Программа восстановительного образования в условиях социальной реабилитации
рабочая программа по теме
Публикуемый материал - индивидуальная прграмма воспитателя социально реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Анализируя работу последних трёх лет, я пришла к выводу, что со стороны родителей актуален социальный запрос – помощь в освоении детьми школьной программы, повышение мотивации учебной деятельности. Часто даже в полной семье возникают проблемы посещения ребёнком школы. Систематические прогулы ведут к отставанию в школьной программе. И когда ребёнок подходит к 9 классу встаёт вопрос о возможности сдачи экзаменов. В этой ситуации некоторые родители обращаются в СРЦ. Здесь осуществляется контроль за посещением ребёнком школьных занятий и проводится коррекционная работа по восстановлению образовательных навыков. Из практики – во всех случаях обращения детьми успешно была пройдена реабилитация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ВОСТАНОВИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Пояснительная записка
Национальная доктрина образования в Российской Федерации нацеливает педагогов на обеспечение индивидуализации образования, личностно-ориентированное обучение и воспитание.
Социокультурный прогресс как процесс гуманизации отношений между личностью и обществом, направленный на сохранение духовных традиций человеческих взаимоотношений, с необходимостью требует особого внимания к представителям наименее социально защищенных слоев населения.
В образовании осуществляется масштабный процесс развития личности.
Воспитатель оказывает помощь в поиске путей повышения учебной мотивации учащихся, учитывает учебные интересы воспитанников, выявляет степень развития учебных умений воспитанников, оказывает помощь воспитанникам в ликвидации пробелов в учебной деятельности.
Оказание помощи происходит по принципу от минимальной к максимальной. В соответствии с этим принципом последовательно включается три вида помощи: стимулирующая, направляющая и обучающая. За каждой из них стоят разные степень и качество вмешательства воспитателя в работу ребенка.
Стимулирующая помощь. Необходимость в такой помощи возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае воспитатель помогает ребенку организовать себя, мобилизовать внимание, ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с задачей. Воспитатель спрашивает ребенка, понял ли он задание, и если выявляется, что нет, повторно разъясняет его. Во втором случае воспитатель указывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки предложенного решения.
Направляющая помощь. Данный вид помощи должен быть предусмотрен для случаев, когда возникают затруднения в определении средств, способов деятельности, планировании – в определении первого шага и последующих действий. Эти затруднения могут быть обнаружены им в самом процессе работы (в этом случае ребенок высказывает свои трудности: «не знаю, как начать, что делать дальше?») или же после того, как работа закончена, но сделана неправильно. В обоих случаях воспитатель прямо или косвенно направляет ребенка на правильный путь, помогает ему сделать первый шаг, наметить план действий.
Необходимость обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как следует сделать для того, чтобы решить предложенную задачу или исправить допущенную в ходе решения ошибку.
Данная программа предполагает постоянное педагогическое воздействие на личность воспитанника на основе личностно-ориентированного подхода в коррекции и воспитании ребенка. Использование данной воспитательной системы предполагает дальнейшее совершенствование педагогических технологий, профессионального мастерства и методического материала каждого воспитателя. Результатом деятельности воспитателя по данной программе предполагается формирование самодостаточной и полноценной в физическом и духовном смысле личности ребенка, коррекция его эмоционально-волевой сферы, умение общаться в социуме, возможность самовыразиться, адаптироваться и определить себя в будущем.
Цели и задачи.
Исходным принципом для определения целей и задач восстановительного образования, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи такой работы могут быть правильно поставлены только на основе результатов комплексной диагностики и оценки резервов возможностей ребенка. Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без глубокого и всестороннего изучения причин затруднений, возникающих у детей в процессе образования.
Целью работы данной программы является создание условий для полноценного развития детей, имеющих пробелы в знаниях в условиях отделения социальной реабилитации.
Цели коррекционных занятий в условиях отделения социальной реабилитации :
- повышение уровня общего развития воспитанников,
- восполнение пробелов предшествующего развития и образования,
- индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков,
- коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи,
- направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Содержание занятий должно быть направлено на развитие и коррекцию (исправление, восстановление) определенных функций, процессов, способностей, навыков. Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом. Можно выделить две формы занятий: групповые и индивидуальные.
Групповые занятия должны обеспечивать развитие коммуникативной компетентности воспитанников.
Индивидуальные занятия обеспечивают большее доверие и понимание, возникающие между воспитателем и ребенком. Особенно важны индивидуальные занятия для детей с высокой степенью невротичности, тревожности и другими эмоциональными, поведенческими особенностями в тех случаях, когда присутствие других детей является для ребенка стрессом. Этот факт следует учитывать в работе с вновь поступившими детьми, в адаптационный период (особенно, когда «вхождение» в коллектив происходит для ребенка болезненно). Индивидуальные занятия необходимы для воспитанников с повышенной значимостью успеха.
Обе формы коррекционных занятий (индивидуальные и групповые) являются самостоятельными, не могут заменяться одна другой. Дополняя друг друга, они усиливают эффективность коррекционно-развивающего процесса. Конец формы
Воспитательные задачи программы реализуются по следующим направлениям:
1. «Учеба»
- развитие познавательного интереса;
-помощь ученикам в развитии в себе способности действовать самостоятельно и проявлять свои интеллектуальные способности;
- формирование осознанного профессионального выбора.
2. «Здоровье»
- формирование ценностного отношения детей к своему здоровью
3. «Общение»
- формирование у подростков культуры общения, способствование развитию коммуникативных навыков;
- воспитание лидерских качеств, чувства долга и ответственности;
- формирование навыков бесконфликтного общения.
4. «Досуг»
- создание дружеской и творческой атмосферы, побуждающей интерес к различным видам деятельности;
- развитие творческой личности в процессе культурно-досуговой деятельности.
5. «Образ жизни»
- воспитание интеллигентного человека, адаптированного в социальной среде;
- формирование ценностного отношения к себе, к другим людям, к собственной истории;
- воспитание патриотических чувств;
- создание условий для трудового, нравственного, эстетического воспитания.
Основные направления работы:
Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Формы работы для реализации данных направлений:
- дискуссии, диспуты;
- ролевые, деловые, образовательные игры;
- экскурсии, походы;
- «круглые столы»;
- соревнования;
- встречи;
- тренинги;
- проектные игры;
- акции милосердия.
План реализации программы восстановительного образования.
Этапы реализации программы | Содержание | Формы и методы реализации |
1. диагностический | На данный период за счет качественного изменения содержания воспитания изменяется взгляд педагогов, родителей (или лиц, их заменяющих), сверстников на личность ребенка. | Методы наблюдения и диагностики. Обучающие воспитательные часы, беседы, дискуссии, тестирование. |
2. развивающий и коррекционный | Создаются условия для психологического раскрепощения детей, проявления коммуникативных навыков, снятия внутренних зажимов, и удаления некоторых комплексов. Формируется гражданственная позиция. Создаются условия для реализации, самоопределения и самовыражения личности путем творческого сотрудничества на уровнях: воспитатель – ребенок, ребенок – коллектив, воспитатель-ребенок-родитель (или лицо, его заменяющее). | Методы упражнения. Сюжетно-ролевые игры, соревнования, участие в групповых мероприятиях и акциях, дискуссии. Метод стимулирования, упражнения. Формы: мероприятия, десанты, внеурочная деятельность. |
3. результативный | Воспитательные мероприятия направлены на создание оптимальной (наилучшей) атмосферы для творчества подростка. На уровне всей программы анализ динамики развития, творческих работ, взаимоотношений позволяет прогнозировать успехи в разных видах деятельности: уровень развития, индивидуальное и коллективное творчество, совместные виды деятельности с учащимися из общеобразовательных классов будут способствовать наиболее полному раскрытию возможностей каждого конкретного воспитанника. Но главное - результативность выполнения программы, прогнозирование ожидаемого результата. Спланировав свою деятельность, в ходе реализации воспитательной программы будет возможно спрогнозировать личностный рост каждого воспитанника и запланировать прогресс каждого в отдельности. | Метод стимулирования, упражнения. Формы: мероприятия, дела, игры, участие в школьных и внешкольных мероприятиях, мониторинг, тестирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Защити себя сам" (предназначена для работы с детьми дошкольного возраста ,воспитывающихся в условиях центра социальной реабилитации по формированию основ правового сознания)
В настоящее время возрастает актуальность проблемы "гражданско-правовых знаний у детей". Социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми. В...
Программа "Защити себя сам" (предназначена для работы с детьми дошкольного возраста ,воспитывающихся в условиях центра социальной реабилитации по формированию основ правового сознания)
В настоящее время возрастает актуальность проблемы "гражданско-правовых знаний у детей". Социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми. В...
Программа социально-культурной реабилитации «Музыкально-сценическая деятельность воспитанников как средство социальной реабилитации»
Программа социально-культурной реабилитации...
Социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение в объединения по интересам в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
В народе говорят: «Всё начинается с детства». Это не просто фраза, ставшая крылатой, это проверенная веками мудрость. В детстве – истоки личности, определение жизненной судьбы ...
Программа дополнительного образования «Волшебные пальчики» социально-педагогическое направление вид деятельности: раннее развитие речи и творческих способностей детей
Программа доп.образования для детей дошкольного возраста....
Комплексная реабилитация детей посредством театральной деятельности в условиях отделения социальной реабилитации.
Использование в реабилитационной работе разнообразных видов искусства благотворно влияет на восстановление многих психофизических функций детей, формирование утраченных связей со сверстниками и взросл...
Технология Плейбек+ как средство социокультурной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра
Проблема межличностных коммуникаций особенно остро стоит в подростковом возрасте, не дает гармонично развиваться и усугубляет подростковые проблемы, ее проявления могут вылиться в кризис внутрисемейны...
Комментарии
Аттестация