программа "Формирование навыков самообслуживания"
рабочая программа по теме
Программа "Формирование навыков самообслуживания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_form_nav._samoobsluzhivaniya_malysheva_t.v.docx | 30.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий, напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости
Цель программы: формирование и совершенствование необходимых навыков самообслуживания, а также умение ухаживать за одеждой, чистить, стирать, поддерживать порядок в шкафах с бельем. Используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли, самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач:
- Развитие умений самообслуживания и самостоятельного жизнеобеспечения, снижающих степень социальной инвалидности, зависимости от окружающих людей.
- Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков.
- Выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств.
- Повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества
Содержание программы:
Содержание обучения на занятиях по формированию навыков самообслуживания основано на решении трех задач: дидактической, коррекционной и воспитательной. Дидактическая задача направлена на получение определенной информации о предмете и овладение способами и приемами действия с изучаемыми предметами. Программный материал подобран таким образом, что позволяет наращивать фундамент социально-
бытовой осведомленности.
Методическая работа воспитателя:
1. Отбирать такое содержание, которое отражало бы новые, перспективные и конкретные воспитательные задачи и вело бы к достижению поставленной цели.
2. Насыщать труд познавательным и творческим содержанием, раскрывать общественную и практичную значимость труда.
3. Ставить трудовые задачи, требующие волевых усилий обучающихся, развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.
4. Использовать такие трудовые задания, которые требуют применения на практике знаний, рациональных действий, умение пользоваться инструментами, приспособлениями, инвентарем.
Формы работы:
– индивидуальная (отрабатываются отдельные операции);
– групповая (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания).
Успешность обучения детей с умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых на занятии. Их выбор зависит от содержания занятия, особенностей психофизического развития детей.
В процессе обучения детей с умственной отсталостью навыкам самообслуживания целесообразно использовать следующие методы и приемы:
• Детальный показ и подробное объяснение каждого движения в их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т.е. его практическое участие в выполнении данного действия.
• Сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий для выработки алгоритма действия.
• Многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности.
• Постепенный переход от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову педагога.
Каждое занятие по формированию навыка включает следующие этапы:
1. Создание положительно-эмоционального отношения к навыку;
2. Демонстрация действия воспитателем (показ на себе и комментирование каждого действия);
4. Совместные действия воспитателя с ребенком;
5. Действие ребенка по подражанию действиям взрослого;
6. Самостоятельные действия ребенка.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Через основные формы организации труда детей - поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей.
Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.
Дежурства - это форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Большинство поручений становятся групповыми, т.е. принимают коллективный характер. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к труду взрослых.
Перед заданиями важно:
• рассказывать детям о пользе труда, чтобы они могли иметь представление о том, насколько нужна и важна работа;
• перечислять детям весь объем предстоящей деятельности, например: «Ты сегодня дежурный, что же нужно сделать? Основное внимание во время работы детей обращать на координацию работы отдельных дежурных, на помощь детям;
• выделять задания, которые стали бы содержанием труда отдельных детей;
• обращать внимание на то, как дети относятся друг к другу при распределении работы между собой, в какой форме выражают свое
несогласие, умеют ли корректно делать замечание товарищу, доказывать справедливость своих претензий.
Продолжительность одного занятия– 30 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю
Требования к знаниям и умениям в соответствии с уровнем развития воспитанников:
- Уметь различать и называть предметы, необходимые для приема пищи (ложка, вилка, нож, тарелка, стакан, кружка, чашка, блюдце, солонка, салфетка, клеенка, скатерть и т.д.). Обладать навыками: мыть руки перед едой: сервировать стол перед едой, во время приема пищи сформировать навык пользоваться ложкой, вилкой, ножом, уметь есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу, есть последовательно и уметь различать, какие продукты совместимы и полезны для здоровья, а какие нет.
- Знать, что нельзя есть зеленые, а также немытые ягоды, овощи, фрукты.
- Различать и называть части тела, знать предметы санитарии и гигиены. Иметь представление о том, что быть чистым - красиво и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям. Знать и выполнять правила проведения утреннего и вечернего туалета: мытья рук, лица, вытирания насухо полотенцем; знания, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, расческу и полотенце.
- Уметь накрывать на стол перед обедом, во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой и полоскать ротовую полость после еды; убирать после еды посуду.
- В туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать насухо полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться. При раздевании складывать в определенной последовательности одежду. Аккуратно одеваться, проверяя все застежки на одежде, соотносить гарнитур одежды по гамме. После учебных занятий убрать со своей парты школьные принадлежности; убирать на место игры и игрушки; Убирать класс: выровнять парты и поставить стулья на парты, вытереть доску, вытереть пыль с парт, полить комнатные растения, и т.д.).
- Уметь проводить сухую и влажную уборку помещения, заправлять кровать, проводить смену постельного белья.
- Уметь различать и называть предметы одежды и обуви (трусы, носки, колготы, майка, рубашка, джинсы, шорты, платье, сарафан, юбка, жилетка, пальто, шубка, куртка, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки, туфли и т.д.). Уметь одеваться и обуваться, складывать и вешать снятую одежду и обувь. Уметь различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т.д. Уметь правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь), самостоятельно застегивать одежду (на пуговицы, молнию, кнопки). Следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли; уметь пользоваться носовым платком, стирать мелкие предметы одежды
- Помогать друг другу при выполнении тех или иных навыков самообслуживания. За столом вести себя спокойно и вежливо, уметь угостить друг друга и не забыть поблагодарить, пожелать приятного аппетита во время еды. Уметь пропускать друг друга в помещениях интерната, выразить вежливо просьбу и поблагодарить за оказанную помощь. Вместе садиться за стол и по окончании трапезы вместе выходить из-за стола. В помещении и интерната и на улице не сорить, не кричать.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | примечание |
Мы и наше здоровье | ||
1 | Знакомство с курсом «Формирование навыков самообслуживания» Внешнее строение тела человека. | |
2 | Внутреннее строение тела человека. | |
3 | Нервная система. | |
4 | Что такое режим дня. Соблюдение режима дня. | |
5 | Кровь и кровеносная система. | |
6 | О дыхании. Болезни, передающиеся через воздух. | |
7 | Нос - орган обоняния. Уход за носом. Формирование эталонов поведения - использование носового платка. Практическая работа. | |
8 | Вред курения. | |
9 | Борьба с пылью. Виды уборки. Правила проведения уборки. | |
10 | Разнообразие и назначение уборочного инвентаря. Хранение и уход за уборочным инвентарем. | |
11 | Удаление пыли. Практическая работа. | |
12 | Подметание пола. Практическая работа. | |
13 | Пылесос. Правила ТБ при работе с пылесосом. Практическая работа. | |
14 | Чистка мебели. Практическая работа. | |
15 | Мытье пола. | |
16 | Комнатные растения. | |
17 | Уход за комнатными растениями. | |
18 | Опора тела и движение. | |
19 | Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. | |
20 | Наше питание. Пищеварительная система. Режим питания. | |
21 | Правила рационального питания. Полезные и вредные продукты | |
22 | Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. | |
23 | Витамины в рационе питания. | . |
24 | Закрепление культурно-гигиенических навыков. Правильное мытье рук перед едой, мытье фруктов и овощей. | |
25 | Посуда. Разнообразие и назначение. | |
26 | Простейшая сервировка стола. | |
27 | Сервировка стола. Практическая работа. | |
28 | Культура приема пищи. Правила поведения за столом. | |
29 | Уборка посуды со стола. Мытье посуды. Практическая работа. | |
30 | Зубы. Уход за зубами. Предметы личной гигиены. | |
31 | Гигиена полости рта. Практическая работа. | |
32 | Глаза – орган зрения. | |
33 | Уход за глазами. Практическая работа. | |
34 | Уши – орган слуха. | |
35 | Уход за ушами. Практическая работа. | |
36 | Кожа – орган осязания. | |
37 | Уход за кожей. Практическая работа. | |
38 | Первая помощь при повреждениях кожи. | |
39 | Волосы. Уход за волосами. | |
40. | Практическая работа. Расчесывание волос. Мытьё головы. | |
41 | Ногти. Уход за ногтями. Стрижка ногтей. | |
42 | Органы выделения. Половая система. | |
43 | Сон и его значение. Подготовка ко сну. | |
44 | Заправка кровати. Практическая работа. | |
45 | Смена постельного белья. Практическая работа. | |
46 | Учреждения здравоохранения. Специальности врачей. Правила поведения в поликлинике. Медицинские процедуры, проводимые в интернате, их значение. Виды медицинской помощи: вызов врача на дом. | |
Гигиена одежды и обуви. | ||
47 | Название одежды. Виды одежды по сезонам. Хранение одежды. Правила опрятности. | |
48 | Чистка и просушивание одежды. Практическая работа. | |
49 | Моющие средства. Мыло. Стиральный порошок. Правила пользования. Хранение. | |
50 | Практическая работа. Стирка носков. | |
51 | Практическая работа. Стирка рубашки. | |
52 | Стирка одежды в стиральной машинке. Практическая работа. | |
53 | Правила пользования утюгом. Глажка. Практическая работа. | |
54 | Ремонт одежды. Пришивание пуговицы.
| |
55 | Ремонт одежды. Штопка. | |
56 | Уличная и домашняя обувь. Виды обуви по сезонам. | |
57 | Чистка и просушивание обуви. | |
58 | Шнуровка ботинок. | |
59-60 | Если хочешь быть здоров! Обобщение знаний. | |
Утверждено решением
педсовета
от 30 августа 2013г №1
Программа
«Формирование навыков самообслуживания»
Воспитатель: Малышева Татьяна Васильевна
Детский дом им. Ушинского
п.Шимск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудности формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта
Методический материал для педагогов, работающих с детьми с нарушением интеллекта....
ИГРОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКЛОЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
Опыт педагогической работы с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью показывает, что навык самостоятельности возможно сформировать только в специально организованных условиях воспитания. ...
Формирование санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
Формирование санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания...
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА В ПРЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Для построения воспитательного образовательного процесса в классе. При формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль име...
Доклад для общешкольного родительского собрания Чему учат в интернате. Анализ сформированности трудовых навыков, навыков самообслуживания по итогам диагностики уровня воспитанности.
Доклад для общешкольного родительского собранияЧему учат в интернате. Анализ сформированности трудовых навыков, навыков самообслуживания по итогам диагностики уровня воспитанности....