Программа "Половое воспитание" МБОУ лицей г.Зернограда 2016-2017 учебный год
рабочая программа на тему

Алипова Ольга Анатольевна

Половое воспитание есть особая часть нравственного воспитания. Его составляющая часть – воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля.

Половое воспитание – это система мер педагогического воздействия на детей и подростков с целью создания у них правильного представления о сущности взаимоотношений полов и воспитании норм поведения в половой жизни.

Содержание полового воспитания определяется его целями и задачами.

Собственное содержание полового воспитания – это жизнь, окружающая подростка, взаимоотношениями между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей семье, сфере их деятельности. Воспитание представляет собой систему знаний и специфических умений, позволяющих решать поставленные задачи.

Цель полового воспитания – сформировать у детей и подростков правильное понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и потребность руководствоваться ими во всех сферах деятельности. Такими нормами и установками являются:

понимание человеком общественного интереса, который заключен в его взаимоотношениях с другим полом;

умение находить правильное решение конкретных нравственных проблем, возникающих в сфере этих взаимоотношений;

устойчивость к навязыванию подрастающему поколению сексуальной распущенности, потребительского отношения к другому полу, пренебрежения моральными ценностями.

Задачи полового воспитания:

воспитание у подростка чувства социальной ответственности за каждый поступок;

стимулирование стремления к тому, чтобы иметь прочную, здоровую, дружную семью, сознательно относиться к воспитанию своих детей;

воспитание у подростков чувства воспитания к другим подросткам;

выработка умения оценивать свои поступки в отношении других людей;

воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, формирование убеждения о вреде ранних половых связей и недопустимости безответственности и легкомыслия в сфере отношений с представителями другого пола;

разъяснение сути понятия «взрослость».

Формы реализации полового воспитания:

  • работа с педагогическим коллективом педагогические советы; педсоветы – практикумы; совещания при директоре; методические семинары; семинары – практикумы; лектории; заседания МО классных руководителей; педагогические дискуссии; круглые столы; презентации; практические занятия; анкетирование; конкурсы методических разработок и т. д.

  • работа с родителями (формирование у родителей представления о главных этапах полового воспитания и создании оптимальных условий для правильного полового развития ребенка): общешкольные родительские собрания, классные родительские собрания; психолого – педагогические лектории; родительские чтения; дискуссии; диспуты; круглые столы; презентации; лекции и беседы; индивидуальная работа; размещение информации на школьном сайте; родительские чтения.

  • работа с детьми и подростками (выработка у детей навыков и знаний, связанных с полом, с учетом возрастных особенностей): классные часы; беседы; индивидуальная работа; ролевые игры; уроки нравственности; диагностические исследования; конкурсы. викторины, фотовыставки, интеллектуально – познавательные игры; диспуты, круглые столы; конкурсно – развлекательные и игровые программы; тематические вечера; вечера вопросов и ответов; тренинговые занятия (направленные на информирование подростков об институте семьи и брака, профилактику раннего вступления в половую связь, вредных привычек, заболеваний, передающихся половым путем, нежелательной беременности, абортов, сексуального насилия и пр.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_polovoe_vospitanie_2016-2017_uch.god_.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

         Половое воспитание детей в МБОУ лицей г. Зернограда

на 2016 -2017 учебный год

      Половое воспитание есть особая часть нравственного воспитания. Его составляющая часть – воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля.

     Половое воспитание – это система мер педагогического воздействия на детей и подростков с целью создания у них правильного представления о сущности взаимоотношений полов и воспитании норм поведения в половой жизни.                

     Содержание полового воспитания определяется его целями и  задачами.      

     Собственное  содержание полового воспитания – это жизнь, окружающая подростка, взаимоотношениями между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей семье, сфере их деятельности. Воспитание представляет собой систему знаний и специфических умений, позволяющих решать поставленные задачи.

      Цель полового воспитания – сформировать у детей и подростков правильное понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и потребность руководствоваться ими во всех сферах деятельности. Такими нормами и установками являются:

понимание человеком общественного интереса, который заключен в его взаимоотношениях с другим полом;

умение находить правильное решение конкретных нравственных проблем, возникающих в сфере этих взаимоотношений;

устойчивость к навязыванию подрастающему поколению сексуальной распущенности, потребительского отношения к другому полу, пренебрежения моральными ценностями.

    Задачи полового воспитания:

воспитание у подростка чувства социальной ответственности за каждый поступок;

стимулирование стремления к тому, чтобы иметь прочную, здоровую, дружную семью, сознательно относиться к воспитанию своих детей;

воспитание у подростков чувства воспитания к другим подросткам;

выработка умения оценивать свои поступки в отношении других людей;

воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, формирование убеждения о вреде ранних половых связей и недопустимости безответственности и легкомыслия в сфере отношений с представителями другого пола;

разъяснение сути понятия «взрослость».

    Формы реализации полового воспитания:

  • работа с педагогическим коллективом педагогические советы; педсоветы – практикумы; совещания при директоре; методические семинары; семинары – практикумы; лектории; заседания МО классных руководителей; педагогические дискуссии; круглые столы; презентации; практические занятия; анкетирование; конкурсы методических разработок и т. д.
  • работа с родителями (формирование у родителей представления о главных этапах полового воспитания  и создании оптимальных условий для правильного полового развития ребенка):  общешкольные родительские собрания, классные родительские собрания; психолого – педагогические лектории; родительские чтения; дискуссии; диспуты; круглые столы; презентации; лекции и беседы; индивидуальная работа; размещение информации на школьном сайте; родительские чтения.
  • работа с детьми и подростками (выработка у детей навыков и знаний, связанных с полом, с учетом возрастных особенностей): классные часы; беседы; индивидуальная работа; ролевые игры; уроки нравственности; диагностические исследования; конкурсы. викторины, фотовыставки, интеллектуально – познавательные игры; диспуты, круглые столы; конкурсно – развлекательные и игровые программы; тематические вечера; вечера вопросов и ответов; тренинговые занятия (направленные на информирование подростков об институте семьи и брака, профилактику раннего вступления в половую связь, вредных привычек, заболеваний, передающихся половым путем, нежелательной беременности, абортов, сексуального насилия и пр.).

                  Формы и методы контроля успешности проводимых мероприятий:  

    -  анкетирование;

    - тестирование;

-  открытые мероприятия.

План мероприятий по половому воспитанию обучающихся

 в МБОУ лицей г.Зернограда на

 2016-2017 учебный год.  

№ п/п

Мероприятие

Срок

Ответственные

Работа с учителями и классными руководителями.

1.

Педагогический совет «Необходимость полового воспитания учащихся в контексте современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков»

                 Ноябрь

Зам. дир по ВР

2.

Педсовет – практикум с повесткой: «Половое воспитание подростков: два подхода, школьный и домашний»

Март

Педагог - психолог

3.

Совещание при директоре с повесткой:

1). «Формирование культуры сексуального поведения у обучающихся в работе социального педагога»

2). «Анализ программ и учебников, содержащих компоненты полового воспитания»

Ноябрь

Апрель

Социальный педагог

Зам. дир. по УВР

4.

Методические семинары для классных руководителей:

- Понятие и актуальность полового воспитания в педагогике и психологии»

- «Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способ укрепления духовно – нравственного здоровья»

- «Особенности полового и гигиенического воспитания детей младшего школьного возраста»

- «Психосексуальное воспитание детей в условиях семьи»

Октябрь

Ноябрь

Январь

Март

Педагог - психолог

5.

Семинары:

- «Гендерный подход в воспитании и развитии учащихся основной школы»

- «Психологическая компетентность и педагогические умения, необходимые для полового воспитания учащихся»

Февраль

Апрель

Педагог - психолог

6.

Лектории для педагогического коллектива «Половое воспитание детей и подростков».

Лекция 1. «Законодательное определение границ допустимого и необходимого в половом воспитании учащихся»

Лекция 2. Содержание и принципы полового воспитания»

Лекция 3. «Единство полового и нравственного воспитания»

В течение года

Педагог - психолог

7.

Заседание МО классных руководителей: - «О едином подходе при подготовке мероприятий по половому воспитанию обучающихся».

- «Методические рекомендации: как проводить уроки нравственности по половому воспитанию»

Январь

Апрель

Зам. дир. по ВР

8.

Презентация «Половое воспитание учащихся»

Октябрь

Педагог - психолог

9.

Педагогическая дискуссия «Половое воспитание – нужно ли это?»

Декабрь

Педагог - психолог

10.

Круглый стол: «Проблема полового воспитания, подготовки к семейной жизни»

Февраль

Зам. Дир. по ВР

11.

Анкетирование с целью оценки отношения к проведению уроков по половому воспитанию учащихся.

Апрель

Педагог - психолог

12.

Разработка методических рекомендаций по вопросам семейно – нравственного и полового воспитания учащихся

Декабрь

Педагог - психолог

13.

Подготовка буклетов «В помощь учителям и классным руководителям по половому воспитанию учащихся

Январь

Педагог - психолог

14

Книжные выставки в библиотеке:

- «Подготовка старшеклассников к семейной жизни».

- «Современный подросток. Взросление и пол»

Октябрь

Январь

Педагог - психолог

Работа с родителями учащихся.

1.

Общешкольное родительское собрание «Разговор на трудную тему, или половое воспитание детей и подростков»

октябрь

Зам. дир. по ВР.

2.

Классные родительские собрания:

  • «Половое воспитание в семье»

(5 класс)

  • «Половое развитие и методы полового воспитания» (6  класс)
  • «Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения» (7 класс)
  • «Возраст первой любви» (8 класс)
  • «Нравственная сторона полового воспитания» (9 класс)
  • «Последствия неправильного полового воспитания» (10 класс)
  • «У порога самостоятельной жизни» (11 класс)

В течение учебного года

Классные руководители

3.

Круглый стол:

«Проблемы полового воспитания в семье»

Октябрь

Зам. дир. по ВР

Соц.педагог,

4.

Психолого – педагогический лекторий «Половое воспитание как составная компонента семейно – нравственного воспитания детей»:

Лекция 1 «Психосексуальное воспитание детей в условиях семьи»

Лекция 2. «Половое воспитание в период полового созревания».

Лекция 3. «Роль семьи в половом воспитании детей»»

Октябрь

Декабрь

Март  

Педагог - психолог

5.

Дискуссии:

«Ваш ребёнок взрослеет. Что нужно знать о половом воспитании»

Ноябрь

Зам. дир. по ВР

6.

Индивидуальные и групповые тематические консультации:

  • «Сохранение репродуктивного здоровья подростков»
  • «Роль полового воспитания в домашнем обучении»
  • «Как правильно отвечать на «неудобные» вопросы»
  • «Практические советы по половому воспитанию ребенка»

В течение года по запросу

Педагог - психолог

7.

Презентация «Что думают мамы о половом воспитании детей», «Половое воспитание детей»

Педагог - психолог

8.

Книжные выставки в библиотеке «В помощь родителям о половом воспитании детей и подростков»

- «Половое воспитание и сексуальная мораль»

- «Родителям о сексологии»

- «Родитель – ребенок: мир взаимоотношений»

- «Сексуальность и культура»

Один раз в месяц

Педагог - библиотекарь

9.

Подготовка методического пособия «Практическое руководство для родителей «Правила эффективной коммуникации с детьми по проблеме сексуальности»

Март

Педагог - психолог

Работа с обучающимися

1

Классные часы:

Для учащихся 1- 4 классов

  • «О девочках и мальчиках»;
  • «Дружба начинается с улыбки»
  • «Наш класс – моя семья. О взаимоотношениях мальчиков и девочек»
  • «Что такое нравственность»

Для учащихся 5 – 8 классов

  • «Дружба и любовь»
  • «Знать, чтобы не оступиться»
  • «Нравственные и психологические основы семьи»
  • «Любовь – волшебная страна»
  • «Взаимоотношения мужчины и женщины»

Для учащихся 9 – 11 классов

  • «Брак и семья в жизни человека»
  • «Почему распадаются семьи»
  • «Испытание целомудрием»
  • «Объективные закономерности половой любви»

Сентябрь - май

Классные руководители

2.

Беседы с учащимися 1 – 4 классов:

«Уход за тело»;

«Уход за волосами»;

«Культура одежды»;

«Соблюдение режима дня»;

«Личная гигиена»;

«»Вредные привычки»

Сентябрь - май

Классные руководители

3.

Беседы с мальчиками 1 – 4 классов:

«Дружба мальчиков и девочек»;

«Бережное отношение к девочкам – закон для мужчины»

«Необходимость помогать девочкам при выполнении физической работы»

Сентябрь - май

Классные руководители

4.

Беседы с девочками 1 – 4 классов:

«Дружба девочек и мальчиков»;

«»Определенная дистанция (скрытая) при общении с мальчиками»;

«Влияние поведения девочек на мальчиков»

Сентябрь - май

Классные руководители

5.

Беседы с мальчиками 5 – 8 классов:

«Развитие мальчика (юноши);

«Половое созревание»;

«Понятие о половой зрелости»

Сентябрь - май

Классные руководители

6.

Беседы с девочками 5 – 8 классов:

«О развитии девушки»;

«Гигиена тела. О значении специфической гигиены для здоровья девушек»»;

«Понятие половой зрелости»;

Сентябрь - май

Классные руководители

 7.

Серия бесед «Откровенный разговор» с юношами 9 – 11 классов:

«У порога семейной жизни»

«Взаимоотношения юношей и девочек»

«Ранние половые связи и их последствия»

Сентябрь - май

Классные руководители

8.

Беседы с девушками 9 – 11 классов:

«Нежелательная беременность»;

«Профилактика гинекологических заболеваний»;

«Алкоголь и потомство»

Сентябрь - май

Классные руководители,

 мед. сестра

9.

Уроки нравственности (5 – 9 классы)

«Особенности. Слабости. Пороки»

«Здоровый образ жизни»

«Шутки. Озорство. Правонарушения. Преступления».

Сентябрь - май

Классные руководители

10.

Тренинги 7- 8 классы

«Первая любовь»

«Я – лидер»

Январь

Март

Педагог - психолог

11.

Социометрическое измерение эмоциональных симпатий между членами классных коллективов (6-8-е классы)

Ноябрь  

Педагог - психолог

12.

Диагностика «Оценка готовности к семейной жизни» (10 – 11 – е классы)

декабрь

Педагог - психолог

13.

Диспут Эталон мужского и женского поведения»

Апрель

Педагог – психолог, соц. педагог

14.

Игровое представление ко дню влюбленных «Валентинов день»

Февраль

Зам дир. по ВР

15.

Викторина по семейному праву

Март

Зам дир.  по ВР, учитель обществознания

16.

Фотовыставка «Красота и здоровье девушки»

Апрель

Классные руководители

Социальный педагог                                                                                          Алипова О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы социального педагога МОУ «Лицей №1 пос.Львовский» Сочилкиной Елены Юрьевны за 2009-2010 учебный год.

ВЗадачи на учебный год: Осуществление связи в интересах ребенка между семьей, лицеем и ближайшем окружением ребенка.Организация системы профилактических мер по предупреждению нарушений уста...

МОУ «Лицей №1 пос. Львовский» АНАЛИЗ использования программ в воспитательной работе в 2009-2010 учебном году.

В 2009-2010 году в воспитательной  работе МОУ «Лицей  №1  пос. Львовский»  использовались следующие программы:Программа гражданско-патриотического воспитания «Я –гражданин»Пр...

Особенности преподавания иностранного языка в физико-математическом лицее. Правильный выбор учебно-методического пособия. Автор: Васильева И.С., учитель английского языка ФМЛ №239.

Приведены особенности преподавания иностранного языка, которые обуславливают выбор методов, приемов обучения и подбор дополнительных учебных пособий....

Проект "Лицей курс на здоровье" как часть Программы развития Муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей № 27 г.Улан-Удэ на 2010 – 2015 гг. «Лицей 21 века»

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.     В уставе Всемирной организации здравоохранения ...