Из опыта работы по развитию и поддержке детской одаренности в условиях общеобразовательной школы
статья
В статье описан опыт работы автора с одаренными учащимися
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izumrudy_2018_s_iot.docx | 26.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по развитию и поддержке детской одаренности в условиях общеобразовательной школы
Куприянова Светлана Геннадьевна,
учитель биологии
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Самарской области общеобразовательной школы-интерната среднего общего образования № 5 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр «Лидер» города Кинеля городского округа Кинель Самарской области
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Вопросы педагогической работы с детьми, показывающими особые, выдающиеся способности и достижения в той или иной сфере деятельности, в настоящее время привлекают все больше внимания.
В современных условиях перед школой стоит задача: создание условий для выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей. Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь. В течение многих лет способности обучающихся выявляются на различного рода олимпиадах, научных конференциях, конкурсах, турнирах [1]
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания [2]
ГБОУ СОШ №5 «ОЦ «Лидер» г.о. Кинель - школа-новостройка (была открыта 1 сентября 2007 года), с уникальной материально-технической базой, которая позволяет предоставлять качественные образовательные услуги и предполагает изменение педагогических условий обучения, воспитания и развития обучающихся, ориентацию на широкое и органичное использование информационно-коммуникационных технологий, информационных ресурсов Интернета в образовательном пространстве, переход на технологически ориентированные методы обучения. В школе ведется работа по реализации нескольких целевых комплексных программ. Одна из них – целевая комплексная программа «Одаренные дети». Основная цель программы - создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения. В школе ежегодно проводятся различные мероприятия, где каждый ученик имеет возможность «раскрыться», получить опыт публичного выступления, которые позволяют выявить одаренных детей: научно-практическая конференция, смотр-конкурс школьных проектов, предметная олимпиада, творческий конкурс «Зажги свою звезду», конкурс «Театральная гостиная», конкурс чтецов и др.
Работе с одаренными детьми я уделяю особое внимание. Цель, которую я перед собой ставлю, – повышение эффективности работы с одаренными детьми. В рамках реализации программы «Одаренные дети» я работаю с несколькими учащимися. Индерейкина Дарья и Витвицкий Богдан сейчас обучаются в 7 классе. Работать с данными детьми я начала с 5 класса. Начала я с планирования:
1 этап: Диагностика и выработка индивидуальных рекомендаций;
2 этап: Анализ успеваемости и учебных навыков;
3 этап: Анализ способностей и возможностей ребенка, определение перспектив и родительского запроса;
4 этап: Построение индивидуальной образовательной траектории.
На первом этапе мне понадобилась помощь психолога, совместно с которым я провела диагностические исследования по нескольким показателям:
- Психофизиологические особенности (с помощью мандалы Юнга «Горизонтальная восьмерка»)
- Тип темперамента (с помощью тестов Г. Айзенка)
- Интеллектуальный уровень, особенности мышления (с помощью методики Векслера)
- Творческое мышление (с помощью методики Ясюковой-Самойловой)
- Самооценка (с помощью методики Дембо-Рубинштейна)
На втором этапе я провела анализ успеваемости данных учащихся. Для этого я побеседовала с учителями – предметниками. Выяснила, что Индерейкина Дарья и Витвтцкий Богдан успевают по всем предметам, имеют высокий уровень работоспособности, на уроках всегда активны.
На третьем этапе я провела индивидуальную работу с родителями данных учеников, заручилась их поддержкой в работе по развитию одаренности их детей.
На четвертом этапе была выстроена индивидуальная образовательная траектория для каждого ребенка.
Индивидуальная образовательная траектория для Витвицкого Богдана (составлена в октябре 2016 года)
Ф.И.О. Витвицкий Богдан Михайлович
Возраст: 11 лет
Класс: 5 «Г»
Учитель биологии: Куприянова Светлана Геннадьевна
Срок выполнения: 2016-2019 гг.
Характеристика учащегося: Богдан обучается в данной школе с первого класса. За время обучения показал себя как интересующийся различными областями знаний ученик. Особый интерес проявляет к изучению предметов естественнонаучного цикла. Богдан воспитывается в полной семье. Отношения с родителями доверительные, доброжелательные. Богдан посещает занятия театрального кружка, много читает, любит путешествовать. Ведет активный образ жизни. В классе у него много друзей.
Педагогическая диагностика: Проблем в обучении Богдан не испытывает. Хорошо усваивает новый материал, часто к выполнению заданий относится творчески, предлагает свои оригинальные способы решения. Умеет строить умозаключения, анализировать, сравнивать, обобщать. Умеет распределять свое время и силы таким образом, чтобы успеть сделать всю необходимую работу в определенный срок.
Психологическая диагностика: была проведена по методике Векслера (Тест исследования структуры интеллекта). По результатам исследования было установлено, что у Богдана наблюдается высокий уровень развития основных психических процессов, с ярко выраженными особенностями творческого мышления.
Цель: Развитие творческих способностей, качественное преобразование имеющегося опыта самостоятельной работы для подготовки к олимпиадам, научно-практическим конференциям, конкурсам биолого-экологической направленности
Планируемые результаты:
- Положительная динамика развития мыслительных умений (структурирование материала, установление причинно-следственных связей), качеств ума (оригинальность, глубина), умений, необходимых для самообразования
- Успешное выступление на научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах
График индивидуальных занятий с учителем на 2016-17 уч. год:
месяц | дни | месяц | дни |
Октябрь | 4, 18, 25 | Февраль | 1, 8,15 |
Ноябрь | 3, 10, 24 | Март | 6, 13, 20 |
Декабрь | 5, 12, 19 | Апрель | 4, 18, 25 |
Январь | 11, 18 | Май | 12, 19 |
График индивидуальных занятий с учителем на 2017-18 уч.год:
месяц | дни | месяц | дни |
Сентябрь | 14, 21, 28 | Февраль | 5, 12, 19 |
Октябрь | 3, 10, 24 | Март | 12, 19, 26 |
Ноябрь | 7, 14, 21 | Апрель | 2, 16, 23 |
Декабрь | 7, 14, 21 | Май | 14, 21 |
Январь | 16, 23 |
График индивидуальных занятий с учителем на 2018-19 уч.год:
месяц | дни | месяц | дни |
Сентябрь | 13, 20, 27 | Февраль | 6, 13, 27 |
Октябрь | 2, 16, 23 | Март | 6, 13, 20 |
Ноябрь | 5, 12, 19 | Апрель | 2, 9, 16 |
Декабрь | 10, 17 | Май | 6, 13 |
Январь | 11, 18, 26 |
Формы и методы работы: составление плана, конспекта, самостоятельная работа с литературой, интернет-источниками, просмотр видеофильмов, беседа, работа с электронными учебными пособиями, подготовка презентаций.
Формы и методы контроля: защита исследовательской работы, участие в предметной олимпиаде, устный ответ, тестирование, зачет
Результативность (2016-17 уч. год)
- участие в школьной предметной олимпиаде по биологии
- 3 место в школьной НПК
- участие в региональной НПК «Юный исследователь» в г. Отрадный
- участие в окружной НПК «Кинельский вектор»
- участие в областном конкурсе юных исследователей окружающей среды
(2017-18 уч. год)
- участие в школьной предметной олимпиаде по биологии
- 2 место в школьной НПК
- участие в региональной НПК «Юный исследователь» в г. Отрадный
- участие в окружной НПК «Кинельский вектор»
- участие в областном конкурсе юных исследователей окружающей среды
- публикация в Международном научном журнале «Юный ученый»
- 2 место в Международной НПК «Артемовские чтения»
- 2 место во всероссийском конкурсе исследовательских работ «Мир, в котором я живу»
Индивидуальная образовательная траектория для Индерейкиной Дарьи (составлена в октябре 2016 года)
Ф.И.О. Индерейкина Дарья Алексеевна
Возраст: 11 лет
Класс: 5 «Г»
Учитель биологии: Куприянова Светлана Геннадьевна
Срок выполнения: 2016-2019 гг.
Характеристика учащегося: Дарья обучается в данной школе с первого класса. Успевает по всем предметам ан «отлично». Особый интерес проявляет к изучению предметов естественнонаучного цикла. Дарья воспитывается в полной семье. Отношения с родителями доверительные, доброжелательные. Родители имеют высшее образование. Семья проживает в благоустроенной квартире. Девочка много читает, занимается в танцевальной студии, хорошо рисует. В классе пользуется уважением среди одноклассников.
Педагогическая диагностика: Проблем в обучении Дарья не испытывает. Степень овладения учебным материалом по всем предметам высокая. Очень быстро понимает изучаемый материал, с заданиями справляется быстрее других учащихся. Умеет строить умозаключения, сравнивать, обобщать. Мотивация на учебную деятельность высокая.
Психологическая диагностика: была проведена по методике Векслера (Тест исследования структуры интеллекта). По результатам исследования было установлено, что у Дарьи наблюдается высокий уровень развития основных психических процессов с его динамичным развитием, с ярко выраженными особенностями логического и творческого мышления, с высоким уровнем оперативных действий.
Цель: Развитие творческих способностей, качественное преобразование имеющегося опыта самостоятельной работы для подготовки к олимпиадам, научно-практическим конференциям, конкурсам биолого-экологической направленности
Планируемые результаты:
- Положительная динамика развития мыслительных умений (структурирование материала, установление причинно-следственных связей), качеств ума (оригинальность, глубина), умений, необходимых для самообразования
- Успешное выступление на научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах
График индивидуальных занятий с учителем на 2016-17 уч. год:
месяц | дни | месяц | дни |
Октябрь | 5, 12, 26 | Февраль | 7, 14, 28 |
Ноябрь | 2, 9, 30 | Март | 14, 21, 28 |
Декабрь | 7, 14, 21 | Апрель | 5, 19, 26 |
Январь | 17, 24 | Май | 10, 17 |
График индивидуальных занятий с учителем на 2017-18 уч.год:
месяц | дни | месяц | дни |
Сентябрь | 12, 19, 26 | Февраль | 6, 13, 27 |
Октябрь | 4, 18, 25 | Март | 13, 20, 27 |
Ноябрь | 8, 15, 29 | Апрель | 3, 17, 24 |
Декабрь | 6, 14, 20 | Май | 15, 22 |
Январь | 17, 24 |
График индивидуальных занятий с учителем на 2018-19 уч.год:
месяц | дни | месяц | дни |
Сентябрь | 12, 19, 26 | Февраль | 5, 12, 26 |
Октябрь | 3, 17, 24 | Март | 5, 12, 19 |
Ноябрь | 6, 13, 20 | Апрель | 3, 10, 17 |
Декабрь | 11, 18 | Май | 7, 21 |
Январь | 17, 24 |
Формы и методы работы: составление плана, конспекта, самостоятельная работа с литературой, интернет-источниками, просмотр видеофильмов, беседа, работа с электронными учебными пособиями, подготовка презентаций.
Формы и методы контроля: защита исследовательской работы, участие в предметной олимпиаде, устный ответ, тестирование, зачет
Результативность: (2016-17 уч. год)
- участие в школьной предметной олимпиаде по биологии
- 3 место в школьной НПК
- участие в окружной НПК «Кинельский вектор»
- участие в областном конкурсе юных исследователей окружающей среды
- участие в областном конкурсе «Мое любимое животное»
(2017-18 уч. год)
- 3 место в школьной предметной олимпиаде по биологии
- 1 место в школьной НПК
- 3 место в региональной НПК «Юный исследователь» в г. Отрадный
- 2 место в окружной НПК «Кинельский вектор»
- публикация в Международном научном журнале «Юный ученый»
- 2 место в Международном конкурсе исследовательских работ «Старт в науке»
- 1 место во всероссийском конкурсе исследовательских работ «Мир, в котором я живу»
Список использованной литературы.
- Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года/Научред. Л.П. Дуганова. – М., 2003. – 384 с.
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2003. – 204 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы на коррекционных часах....
Обобщение опыта по теме "Комплексный подход в работе с одарёнными детьми как эффективное средство развития творческого потенциала учащихся в условиях общеобразовательной школы"
содержит материал по обобщению опыта и приложения к немуДля скачивания перейдите по ссылке, указанной в приложенном файле...
Статья «Развитие детской одаренности в условиях образовательной среды современной школы».
В статье описана работа с одаренными детьми в современных условиях школы. Задачи и цели, которые я ставлю при этом....
Работа с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.
Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача учителя - развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом индивидууме, и дать им прорасти.Создание усл...
Выступление на конференции "Организация игровых перемен с использованием настольных игр в профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися на внутришкольном контроле, в условиях общеобразовательной школы"
В докладе описывается реальный опыт работы педагогов школы в профилактике школьного травматизма, организации досуга на переменах. Если в школе перемена - мы играем непеременно!...
«Метапредметный подход в обучении как способ развития детской одаренности в условиях современной школы»
В концепции модернизации российского образования ставится задача обеспечения доступности, достижения высокого качества, повышения конкурентоспособности отечест...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Социализация – становление личности – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функци...