программа "Формирование навыков самообслуживания"
рабочая программа по теме

Малышева Татьяна Васильевна

Программа "Формирование навыков самообслуживания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_form_nav._samoobsluzhivaniya_malysheva_t.v.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Пояснительная записка.

   Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий, напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости

   Цель программы:        формирование  и совершенствование  необходимых навыков самообслуживания, а также умение ухаживать за одеждой, чистить, стирать,  поддерживать порядок в шкафах с бельем. Используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли, самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту  простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач: 

  1. Развитие умений самообслуживания и самостоятельного жизнеобеспечения, снижающих степень социальной инвалидности, зависимости от окружающих людей.
  2. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков.
  3.  Выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств
  4. Повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества

                                         Содержание программы:

Содержание обучения на занятиях по формированию навыков самообслуживания основано на решении трех задач: дидактической, коррекционной и воспитательной. Дидактическая задача направлена на получение определенной информации о предмете и овладение способами и приемами действия с изучаемыми предметами. Программный материал подобран таким образом, что позволяет наращивать фундамент социально-

бытовой осведомленности.

                                        Методическая работа воспитателя:

1. Отбирать такое содержание, которое отражало бы новые, перспективные и конкретные воспитательные задачи и вело бы к достижению поставленной цели.

2. Насыщать труд познавательным и творческим содержанием, раскрывать общественную и практичную значимость труда.

3. Ставить трудовые задачи, требующие волевых усилий обучающихся, развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.

4. Использовать такие трудовые задания, которые требуют применения на практике знаний, рациональных действий, умение пользоваться инструментами, приспособлениями, инвентарем.

                                         Формы работы:

– индивидуальная (отрабатываются отдельные операции);

– групповая (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания). 

 Успешность обучения детей с  умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых на занятии. Их выбор зависит от содержания занятия, особенностей психофизического развития детей.

   В процессе обучения детей с  умственной отсталостью навыкам самообслуживания целесообразно использовать следующие методы и приемы:

• Детальный показ и подробное объяснение каждого движения в их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т.е. его практическое участие в выполнении данного действия.

• Сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий для выработки алгоритма действия.

• Многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности.

• Постепенный переход от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову педагога.

Каждое занятие по формированию навыка включает следующие этапы:

1. Создание положительно-эмоционального отношения к навыку;

2. Демонстрация действия воспитателем (показ на себе и комментирование каждого действия);

4. Совместные действия воспитателя с ребенком;

5. Действие ребенка по подражанию действиям взрослого;

6. Самостоятельные действия ребенка.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Через основные формы организации труда детей - поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей.

Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.

   Дежурства - это форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Большинство поручений становятся групповыми, т.е. принимают коллективный характер. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к труду взрослых.

   Перед заданиями важно:

• рассказывать детям о пользе труда, чтобы они могли иметь представление о том, насколько нужна и важна работа;

• перечислять детям весь объем предстоящей деятельности, например: «Ты сегодня дежурный, что же нужно сделать? Основное внимание во время работы детей обращать на координацию работы отдельных дежурных, на помощь детям;

• выделять задания, которые стали бы содержанием труда отдельных детей;

• обращать внимание на то, как дети относятся друг к другу при распределении работы между собой, в какой форме выражают свое

несогласие, умеют ли корректно делать замечание товарищу, доказывать справедливость своих претензий.

Продолжительность одного занятия– 30 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю

    Требования к знаниям и умениям в соответствии с уровнем развития воспитанников: 

  •  Уметь различать и называть предметы, необходимые для приема пищи (ложка, вилка, нож, тарелка, стакан, кружка, чашка, блюдце, солонка, салфетка, клеенка, скатерть и т.д.). Обладать навыками: мыть руки перед едой: сервировать стол перед едой, во время приема пищи сформировать навык пользоваться ложкой, вилкой, ножом, уметь есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу, есть последовательно и уметь различать, какие продукты совместимы и полезны для здоровья, а какие нет.
  • Знать, что нельзя есть зеленые, а также немытые ягоды, овощи, фрукты.
  •  Различать и называть части тела, знать предметы санитарии и гигиены.  Иметь представление о том, что быть чистым - красиво и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям. Знать и выполнять правила проведения утреннего и вечернего туалета: мытья рук, лица, вытирания насухо полотенцем; знания, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, расческу и полотенце.
  • Уметь накрывать на стол перед обедом, во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой и полоскать ротовую полость после еды; убирать после еды посуду.
  •  В туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать насухо полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться. При раздевании складывать в определенной последовательности одежду. Аккуратно одеваться, проверяя все застежки на одежде, соотносить гарнитур одежды по гамме. После учебных занятий убрать со своей парты школьные принадлежности; убирать на место игры и игрушки; Убирать класс: выровнять парты и поставить стулья на парты, вытереть доску, вытереть пыль с парт, полить комнатные растения, и т.д.).
  • Уметь проводить сухую и влажную уборку помещения, заправлять кровать, проводить смену постельного белья.

  • Уметь различать и называть предметы одежды и обуви (трусы, носки, колготы, майка, рубашка, джинсы, шорты, платье, сарафан, юбка, жилетка, пальто, шубка, куртка, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки, туфли и т.д.). Уметь одеваться и обуваться, складывать и вешать снятую одежду и обувь. Уметь различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т.д. Уметь правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь), самостоятельно застегивать одежду (на пуговицы, молнию, кнопки). Следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли; уметь пользоваться носовым платком, стирать мелкие предметы одежды
  •  Помогать друг другу при выполнении тех или иных навыков самообслуживания. За столом вести себя спокойно и вежливо, уметь угостить друг друга и не забыть поблагодарить, пожелать приятного аппетита во время еды. Уметь пропускать друг друга в помещениях интерната, выразить вежливо просьбу и поблагодарить за оказанную помощь. Вместе садиться за стол и по окончании трапезы вместе выходить из-за стола. В помещении и интерната и на улице не сорить, не кричать.

                                           Тематическое планирование

                                    Тема занятия

примечание

                          Мы и наше здоровье

1

Знакомство с курсом «Формирование навыков самообслуживания» Внешнее строение тела человека.

2

Внутреннее строение тела человека.

3

Нервная система.

4

Что  такое  режим  дня. Соблюдение  режима  дня.

5

Кровь и кровеносная система.

6

О дыхании. Болезни, передающиеся через воздух.

7

Нос - орган обоняния. Уход за носом. Формирование эталонов поведения - использование носового платка. Практическая работа.

8

Вред курения.

9

Борьба с пылью. Виды уборки. Правила проведения уборки.

10

Разнообразие и назначение уборочного инвентаря. Хранение и уход за уборочным инвентарем.

11

Удаление пыли. Практическая работа.

12

Подметание пола. Практическая работа.

13

Пылесос. Правила ТБ при работе с пылесосом. Практическая работа.

14

Чистка мебели. Практическая работа.

15

Мытье пола.

16

Комнатные растения.

17

Уход за комнатными растениями.

18

Опора тела и движение.

19

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.

20

Наше питание. Пищеварительная система. Режим питания.

21

Правила  рационального  питания. Полезные  и  вредные  продукты

22

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

23

Витамины  в  рационе  питания.

.

24

Закрепление  культурно-гигиенических  навыков. Правильное  мытье  рук  перед  едой, мытье  фруктов  и  овощей.

25

Посуда. Разнообразие и назначение.

26

Простейшая сервировка стола.

27

Сервировка стола. Практическая работа.

28

Культура приема пищи. Правила поведения за столом.

29

Уборка посуды со стола. Мытье посуды. Практическая работа.

30

Зубы. Уход за зубами. Предметы личной гигиены.

31

Гигиена полости рта. Практическая работа.

32

Глаза – орган зрения.

33

Уход за глазами. Практическая работа.

34

Уши – орган слуха.

35

Уход за ушами. Практическая работа.

36

Кожа – орган осязания.

37

Уход за кожей. Практическая работа.

38

Первая помощь при повреждениях кожи.

39

Волосы. Уход за волосами.

40.

Практическая работа. Расчесывание волос. Мытьё головы.

41

Ногти. Уход за ногтями. Стрижка ногтей.

42

Органы выделения. Половая система.

43

Сон и его значение. Подготовка ко сну.

44

Заправка кровати.  Практическая работа.

45

Смена постельного белья. Практическая работа.

46

 Учреждения здравоохранения. Специальности врачей. Правила поведения в поликлинике. Медицинские процедуры, проводимые в интернате, их значение. Виды медицинской помощи: вызов врача на дом.

                         Гигиена одежды и обуви.

47

Название одежды. Виды одежды по сезонам. Хранение одежды. Правила опрятности.        

48

Чистка и просушивание одежды. Практическая работа.

49

Моющие средства. Мыло. Стиральный порошок. Правила пользования. Хранение.

50

Практическая работа. Стирка носков.

51

Практическая работа. Стирка рубашки.

52

Стирка одежды в стиральной машинке. Практическая работа.

53

Правила пользования утюгом. Глажка. Практическая работа.

54

Ремонт одежды. Пришивание пуговицы.

 

55

Ремонт одежды. Штопка.

56

Уличная и домашняя обувь. Виды обуви по сезонам.

57

Чистка и просушивание обуви.

58

Шнуровка ботинок.

59-60

Если хочешь быть здоров! Обобщение знаний.




                                                                                  Утверждено решением



                                                                 педсовета



                                                                                    от 30 августа 2013г   №1









                           



                               







Программа



«Формирование навыков самообслуживания»



Воспитатель: Малышева Татьяна Васильевна



Детский дом им. Ушинского



п.Шимск





















































По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта

Методический материал для педагогов, работающих с детьми с нарушением интеллекта....

ИГРОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКЛОЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Опыт педагогической работы с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью показывает, что навык самостоятельности возможно сформировать только в специально организованных условиях воспитания. ...

Формирование санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Формирование санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА В ПРЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Для построения воспитательного образовательного процесса в классе. При формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль име...

Доклад для общешкольного родительского собрания Чему учат в интернате. Анализ сформированности трудовых навыков, навыков самообслуживания по итогам диагностики уровня воспитанности.

Доклад для общешкольного родительского собранияЧему учат в интернате. Анализ  сформированности трудовых навыков, навыков самообслуживания по итогам диагностики уровня воспитанности....