Обобщение опыта социального педагога
статья на тему

Тополницкая Анна Васильевна

"Знания, не рождённые опытом,

матерью   всякой достоверности,

бесплодны и  полны ошибок"

                                                  (Леонардо Да Винчи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ПУРОВСКИЙ РАЙОН

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

П.ХАНЫМЕЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629877, РФ, ЯНАО, Пуровский район, п. Ханымей, ул. Школьная, 1,

телефон – 41-4-73; факс – 41-5-70

Обобщение опыта по теме самообразования:

«Организация индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете и семьями СОП»

                                        Социальный педагог

                                                     Тополницкая Анна Васильевна

"Знания, не рождённые опытом, матерью                                                         всякой достоверности, бесплодны и                                                                 полны ошибок" (Леонардо Да Винчи).

        "Опыт" - в педагогическом словаре определяется как - "активное усвоение и реализация педагогом законов и принципов педагогики, с учётом конкретных условий, особенностей детей, коллектива и собственной личности".

В своей работе мне и хотелось бы изложить те знания, рождённые тем опытом, который приобретался посредством активного усвоения мной закономерностей, принципов и их реализацией, проходя через призму некоторых особенностей, специфики и моей личности.

"Опыт" - понятие социального процесса и как любое целенаправленное действие, происходящее в обществе, имеет свои особенности, стадии и этапы развития. Поэтому, для более чёткого и лаконичного изложения материала я решила обозначить весь процесс своей рабочей деятельности, через рассмотрение стадий развития идеального межличностного взаимодействия:

1. Стадия знакомства

2. Стадия неопределённости

3. Стадия поиска точек соприкосновения

4. Стадия сотрудничества

5. Стадия перспектив

        Данные этапы помогут более чётко отследить содержание деятельности, её эмоциональную окраску, возникавшие трудности и достигнутые результаты на каждом последующем рубеже.

Теперь, о том, как в рамках социально-педагогического аспекта выглядят данные стадии, где и начинается непосредственное обобщение опыта работы.

1. Знакомство

        Любое взаимодействие начинается со знакомства. Будь то люди, события, предметы или явления. От того, как пройдёт этот этап во многом зависит успешность всех последующих мероприятий. Моё знакомство с работой социального педагога в Ханымейской средней школе можно назвать успешным. Положительных впечатлений было намного больше; предстоящих трудностей ещё не было видно а ознакомление и узнавание работы, как процесса приносило новые знания. Данный этап занял практически целый учебный год. За это время удалось узнать специфику работы в школе со всех сторон - со всеми подводными течениями. Постепенно стали вырисовываться основные "сложные" моменты, индивидуальности поведения детей, особенности воспитательного процесса и возможные методы воздействия. И вот тогда, когда радужное представление начинает ослабевать, когда становится понятно насколько тонкая и сложная работа предстоит, сколько предстоит сделать открытий и усилий…наступает вторая стадия.

2. Стадия неопределённости

        А получится ли? А нужно ли? Стоит или всё-таки нет…Основные вопросы, возникающие теперь. Насколько я могу рассчитывать на свои силы и внутренние возможности? Есть ли у меня те способности, задатки и навыки, чтобы со всем этим справиться? Данный этап занял у меня наименьшее количество времени, возможно, положительный (по большей части) эмоциональный запал из первой стадии был ещё не растрачен, да и всё моё окружение помогало своей позитивной вовлечённостью. Хочется сказать, что в этой ситуации очень много решают дети, с которыми работаешь. Таким образом, данная стадия уверенно и стремительно перешла в третью, самую информационную и самую новаторскую.

3.Стадия поиска точек соприкосновения.

        Как и любое знакомство, так и любая работа включает в себя момент исследования и узнавания друг друга, то есть представление и поиск того, "через что" можно сотрудничать и вести двустороннее взаимодействие. Основным теоретическим вопросом на этом этапе было - определение целей, задач, выявление основных направлений деятельности.

В нашей стране происходят глубокие процессы демократических преобразований в социально-политической сфере жизни общества, формируется правовое государство, в сознании людей все более доминирует идея верховенства права, незыблемости закона.

С некоторых пор преступность стала стремительно молодеть. Все больше и больше несовершеннолетних втягиваются в различного рода криминальные сообщества. Все больше и больше несовершеннолетних попадается в проблемные ситуации и количество молодых людей, становящихся на путь совершения правонарушений увеличивается. Причем быстрыми темпами растет и количество малолетних преступников, которые в силу своего возраста вообще не подлежат привлечению к уголовной ответственности.

Каковы же причины столь бурного роста преступности несовершеннолетних?

Перечислим лишь некоторые, на наш взгляд, наиболее важные из них:

  • Последовательная пропаганда средствами массовой информации культу насилия и  неограниченной власти денег;
  • Отсутствие ориентации на духовные ценности;
  • Отсутствие правовой пропаганды и ее низкий уровень;
  • Безответственность родителей за воспитание детей;

Цель своей работы я определила так: «Организация индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете и семьями СОП».

Основными направлениями моей работы является:

  • Работа с педагогическим коллективом;
  • педагогическое просвещение преподавателей, классных руководителей;
  • организационно-методическая работа:
  • участие в педагогических советах, совещаниях, методических объединениях;
  • участие в организации и проведении семинаров-практикумов;
  • подбор литературы по социально-педагогическим проблемам для участников воспитательного процесса;
  • работа с учащимися школы (трудоустройство, учащиеся «группы риска», семьи «группы риска»;
  • профилактика правонарушений среди учащихся
  • работа с родителями;
  • взаимодействие со смежными структурами:
  • инспекциями и комиссией по делам несовершеннолетних Пуровского района;
  • органами опеки и попечительства;
  • правоохранительными и правозащитными органами и т.д.
  • индивидуальная и групповая работа с семьями, оказавшимися в социально опасном положении (многодетными, неполными и т. д.);
  • педагогическое просвещение родителей.

Для более удобного контроля и учетности по данным направлениям разработаны и ведутся журналы:

-Журнал учета обращений учителей, родителей, учащихся МБОУ «СОШ№1»;

- журнал посещения уроков, классных часов, внеклассных мероприятий;

-журнал протоколов, бесед с учащимися и их родителями при директоре;

-журнал взаимодействия специалистов с учащимися оказавшимися в социально-опасном положении;

-дневник наблюдения (Ф.И.О. состоящего на учете);

-журнал тематических групповых консультаций.

        С помощью такой формы очень легко отслеживать ежедневную работу. На виду все занятия, консультации, беседы и другие различные мероприятия, причём в журналах указывается не только количественная сторона отчёта, но заполняются и качественные характеристики, такие как - глубина контакта, активность и результат о проделанной работе. Так же на каждого ученика, состоящего на внутришкольном, КДНиЗП,  ОпДН учетах заведено личное дело, где собирается накопительный материал (акты обследования семьи, характеристика, план индивидуальной профилактической работы, план работы педагога-психолога, выписки оценок и пропусков занятий).

4.Стадия сотрудничества.

        Отлаженная и скоординированная работа со специалистами смежных структур, разработан план совместной профилактической работы социальных педагогов с участковым инспектором Ханымейского ПП, план работы с участковой больницей (педиатр, нарколог, гинеколог). Также ведется тесное сотрудничество учреждениями дополнительного образования: ДШИ, ДДТ, ДЮСШ «Хыльмик», ДК «Строитель», музей. Важную роль в организации и проведении профилактической работы с подростками оказывает Администрация поселка, Департамент образования, КДНиЗП, ЦЗН, Органы опеки и попечительства.

Разработана система работы социального педагога:

  • Схема деятельности социального педагога МОУ «ХСОШ № 1»;
  • Взаимодействие со смежными структурами поселка, района;
  • Система организации работы с учащимися, состоящими на профилактическом учете;
  • Проведение индивидуальной профилактической работы
  • Мониторинг

        Мониторинг работы социально-педагогической службы показывает снижение роста правонарушений несовершеннолетних Ханымейской средней общеобразовательной школы за 3 года. Разработан индивидуальный план работы с каждым  учеником, состоящим на учете. Совместно с классными  руководителями ведется ежедневное наблюдение за успеваемостью, посещаемостью уроков и школы учащимися, состоящими на всех видах учета. Постоянно проводятся индивидуальные беседы о вреде курения, сквернословия. Согласно графика работы проводятся тематические беседы с детьми и их родителями на темы: «Права и обязанности родителей», «Детско-родительские отношения в семье», «Контроль за нахождением ребенка в вечернее время».

С начала учебного года и на протяжении всего года, согласно индивидуального плана работы с детьми, состоящими на учете проводятся профилактические беседы на темы:

«Устав школы», «Правила поведения  в вечернее время», «Взаимоотношения с одноклассниками», «Последствия жестокого обращения», «Уголовная ответственность несовершеннолетних за нанесение телесных повреждений», «Сквернословие – вредная привычка», «Курение – это вред здоровью».

Таким образом, на  начало учебного года на внутришкольном учете  состояло  5 человека, причина постановки  нарушение Устава школы, 1 несовершеннолетний на учете КДНиЗП. В результате проведенных профилактических мероприятий  в школе снизилось число нарушителей школьного устава.  

Количество учащихся состоящих на учете в КДН и ЗП, ГУУПиПДН, ВШУ  в сравнительном анализе за три  года.

2013-2014 уч. год

2014-2015уч. год.

2015-2016 уч.год

1-4класы

КДН и ЗП

0

0

0

ГУУПиПДН

0

0

0

ВШУ

0

0

1

5-9 классы

КДН и ЗП

2

0

0

ГУУПиПДН

2

0

0

ВШУ

4

3

3

10-11 классы

КДН и ЗП

0

0

0

ГУУПиПДН

0

1

0

ВШУ

0

0

1

        

        С данной категорией обучающихся и их родителями, на протяжении всего года проводилась профилактическая работа:

- посещение семьи классными руководителями, социальными педагогами совместно с инспектором по делам несовершеннолетних;

- велся систематический контроль успеваемости и посещаемости учебных занятий;

- по результатам диагностических исследований, дети были включены в группу, с которой проводились занятия на снятие агрессивности.

- также  разработаны индивидуальные планы работы с обучающимися, в которые  включены: профилактические беседы, патронаж семьи, беседы с родителями.

-все дети данной категории привлечены к активному участию в школьных и классных мероприятиях (культурно-массовая, спортивно-оздоровительная работа, организация досуга), посещают учреждения дополнительного образования – 100%.

- обучающиеся, состоящие на учете организованы, на летний период – 2 ребенка выезжают в оздоровительный лагерь, 2 – трудоустроены.

Для повышения мотивации к обучению, для укрепления веры в свои способности привлекаем  детей к участию  во всевозможных конкурсах,  соревнованиях,  проектах, где обучающиеся защищают честь школы или поселка.

        В этом учебном году по школе занятость всех обучающихся кружковой и внеклассной деятельностью составляет 99%,   из них  27% занимаются   в спортивных секциях,  а это  на 3% больше, по сравнению с прошлым годом.         На протяжении нескольких лет дети, состоящие на учете 100%.  всегда вовлечены в учреждения дополнительного образования.

Охват учащихся состоящих на учете КДН и ЗП, ОпДН, ВШУ

кружковой и секционной работой за три года

Учебный год

Всего учащихся в ОУ

Общее к-во уч-ся, состоящих на учётах

Из них занимаются в шк.кружках и секциях

Занимаются в системе ДО

Не занимаются в системе ДО

2013-2014

352

4

2

2

0

2014-2015

338

4

3

1

0

2015-2016

334

5

4

1

0

С теоретической точки зрения по Д.И. Фельдштейну неформальные подростковые группы не являются некими статичными, неменяющимися социальными образованиями. Им свойственна своя групповая динамика, имеет место некое развитие, в результате которого группы с асоциальной направленностью могут перерасти в криминогенные или даже в преступные группы. Д.И. Фельдштейн выделяет пять групп подростков правонарушителей.

Представители первой группы характеризуются наличием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгоистичны, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Таких подростков нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела, используя присущее им упорство в достижении поставленной цели, стремление к первенству, частично осознанное чувство социальной неполноценности.

Ко второй группе относятся подростки с деформированными потребностями, подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. Для их перевоспитания важно изменить обстановку и привычные формы поведения, высказывать доверие к ним, одобрять их достижения, вырабатывать умения не только подчиняться, но и командовать.

У подростков третьей группы наличествуют как деформированные, так и позитивные потребности и взгляды. Но последние не стали регуляторами их поведения. Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступки. Полезной для них в воспитательном отношении является ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться.

111

К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными товарищами подростков.

Представители пятой группы - случайные правонарушители. Они слабовольны и неустойчивы перед дурным влиянием. У подростков этих двух групп важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу личности и тем самым подвести к включению в полезную трудовую деятельность. Им необходимы:

  • постоянная коллективная работа в должном темпе;
  • систематический контроль и оценка их деятельности;
  • личная ответственность;
  • активное участие в соревновании.

Основные виды работы социального педагога с несовершеннолетними правонарушителями.

В работе с детьми реализовываются следующие направления:

- перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);

- воспитание нравственно-правовой убежденности;

- формирование адекватной самооценки, способности критически   относиться к самому себе;

- развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;

- включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;

- организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);

- предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.);

- обеспечение благоприятного социально- психологического климата

- способствование заполнению пробелов в знаниях.

Работа социального педагога с несовершеннолетними правонаршителями основывается как на работе с конкретными симптомами отклонений, так и на профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий их провоцирующих).

Проводятся беседы, консультации, посещение семьи на дому. Организация встреч со специалистами – врачами, инспектором ОДН, организация работы и отдыха школьников в летний период.

Следующее направление работы социального педагога это работа с неблагополучной семьей.
   Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах воспитания собственного ребенка. Причинами семейных проблем становится не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения.

Цель работы социального педагога в данном направлении – создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребенком или его окружением.  
   Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений. Но для этого социальный педагог должен знать причины, порождающие неблагополучие семьи. У каждой семьи они свои, он есть и сходные черты.
   
Типы неблагополучных семей и задачи социального педагога в работе с неблагополучными семьями:

Типы неблагополучных семей

Задачи социального педагога

1.Криминально-аморальная семья. 

Жестокое обращение в семье, злоупотребление алкогольными напитками, сексуальная распущенность родителей, отсутствие элементарной заботы о содержании детей.

1.Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
2.Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
3.Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.

2.Педагогически неграмотная семья.

Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.

1.     Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
2.     Пробудить интерес к самообразованию.
3.     Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

3.Семья, в которой приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью.

Дети в такой семье растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют.

1. Изменить жизненную ориентацию родителей.
2. Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
3. При встречах  с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы.

4.Семья, в которой проявляется диктат одних членов семьи над другими.

Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими.

1.     Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
2.     Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
3.     Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании.

5.Неполная семья.

Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера с такой семье характеризуется холодностью, безразличием, отсутствием духовного контакта.

1. Расположить мать к себе, заручиться доверием.
2. Заинтересовать судьбой ребенка, пробудить ответственность за его и ее матери, будущее.
3. Пробудить в матери потребность в душевных контактах с ребенком.

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи семьям: 
  
Образовательную – помощь в обучении и воспитании.
  
Психологическую – социально-психологическая поддержка и коррекция.
  
Посредническую – помощь в организации, координации и информирование.
В своей работе социальный педагог использует следующие 
методы работы с семьей:
 
Метод убеждения -  помогает убедить родителей в последствиях их антиобщественного поведения. С помощью данного метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации.
 
Метод наблюдения – помогает собрать больше материала для организации воспитательной работы в семье. Социальный педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его досуговой деятельностью.
 
Метод бесед – один из самых распространенных методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их решения.
 Формы работы социального педагога с семьей:
  Родительские собрания;
  Конференции;
  Тренинги;
  Индивидуальные и тематические консультации;
  Беседы;
  Посещение семей;
  Выпуск информационных листов и т.д. 
 
Содержание работы социального педагога с семьями:
 
Первый этап. Выявление неблагополучных семей.
Для выявления неблагополучных семей социальный педагог использует различные методы изучения семьи:
1.     Наблюдение за детьми.
2.     Опрос, анкетирование родителей и детей.
 
Второй этап. Определение типов семейного воспитания.
На этом этапе социальный педагог использует методики, направленные на изучение детско-родительских взаимоотношений; определение ведущих паттернов поведения каждого члена семьи; изучение характера коммуникации в семье.
 
Третий этап. Дифференциация форм и методов работы с семьей.
Социальный педагог разрабатывает план работы с семьей, направленный на корректировку отношения к ребенку в семье, учитывая при этом преобладающий тип семейного воспитания. Для проведения сравнительного анализа на каждую семью заводится карта сопровождения семьи, где отражаются социально-демографические данные семьи, акт обследования ЖБУ, материальные ресурсы семьи, социальный профиль семьи, социальный профиль ребенка, программа индивидуально-профилактической работы, лист рекомендации психолога, реабилитационная работа, анализ работы с семьей, лист движения карты.
 
Четвертый этап. Организация совместной работы.
 

 
   Для оказания помощи семье (информационной, посреднической, досуговой, социальной и педагогической) социальный педагог сотрудничает с различными специалистами (педагогический коллектив, инспектор ОДН, отдел опеки и попечительства, социальная защита).
   Налаженная работа социального педагога позволяет оказывать эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, патронаже, обеспечении жильем и других видах социальной помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "

В Данной  методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....

обобщение опыта работы педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ "Росинка" Прохоровой Юлии Александровны

обобщение опыта работы в хореографической студии педагога дополнительного образования...

Обобщение опыта работа педагога дополнительного образования

Обобщенине опыта работы педагога дополнительного образования...

Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»

Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...

Обобщение опыта работы педагога-организатора

Обобщение опыта работы по созданию и работе районной детской общественной организации "Возрождение". Программа работы организации на год, план работы, схема организации, девиз, эмблема....

Вечер – портрет «Зоя – по-гречески жизнь», посвященный обобщению опыта работы педагога дополнительного образования

Вечер – портрет «Зоя – по-гречески жизнь», посвящен обобщению опыта работы педагога дополнительного образования, руководителя музея  Дудко З.Н.Целью обобщения опыта является  развитие ...