Рабочая программа "День за днем" по формированию навыков самообслуживания, 20 часов.
рабочая программа на тему
Эта прогамма апробирована и реализуется в Цетре реабилитации детей-инвалидов Калининского р-на Санкт-Петербурга. Рассчитана на 20 занятий с детьми с умствеными нарушениями от 3 до 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование навыков самообслуживания у детей с умств. нарушениями | 40.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
социального обслуживания населения
«Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов
Калининского района Санкт-Петербурга»
ПРИНЯТА: Педагогическим советом СПБ ГБУСОН «ЦСРИиДИ Калининского района» Протокол № _____ от «____»_______________201___г. | УТВЕРЖДЕНА: Приказом № ______ от «_____»_____________201____г. по СПб ГБУСОН «ЦСРИиДИ Калининского района» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Галиевой Э.А, педагога дополнительного образования
к общеразвивающей программе дополнительного образования
для детей-инвалидов с нарушением умственного развития
«День за днем»
Возраст обучающихся: 3-10 лет
Модуль 1. Навыки самообслуживания и личной гигиены.
Срок реализации: 20 часов
Санкт-Петербург
2016
№ | Оглавление | № стр. |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Планируемые результаты | 3 |
3 | Диагностика | 3 |
4 | Учебно-тематический план | 4 |
5 | Содержание программного материала | 5 |
6 | Материально-техническое обеспечение Программы | 6 |
7 | Перечень литературных источников | 6 |
8 | Приложение 1 | 8 |
- Пояснительная записка
Рабочая программа к общеразвивающей программе дополнительного образования детей-инвалидов с нарушением умственного развития «День за днем»:
- ориентирована на детей-инвалидов 3-10 лет с нарушением умственного развития.
- реализуется в очной форме обучения на государственном языке Российской Федерации в нестационарной форме в учреждении социального обслуживания без учета каникулярного времени.
- рассчитана на 20 часов (занятий).
Цель рабочей программы – формирование основных базовых жизненных компетентностей у детей-инвалидов.
Задачи рабочей программы:
- расширение представлений об окружающем мире;
- развитие познавательной активности;
- достижение максимальной самостоятельности в освоении социально значимых навыков детьми-инвалидами;
- формирование мотивации родителей к обучению социально значимым умениям и навыкам у их детей.
Форма и режим занятий:
Занятия проводятся индивидуально и малыми группами (2-4 чел.).
Продолжительность занятий составляет 15-30 минут, в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка-инвалида.
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.
2. Планируемые результаты освоения Программы
Планируемый результат освоения программы в целом – это освоение социально значимыми компетенциями детьми-инвалидами, имеющими интеллектуальные нарушения развития.
Модуль 1. Самообслуживание и гигиена.
Ребенок должен научиться:
- засучивать рукава без закатывания;
- мыть руки с мылом: правильно пользоваться мылом, намыливать руки круговыми движениями, самостоятельно смывать мыло, вытирать руки насухо, разворачивая полотенце;
- самостоятельно причесываться;
- вытирать рот и руки салфеткой;
- самостоятельно снимать и надевать одежду, шапку, обувь.
3. Диагностика
Цель диагностики – обеспечение оптимальных условий реализации потенциала каждого ребенка.
Задачи диагностики:
- определение уровня сформированности умений и навыков повседневной жизни
у детей-инвалидов; - выявление причин несформированности у детей-инвалидов умений и навыков повседневной жизни (характер нарушений в развитии ребенка, особенности воспитания в семье, сформированность (или отсутствие) мотивации к самообслуживанию и т.п.);
- определение модуля обучения по образовательной программе;
- анализ динамики развития ребенка-инвалида;
- анализ коррекционно-развивающей работы специалиста в процессе формирования умений и навыков повседневной жизни у ребенка-инвалида;
- разработка рекомендаций для родителей с целью закрепления сформированных умений и навыков повседневной жизни в домашних условиях.
Основные методы диагностики: беседа с родителями, игра, наблюдение за ребенком.
Диагностические показатели заносятся в определенный бланк (Приложение 1 в ОПДО). Критериями сформированных умений и навыков повседневной жизни являются четыре степени выраженности:
- несформированность;
- недостаточная сформированность, требуется значительная помощь специалиста;
- недостаточная сформированность, требуется незначительная помощь специалиста;
- сформированность.
Диагностика проводится три раза в год и разделена на следующие этапы: первичная, промежуточная, итоговая.
4. Учебно-тематический план
№ | Тематика | Количество часов | ||
Самообслуживание и гигиена | Теория | Практика | Всего | |
20 | ||||
1 | Знакомство. Правила поведения | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Части тела | 1 | 1 | 2 |
3 | Предметы и средства личной гигиены | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 | Уход за руками (умывание и вытирание) | 0,5 | 1,5 | 2 |
5 | Уход за лицом (умывание и вытирание) | 0,3 | 0,7 | 1 |
6 | Обобщение пройденного материала | 0,5 | 0,5 | 1 |
7 | Одежда, ее назначение | 1,5 | 0,5 | 2 |
8 | Одежда, порядок раздевания и надевания | 1 | 1 | 2 |
9 | Расстегивание и застегивание пуговиц, молний, кнопок, ремней и т.п. | 1 | 3 | 4 |
Головные уборы, их назначение | 0,5 | 0,5 | 1 | |
1 | Обувь, ее назначение | 0,5 | 0,5 | 1 |
Обувь, порядок снимания и надевания | 0,5 | 0,5 | 1 | |
1 | Обобщение пройденного материала | 0,5 | 0,5 | 1 |
5. Содержание программного материала
Программа предусматривает работу в двух направлениях:
- Работа с родителями – формирование заинтересованности у родителей:
- обсуждение с родителями результатов диагностики социально значимых навыков и познавательной сферы ребенка-инвалида;
- беседы о необходимости формирования у детей навыков самообслуживания;
- практическое занятие в присутствии родителей по обучению ребенка новому навыку;
- обсуждение необходимости специальной работы над социально значимыми навыками;
- обсуждение изменений в поведении, самовосприятии ребенка во время обучения; сравнение и оценка умений ребенка на различных этапах обучения;
- определение вместе с родителями следующего шага в формировании навыка, инструктирование по отработке дома данного шага.
- Работа с ребенком-инвалидом.
Этот этап предусматривает несколько уровней помощи педагога:
- совместное действие, осуществляемое "рука в руке" с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;
- частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам);
- помощь педагога в начале действия (продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого);
- частично самостоятельное осуществление действия ребенком от начала до конца с опорой на пошаговую речевую инструкцию педагога;
- самостоятельное осуществление ребенком действий.
1. Модуль - Самообслуживание и гигиена
Задачи:
- учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, локти). Формировать понятия: верх-низ, право-лево;
- формировать представление у детей о том, что быть чистым — красиво и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям;
- знакомить с названиями и назначениями санитарно-гигиенических средств ухода: полотенце, мыло, расческа, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, тазик, ванна, душ;
- учить мыть руки, лицо; пользоваться расческой; формировать умения различать
и называть предметы одежды и обуви (трусы, носки, колготы, майка, рубашка, джинсы, шорты, платье, сарафан, юбка, жилетка, пальто, шубка, куртка, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки, туфли, сапоги и т.д.), показывать и называть одежду (на себе, в гардеробе); определять порядок и непорядок в одежде; соотносить одежду по различным признакам (одежда для сна, обувь для дома и т.п.); - знакомить с названием головных уборов и их применением; смотреть на себя в зеркало, друг на друга;
- знакомить детей с выполнением различных способов застегивания и расстёгивания одежды - пользоваться молнией, кнопками, липучками, ремешками, пуговицами, крючками, шнурками. Учить раздеваться и одеваться, разуваться и обуваться.
Содержание и формы работы:
- Предварительное рассматривание с ребенком сюжетных картинок, где изображены: предметы, необходимые для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой), действия детей с этими предметами: девочка (мальчик) умывается;
- Практический курс – показ на собственном примере всех этапов умывания рук, совместное мытье рук вместе с ребенком, предложение выполнения самостоятельного действия.
Практический курс направлен на то, чтобы сформировать четкую схему действия умывания. При необходимости используются пиктограммы. На первых этапах – показ и объяснение самых простых действий (засучивание рукава, смачивание рук водой, потирание ладоней). Позже, когда у ребенка образуются отдельные умения – усложнение требований — учить открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем. Постепенно – формирование навыка умывания, вытирания, причесывания.
Приобщая ребенка к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, важно использовать игры с водой, мыльными пузырями, проводить дидактические игры с игровым персонажем. После формирования положительного отношения к навыку умывания – совместная работа с родителями по закреплению данного навыка в режимных моментах дома (мытьё руки перед едой, после прогулки, после посещения туалета).
На занятиях особое внимание уделяется определенному порядку раздевания и одевания в процессе игры в куклы (расстёгивать и застёгивать различные застёжки на одежде и обуви (пуговицы, молнии, ремни и т.п.), шнуровать ботинки, развязывать и завязывать шнурки на узел и бант).
Формируя навыки самообслуживания, важно обучить ребенка действиям, которые требуется выполнять во время раздевания и одевания. Начинать учить снимать и надевать одежду лучше с майки, шапки, т. е. с одежды, не требующей застегивания. Разуваться и обуваться лучше начинать учить с тапок. Различать обувь для правой и левой ноги. Позднее применяются различные приспособления для тренировки таких тонких движений, как расстегивание и застегивание пуговиц (сначала больших, потом мелких), молний, кнопок, липучек. Также важным является формирование умения шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки.
После закрепления в играх на кукле они переносятся на самого ребенка. Научить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь), самостоятельно застегивать на себе одежду. Учить детей следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли; учить пользоваться носовым платком. Для упражнений на развитие мелкой моторики используем различные игры и пособия: рамки с застежками, игры со шнуровкой, прищепки, бусы, и т. д.
6. Материально-техническое обеспечение
Занятия проходят в кабинете, оборудованным удобной мебелью, дидактическими играми, модулями Монтессори, демонстрационной доской, натуральными предметами обихода или их образцами ( мыло, полотенце, щетки. салфетки), наборами кукольной одежды, куклами, образцами застежек одежды на рамках, канцелярскими принадлежностями; игрушечной бытовой техникой, наборами детской игрушечной посуды, детским уборочным инвентарем ( ведра, тазы, губки, швабры ).
7. Перечень литературных источников
- Баряева Л.Б. Диагностика-развитие-коррекция. Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб, 2012.
- Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. – СПб, 2010.
- Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. – М.: 1997.
- Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: кн. для работников дошк. учреждений/ сост. В. И. Теленчи.- М.: Просвещение, 1987.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М. Просвещение, 2005
- Из опыта Центра Лечебной Педагогики г. Москва - составитель Моржина Е.В.
- Кинаш Е. А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2002.-№1.-с. 17-23.
- Опыт реабилитационного Центра г. Березняки «Обучение навыкам самообслуживания, поведения, ориентации в ближайшем социуме, общению»
- Паунова С. Гигиенические навыки с малых лет// Дошкольное воспитание.- 1993.-№11.-с. 67-69.
- Пикулева Н. В. Слово на ладошке: [Воспитание культуры поведения в игровой форме].- М.: Новая шк., 1994.
- Программы вспомогательной школы. Формирование санитарно-гигиенических умений и самообслуживание. 1-4 классы. – Минск: Национальный институт образования, 2003.
- Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М. Владос Пресс, 2006.
- Смирнова Е. Т. Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 1973.
- Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М.
- Чулкова Н. Воспитание культурно-гигиенических навыков [у дошкольников]// Дошкольное воспитание.-1991.-№5.-с. 11-13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования навыков самообслуживания у детей с аутизмом (I группа) в домашних условиях.
Данная программа была составлена для детей с аутизмом I группы.Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией. Их поведение носит полевой характер. Они мутичны, не только ...
Особенности реализации различных принципов при формировании навыков самообслуживания у детей с особыми потребностями в разных возрастных периодах.
В помощь учителям и воспитателям при формировании навыков самообслуживания у детей с ОВЗ....
программа "Формирование навыков самообслуживания"
Программа "Формирование навыков самообслуживания"...
Рабочая программа по предмету "Хозяйственно-бытовой труд и формирование навыков самообслуживания"
Программа предназначена для учащихся СКШ 8 вида с умеренной и выраженной умственной отсталостью...
Методы формирования навыков самообслуживания и бытовых навыков у людей с умственной отсталостью
Доклад...
Формирование навыков самообслуживания, бытовых навыков и социальных навыков на индивидуальных логопедических занятиях у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и ...
Рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант программы по формированию навыка одевания носков и обуви.
Рекомендации для родителей и педагогов по формированию навыков самооблуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталосстью (интеллектуальными нарушениями)....