Реабилитация подростков в условиях СРЦдН
методическая разработка на тему
Реабилитационная программа направлена на осуществление комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям и подросткам, перенёсшим разного вида психотравмирующие ситуации. Данная категория детей - это дети «группы риска», так как они лишены возможности жить и воспитываться в нормальной семье (дети из неблагополучных семей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reabilitatsiya_podrostkov_v_usloviyah_srtsdn.docx | 16.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Реабилитация подростков в условиях СРЦдН
Важнейшее направление реабилитационной работы - развитие самосознания, помощь подросткам в формировании позитивного образа «Я». Представление о себе у безнадзорных детей, как правило, деформировано: им присущи заниженная самооценка, неуверенность в себе, замедленное развитие рефлексивных способностей.
Реабилитационная программа направлена на осуществление комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям и подросткам, перенёсшим разного вида психотравмирующие ситуации. Данная категория детей - это дети «группы риска», так как они лишены возможности жить и воспитываться в нормальной семье (дети из неблагополучных семей).
Оказание комплексной помощи детям - жертвам физического, психологического и сексуального насилия, а также детям, пережившим горе из-за утраты близкого человека, осуществляют специалисты центра. Такая работа является одним из направлений их деятельности, она требует высокого профессионализма, опыта работы с данной категорией детей, особых условий для её проведения, форм и методов.
Реабилитационная программа должна опираться на следующие психологические особенности детей, выявленные в результате диагностики:
• личностные изменения (неадекватные образ «Я», самооценка и уровень притязаний, низкий уровень развития рефлексии, выраженный эгоцентризм, неспособность встать на позицию другого);
• состояние отчуждённости от культуры и других людей;
• повышенная конфликтность, агрессивность, тревожность, наличие страхов, нарушение эмоционального состояния;
• выраженное желание привлечь внимание взрослого с целью удовлетворения потребности в тепле, заботе, поиске эмоционального отклика от взрослого, поддержки с его стороны;
• неумение общаться и взаимодействовать с другими людьми, бедный опыт позитивных социальных контактов;
• низкий уровень развития самостоятельности, самоконтроля, социальной Компетенции, отсутствие элементарных гигиенических навыков.
Личностные и поведенческие отклонения подростков обусловливают низкую социальную компетенцию, беспомощность, неприспособленность к нормальной жизни, неэффективные способы поведения и общения со сверстниками и взрослыми, нарушения всех видов деятельности (игра, труд, общение, учёба).
Основные цели реабилитационной программы:
• Выявление и снятие последствий психотравмирующих событий.
• Развитие рефлексии, соответствующей возрасту.
• Развитие «я»-концепции (самопринятие, самоуважение, чувство гордости).
• Развитие навыков социальной компетенции (коммуникативных, взаимодействия, общения, совместно-распределенных действий и т. д.).
Основные задачи подготовительного (диагностического) этапа.
1. Диагностика, направленная на выявление проблем ребёнка (знакомство с ребёнком, изучение материалов личного дела, беседы). Учитывая, что одни и те же дети имеют ряд проблем, которые детерминируют нарушения в их психике и поведении, следует выстраивать иерархию значимости проблем ребёнка, выделять тормозящие факторы, начиная с того, который блокирует разрешение проблем.
2. Выявление уровня психического развития ребёнка. Тщательная диагностика уровня познавательных процессов, навыков социальной компетенции, сформированности произвольности, самоконтроля.
3. Определение социальной сензитивности ребёнка (диагностика его податливости, способности к идентификации и усвоению нового, а также выявление восприятия взрослого, степень доверия к взрослым, отсутствие негативизма, протеста против взрослых).
4. Восприятие ребёнком своей проблемы (понимание того, что случилось, описание ощущений, своих чувств, отношение к проблеме, осознание проблемы, желание справиться с ней). Это особенно необходимо в работе со школьниками, так как дает положительный эффект, но такая работа затруднена с дошкольниками, ввиду отсутствия у них жизненного опыта. У дошкольников формируется стремление к изменению своего поведения, связанное с желанием заслужить похвалу со стороны взрослых, положительную оценку, угощение, подарок и т. д.
Второй этап - планирование реабилитационной работы.
По результатам диагностики составляется полный анализ всех проблем ребёнка, и только затем выстраивается план проведения реабилитационной работы, разрабатывается вся программа и индивидуальная работа. После этого непосредственно размечается объём материала на каждое конкретное занятие.
Третий этап - проведение реабилитационной работы.
Занятия проводятся в двух формах - индивидуальной и групповой работы.
Особенности проведения групповой работы
Групповая работа включает систему разработанных занятий с группой детей. Предварительно с детьми чётко обговаривается длительность проведения каждого занятия. Время занятия и его длительность определяются возрастом детей, количеством их проблем, местом и временем проведения. Очень тщательно подбираются дети для проведения групповой работы. Для этой цели проводится несколько пробных занятий, на которых можно увидеть, насколько правильно подобрана группа детей, какие дети «не вписываются» в групповую работу, что мешает дальнейшей нормальной работе с группой.
После первоначального отбора детей, пострадавших от каких-либо злоупотреблений, необходимо провести две или три индивидуальные встречи с каждым ребёнком, чтобы подготовить его к групповой работе. Наиболее важным фактором, который должен учитывать консультант, является уровень тревожности ребёнка, пережившего насилие. Высокий уровень тревожности может мешать продуктивной групповой работе, и его необходимо снизить, рассказав ребёнку, что каждый участник группы пережил нечто похожее и испытывает те же чувства, что и он сам.
Необходимая для каждого человека потребность в безопасности формируется у ребёнка также благодаря ознакомлению с правилами и регламентом работы группы. Наиболее важными являются такие правила, как обязательность сохранения конфиденциальности, недопустимость поисков «козла отпущения» и насмешек над детьми по поводу случившегося с ними.
Наибольшие трудности возникают при работе с мальчиками, так как им обычно труднее устанавливать нормальные отношения со сверстниками. Мальчики сильнее переживают свой социальный статус в группе, который сложится в результате их восприятия другими детьми. Те мальчики, которые занимают пассивную позицию, боятся вновь оказаться в положении жертвы, другие же часто демонстрируют агрессивное поведение. На предварительных встречах с такими детьми важно подчеркнуть, что участие в работе группы даст им возможность научиться находить себе друзей и взаимодействовать друг с другом.
Для мальчиков характерным является нежелание обсуждать со сверстниками происшедшее с ними. В этом случае с консультантом заключается соглашение о том, что рассказ о своём опыте будет только в том случае, когда ребёнок будет чувствовать себя в безопасности. Как показывает опыт практической работы, в этом случае дети как бы обязуются принять более активное участие в своём «выздоровлении».
Работая с неблагополучными семьями, специалисты находят возможность восстановит единство семьи, сохранить ее для ребёнка, но при этом внести коррективы в семейную жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа восстановительного образования в условиях социальной реабилитации
Публикуемый материал - индивидуальная прграмма воспитателя социально реабилитационного центра для несовершеннолетних. Анализируя работу последних трёх лет, я пришла к выводу, что со стороны родит...
Программа "Защити себя сам" (предназначена для работы с детьми дошкольного возраста ,воспитывающихся в условиях центра социальной реабилитации по формированию основ правового сознания)
В настоящее время возрастает актуальность проблемы "гражданско-правовых знаний у детей". Социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми. В...
Программа "Защити себя сам" (предназначена для работы с детьми дошкольного возраста ,воспитывающихся в условиях центра социальной реабилитации по формированию основ правового сознания)
В настоящее время возрастает актуальность проблемы "гражданско-правовых знаний у детей". Социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми. В...
Cоздание и развитие комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с отклонениями в развитии
Специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии, необходимо информировать родителей о том, что чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной работы, тем у...
«Коррекция физического и психического состояния детей-инвалидов с нарушением интеллекта методами социокультурной реабилитации, в условиях детского дома-интерната для умственно отсталых детей»(игротерапия, глинотерапия, хобби-терапия)
Организация игровой, трудовой деятельности и кружковой работы методами социокультурной реабилитации с особыми детьми....
Комплексная реабилитация детей посредством театральной деятельности в условиях отделения социальной реабилитации.
Использование в реабилитационной работе разнообразных видов искусства благотворно влияет на восстановление многих психофизических функций детей, формирование утраченных связей со сверстниками и взросл...