Использование здоровье-сберегающих технологий на занятиях ТЖН
опыты и эксперименты на тему

из опыта работы

«Здоровье организма определяется его количеством, оно оценивается  максимальной производительностью  органов при сохранении качественных пределов их функций».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_zdorove_tzhn_avtosohranennyy_novyy.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровье-сберегающих технологий на занятиях ТЖН

(из опыта работы, Казанцевой Светланы Ивановны)

«Здоровье организма определяется его количеством,

оно оценивается  максимальной производительностью

органов при сохранении качественных пределов их функций».

     Представим себе полноводную реку, в которой купаются дети, плохо умеющие плавать. Впереди - огромный кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу. Протягиваем руки и пытаемся их спасти. В то время, как все мы должны стоять наверху, где течение спокойное, и учить детей плавать. Если перенести данную ситуацию в область здоровья,  река – это образ жизни.

Задача учителей – научить каждого ребенка безопасному плаванию, помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

    На всех уроках необходимо использовать здоровье - сберегающие технологии.  Особенно  полезно использовать их на уроках  ТЖН.

 

     В основу этой схемы положена  система работы на

занятиях.

     Программа ТЖН предполагает формирование и укрепление здоровья, в частности – профилактику злоупотребления психоактивных веществ. Все темы занятий позволяют осуществлять творческий подход учителя к их проведению.

     Ребенка нужно  рассматривать не как «пустой сосуд», который нужно наполнить знаниями о здоровье, но и привить полезные навыки, умения и привычки. Надо выработать мотивацию на сознательное отношение учащихся к своему здоровью и здоровью окружающих.

 Одним из ключевых моментов занятия - создание ситуации успеха в решении физического и нравственного совершенствования. Для этого необходимо постоянное сотворчество учащихся и учителя. У школьников должна сформироваться внутренняя позиция: «это мне надо», «это я могу       достичь» …. Детей нужно подбадривать, хвалить, стимулировать  даже за незначительное достижение, успех.

     Необходимо знать о возрастных особенностях, применяя эти знания на ТЖН. На первом уроке «Здравствуй, школа!» обсуждаются проблемы, которые могут возникнуть у учащихся в связи с личностными и  возрастными изменениями. Такие уроки лучше всего проводить  в форме пресс-конференций, на которых дети становятся  «врачами»,  «психологами», «юристами», где говориться о нормативно-правовых документах, регулирующих охрану здоровья детей и подростков; о влиянии пагубных привычек на организм человека. Хороши и интегрированные уроки, в которых принимают участие учителя-предметники, психолог, медработник. В программу тренингов включаются упражнения на дыхание, для глаз, на расслабление, проводятся развивающие игры.

Специально разработаны темы уроков, согласно возрасту школьников, которые позволяют  вести  данный тренинг  в  полном  объёме.

    На уроках ТЖН ведется работа и по  половому воспитанию. Приглашаются специалисты Центра планирования семьи, Центра медицинской профилактики, а также родители, имеющие медицинское образование. Занятия проводятся  с мальчиками и девочками отдельно.

    Особенно ответственны занятия, связанные с проектной деятельностью: учитель дает консультации, приводит примеры проектов, помогает, направляет, периодически отслеживает продвижение учащихся по реализации составленных планов.

    Выбираются такие темы, как:

            -«Как я брошу курить»;

            - «Как я буду приучать себя делать зарядку»;

            - «Закаливание»;

            - «Займусь спортом» и др.

    На уроках ТЖН затрагиваются и решаются всевозможные проблемы:

            - полезна или вредна жевательная резинка;

            - почему устают глаза;

            - как разрешить конфликт;

            - как бороться со стрессом, и др.

    В целях формирования положительных качеств ребенка, используются  различные методы: работа с проволокой, рисование мелками, кистью, художественное слово, ролевые, дидактические игры, и  другое. Например, «Посылаем добрые мысли».  При этом применяется форма незаконченного предложения, «открытые и закрытые» вопросы.

    Неоценима роль  аутотренингов, которые позволяют учащимся расслабиться,  снять напряжение:

«Сядьте удобно. Вот ваша правая нога.…Поставьте ее так, если бы нога была живая и могла сказать: «Спасибо, что ты обо мне позаботился, что ты поставил меня так хорошо»… Свою левую ногу поставьте так, чтобы не было напряжения ни в ступне, ни в колене. И пусть ваши ноги лягут спокойно на ваши колени. Взгляните на каждую свою руку по очереди. Каждая рука достойна того, чтобы о ней позаботиться и обратить на нее свое теплое внимание. Пусть каждый палец почувствует ваше внимание, ваше тепло, вашу заботу. Пройдитесь по ним и погладьте своим вниманием каждый свой палец. Активнее работают кровеносные сосуды, чувствуется, как бьется кровь, чувствуется легкое покалывание.

     Я  дышу и чувствую, как воздух входит в меня, я принимаю его. И выдыхаю – воздух выходит из меня. Я рад, что у меня есть гармония с миром, то, что я могу принимать в себя воздух и отпускать его. Дыхание ровное, спокойное, мне дышится легко.

Мое тело, мое лицо, мои ноги и руки, я хочу заботиться о вас, я люблю вас. Спасибо, что вы у меня есть. Отдыхайте».

     Одним из основных эффективных методов работы является написание детьми сочинений.  Школьники  пишут сочинения  на темы:

             - Я сегодня…

             - Я через 10 лет…

             - Я через 30 лет…

      Они являются психологическим настроем на анализ сегодняшнего состояния  и  будущего.

      Активно применяются компьютерные технологии. Занятия по ТЖН иногда проводятся в мультимедийном классе. Просматриваются и обсуждаются такие вопросы: «Кайф»- о наркомании, « Правда и ложь об алкоголе», «Кое-что о насвае», « Пиво-младший брат наркотика» и др. В школе появилась возможность  выхода в Интернет.  Ребятам  предлагаются адреса полезных страничек, где дети ищут нужную информацию, которой пополняют  школьный  сайт в Интернете.

Считаю,  уроки ТЖН,  самыми главными,  так как они учат ЖИЗНИ!

Об отношении детей к этому предмету говорят их стихи:

 

 

Хочу сказать о ТЖН 

(творческая групповая работа учащихся школы №25).

Много уроков разных

В школах сегодня есть.

Но ТЖН – особый:

В нем отличий не счесть.

Интерактивный модуль

Должен предмет тот несть.

Дети на нем активны.

Никто не хочет молчать,

Когда на вопрос ведущей,

Нужно с душой отвечать.

На них - «мозговые штурмы»,

Можем группами сесть,-

И ролевые игры,-

На этих уроках, есть.

Мы можем составить проекты,

Животных изобразить.

Дружно в ладоши хлопать

Себя любить и  хвалить.

Энергизатор! – О чудо!

Его с нетерпеньем ждем:

Легко говорим комплименты,

И руки друг другу жмем.

Полезным навыкам, тренеру,

Надо нас научить.

Они пригодятся нам в жизни,

С ними нам легче жить.

 

Притча

       

Младший школьник, кто ОН?

Своеобразие младшего школьного возраста, как этапа развития:

важнейшие новообразования  возникают во всех сферах психического развития:пазвитие мышления, развитие рефлексии, развитие восприятия, развитие памятиразвитие внимания, развитие моторики

преобразуется интеллект, личность, социальные отношения.

Ведущая учебная деятельность

возникновение и развитие новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.

Качественно новый уровень произвольной регуляции поведения и деятельности

развитие нового познавательного отношения к действительности

ориентация на группу сверстников

Новый тип отношений с окружающими людьми

 регуляции поведения

Ценность младшего школьного возраста:

младший школьный возраст является сензитивным (обеспечивающим наиболее благоприятные условия) для:

*формирования мотивов учения,развития устойчивыз познавательных потребностей и интересов;

*развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;

*развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

*усвоения социальных норм нравственного развития;

*развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

*раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

*становления адекватной самооценки;

*

*

 Тренинг для родителей первых – четвертых классов: «Семья – защитный фактор в жизни ребенка».

Изменения, происходящие в нашем обществе, высветили ряд жизненных проблем, одной из которых является воспитательная функция семьи.

Причины кроются в политической, социально-экономической нестабильности общества, в изменении содержания семейного воспитания, семейных отношений, подмены духовных ценностей материальными. Нарушены традиционные семейные связи.

Чрезмерная занятость родителей приводит к тому, что дети их не видят, мало с ними общаются. Появилось огромное количество неполных, опекаемых, неблагополучных семей. Семья перестала выполнять свою главную функцию – воспитательную.

Часто родители во всех бедах ребенка винят школу, учителя, забывая, что школа должна выполнять свою основную задачу – образовательную.

Сегодня мы разберемся, что значит семья в жизни ребенка. Определим цели и  задачи, которые она должна решать.

На встрече присутствуют по одному представителю из 26 классов начальной школы. Наша задача разобраться  в предложенной теме. Каждому будет выдан раздаточный материал, который вам пригодиться для проведения родительских тренингов в классах.

 Для удобства работы познакомьтесь с правилами тренинга:

  1. Право ведущего
  2. Право говорящего
  3. Право поднятой руки
  4. Право на мнение
  5. Право на молчание
  6. Право на взаимопомощь
  7. Право быть услышанным
  8. Право конфиденциальности
  9. Право на комфортную обстановку

  • Для начала познакомимся (игра «Знакомство»)
  • Заполнение «бейджиков»
  • Дать определение слову «Семья» - по кругу
  • Вывод: семья – защитный фактор в жизни ребенка – тема нашего разговора
  • Какие воспитательные цели преследует семья и  школа? (запись на доске)
  • Сгруппировать цели по общему признаку: психическое, физическое, социальное, нравственное здоровье –вывод на доску.

Чтобы добиться поставленных целей, на определенном возрастном этапе ребенка, необходимо решить задачи.

  • Задачи - по кругу: единые требования, создание условий…см. на листе Задачи семьи
  • Цели и задачи семьи, на протяжение школьного возраста ребенка, видоизменяются или всегда одни и те же?
  • Обсуждение  на местах 0 о чем и почему жизнь не стоит на месте, статус семьи, изменеия в обществе, приоритеты, окружение
  • Вывод: цели и задачи видоизменяются в зависимости от возраста, условий, поведения

Мы будем говорить сегодня о младшем школьнике КТО он младший школьник?

  • Чтение страницы №4. Согласны ли вы с этим определением? Что добавить, с чем можно не согласиться? (запись на доске). Нет родительского авторитета.
  • Чтение «Семья – один из шедевров природы»
  • Рисование дерева, заполнение «веточек», что дает семья ребенку. Сравнение – страница №5
  • Как вы понимаете словосочетание «Нравственное здоровье»? По кругу, деление на две группы, запись на доске: полезные и вредные привычки, сравнение страницы №6.
  • Где же закладываются на ваш взгляд привычки? Страница №7А. Работа группы у доски

Если полезные и вредные привычки спроецировать на семью, то в каких семьях они формируются? По кругу. Какие типы семей вы знаете?

  • Деление на 4 группы (дать характеристики семьям) страница №7
  • Согласны ли вы с выражением: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»? По кругу
  • Что мы имеем и хотим иметь в семье, деление на 2 группы (работа с плакатами), сравнение с страницей №8

Мы, взрослые,  часто задаем себе вопрос «Почему наши дети не такие какими мы хотим их видеть, в чем причина»?. А причина как раз и вытекает из того, что мы имеем у себя дома.

  • Деление на 4 группы, работа в группах с карточками, дополнение, страница №9
  • Какие средства воспитания вы знаете? По кругу. Одно из средств воспитания – это родительский авторитет, особенно в начальной школе. Деление на 7 групп, обыгрывание.
  • Ошибки, страница №12, деление на 3 группы: 1. Характер взаимоотношений родителей с ребенком. 2. Воспитательные ошибки в семье. 3. Закон для всей семьи.(приложение к 12 странице, 13, 14, 15). Вспомним слова из басни Крылова «Когда в товарищах согласья нет…», так и в семье – когда нет точек соприкосновения, общих правил для всей семьи, нет и воспитания.
  • Правила для всех членов семьи (работа у доски) страница №16
  • Чтение страницы №17 (шесть принципов семейного воспитания)
  • Станица № 18 (рецепт для всех)
  • Что вы считаете главным в жизни ребенка? Страница №19
  • Чтение страницы №20 (Макаренко)
  • Заполнение анкеты (на 12 вопрос ответить устно и письменно)

Рефлексия «Радуга» 

         

Методы обучения в группе: Сканировать

Мозговой штурм

Мозговой штурм используется  для стимуляции высказываний (идеи, мнения, знания)  по теме или вопросу.без какой – либо оцени или последующего обсуждения.  

Групповая дискуссия

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством тренера или учителя с целью решения групповых задач или воздействия на мнения и установки участников в процессе общения.

Ролевое моделирование

Ролевое моделирование осуществляется  в форме  драматических представлений, ролевых, деловых игр, имитации, импровизации Участники ролевого моделирования пытаются действовать как в реальной жизни, или, как они хотели бы действовать в реальности.

 Упражнения - энергизаторы

Упражнения энергизаторы – средство преодоления спада энергии,-  оживляющее активность группы:   короткое физическое упражнение, игра, пантомима.

Тренинг - это такая форма групповой работы

Перед Правилами –расшифровка Сканировать? Тренинг - это такая форма групповой работы, которая строится на активности самих участников и имеет ряд отличительных черт и преимуществ. Ведущему необходимо определить, к какой тренинговой парадигме он принадлежит и найти свое место среди разных типов групповой работы. Тренинг по профилактике злоупотребления ПАВ относится к типу активного обучения, но при этом имеет черты консультационной группы, что обусловлено высокой значимостью проблемы для участников. Ведущий тренинга должен обладать особыми личностными способностями, которые можно развить, и умения, которым можно научиться в ходе специальной подготовки в группах профессионального обучения.

 Правила тренинга:

Право ведущего

Право «говорящего»

Право поднятой руки

Право на мнение

Право на ошибку

Право на молчание

Право на  взаимопомощь

Право быть услышанным

Право конфиденциальности

Право на комфортную обстановку

Право на оценку занятия учениками

Причины употребления ПАВ    

Наркотик – это вещество, которое влияет на то, как человек думает, чувствует и/или ведет себя (УПН ООН).

Психоактивное вещество — любое вещество, которое при введении в организм человека может изменять его восприятие окружающего, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции. В повседневной жизни ПАВ обычно именуют наркотиками.

Однако к ПАВ относятся не только наркотики, но и алкоголь, табак (никотин), кофеин, летучие растворители и лекарственные психотропные средства и др. ПАВ делятся на легальные и нелегальные.

   Социальные факторы

Школьные факторы (академическая успеваемость, сплоченность учащихся, школьная

атмосфера).

Семейные факторы (структура семьи, семейные традиции, стиль общения, дисциплина, родительский контроль, отношение семьи к приему наркотиков, употребление

наркотиков родителями).

Влияние массмедиа (реклама табака и алкоголя, показ ролевых моделей наркоманов).

Влияние сверстников (употребление наркотиков, установки сверстников в отношении приема наркотиков).

Личностные факторы

• Знания, представления, ожидания (знания об отрицательных последствиях приема

наркотиков, распространенности приема наркотиков, представления о злоупотреблении наркотиками, нормы/ожидания в отношении употребления наркотиков).

Личные умения/навыки (умение принимать решение, разрешать проблемы, умение управлять своими эмоциями, контролировать поведение, умение разрешать конфликты, ставить и достигать цели).

Социальные навыки (умение общаться, умение отстаивать свою позицию, умение

отказать, умение оказывать поддержку, принимать помощь).

Психологические факторы (самооценка, понимание себя, представление о своих

перспективах в жизни).

наличие в семье, где родился и воспитывался ребенок, больных алкоголизмом,

наркоманией;

регулярное общение со сверстниками, употребляющими наркотики, отсутствие

устойчивости к давлению сверстников;

личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания

настроения, невысокий интеллект, неприятие социальных норм, ценностей и т. д.);

семейная нестабильность, материальное неблагополучие, недостаток родительской любви;

неспособность подчиняться дисциплине, прогулы в школе;

проблемы межличностного общения в семье, школе, со сверстниками;

проблемы физического и психического здоровья.

Факторами защиты от риска употребления психоактивных веществ могут быть:

Основоположник профилактического подхода, основанного на формировании жизненных навыков, Гилберт Дж. Ботвин предложил общую модель приобщения к приему наркотиков, которая объединяет в целостную концептуальную систему элементы наиболее известных научных моделей, подходов к профилактике, а так же факторов риска и протективных факторов [1].

Кроме четкого выделения ключевых факторов, ассоциируемых с началом приема наркотиков, и указания на взаимодействие между ними, предлагаемая модель позволяет выявить

возможные точки вмешательства в целях профилактики аддиктивного поведения.

благополучное социальное окружение;

наличие семьи, семейная стабильность и сплоченность, воспитание и теплые,

близкие отношения с членами семьи;

достаточный уровень жизни, доступность служб социальной помощи;

устойчивость к стрессу, физическое и психическое благополучие;

высокая самооценка, развитые навыки самостоятельного решения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, устойчивость к давлению сверстников, умение контролировать свое поведение;

вовлеченность в общественную жизнь.

I.3.

Профилактическая работа в образовательном учреждении. Приемы организации и оценка эффективности.

4

        Основной целью деятельности по профилактике ПАВ среди школьников являлось повышение эффективности системы профилактических мероприятий.

        Организация деятельности школы направлена на использование разнообразных форм антинаркотической пропаганды среди учащихся и родителей. Одним из важнейших направлений воспитательной деятельности школ  является профилактика вредных зависимостей, цель которой -  формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ. Деятельность по предупреждению употребления психоактивных веществ организуется в соответствии с Программами  по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних  по следующим направлениям:

  1. Выявление, учет, изучение.

-Выявление несовершеннолетних «группы риска», склонных к употреблению ПАВ.

-Изучение семей и условий  их семейного воспитания, жилищно-бытовых условий.

-Изучение особенностей развития личности учащихся аддиктивного поведения.

- Проведение медико-социальных исследований по вредным привычкам у школьников;

- Раннее выявление курения, употребления алкогольных напитков, токсических средств и причин, побудивших к этому;

- Составление картотеки детей «группы риска», социального паспорта класса, дневников  индивидуальной профилактической работы с учащимися, склонными к употреблению ПАВ;

–Изучение  индивидуальных особенностей детей аддиктивного поведения, их занятость в свободное время в учреждениях дополнительного образования, социальное положение и материально-бытовые условия проживания семей;

– Изучение личностных  особенностей  учащихся, склонных к употреблению ПАВ,  адаптация данных учеников  в классных коллективах;

- Систематическое педагогическое наблюдение за обучающимися, установление причин подверженности их табачной, алкогольной, наркотической зависимости.

Данное направление  реализуется в соответствии с особенностями каждой возрастной группы учащихся: 1-4 , 5-6, 7-9, 10-11 классы. Для достижения положительного результата действия программы педагогический коллектив использовать личностно-ориентированные, групповые, коллективные, коррекционные, интегративные, интерактивные технологии,  методики  

2. Контроль, коррекция, защита.

-Осуществление внутришкольного контроля  за учащимися аддиктивного поведения  и семьями, находящимися в социально опасном положении.

-Индивидуальная работа с учащимися аддиктивного поведения.

-Организация работы Совета профилактики безнадзорности и правонарушений.

-Организация взаимодействия с государственными внешкольными учреждениями, совместная работа с ОДН, КДН.

-Со всеми несовершеннолетними подростками, поставленными на внутришкольный учет, на учет  ПДН ОВД, согласно Федеральному Закону № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», проводится индивидуально-профилактическая работа.

Классными руководителями использовать различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися аддиктивного поведения:

– изучение особенностей личности подростков, занятия с психологом по коррекции их поведения

– посещение на дому с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное от занятий, а также каникулярное время, подготовкой к урокам;

– посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;

– психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей- предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению подростков;

– индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;

– вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность через реализацию целевых-локальных воспитательно-образовательных программ и проектов;

– вовлечение учащихся в систему объединений дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время.

Профилактической работе по предупреждению употребления ПАВ способствует деятельность школьного, совместно с которыми систематически, по утвержденному графику проводятся рейды родительского патрулирования (посещение на дому семьи и детей, требующие повышенного педагогического внимания и контроля).

Необходимо установление тесного сотрудничество с ПДН РОВД. Проведение дней инспектора в школах, месячников профилактики, создание Отряд юных друзей милиции, проведение индивидуальных и коллективных профилактических бесед с учащимися, а также беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, необходимости контроля за их время препровождением, организация родительских собраний о правовой ответственности подрастающего поколения.

3.Профилактика, информированность, занятость.

-Обеспечение занятости во внеурочное время. Вовлечение во внеурочную общественно-полезную деятельность, систему дополнительного образования в школе.

  • информационное – информирование детей и подростков о вреде наркотиков, последствиях употребления различных ПАВ;
  • пропаганда здорового образа жизни.

В процессе реализации данного направления поощерение развитие альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой употребления  наркотических веществ;

личностно ориентированное – формирование у подростка навыков самостоятельного принятия    Анализ обратной связи

По окончании занятия участники группы высказываются о своих впечатлениях о за-

нятии, отвечают на следующие вопросы:

– Что нового они узнали в процессе занятия?

– Что понравилось больше, что меньше и почему?

– Что с их точки зрения в процессе работы следует изменить?

Тренер конспектирует отзывы, а затем вносит информацию в специальные формы.

Анкетирование

По окончании занятия участники заполняют анкету, в которую могут входить сле-

дующие вопросы:

– Какие темы тренинга были для Вас новыми и интересными?

– По каким темам Вы бы хотели получить дополнительную информацию?

– Какие упражнения понравились Вам больше всего?

– В ходе каких упражнений Вы приобрели навыки, которые можно использовать в

жизни? В каких ситуациях?

– Какие упражнения Вам не понравились?

– Какие предложения по улучшению работы Вы могли бы внести?

Анкета может состоять из вопросов, ответы на которые участники дают в сво-

бодной форме. Важно, чтобы участники ответили на каждый вопрос анкеты. Либо

анкета может быть составлена в виде «Я-высказываний», в этом случае участники

отмечают степень согласия с высказываниями («полностью согласен», «частично сог-

ласен», «больше согласен, чем не согласен», «частично не согласен», «полностью не сог-

ласен»).

Заметки тренера

Тренер фиксирует реакции группы на ту или иную информацию, деятельность, оце-

нивает степень участия каждого в процессе, а также указывает возможные причины

отказа от участия в работе. Оценивает, насколько комфортно чувствовали себя

участники в ходе занятия. Отмечает, были ли достигнуты цели занятия, если нет,

то по каким причинам. Результат заносится в специально подготовленную форму.

Индикаторы долгосрочного результата.

   

Преимущества активных методов групповой работы

Наша цель – мотивировать подростка изменить свое поведение на менее рискованное.

ПРОПИСНАЯ  ИСТИНА - для работы с группой эффективнее использовать групповые методы. Конечно, можно вызубрить информацию наедине с учебником, но, скорее всего, это не приведет к изменению поведения. Можно замечательно знать теорию общения с людьми (прочитав всю психологическую литературу), но не суметь даже ответить по телефону.

Не все методы работы с группой одинаково эффективны. Существует так называемая «пирамида познания», которая показывает, что чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается участниками.

 Резюме. 

Другие целевые группы тренингов по профилактике

злоупотребления ПАВ

Помимо подростков и молодых людей, целевыми группами тренингов по профилактике злоупотреблений ПАВ могут быть:

  • Родители;
  • Педагоги;

Родители.  

Вы можете предполагать работу с родителями подростков по нескольким направлениям, двигаясь от наиболее широкого, просветительского, к наиболее специфичному, ориентированному на работу с конкретными психологическими проблемами:

  • просвещение всех родителей, у кого имеются дети 13-15 лет, об особенностях развития в подростковый период, об особых задачах и специфике детско-взрослых отношений в этот период (включая и темы профилактики злоупотребления ПАВ);
  • тренинги (психологическое просвещение + психокоррекция с использованием активных методов групповой работы), направленные на развитие общей психологической компетентности родителей подростков (развитие способности строить партнерские взаимоотношения с подростком, повышение самоуважения и самопринятия у родителей подростков, развитие навыков саморегуляции, способов взаимоподдержки и т.п.);
  • специфические тренинги и группы психологической помощи для родителей проблемных подростков (анализ и работа с неконструктивными типами семейных отношений, работа с определенными типами нарушений эмоциональной сферы и поведения, анализ собственного жизненного пути и др.).

При работе с родителями подростков ведущему  важно поставить для себя ряд вопросов:

Каким Вам представляется «идеальный» родитель для подростка и «идеальный» тип детско-родительских отношений? (Вопрос о том, как Вы понимаете конечную цель Вашей работы.)

Как Вы воспринимаете тех родителей, которых встречаете в Вашей группе (классе, школе, центре, дворе)? Что, на Ваш взгляд, у них не получается и почему? А что они делают хорошо? На что можете повлиять именно Вы и почему Вам это сейчас представляется важным? (Ваши представления о возможных проблемах, их причинах и о собственном замысле работы.)  

Как, на Ваш взгляд, должна строиться работа с родителями подростков? Что делать следует обязательно, а чего – нельзя ни при каких обстоятельствах? (Возможные и обоснованные направления деятельности.)

Мы можем поделиться с Вами некоторыми идеями по поводу работы с родителями, наработанными в русле гуманистической традиции психологии, концепции развития субъективной реальности и системной семейной психотерапии.

Родитель – самостоятельный человек со своими представлениями, переживаниями, излюбленными способами поведения и жизненным опытом. Не стоит воспринимать его как передаточное звено между Вами и подростком, не способное с ним самостоятельно и конструктивно взаимодействовать. Именно родитель прожил с этим ребенком всю жизнь – а это означает, что, скорее всего, их отношения складывались не один день и если они не устраивают Вас, то это вовсе не означает, что у родителя и ребенка не может быть своей точки зрения или что они никогда не пробовали их изменить. Родители часто гораздо мудрее, чем Вы (да и они сами о себе) о них думаете.  

Принципиальный момент в работе с родителями подростков – это та позиция, которую родитель стремится занимать в отношениях со своим сыном/дочерью.

Смена позиций и подростка, и родителя в своих взаимоотношениях на более зрелые и равные – в европейской культуре это ключевая точка развития человека и его отношений с миром в подростковом и раннем юношеском  возрасте. Если родитель готов воспринимать и перестраивать свои отношения с ребенком как отношения между двумя взрослыми людьми (сколь бы разным ни был жизненный опыт этих взрослых людей и сколь бы ни был трудным и долгим этот путь для обоих) – то Вы готовы помогать ему учиться действовать по-новому. Если родитель стремится сохранить свое положение как есть и хочет заставить измениться другого (дочь или сына-подростка, или ее/его неподходящих дружков, или непонимающего супруга, или непутевое правительство и т.д.) – то основной темой Вашей работы будет осознание родителем данной собственной позиции и принятие им решения о необходимости ее изменять. (На самом деле,  менять можно лишь себя, а не другого).  Как бы ни вел себя родитель подростка, самое главное для Вас – вести себя по-взрослому.

Роль семьи в профилактике подростковой наркомании

(О влиянии родителей, зависимых от алкоголя, на социально-психологическое развитие подростков)

Очень важно быть, осторожным, деликатным, мягким в обращении с подростком. Но как часто у родителей не хватает такта, терпения,: времени, душевной потребности помочь сыну или дочери в решении многих вопросов в период взросления, разобраться  во всех запутанных проблемах, разрешить которые не всегда под силу и умудренному знаниями и опытом  взрослому человеку. Однако все эти нравственные представления и душевные переживания невозможны в семье, в которой главенствует пьянство родителей. Ведь подросток в такой семье лишен светлых идеалов, ценностных   ориентиров в жизни. Алкоголизм- систематическое бесконтрольное употребление алкоголя, наносящее физический и психологический ущерб не только самому пьющему человеку, но и его окружению.  В медицинском смысле - это болезнь, относящаяся к группе токсикоманий (пристрастие к этиловому спирту); в социальном смысле - неумеренное употребление спиртных напитков (пьянство), приводящее к нарушению норм поведения в быту, обществе, в сфере трудовой деятельности. Зависимость от алкоголя (алкогольная зависимость) подразумевала соотношение двух компонентов- физической и психической зависимости.

Пьянство родителей является одним из самых мощных  неблагоприятных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное  равновесие подростка. Оно может сыграть роковую роль в жизни подростка.

Какой бы аспект проблемы отклонений от нормального психического развития подростка  не был затронут,  всегда причина в  тлетворном  влиянии пьянства родителей,  именно оно приводит к появлению у подростка негативных черт  характера, лишает родителей, из-за него он попадает в колонию,  детский дом , совершает правонарушения и преступления.

Когда в семье пьет один из родителей, это приводит к разводам, которые также отрицательно сказываются на социализации подростков, так как супругам после развода обычно не удается сохранить нормальные отношения, столь важные для полноценного развития подростка. Утрата возможности более или менее регулярно  общаться с родителем, покинувшим семью, по мере необходимости прибегать к его помощи, сочувствию и одобрению травмирует  психику подростка.

Если же пьют оба родителя, это вдвойне опасно. Когда родители находятся в нетрезвом состоянии, возникают скандалы, драки; в момент ярости, повышенной раздражительности они кричат, наказывают своих детей за незначительные ошибки в поведении, часто это провоцирует ответное агрессивное поведение подростка, у которого и так достаточно причин для огорчений, горьких размышлений.

Лишившись постоянного общения с родителями, он теряет уверенность в том, что его любят, защищают, понимают. Такому подростку трудно находиться среди сверстников, ведь их родители делают им подарки, интересуются их образованием, они вместе с ребенком проводят свободное время, а у него всего этого нет, то есть имеет место постоянно травмирующая ситуация. Это влечет за собой снижение общего жизненного тонуса, нарушение процессов саморегуляции. У большинства подростков развивается чувство неуверенности в себе, тревоги, снижается интерес к окружающему миру. Ухудшается эмоциональная регуляция, эмоционально- волевая сфера.

Основные этапы формулирования целей в работе с семьей.

  • Установление контакта с семьей.
  • Сообщение семье общей установки, направлений совместной деятельности.
  • Составление перечня того, в чем нуждается семья.
  • Помощь семье в формулировке целей работы со специалистами ( по проблеме  семьи ).
  • Помощь семье в определении целей и задач совместной работы
  • ( первоочередных, самых важных)
  • Формулировка общей цели (семья, социальный педагог, представители соответствующих служб).

Требования к целям:

  • реалистичность;
  • соответствие возможностям членов семьи;
  • достижимость для членов семьи;
  • учет специфики социального окружения семьи;
  • соответствие функциям и возможностям социального педагога;
  • соответствие собственным целям семьи;
  • измеримость результата достижения цели по конкретным показателям.

Семейный план— дневник основных моментов работы с семьей.( составляется  вместе с семьей).

Основные элементы семейного плана:

  • описание ситуации/проблемы;
  • описание семьи (исследование семьи);
  • цели случая (семьи, социального педагога, служб);
  • возможности, умения членов семьи, необходимые для разрешения ситуации;
  • действия (кто, что будет делать) и время выполнения действий;

показатели (критерии) окончания (пересмотра) работы (случая).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с использованием здоровье сберегающих технологий.

Задачи:·          Образовательная:  учить детей проверять написание безударных гласных в корне.·...

Использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе

Крайне важно создавать у учащихся своеобразный культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства, что я и пытаюсь делать через свои уроки....

« Использование здоровье сберегающих технологий на занятиях по спортивной аэробике».

. Как сберечь и укрепить здоровье? Это одна из главных проблем, которая волнует сегодня школу, педагогов, родителей. Ведь от её решения зависят успехи ребёнка в учёбе и его дальнейшая самостоятельная ...

"В гости в весенний лес"- конспект открытого занятия в младшей группе с использованием здоровье сберегающих технологий.

Данный конспект содержит материал для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности. Конспект составлен с использованием здоровьесберегающих те...

Использование здоровье-сберегающих технологий на занятиях по картингу

Здоровье-сберегающие технологии для спортсменов-картингистов для проведения физкультминутки, подборка упражнений...

Конспект занятия «Использование здорово-сберегающих технологий на занятие по ОФП

laquo;Дополнительная общеразвивающая программа по общей физической подготовки в чирлидинге»...