Методические рекомендации по разработке профилактических программ
методическая разработка на тему
Создание Программ – результат большой кропотливой работы автора или коллектива авторов.
Существует несколько видов программ. Самые распространенные - это: модифицированные и авторские.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_razrabotke_modifitsirovnnyh_i_avtrskih_prgramm.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по разработке профилактических программ
( из опыта работы социального педагога СОШ №25 Казанцевой С.И.).
Создание Программ – результат большой кропотливой работы автора или коллектива авторов.
Существует несколько видов программ. Самые распространенные - это: модифицированные и авторские.
Модифицированные – это программы, разработанные на основе типовых, либо других, имеющие изменения в содержании.
Авторские – программы, не имеющие аналогов.
По содержанию программы могут быть предметными, дополнительными, специфическими, и.т.д., но все они входят в состав основной образовательной программы.
При написании профилактических программ необходимо:
- учитывать цели и задачи образовательной программы школы;
- предусмотреть обеспечение, предполагаемой программы, необходимым методическим комплексом;
- обосновать её необходимость;
- соблюдать принцип преемственности с образовательной программой учреждения;
- прописать обязательные разделы
- следовать алгоритму построения программ.
Включение Программ в образовательный процесс учреждения предполагает проведение следующих процедур:
1. Рецензирование.
Рецензия может выдаваться научными или методическими учреждениями, так и отдельными специалистами по профилю программы- внешнее рецезирование.
Обсуждение на заседании методического Совета учреждения- внутреннее рецензирование.
2. Апробирование.
В ходе апробации могут вноситься рекомендации по совершенствованию Программы, оцениваться её эффективность
3.Утверждение.
После получения положительных экспертных заключений и апробации, на учёном Совете, при УО или МО, осуществляется защита Программы автором.
Любая Программа выполняет обязательные функции:
*нормативную;
*целеполагающую;
*фиксирущую состав содержания;
*процессуальную (формы, методы, средства и условия).
Функции Программы определяют наличие требований:
*социальный заказ;
*взаимосвязь, имеющихся программ ОУ;
*наличие признаков нормативных документов,
*последовательность расположения;
*раскрытие целей;
*конкретность;
*способ построения (линейный или концетрический).
Структура Программы включает следующие элементы:
1.Титульный лист.
2.Наименование образовательного учреждения.
3.Название программы.
4.Фамилия, имя, отчество разработчика.
5.Гриф утверждения программы.
6.Название города.
7.Год составления.
Разделы программы.
I.Паспорт программы
( составители, исполнители, субъекты, профилактики, общественные формирования, сроки).
II.Пояснительная записка.
Назначение пояснительной записки состоит в том, чтобы кратко обосновать и охарактеризовать сущность и специфику темы, её актуальность; в общих чертах показать методическую систему достижения цели.
III.Цели и задачи программ.
Цели определяются, исходя из конечной цели образовательной программы учреждения
Важно, чтобы цели и задачи поднимались однозначно, были диагностируемыми.
IV.Требования к уровню выполнения программы.
При формулировке целей и задач необходимо учитывать уровень образованности, компетентности субъектов образования и воспитания.
V.Целевые группы.
Определение объектов.
VI. Принципы образовательного процесса.
1.Комплексность (согласованное взаимодействие).
2 .Дифференцированность.
3. Многоаспектность (социальный, психологический, образовательный).
4. Последовательность (этапность).
5.Аксиологичность (формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях: здоровом образе жизни, законопослушности).
6. Направления - выбираются исходя из специфики программы, например, ранняя, общая, специальная профилактики).
7. Содержание работы по выполнению мероприятий, например:
- аналитика – диагностическая деятельность;
- информационно – диагностическое обеспечение;
- взаимодействие всех субъектов профилактики;
- социально – педагогическая поддержка семьи;
- профилактика правонарушений несовершеннолетних учащихся;
- привлечение общественности;
- контроль.
VII. Этапы реализации программы.
1.Организационно – подготовительный.
2. Программно – реализованный.
3. Контрольно – коррекционный.
Средства контроля должны соответствовать целям и задачам содержания, - позволять оценивать степень достижения планируемого результата. Контроль может планироваться и фиксироваться в перечне мероприятий.
VIII.Правовые границы.
- действия не нарушающие, установленную в законе, компетенцию органов или лиц, осуществляющих воспитательною - профилактические меры;
- меры, не нарушающие права несовершеннолетних.
IX. Нормативные документы, регламентирующие профилактическую деятельность:
*Законы.
*Постановления.
*Приказы.
*Программы.
*Акты.
*Положения.
X. Ресурсное обеспечение программы:
- Кадровое обеспечение.
- Финансовое обеспечение.
XI. Механизм реализации программы.
1.Управление и контроль
2.Субъекты реализации программы.
3.Ежегодные уточнения и изменения.
4.Определение планов мероприятий.
XII. Ожидаемые результаты.
Ожидаемые результаты зависят от поставленных целей.
XIII.Рекомендуемая литература.
Список литературы включает описания изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.
XIV. Перечень программных мероприятий.
Для того чтобы «не перегружать» перечень программных мероприятий, целесообразно все дополнительные материалы (проекты, схемы, планы, и. т.д.) разместить в приложениях.
Профилактическая программа сможет выполнить своё назначение, если в ее реализации будут принимать участие все субъекты профилактики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по разработке Рабочих программ
Методические рекомендации о составлении рабочих программ для учителей-предметников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 13»...
Методические рекомендации по разработке учебных программ по физкультуре
в соответствии с ФГОС и Положением о ВФСК ГТО...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
Методические рекомендации по разработке специальной программы развития (СИПР) для детей с умеренной, глубокой и тяжёлой умственной отсталостью
Представлен опыт работы по разработке СИПР на основе варианта 2 Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью....
Методические рекомендации по разработке рабочей программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-х классов
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи преподавателям-организаторам ОБЖ в подготовке рабочей программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для уч...
Методические рекомендации по разработке рабочей программа курса по ОБЖ в 6 классе
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи преподавателям-организаторам ОБЖ в подготовке рабочей программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для уч...
Методические рекомендации по разработке рабочей программы элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»
В соответствии с п.п 2.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат) направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образован...