Концепция проекта Открытая дверь МКОУ СОШ 17 Борисовка
проект (10 класс) на тему
Концепция проекта "Открытая дверь" является продолжением проекта "Поверь" и системой взаимодействия волонтеров "Сердце на ладони" МКОУ "Школа № 17"с.Борисовка с воспитанниками из социального приюта для детекей и подростков с.Степное. Специфика идеи заключается в том, что работа волонтеров- обучающихся основана на привлечении "серебряных волонтеров" - пенсионеров, умудренных опытом людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_proekta_otkrytaya_dver_mkou_sosh_17_borisovka.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Челябинская область Пластовский муниципальный район Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа №17» с.Борисовка Концепция проекта «Открытая дверь» (социализация воспитанников приюта с.Степное через создание открытой среды позитивного влияния в рамках дорожной карты развития волонтёрского движения «Сердце на ладони» до 2020года) ЭПИГРАФ: «Никогда не сомневайтесь, что небольшая группа умных, преданных своему делу людей может изменить мир.
Исполнители: обучающиеся 10класса МКОУ СОШ №17с.Борисовка Аникеева Татьяна, Байгутлин Мурат, Демидова Анна, Сулейманова Дарья Руководитель Стихнина Ира Петровна - к.п.н., заместитель директора по В.Р. МКОУ СОШ №17, с.Борисовка, Пластовского района 2014 - 2015г. |
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Титульные листы…………………………………………….
- Оглавление……………………………………………………1стр
- Аннотация проекта……………………………………………2стр
- Обоснование актуальности, проблемы и цели проекта…….2-4стр
- Основные задачи и анализ рисков проекта………………….4-5стр
- Особенности проекта…………………………………………..5-8стр
- Ориентировочная оценка объемов финансирования и сроков реализации проекта…………………………………………………………….9стр
- Перечень необходимого ресурсного и кадрового обеспечения…9-10стр
8.Функциональные роли участников……………………………….11стр
9. Приложение А……………………………………………………..12стр
10.Приложение Б…………………………………………………….13стр
11. Приложение В………………………………………………….. 14стр
1
1.АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА «ОТКРЫТАЯ ДВЕРЬ»
Проект «Открытая дверь» является продолжением проекта «Поверь» и системой взаимодействия волонтёров «Сердце на ладони» МКОУ СОШ №17 с.Борисовка с воспитанниками из Муниципального учреждения социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков» Пластовского муниципального района с.Степное. С 2012 года в рамках дорожной карты развития общественного объединения до 2020года предполагается реализация пяти проектов: «Поверь» (2012-2013г.), «Открытая дверь» (2013-2015г.), «Дерево мечты» (2015-2017г.), «Мы нужны друг другу» (2017-2019г.), «Компас ценностей» (2019-2020г.). Целевая группа всех проектов это воспитанники приюта. В названиях проектов заключена миссия и их механизм реализации. Реализация проекта «Поверь» была через организацию творческих встреч: «Поверь в дружбу», «Поверь в добро», «Поверь в общество», «Поверь в себя» и т.п. Проект «Поверь» был успешно завершен. Результатом его реализации стали: устойчивые связи волонтёрского движения «Сердце на ладони» и сотрудников приюта; перспектива разработки новых проектов сотрудничества с приютом; появление спонсоров из числа родителей волонтёров; позитивное освещение реализации проекта в СМИ; получение гранта и символа «Хрустальное сердце» областного конкурса проектов Министерства социальных отношений и др.
Проект «Открытая дверь» - будет реализован через создание открытой среды позитивного влияния на воспитанников приюта; через привлечение новых социальных партнёров и «серебряных волонтёров». Проект включает три составляющих: волонтёрские десанты (транспорт один раз в месяц предоставляет глава администрации поселения Борисовка и поэтому в 2014году уже прошло два выезда в приют, см. приложение); песочная терапия (начнётся деятельность с приходом теплых дней); садовая терапия (перспективная деятельность на предстоящие 2 года, разрабатываем в ходе проекта).
Специфика социального проекта заключается и в самом названии проекта - «Открытая дверь». К работе с воспитанниками привлечены «серебряные волонтёры», спонсоры среди жителей села Борисовка и Степного (работники культуры, коллективы художественной самодеятельности и др.).
1.ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛИ ПРОЕКТА
Особую остроту в настоящее время приобрела проблема детей асоциального, отклоняющегося поведения, именно эти группы заметно увеличивают подростковую преступность. В России и в нашей области имеет место тенденция к омолаживанию преступности, увеличению преступности среди
девочек подросткового возраста. Быстрыми темпами растет и количество малолетних преступников, которые в силу своего возраста вообще не подлежат привлечению к уголовной ответственности. Перечислим некоторые причины этого, на наш взгляд, наиболее важные из них:
- пропаганда средствами массовой информации культа насилия и неограниченной власти денег;
- криминализация среды проживания детей, рост преступности среди взрослых;
- рост насилия в отношении детей;
- повседневное нарушение прав ребенка;
-ведомственная разобщенность организаций и учреждений, занимающихся подростками;
- отсутствие ориентации на духовные ценности;
-недостаточность правовой культуры среди подростков;
- низкий воспитательный потенциал семьи;
- нестабильность социально-экономической и политической обстановки в стране и обществе;
- критическое разделение общественных слоев населения на нищих и «богатых»;
- ослабленное физическое и психическое здоровье современных подростков;
- алкоголизация и наркотизация общества;
- упадок уровня жизни сельского населения.
Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЗ–120 от 24.06.99г., важнейшим социальным заказом общества является воспитательно-профилактическая работа с детьми и подростками по предупреждению правонарушений. Одним из таких средств профилактической работы мы предлагаем на основе принципа «сверстник - сверстнику» сотрудничество волонтерского движения «Сердце на ладони» и воспитанников из «Социального приюта» с.Степное. В условиях определенной социальной ограниченности этих детей, в наших силах сделать так, чтобы в их жизни стало больше радостных дней, чтобы они почувствовали заботу и внимание к себе со стороны нас, «успешных», в их глазах, членов общества.
У детей «Социального приюта» имеется отставание в социально-нравственном развитии, дифференцировки поведения, корни которого лежат в эмоциональной, волевой и мотивационной сферах. Неформальное общение, игры, танцы, флешмобы, акции, организованные волонтёрами-детьми, является богатым материалом для отреагирования агрессии, дает возможность преодолевать отставание и идти дальше по пути социализации личности.
Вовлечение воспитанников приюта в деятельность в любых его сферах: творческой, спортивной, трудовой, проектной и т.д. – дает возможность, с одной стороны, повысить уровень самооценки воспитанников ощущением личного успеха и преодолением базового недоверия к миру, с другой стороны, при этом расширяется сфера их общения и приобретается опыт позитивного взаимодействия со сверстниками.
Необходимость выделения проблемы воспитанников приюта обусловлена следующими факторами:
- стихийные путешествия по стране, побеги из дома, из детских домов, которые насильственно прерывались правоохранительными органами, возвращавшими подростков на «малую родину», сформировали у части подростков неприятие, а то и неприязнь к родному городу, селу, к своей семье ;
- в результате постижения традиций асоциальной субкультуры и уголовной «романтики» подростки имеют искаженные взгляды о ценностях культуры, считая, что именно уголовная «романтика» является образцом культуры;
- около 30% воспитанников приюта (судя по результатам их участия в районных выставках и конкурсах) имеют ярко выраженные творческие способности, которые до поступления в «Социальный приют» либо не реализовывались вообще, либо реализовывались в традициях асоциальной субкультуре;
- жестокие законы уголовного мира, по которым подростки жили до поступления в приют сформировали в них искаженные представления о сфере общения, в которой, по их представлениям, царит иерархия соподчинения с соответствующей атрибутикой (клички, жаргон, «правила поведения»);
- подростки, поступающие в приют, характеризуются отсутствием элементарных знаний о культуре, культурных традициях русского народа, не имеют представления об истории и культурных традициях Южного Урала.
Таким образом, можно выделить одну из проблем развития современных подростков, несущих на себе груз социальной дезадаптации – это недостаточное привлечение окружающей среды к решению проблем социализации воспитанников, находящихся в «Социальном приюте». Исходя из проблемы, мы обозначили цель проекта: социализация воспитанников приюта с.Степное через создание открытой среды позитивного влияния в рамках дорожной карты развития волонтёрского движения «Сердце на ладони» до 2020года
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И АНАЛИЗ РИСКОВ ПРОЕКТА
- Изучить состояние проблемы социализации детей попавших трудную жизненную ситуацию
- Повысить уровень доверия подростков к окружающему миру, людям и заложить основу жизнеутверждающего образа жизни через ситуации-образцы общения со сверстниками - волонтёрами и «серебряными волонтёрами».
- Разработать эффективные способы использования «песочной терапии» в социализации воспитанников приюта.
- Разработать идею «садовой терапии» для социализации воспитанников приюта.
- Авторам приобрести компетенции в проектном управлении.
АНАЛИЗ РИСКОВ
Перечень рисков | Пути снижения их |
Сменяемость кадров (особенно администрации) | Налаживаем добрые деловые связи |
Сменяемость состава подростков в течение года (подростки прибывают в приют в разное время) | Создаем добрые традиции и передаем их с помощью «стареньких» воспитанников |
Пассивность подростков и недостаточная мотивация включения в деятельность | Используем систему стимулирования и поощрения |
Недостаток средств для стимулирования участников проекта | Привлекаем родителей волонтёров, обращаемся в СМИ за поддержкой благотворителей |
Трудности освоения новых способов деятельности в связи со сложившимися стереотипами могут привести к слабой активности сотрудников приюта в реализации проекта. Недостаточный уровень мотивации сотрудников к инновации в своей деятельности может повлечь за собой разрыв между затраченными ресурсами и получаемым результатом | Организуем семинары для сотрудников, используем различные формы стимулирования (вручаем «Сертификаты Доверия», присваиваем звание «Друг проекта», пишем о них в районной газете, обращаемся за поощрением в районное управление социальной защиты населения, дарим сюрпризы и т.п.) |
Рост негативного воздействия социальной среды с.Степное может затруднить процесс проявления и формирования у воспитанников качеств позитивной личности | Продолжаем взаимодействовать со Степнинской школой, используя их авторитет среди школьников и их родителей. Организуем на базе их школы коммунарские сборы. |
Недостаточная включенность воспитанников в различные виды активной деятельности будет сдерживать процесс их социализации | Используем индивидуальный подход и добровольность в совместной деятельности с воспитанниками. Консультируемся со специалистами приюта |
Рассмотрев основные риски, можно сделать вывод, что большинство рисков для нашего проекта решаемы через местную администрацию.
3.ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА
В Пластовском районе есть два социальных учреждения: детский дом в г. Пласт и приют для детей и подростков в с. Степное. Степное - это небольшое село, где настороженно относятся к «приютским» детям. Да, и социокультурная среда не развита, поэтому дети после школы находятся на территории приюта – это половина двухэтажного детского садика. Такие ограниченные возможности воспитанников приюта не создают условия для их скорейшей социализации. Поэтому реализация нашего проекта рассчитана на взаимодействие с воспитанниками приюта. Встречи с ребятами направлены на формирования нравственных ценностей и проходят они пока на базе приюта. Расширились возможности проведения мастер-классов с воспитанниками приюта, в связи с привлечением в волонтёрское движение «серебряных волонтёров» - это тех, кто, даже выйдя на пенсию, не пожелали себе спокойной старости. Вместо этого они включились в новую для себя деятельность - волонтерство. Это прекрасная возможность снова почувствовать себя активным гражданином, шанс поделиться своими знаниями и жизненным опытом, Каждая встреча помогает социализации воспитанников.
Исполнителями и соисполнителями реализации проекта являются волонтерское движение «Сердце на ладони» и социальные партнеры: сотрудники приюта, администрация поселения Борисовки. Целевая группа несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию представляет собой разновозрастной контингент детей (от 3 до 17лет), где у каждого ещё маленького Человека свои Большие проблемы и в ходе реализации проекта будет заложена вера в людей и себя, появятся новые друзья среди сверстников и взрослых, заложена мотивация на успех и осуществление доброй мечты. Социализация воспитанников в ходе реализации проекта будет осуществляться по трём направлениям
Направление. Сроки | Специфика деятельности |
Волонтёрские десанты (один раз в месяц) с сентября 2014г по сентябрь 2020г | Ровесники - волонтеры и нужны детям, чтобы адаптироваться к жизни. Они могут дать то, что не купишь в магазине и не получишь в подарок. Во-первых, это впечатления – добрые и хорошие, о себе и о других – те впечатления, которые не просто становятся яркими пятнами в жизни ребенка из приюта, но и дают ему веру в то, что мир за стенами хорош и не враждебен. У ребят есть новые друзья из числа волонтёров, которые верят в их будущее и предлагают стать участниками проекта «Открытая дверь». Мы проводим яркие и запоминающие встречи с музыкой, танцами, играми, ритуалами и сюрпризами. В условиях определенной социальной ограниченности этих детей, в наших силах сделать так, чтобы в их жизни стало больше радостных дней, чтобы они почувствовали заботу и внимание к себе со стороны нас – их ровесников. Во-вторых, это опыт – и это очень важно. То, что в реальной жизни ребенок получает повседневно, в семье и просто анализируя отношения в мире вокруг, в закрытых условия приюта получить такой опыт трудно. Мы предлагаем вместе проиграть ситуации, чтобы обрести базовые компетенции. В этом году мы включили в состав организаторов наших встреч «серебряных волонтёров» - взрослых авторитетных людей, которые могут действительно поделиться опытом и научить практическим навыкам. В-третьих, это знания – не только те, что получаются на уроках, а знания бытовые, выходящие за рамки школьной программы. Пробелов в этой сфере у детей достаточно много. В этом году мы предлагаем воспитанникам приюта, совершить путешествие за новыми знаниями: в мир профессий, в мир природы, в мир творчества, в мир здоровья и т.п. Оформление среды развития детей («ковер дружбы», «скамейка примирения», «беседка девичьих тайн», «место мужских разговоров», «кувшин - шептун» для загадывания мечты и т.п.) Создание ситуации успеха; система стимулирования и поощрения (Хваленками, Восторгалками, Грамотищами и т.п.); позитивное общение «на равных». Создание традиций и использование ритуалов (встречи, прощания, посвящения, игр, танцев и т.п.). |
Песочная терапия с мая 2015г по сентябрь 2020г | Песочная терапия — это невербальная форма психотерапии. Часто человек не может найти слова для описания своих трудностей. Он не понимает причин происходящего с ним и своеобразная песочная терапия даёт возможность человеку представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире. Собственный мир в миниатюре из песка. Увлекательная игра и терапевтическое направление! «Игра в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике», считал Карл Густав Юнг, основатель аналитической психотерапии Разыгрывая в песочнице конкретные ситуации из жизни, можно изменить своё отношение к ним и найти правильные для себя решения. Можно выстроить созидательный сюжет или событие, а это важный психотерапевтический ресурс. Игра в песочнице, — это словно сказка, в которой человек является волшебником или феей и может сам преобразовать текущую ситуацию, беспокоящую его. А затем, опыт построения перенести в свою реальную жизнь. Через песочницу можно увидеть внутренний мир человека. Для ребёнка песочная терапия хороша, как коррекционно-развивающая и образовательная работа. Работа с песком, — это и упражнения на тактильную чувствительность и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Воспитанник не всегда может рассказать взрослым о своих трудностях, а окунувшись в песок, для него это становится возможным. Песочная терапия позволяет: выразить переживания, которые трудно сформулировать словами; открывает внутренние резервы для разрешения трудностей; даёт возможность пробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов. В результате курса песочной терапии проходит тревога, искажающие поведение эмоции устраняются. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие и детей и взрослых. Мы считаем, что всем приютам необходимо иметь песочницу, чтобы в трудные минуты или минуты радости создавать песочные картины. У песочной терапии есть интересное прошлое, наработки в настоящем и более чем перспективное будущее. |
Садовая терапия (Создание розария) с сентября 2015 по сентябрь 2020г | В начале работы над проектом, мы хотели на территории приюта разбить дендрарий – сад из деревьев, кустарников, экологической тропы и т.п. В ходе изучения ресурсов и возможностей реализации идеи, мы отказались от своего замысла по многим причинам:1) приютом в настоящее время руководит И.О. директора и он не берет на себя новых обязательств; 2) мы не нашли в районе специалиста – консультанта под наш проект. 3)отсутствие финансов на приобретение деревьев 4) рядом стоящее бесхозное помещение, в котором мы предлагали сделать зимний сад, после нашего обращения в администрацию решили продать предпринимателю. Тогда мы решили посоветоваться с воспитанниками и с воспитателями насчёт садовой терапии. И пришли к выводу, что ребятам понравилась наша идея создать розарий, где у каждого куста роз будем «личный друг», который будет ухаживать за розой. С договорились, что на каникулах все вместе прочитают «Маленький принц» Экзепюри, нарисуют розу своей мечты, а при встрече, на мастер-классе научим изготавливать розу из различного материала. Идея создать розарий в приюте реальна: в нашем районе проходит конкурс проектов «Цветущий край», по итогам которого можно получить небольшие деньги на рассаду и если в августе вырастут цветы, то ждёт еще денежное поощрение и самое главное нас поддерживают все сотрудники и все дети приюта. Поэтому мы сейчас изучаем сорта роз, расширяем круг социальных партнеров и стейкхолдеров. Садовая терапия – это осознанное использование растений и природных материалов в социализации воспитанников приюта. Известно, что работа с растениями является старейшим видом активной терапии, положительно влияет на психологическое и физическое состояние человека. Она включает: легкую физическую нагрузку, нахождение на свежем воздухе при работе в саду (улучшается координация движения, лучше концентрируется внимание, развивается память); зрительные образы, запахи, звуки, тактильные ощущения и другие виды чувственной стимуляции (взаимодействуют все органы чувств, запускается звуко-, арома-, цветотерапия и пр.);установку эмоционального контакта с природой, ответственность за растения, эмпатию (воспитывается вера в себя и чувство любви к себе, уменьшаются агрессия и стрессовое напряжение, возрастают возможности личности для социализации); начальную профессиональную ориентацию на с/х труд. Садовая терапия, как комплексный способ реабилитации и социальной адаптации для воспитанников приюта способно обеспечить качественные изменения в коррекционно-развивающем, реабилитационном процессе и послужить средством повышения эффективности образования и социализации детей. Садовая терапия будет направлена на воспитанников, нуждающихся в поддержании своего энергетического тонуса, желающих избавиться от стрессов, кому особенности восприятия мешают успешно адаптироваться в школе и любом другом коллективе независимо от возраста. |
Проект основан на средовом подходе - способе организации среды и оптимизации её влияния на личность. Будут использованы диагностики средового подхода: методика «Вниз по лестнице, ведущей вверх», «Я имею – я умею», «Я хочу иметь - уметь», «Среда - метафора» и др.
Наш проект социальный, достаточно сложным является просчет эффективности. Поэтому в данном случае мы предлагаем дополнительные расчеты эффективности по различным критериям, имеющим вес для проекта: результативность, значимость, реализуемость, необходимость, социальный приоритет региона. Критерии эффективности в данном случае будут определяться экспертами в области социальной политики, сотрудниками и воспитанниками приюта. Для нас стало определяющим важность цели проекта, социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, через создание условий для влияния позитивной среды на воспитанников приюта и активизацию потенциальных возможностей самих подростков. Мы уверены, что социальный проект «Открытая дверь», актуален, обоснован, имеет большой воспитательный и развивающий потенциал и возможность его реализации.
Можно сделать вывод, что в целом волонтёрское движение «Сердце на ладони» готово функционировать и развиваться через реализацию проектного подхода в своей деятельности и способно сотрудничать с волонтёрами Челябинской области по данному направлению – социализация подростков, попавших в сложную жизненную ситуацию.
4.ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОЦЕНКА ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ И СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
№ | Направления реализации проекта | Сроки | Объемы финансирования | ||
1 | Волонтёрские десанты | с сентября 2014г по сентябрь 2020г |
Выделяет администрация поселения 2.Призы, подарки, сертификаты и т.п. 300руб х 9поездок = 2700руб. За счёт спонсоров, благотворителей (родителей волонтёров) и «серебряных волонтёров» 3.Расходный материал 100руб х 9поездок = 900руб за счёт МКОУ СОШ №17с.Борисовка | ||
ИТОГО: | 13140рублей | ||||
2 | Песочная терапия | с мая 2015г по сентябрь 2020г |
500руб х 1машина = 500руб. 2.Доски для песочниц на сумму 1000руб | ||
ИТОГО: | 1500руб | ||||
3 | Садовая терапия | с сентября 2015 по сентябрь 2020г | Приобретение саженцев роз 10000рублей | ||
Всего на проект: | 24640рублей |
5.ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО РЕСУРСНОГО И КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ресурсы | Характеристика основных видов ресурсов | |
Кадры |
| |
Социаль ный заказ | Заинтересованность в реализации проекта Управления социальной защиты населения Пластовского района, сотрудников и воспитанников приюта, жителей с.Степное, организаторов проекта и общества. | |
Инфраст руктура | Интерес и поддержка различных структур и учреждений Пластовского района. Изучение и привлечение к реализации проекта новых социальных партнеров, «серебряных волонтеров», а также возможностей комплекса производственных и социальных отраслей района. | |
Информа ционные | -освещение в районной газете «Знамя Октября», на местном ТВ; -оформление электронного варианта методического сборника из опыта реализации проекта «Открытая дверь»; - создание видео-фильма «Клуб позитивных ребят»; - выпуск диска «Фото-летопись нашей дружбы»; -выпуск тематических календарей с символикой и фотографиями проекта; -размещение материалов на сайтах приюта и МКОУ СОШ №17с.Борисовка; -подготовка специального выпуска школьной газеты «ASTRA.RU» | |
Концепту- альные | Школьники осуществляют свою деятельность не сверху, а в условиях равного возраста (от сверстника к сверстнику), в условиях неформального общения. Волонтеры строят свою деятельность на принципе добровольности и заинтересованности в оказании помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. | |
Нормативно-правовые ресурсы | Идею создания проекта и её содержания обеспечивают нормативные документы: 1. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ. 2. Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г. 3. Областная целевая программа «Дети Южного Урала» на 2011-2015 годы4.Соглашения между МКОУ СОШ №17 с.Борисовка и социальными партнерами. | |
материально- технические | Для реализации проекта необходимы: транспорт, канцелярские товары, расходный материал, множительная техника, призы, саженцы, песок. | |
Фин-вые | 24640рублей (из них 9540руб на горючее – ГСМ даёт администрация поселения) |
6.ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ УЧАСТНИКОВ
члены команды и руководитель | Функциональные роли проектной команды |
Аникеева Татьяна обучающаяся 10 класса | командир, управленческо – организаторская функция |
Демидова Анна обучающаяся 10 класса | Расчётно - экономическая функция |
Байгутлин Мурат обучающийся 10 класса | Компьютерно-оформительская функция |
Сулейманова Дарья обучающаяся 10 класса | Социолого – аналитическая функция |
Симонова Елена Сергеевна молодой специалист | руководитель волонтерского движения «Сердце на ладони» и куратор проекта «Открытая дверь» |
Стихнина Ира Петровна зам директора по В.Р., | Координационно - консультативная функция. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Открытые сердца"
Социальный проект...
КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО ОТКРЫТОЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «СОДРУЖЕСТВО»
В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и, в первую очередь, в...
Продвижение информационной составляющей официального сайта МБОУСОШ № 14 г. Тулы в соответствии с постановлением правительства № 582 и концепцией муниципального проекта "Открытая школа"
Работа с официальным сайтом образовательного учреждения...
Презентация - Продвижение информационной составляющей официального сайта МБОУСОШ № 14 г. Тулы в соответствии с постановлением правительства № 582 и концепцией муниципального проекта "Открытая школа"
Работа с официальным сайтом школы...
Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"
Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...
Концепция проекта "ФишКа" МКОУ СОШ 17 Борисовка
Концепция проекта "ФишКа" раскрывает основные тенденции создания малого предприятия по разведению карпов в местном пруду. Идея проекта имеет большие перспективы и окупаемость затрат на соз...
Концепция проекта "Конструкторское бюро творческого мышления"
Проект направлен на создание условий для экспериментально - конструкторской деятельности обучающихся и инновационно образовательной деятельности педагогов с применением робототехники, интерактивных те...