Социально – правовое воспитание старших дошкольников
консультация на тему

Менлязова Анастасия Александровна

консультационный материал по социально-правовому воспитанию с элементами игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-pravovoe_vospitanie.docx58.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД  №5 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН

Социально – правовое воспитание старших дошкольников

Составил:

Социальный педагог

Менлязова А.А.

Социально – правовое воспитание старших дошкольников

«По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малых знакомиться с правами

Рядом мама крепко за руку держала,

В путь-дорогу умницу свою сопровождала

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете».

Идея прав и свобод человека привлекала внимание людей с древних времен. Среди первых, кто поставил вопрос о правах ребенка педагог К.Н. Вентцель, активно боровшийся против насилия над личностью ребенка в царской России. Януш Корчак в книге «Право ребенка на уважение», отстаивая права детей, считал важным признать право ребенка быть тем, кто он есть, - право на индивидуальность, на человеческое достоинство.

Наиболее значимым событием, связанным с защитой прав детей, считается создание Лигой Нации Комитета детского благополучия (1919г)

В 1948году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, а в 1959году Декларацию прав ребенка.

В Декларации провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, образование.

Конвенция о правах ребенка (1989г.) развивает положение декларации и предполагает более прочные юридические гарантии и нормы.

С наступлением 21 века во всем мире проблема защиты детей обострилась. Социально – экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях.

Как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации? Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется рост личности;

Это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью работы по защите их прав.

Важным аспектом по формированию правового сознания считаю ознакомление в доступной форме старших дошкольников с их правами.

Работу по развитию у детей основы правового сознания начинаю со 2 младшей группы: приучаю детей соблюдать правила, которые помогут жить дружно, не обижать друг друга, помогать друг другу.

Основная задача в работе с детьми четвертого года жизни:

  • Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями.

Продолжая работу в средней группе, решаю такие задачи, как:

  • Обучение детей речевым средством общения;
  • Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

При построении воспитательного процесса опираюсь на методические пособия Л.М. Шипицыной «Азбука общения» и В.Н. Рылеевой «Вместе веселее».

Непосредственное ознакомление детей с Конвенцией о правах ребенка начинаю в старшей группе данный документ написан сложным юридическим языком, поэтому в своей работе использую адаптированный вариант текста статей конвенции Е.С. Шабельника «Права ребенка» и С.Усачева «Приключения маленького человечка».

Приоритетными задачами социально-правового воспитания старших дошкольников считаю:

  1. Формирование основ нравственно-правовых качеств личности ребенка, его начальных представлений и эмоций, поведенческих позиций.
  2. Формирование бережного отношения к морально-этическим, общечеловеческим ценностям.
  3. Воспитание у детей желания познать себя и окружающих, умение общаться с другими людьми.
  4. Развитие самоконтроля и самосознания ребенка, с целью соотнесения его поведения определенным правилам и стандартам, принятым в обществе.
  5. Мышление дошкольников, в том числе и в сфере нравственности, носит конкретный характер. Осмысление происходит на основе конкретных фактов или примеров жизненного поведения. Поэтому организую, деятельность детей таким образом, чтобы то, о чем говорится в этих документах, стало неотъемлемой частью их жизни.

Отсюда следуют основные формы работы с детьми:

  • Знакомство с произведениями литературы, сюжеты которых отражают нравственно-правовые проблемы.

После прочтения сказки «Три поросенка» обсуждаем с детьми ситуацию, в которую попали главные герои и решаем, каким образом волк нарушил права поросят (право на жилище).

(Игра со слушателями)

В дальнейшем дети сами находят в литературных текстах примеры нарушения каких-либо прав.

  • Нравственно-этические беседы вне занятий.

Беседы с детьми строю так, чтобы нравственно-этическое представление приобрело для них яркое, живое содержание. С живым интересом дети рассуждают о состояниях, переживаниях героев литературных произведений, а также героев реальных ситуаций, о правомочности их поступков. Одновременно обсуждаем с детьми их ежедневные поступки.

  • Сочинение сказок и историй.

На основе сюжетов из сказок или собственных сочиненных историй

- преобразовываем с детьми ход повествования;

- придумываем различные концовки;

- вводим непредвиденные ситуации;

- соединяем несколько сюжетов в один.

Дети на конкретных примерах устанавливают несоответствие нормам поведения и решают, как его исправить. После этого предлагаю детям самостоятельно придумать небольшие рассказы, включая в них усвоенные знания о правовой культуре.

  • Игровое проектирование проблемных ситуаций

Нравственно-правовые темы включаю в сюжетно-ролевые игры и игры драматизации. Игровые модели строю в соответствии с интересами и возможностями детей, с их социальным опытом и возрастными особенностями. Дети охотно высказываются, оценивая свое поведение и поведение окружающих при обсуждении различных этических тем.

Эффективным также является наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение.

Таким образом, включение Конвенции о правах ребенка в содержание учебно-воспитательного процесса значительно обогащает образование детей. знакомясь со своими правами, дети осмысливают основные человеческие права и свободы, учатся уважительному отношению к общечеловеческим ценностям.

Наше общество только начинает подходить к признанию ребенка самостоятельной личностью, которая обладает своими правами. Проводимые анкетные опросы показывают, что не все родители знакомы с основными положениями Конвенции о правах ребенка. Семья несет основную ответственность за защиту жизни детей с младенческого до подросткового возраста. Так как семья продолжает оставаться самым эффективным инструментом в развитии личности ребенка, основными задачами в этом направлении я определила такие:

  • Познакомить с содержанием статей Конвенции о правах ребенка;
  • Вызвать интерес у родителей и желание осмыслить собственные права и в доступной форме знакомить с ними своего ребенка.

Эффективным средством педагогического и правового просвещения родителей, на мой взгляд, является наглядная агитация.

Широко использую в своей практике:

  • Папки-передвижки с темами «Искусство быть родителем», «Наказывая, подумай, Зачем?»;
  • Уголок с книгами, содержащий нормативно-правовые документы по защите прав ребенка;
  • Составление листовок на тему «Знаем мы права свои – помогают нам они»;
  • Оформление фотоальбомов «Я и моя семья».

Проводимая работа позволяет ближе узнать семьи воспитанников, познакомиться с методами поощрения и наказания, используемыми родителями, выяснить, насколько соблюдаются права ребенка в каждой семье. Надо сказать, что на первых порах родители с удивлением и недоверием отнеслись к этому начинанию, но по мере работы они прониклись доброжелательностью и даже благодарностью за внимание к их детям. А я с удовольствием отмечаю, что мои воспитанники стали открытыми и откровенными.

Список литературы по проблеме правового воспитания

Антонов В.В. Младшим школьникам о всеобщей декларации прав человека. М., 1995.

Барылкина Л.П. Опыт правового воспитания и образования в начальной школе//Начальная школа. 1998.№2

Доронова Т.Н. Защита прав и достоинств ребенка. М., 2003

Лиханов А. Дети и их права//Права ребенка. Основные международные документы. М.,1992

Суслова Э.К. Растим Гражданина//Дошкольное воспитание.1999.№1

Шнекенфорд З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. М.,1997  

Книги для детей

Антонов В.В. Изучаем права человека. М., 1997

Усачев А. Приключения маленького человечка. М.,1997

Шабельник Е.С. Права ребенка. М., 1997

Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права! М., 1995

Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Права на всякий случай. М., 1995

Яковлев Ю. Ваши права,дети. М., 1992

Игра – тест по известным произведениям

  1. Какие права нарушаются в сказках

«Мороз Иванович»

«Крошечка – Ховрошечка»

«Золушка»

  1. Вспомните произведения, в которых нарушаются

- право жить и воспитываться в семье («Гадкий утенок», «Мальчик-С-Пальчик», «Гуси-лебеди»)

- право на неприкосновенность («Красная Шапочка», «Терёшечка»)

-право на образование («Приключения Буратино»)

- право на имущество («Аленький цветочек», «Кощей Бессмертный»)

Искусство быть родителем

 Ваш малыш ни в чем не виноват перед Вами.  Нив том, что он появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.

√ Ваш ребенок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы, создав условия для их реализации.

√ Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы также неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

√ Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, какой он есть.

 Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше. Будь уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В последние годы музыкальная педагогика рассматривает старший дошкольный  возраст,  когда дети особенно чувствительны к музыке, как наиболее благоприятный, сенситивный период в развити...

Проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников "Русские колокола"

Чтобы воспитать патриотические качества у ребёнка, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на его эмоциональные и нравственные сферы. Колокол для России – это один из национальных ...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе реализации проекта «Защитники земли русской»

   Любовь к Отечеству испокон веков была яркой чертой русского национального духа. Привязанность к родной земле, своему народу, пережитой им истории, достижениям культуры, всегда оказ...

Педагогический проект по экологическому образованию и воспитанию старших дошкольников от 5 до 6 лет. Тема: "Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает"

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности....

Социально – правовое воспитание старших дошкольников

Социально – правовое воспитание старших дошкольников...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников через проектную деятельность

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это  сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающ...

Буклет по патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантно...