, результатов работы;
- организационно-коммуникативная или посредническая – активизация различных ведомств и служб по совместному разрешению проблем конкретного ребенка, содействие в вопросах трудоустройства несовершеннолетних, обеспечения жильем, материальными пособиями и льготами;
- исследовательская – проведение аналитической работы с нормативными, организационными и другими документами, разработка программ, методик, технологий деятельности, подготовка методических материалов, осуществление обмена опытом специалистов, участие в конференциях, семинарах;
- охранно-защитная или правозащитная – использование законов и правовых актов, направленных на оказание помощи и поддержки детям для защиты их имущественных и гражданских прав; отстаивание юридических и финансовых интересов детей перед государственными, общественными структурами; представление интересов несовершеннолетних в органах милиции или суде; содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные.
Правозащитная функция – основная функция в деятельности социального педагога в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Качественное выполнение именно этой функции обеспечивает несовершеннолетним гражданские права, право на жилье, право на получение пособий, пенсий, алиментов, право быть устроенными в семью, правовое просвещение.
Выполнение всех функций, а правозащитной в особенности, требует от социального педагога конкретных знаний, умений и определенных профессиональных личностных качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
П Л А Н работы общественного инспектора по профилактике социального неблагополучия и социального сиротства, по охране прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2012 - 2013 учебный год
План работы с опекаемыми детьми по пяти направлениям....
Организация социально-педагогической работы в части защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Нормативно-правовая база. Порядок предоставления, порядок пользования закрепленными жилыми помещениями. Защита жилищных прав....
Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Информация из опыта работы...
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности социального педагога
предложен ряд нормативно-правовых актов по защите прав ребенка....
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ТПМПК
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ТПМПК...
«Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность учителя-логопеда».
laquo;Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность учителя-логопеда».Нормативно-правовая база – это совокупность официальных письменных (изданных) документов, которые при...
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ .
В данном материале представленны концептуальные и стратегические документы, которыми нужно руководствоваться педагогу при организации образовательной деятельности; основные направления и принцип...