Проект "Лицей курс на здоровье" как часть Программы развития Муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей № 27 г.Улан-Удэ на 2010 – 2015 гг. «Лицей 21 века»
проект по физкультуре на тему

оскорбина светлана юрьевна.

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.

     В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека.

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx973.02 КБ

Предварительный просмотр:

Программа развития

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

лицей № 27  г.Улан-Удэ

на 2010 – 2015 гг.

Название: «Лицей 21 века»

ПАСПОРТ программы развития

Нормативно-правовая база для разработки программы:

  • Закон РФ «Об образовании», федерального Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004 г);
  • Национальная доктрина образования в РФ, одобренная постановлением Правительства РФ от 04.10.2000г.;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции от 22.08.2004г. №122-ФЗ);
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001г. № 196);
  • Президентская образовательная  инициатива «Наша новая школа»
  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ № 2783);
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Государственные стандарты школьного образования;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.1178-02, постановление № 44 от 28.11.2002г.);
  • Устав и локальные акты МБОУ Лицей № 27.

Основная цель программы

Оптимизации образовательного процесса путем  создания  развивающей среды с целью повышения качества образования и реализации миссии лицея в процессе формирования модели лицея и модели выпускника.

Миссия: Создание необходимых и достаточных образовательных условий для социальной успешности педагогов и учащихся лицея

Основные задачи программы

  • реализация основных направлений президентской национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
  • создание правовых и социально-экономических условий  в лицее для удовлетворения потребностей социума в качественном, доступном и эффективном общем и дополнительном образовании;
  • укрепление государственно-общественного характера управления образовательным процессом лицея;
  • обеспечение безопасных условий функционирования лицея;
  • создание условий для доступного качественного обучения на базовом и профильном уровнях, формирования учащимися целостной универсальной системы знаний, ключевых компетенций, обеспечивающих дальнейшее выстраивание непрерывной образовательной траектории;
  • определение оптимального содержания образования учащихся с учётом требований новых федеральных государственных образовательных стандартов;
  • обеспечение повышения эффективности образовательного процесса на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий;
  • обеспечение условий для обновления лицейской инфраструктуры на современном этапе;
  • создание системы поддержки талантливых лицеистов;
  • дальнейшее использование механизма ПНП «Образование» для выявления и поддержки лучших педагогов лицея;
  • совершенствование профессионализма всех категорий педагогических работников;
  • совершенствование механизма стимулирования и мотивации труда педагогов;
  • формирование у учащихся мотивации к здоровому образу жизни и обеспечение психологической комфортности и охранительной позиции участников образовательного процесса по отношению к психическому и физическому здоровью лицеистов;
  • укрепление ресурсной базы образовательного учреждения с целью дальнейшего эффективного развития;
  • обеспечение адаптации развития лицея к изменениям, инициированным процессом модернизации образования;
  • переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий, создание условий для воспитания у учащихся информационной культуры, адекватной современному уровню развития ИКТ.

Сроки реализации программы

I этап - организационный (2010-2011 учебный год) - разработка и апробация целевых программ, образовательных проектов,  инновационных образовательных программ, обеспечивающих решение стратегических задач программы развития; -

-осуществление мероприятий по подготовке ресурсного (нормативно-правового, программно-методического, информационно-аналитического, кадрового, финансово-экономического, материально-технического) обеспечения реализации программ и проектов.

II этап - внедренческий (2011-2014 учебные годы - перевод лицея  в новое качественное состояние за счет:

- реализации целевых программ, инновационных образовательных проектов  программы развития;

- введение эффективных механизмов использования и развития ресурсного обеспечения инноваций;

- организация мониторинга процесса и результатов реализации программы развития.

 

III этап - обобщающий (2014-2015 учебный год)  

Анализ достигнутых результатов, реализация мероприятий, направленных на обобщение и распространение (социализацию) результатов, полученных на предыдущих этапах, определение перспектив развития лицея.

Ожидаемые результаты реализации программы

I этап         

1.Адаптированные программы, дидактические материалы к условиям лицея.

2.Методические рекомендации к разработке учебных программ и поурочных планов по базовым, профильным предметам,  элективным  курсам.

3.Разнообразные формы организации и контроля образовательного процесса.

4.Предложение педагогическому коллективу методик и критериев оценки эффективности и качества педагогической деятельности.

5.Финансовая программа развития, правовые акты, сметы доходов и расходов.

II этап         

1. Повышение эффективности управления образовательным процессом.

2. Анализ  результатов внутрилицейского мониторинга.

3. Укрепление материально-технической  базы лицея.

4.Корректировка Программы развития

III этап         

1. Проведение семинаров различного уровня по обмену опытом.

2. Публикации в педагогической печати и размещение материалов на Интернет-ресурсах, на Профистарт

3. Консультации для сотрудников других ОУ.

4. Обмен опытом с инновационными ОУ субъектов РФ.

Реализация данной программы позволит:

  • создать необходимые условия для успешности педагога и ученика на основе акмеологических принципов и партисипативного управления;
  • позиционировать модель выпускника лицея на рынке труда с позиции конкурентоспособности и востребованности;
  • модернизировать лицейский образовательный процесс с целью обеспечения высокой результативности и качества обучения;
  • обеспечить условия для сохранения здоровья участников образовательного процесса;
  • обеспечить, востребованные социумом,  предпрофильную  подготовку и профильное обучение на базовом уровне в соответствии с результатами психолого-педагогической диагностики и рекомендаций;
  • внедрить новые образовательные технологии, в т.ч. информационно-коммуникационные;
  • расширить формы государственно-общественного управления лицеем;
  • повысить конкурентоспособность лицея на рынке образовательных услуг;
  • сформировать высокую степень удовлетворённости педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей) деятельностью лицея;
  • укрепить материально-техническую базу лицея и обеспечить информатизацию всех направлений образовательной деятельности.

Заказчик программы

Социум, педагогический коллектив  лицея  №27, родители, Управляющий Совет

В разработке программы участвовали

  • Управляющий совет  Лицея
  • Педагогический совет
  • Административный совет
  • Научно-методический совет лицея
  • Предметные методические объединения  лицея

Фамилия, имя, отчество, должность руководителя программы

Асанова Любовь Александровна, директор МБОУ Лицей №27, руководитель первой  квалификационной категории.

Исполнители основных мероприятий программы

  • Педагогический коллектив лицея, Управляющий, Попечительский Советы лицея, учащиеся и их родители (законные представители), социальные партнеры;
  • Приказ  об утверждении программы;
  • Решение педагогического совета МОУ Лицей №27 (протокол №7 от 17.05.2010г.);

Система организации контроля  за выполнением программы.

Постоянный контроль за выполнением программы осуществляют Управляющий  Совет,   Педагогический совет лицея. Результаты контроля представляются ежегодно на заседаниях Управляющего Совета и Педагогического совета лицея, на родительских конференциях.

Назначение программы:

Данная Программа является организационной основой управления, функционирования и развития лицея как локальной образовательной среды для учащихся с учетом социально-экономических, демографических, региональных и культурно-исторических условий г.Улан-Удэ  и Республики Бурятия. Программа дополнена целевыми подпрограммами и проектами, которые направлены на решение программных задач.

 Стратегический бренд-код  лицея – это маркетинговый инструмент объединения сил, заинтересованных в развитии лицея, делающий их более продуктивными и устремленными в будущее.

3. Целевой проект программы развития лицея № 27 по оптимизации физического воспитания и общеоздоровительных профилактических мероприятий.

Аналитическое обоснование проекта.

 Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.

     В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека.

    Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции — физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, значительно снизилось число абсолютно здоровых детей (их остаётся не более 10-12%).          Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

    По данным Минздравсоцразвития России, состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации характеризуется следующими показателями:

- из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины – 53 процента – имеют ослабленное здоровье;

- две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания;

- лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых;

- общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла за последние пять лет на 16 процентов, а юношей и девушек в возрасте 15-18 лет - на 18 процентов;

- продолжается рост показателей болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой, нервной системы, крови и кровеносных органов, врожденных аномалий и анемий.

     Проведенные Научным исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей Российской Федерации исследования показали, что количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32 процента.

     Сохраняются высокие уровни алиментарно-зависимых заболеваний (гастриты и дуодениты, болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей, сахарный диабет). Отмечается ухудшение показателей физического развития. Около 10 процентов детей школьного возраста имеют сниженные антропометрические характеристики. Низкая масса тела у детей и ее дефицит выявляются в 3 раза чаще, чем десять лет назад. Около 7 процентов школьников страдают ожирением.

     По оценкам специалистов к факторам риска для здоровья школьников, помимо трудностей социально-экономического характера и ухудшения экологии, можно отнести:

- снижение их физической активности;

- стрессовую педагогическую тактику;

- чрезмерную интенсивность образовательного процесса;

- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

- преждевременное начало дошкольного систематического обучения;

- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

- функциональную неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья;

- массовую неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

- частичное разрушение служб школьного врачебного контроля;

- провалы в существующей системе физического воспитания;

- ухудшение качества питания;

- экология.

     У многих учащихся к моменту окончания школы отмечено дисгармоничное физическое развитие, что, безусловно, повлияет на их работоспособность в будущем. Таким образом,  актуальность здорового образа жизни растёт. Поэтому задача школы состоит в создании и сохранении  благоприятных условий, необходимых для сохранения здоровья участников педагогического процесса.  

Распределение учащихся по медицинским группам за период с 2005 по 2011г.

Учебный год

Кол-во учащихся

основная

подготовительная

специальная

2005-2006

564

100%

431

76,6%

112

19,8%

21

3,7%

2006-2007

530

100%

440

83%

60

11,3%

30

5,6%

2007-2008

466

100%

410

88%

25

5%

40

8,5%

2008-2009

488

100%

429

87,9%

29

5,9%

30

6,2%

2009-2010

546

100%

462

84,6

55

10%

29

5,4%

2010-2011

646

100%

481

74,4%

33

5,1%

34

20,5%

2010-2011

721

100%

621

86,1%

71

9,8%

29

4,1%

 

Анализируя показатели состояния здоровья учащихся лицея за 2005 - 2011 годы можно отметить, что количество учащихся, имеющих основную группу здоровья (здоровые дети) с 2007 – 2008 учебного года увеличилось (однако, здесь необходимо учитывать увеличение общей численности учащихся). Однако, не наблюдается снижения числа детей, имеющих хронические заболевания.

Сводная таблица итогов осмотра учащихся лицея по заболеваниям (2008-2011 учебный год)

Название заболевания

2008-2009г

2009-2010г.

2010-2011г.

Осмотрено всего

110

220

312

Нарушение осанки

47

92

172

Нарушение зрения (в том числе миопия)

101

93

122

Заболевания нервной системы

6

2

4

Сахарный диабет

1

1

1

Сколиоз

17

24

74

Кардиология

74

58

92

       

Результаты медицинского осмотра учащихся лицея  АКДО

2011год

Наименование

Все дети

9-12

13-15

16 и более

        М      Д

        М     Д

        М     Д

        М     Д

Всего обследованных детей

312

179

133

107

58

49

134

87

47

71

34

37

Здоровых детей

27

8.7%

21

11.7%

6

4.5%

5

4

1

10

9

1

12

8

4

Детей с патологией

285

91.3%

158

88.3%

127

95.5%

102

54

48

124

78

46

59

26

33

Ортопедия

175

96

79

73

41

32

75

42

33

27

13

14

Офтальмология

122

61

61

37

20

17

50

28

22

35

13

22

Кардиология

92

56

36

42

25

17

36

23

13

14

8

6

Эндокринология

53

36

17

23

12

11

24

20

4

6

4

23

Аллергология

6

4

2

3

3

0

2

1

1

1

0

1

Нефрология

3

1

2

0

0

0

3

1

2

0

0

0

Гастроэнтерология

12

1

11

5

0

5

5

1

4

2

0

2

Физ. развитие

71

37

34

21

11

10

30

20

10

20

6

14

За период обучения с 5-11 класс наблюдается, увеличение  числа учащихся  отнесённых к специальной медицинской группе.

         Это дало основание прийти к заключению, что без решения вопросов обеспечения здоровья лицеистов, дальнейшее повышение качества обучения становится крайне проблематичным.

Основное содержание проекта

«Закон об образовании» и Национальная Образовательная Инициатива «Наша новая школа» определяют охрану здоровья обучающихся как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения, администрация которого должна обеспечивать условия безвредного и безопасного обучения, организовывать и проводить постоянный мониторинг влияния этих условий на  организм воспитанников и учащихся на протяжении всего периода их обучения.

     Предпосылкой к  разработке проекта являлось то, что конечной целью должно быть создание безопасной здоровьесберегающей среды всего образовательного пространства лицея № 27.

    Под оздоровлением понимается комплексная, многоуровневая, динамическая система взаимосвязанных действий реабилитации, направленных на восстановление ребенка в здоровом статусе, а профилактика - система мероприятий, направленных на устранение, сглаживание, снятие конкретных причин, условий, факторов, вызывающих функциональные отклонения в развитии организма (личности)

   Основным условием для этого рассматривалось определение приоритета здоровья как той общей идеи, которая объединяет и сплачивает работу всех участников образовательного процесса.

    Для работы в области здоровьесбережения привлечены специалисты: педагоги, психолог, медицинский работник, социальный работник.

   Организация оздоровительного процесса в лицее построена с учётом существующих  педагогических технологий.

    Педагогическая технология – это продуманная во всех  деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным  обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

                                                                                             В.М.Монахов

     Технология сохранения здоровья предполагает совокупность педагогических, психологических, медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирования ценностного отношения к своему здоровью.

    Технология обучения здоровью – это приемы, методы, способы, набор    образовательных и воспитательных средств, организационно-методический инструментарий педагогического процесса, следствием которых является формирование здорового образа жизни и осознанно правильного отношения к природе.  

В основу работы по данному проекту легли основные  принципы оздоровления:

  • системности  который предполагает одновременное, параллельное воздействие на телесно- физиологические, эмоциональные, познавательно- интеллектуальные и духовно- нравственные составляющие процесса адаптации, влияние на системные функциональные связи. Принцип системности реализуется через разработку комплексных технологий обучения, комплексной диагностики, программ профилактики и реабилитации, включающих биологические, медицинские и психосоциальные воздействия на ребенка.
  • опосредованности учитывает, что образовательная среда оказывает влияние не только на нервно- психические, но и опосредованно, на соматические процессы, поэтому при любых информационных воздействиях на ребенка следует прогнозировать происходящие в нем изменения на всех уровнях регуляции, а не только на когнитивных и эмоциональных. Оздоровительное значение этого принципа заключается в необходимости учета особенностей психических новообразований ребенка, в возможности коррекции механизмов саморегуляции организма путем оптимизации психофизиологической адаптации. Механизмы реализации принципа опосредованности включают в работу с семьей ребенка; создание вокруг него такой системы отношений, которая бы оптимизировала стиль его социальных коммуникаций, эмоционально- волевую и мотивационную сферу; направленное формирование рациональных когнитивных стилей; коррекцию внутренней картины болезни, здоровья, образа Я, картины мира.
  • индивидуального подхода предполагает право ребенка быть самим собой, право на индивидуальный подход к себе. Каждый ребенок, как организм и как личность, неповторим, уникален. Реализация этого принципа предполагает предоставление детям широкого выбора способов обучения, его темпов, направленности, а также разработку индивидуальных программ развития, обеспечивающих ребенку возможность более полного самовыражениям и самореализации.
  • динамичности предполагает гибкие изменения стратегии и тактики профилактических и реабилитационных воздействий на ребенка в связи с ритмичностью его биологических и психических процессов, с особенностями кризисных периодов онтогенеза, ситуационными изменениями состояния физического и психического здоровья.
  • организованной среды предполагает регуляцию потоков информации  в соответствии с психофизиологическими особенностями формирования когнитивной сферы ребенка, специфическими условиями его семейного воспитания и др. При этом модулируется световая, звуковая среда, пространственная организация УВП, содержание учебного материала, методы преподавания.
  • саморазвития и саморегуляции предполагает перемещение источника оздоровительных воздействий из внешней среды во внутреннюю.

          Принцип предполагает внутренне- активный и деятельностный характер оздоровления, изменение стереотипа поведения ребенка, формирования у него потребности в здоровом образе жизни. Механизм реализации - убеждение, снятие внутренних конфликтов, формирование автономной, независимой смысловой позиции самосознания, активизация поисковой активности на разных уровнях, механизмах саморегуляции, исключение авторитарных типов отношений.

         Необходимо отметить условия активизации процессов саморегуляции ребенка:

- структуированность знаний и скорость их извлечения, как обеспечение возможности принимать конструктивные решения;

- многовариантность оценки мира;

- умение осмысливать прошлый опыт и прогнозировать будущее;

- умение выделять существенные аспекты происходящего;

- наращивать и реорганизовать индивидуальный опыт.

  • совместимости  реализация через решение проблемы психофизиологической и психологической совместимости учитель- ученик, социальной поддержки ребенка со стороны семьи, учителей, детей. Феномен психофизиологической несовместимости учитель- ученик существует объективно. Однако решение проблемы путем специального отбора детей в класс в соответствии с особенностями преподающего там педагога представляется не только неосуществимым сегодня на практике, но и вредным, поскольку любые виды однородных систем являются весьма неустойчивыми. Решение проблемы несовместимости через осознание конфликта самим учителем и через увеличение количества учителей, преподающих в классе пока нельзя признать достаточно эффективным, так как проблема несовместимости - не только психофизиологическая, но и психологическая.

Пути реализации здоровьесберегающих технологий.

    Технология обучения школьников начального звена (1-4 кл.)  понятию здоровья как образу жизни (взаимодействие с окружающими людьми, формирование полезных привычек);

    Технология обучения школьников среднего звена (5-7 кл.) здоровью (самооздоровление, взаимосвязь здоровья с окружающей средой) и воспитания навыков здорового образа жизни;

    Технология обучения здоровью и формирования потребности в здоровом образе жизни учащихся старшего звена (9-11 классов (обучение активным формам поведения с ориентацией на здоровье );

    Технология преемственности между начальной,  средней, старшей  школами.

Основные направления проекта.

Направления деятельности

Мероприятия

Индикаторы результативности

Воспитание у учащихся ответственности за собственное здоровье и обучение основам здоровой и безопасной жизнедеятельности.

Включение аспектов здорового образа жизни в преподавание дисциплин базисного учебного плана.

Интегрирование основных проблем здоровьесбережения в преподавание учебных дисциплин, прежде всего биологии, физической культуры, безопасности жизнедеятельности, формирование самого понятия «культура здоровья»

Разработка системы воспитательных мероприятий по культуре здоровья и безопасному поведению.

Проведение тематических классных часов  с возможностью практического применения полученных знаний.

Индивидуальное и групповое консультирование учащихся по вопросам безопасности и здорового образа жизни.

Оказание практической помощи учащимся лицея, плохо адаптирующихся в новых или изменяющихся условиях, обучение учащихся рациональной организации учебной деятельности, учащимся, имеющим вредные привычки.

Мониторинг, направленный на придание образовательно-воспитательному процессу индивидуальной направленности.

Тестирование индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей, а также уровня здоровья.

Создание банка данных по уровню здоровья, позволяющего оценить эффективность оздоровительной работы и для внесения определённых корректив в связи с этим.

Снижение посредством (индивидуальных, групповых) занятий психологической нагрузки.

Сохранение психологического здоровья старшеклассников (снижение уровня тревожности в связи с сдачей  ЕГЭ, ЕМЭ, лицейских экзаменов).

Создание здоровьесберегающего лицея.

Обучение культуре здоровья педагогов лицея.

Организация психологических  тренингов для учителей, с целью обучения снятия  эмоционального напряжения, управления внутренним состоянием независимо от возникающих ситуаций, занятия физической культурой, рекомендации по вопросам сбережения собственного здоровья и здоровья учащихся.

Разработка требований к организации учебно-воспитательного процесса на здоровьесберегающей основе с учётом индивидуальных  особенностей учащихся и стоящих на данном этапе обучения перед каждым из них задач: к учебному расписанию, к самостоятельным заданиям, к контрольным и тестовым работам и т.д.

Организация щадящего режима занятий и постепенное увеличение учебных нагрузок; рейтинговое  

распределение учебных предметов по трудности ;

 нормирование домашних заданий

введение мониторинговой  системы оценки физического воспитания.

Включение в учебный процесс элементов активного отдыха, направленных на уменьшение неблагоприятного влияния учебной работы.

Организация утренней гигиенической гимнастики, проведение динамических пауз и физкультминуток на уроках (в том числе дифференцированных), подвижных перемен. Включение трёх часов физической культуры в учебный процесс.

Увеличение двигательного режима школьников.

Создание физкультурного совета лицея, утверждение положений о школьном коллективе физической культуры;

- привлечение тренеров и проведение секционных занятий;

-проведение  и участие в спортивно-массовых мероприятий школьного, городского, республиканского уровня;

- пропаганда здорового образа жизни.

Создание условий, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям к учебному процессу.

Замена учебной мебели на ростовую; правильное рассаживание учащихся в классе  (с учётом рекомендаций медицинского работника); постоянный контроль за позой учащегося во время чтения, письма;

организация  воздушно-теплового режима.

Питание в течение учебного дня.

Организация льготного питания, увеличение до 100% числа учащихся, охваченных горячим питанием, витаминизация, обучение культуре питания, отрицательная динамика кишечных инфекций, соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Просвещение родителей учащихся лицея.

Индивидуальные и групповые консультации родителей по вопросам здоровья, здорового образа жизни и безопасности учащихся и семьи.

Создание «Университета здоровья для родителей», анкетирование с целью выявления отношения к организации физкультурно-оздоровительной работы в лицее, формирования здоровья детей, воспитания;

-рекомендации по вопросам контроля за правильной осанкой при выполнении домашнего задания, соответствия одежды и обуви гигиеническим требованиям;

Контроль за режимом дня и питанием; контроль за соблюдением зрительного режима;

витаминизация в осенне-весенний период;

выбор спортивных секций с учётом телосложения

распространение памяток и рекомендаций по вопросам здоровьесбережения.

Медицинское обеспечение:

Диспансеризация,

Проведение профилактических мероприятий,

врачебно-педагогическое наблюдение,

Анализ состояния здоровья учащихся.

Организация плановых профилактических осмотров учащихся и учителей лицея;

проведение назначенных лечебных мероприятий, контроль за их выполнением;

иммунопрофилактика;

контроль за санитарно-гигиеническими условиями (сквозное проветривание кабинетов);

 распределение на медицинские группы для занятий физической культурой;

динамика групп здоровья;

организация работы ЛФК,

анализ уровня физического развития;

 состояния заболеваемости среди учащихся.

Оздоровительная работа в период летнего пришкольного лагеря.

      Деятельность лицея  по здоровьесбережению учащихся начата  в 2006 году. Первостепенной задачей на тот момент ставилась – увеличение двигательной активности учащихся лицея, снижение уровня   острых респираторных  заболеваний, эмоциональная разгрузка учащихся. Было разработано  положение о введении в расписание уроков третьего часа физкультуры для 5-7 классов, который был назван «Спортивный час» (Приложение №1)  и имел свою специфику. Проводились наблюдения за учащимися  1995-1996г.р., которые занимались два раза в неделю физической культурой и третий час по программе «Спортивного часа». Результаты показали, что уровень простудных заболеваний снизился. Произошли положительные сдвиги в показателях уровня физической подготовленности учащихся лицея.

Данные по заболеваемости

ОРВИ

учащихся лицея № 27

за период с 2005 по 2009год.

Учащиеся

заболевание

5 класс

2005год

6 класс

2006 год

7 класс

2007 год

случаи

дни

случаи

дни

случаи

дни

1995-

1996г.р.

ОРВИ

50

510

48

400

46

275

Ангина

10

125

12

200

8

120

Бронхит

10

120

8

80

6

75

70

755

68

680

60

470

Уровень физической подготовленности учащихся лицея № 27 2009-2010 г.

класс

Кол

чел

%

Полу

годие

уровень

высокий

в/среднего

средний

н/среднег

низкий

кол.

чел.

%

кол.

чел.

%

Кол.

Чел.

%

Кол.

Чел.

%

Кол.

Чел.

%

1-е

Кл.

75

I

5

6%

11

15%

23

30%

24

32%

12

16%

II

12

16%

17

23%

28

37%

13

17%

4

5%

5-е

Кл

61

I

7

11%

14

22%

20

32%

9

14%

11

18%

II

14

22%

11

18%

24

39%

7

11%

5

8%

6-е

Кл.

89

I

7

7%

16

17%

45

50%

14

15%

8

8%

II

10

11%

20

22%

38

42%

17

18%

5

5%

7-е кл.

54

I

10

18%

10

18%

15

27%

15

27%

4

7%

II

11

20%

12

22%

16

29%

12

22%

3

5%

8-е

Кл.

60

I

3

5%

16

26%

25

41%

10

16%

6

10%

II

11

18%

19

31%

23

38%

1

2%

6

10%

9-е

Кл.

71

I

4

6%

9

13%

34

47%

18

25%

6

8%

II

6

8%

17

24%

33

46%

10

14%

5

7%

10-е

Кл.

73

I

8

11%

12

16%

37

50%

10

13%

6

8%

II

8

11%

16

21%

36

49%

9

12%

4

5%

11-е

Кл.

41

I

6

14%

11

26%

11

26%

8

19%

5

12%

II

6

14%

10

 24%

15

36%

7

17%

3

7%

Все

го:

524

I

50

9%

99

18%

210

40%

108

20%

57

10%

II

78

14%

122

23%

213

40%

76

14%

35

6%

Анализ: В 2009-2010 учебном году учащиеся лицея  улучшили показатели физической подготовленности:

- высокий уровень  - повысился на 5%;

- уровень выше среднего - повысился  на  5 %;

- средний уровень  -  остался прежним 40%;

- уровень   ниже среднего -  снизился на  6%;

- низкий уровень- показатели снизились на  4%

     Проанализировав результаты проделанной работы, было принято решение продолжить и углубить работу в направлении совершенствования здоровья не только учащихся, но и  педагогов лицея.

Цель проекта: формирование безопасной здоровьесберегающей среды  лицея. 

Задачи:

  1. Формирование индивидуальной ориентированности для реализации личностного потенциала учащихся в образовательном процессе.
  2. Повышение уровня здоровья учащихся.
  3. Воспитание культуры здоровья учащихся.
  4. Повышение здоровьесберегающей компетентности учителей.
  5. Формирование образовательно-воспитательного процесса лицея как  безопасного и здоровьесберегающего.
  6. Просвещение родителей учащихся по вопросам культуры здоровья.
  7. Создание «Олимпийской деревни» на базе территории лицея.

Участники проекта

Проект рассчитан на работу с учащимися лицея  1-11 классов (по ступеням: начальная, средняя, старшая школа), педагогами, родителями учащихся, педагогами учреждений дополнительного образования (ДЮСШ),

Ожидаемые результаты.

Характеристика компетенций, которыми может владеть учащийся.

  • формирование здорового образа и спортивного стиля жизни, воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в физическом саморазвитии и самосовершенствовании;
  • освоение системы знаний о влиянии физических упражнений и спорта на физическое, духовное, нравственное здоровье, репродуктивную функцию человека;
  • приобретение навыков и умений организации самостоятельной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью.

знать

  • роль и значение регулярных занятий физической культурой и спортом для приобретения физической привлекательности, психической устойчивости, повышения работоспособности, профилактики вредных привычек, поддержания репродуктивной функции человека;
  • положительное влияние занятий физическими упражнениями с различной направленностью на формирование здорового образа жизни, формы организации занятий, способы контроля и оценки их эффективности;

уметь

  • выполнять комплексы физических упражнений из современных оздоровительных систем с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности;
  • использовать приемы саморегулирования психофизического состояния организма, самоанализа и самооценки в процессе регулярных занятий физкультурно-спортивной деятельностью.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • применять средства физической культуры и спорта в целях восстановления организма после умственной и физической усталости;
  • уметь сотрудничать, проявлять взаимопомощь и ответственность в процессе выполнения коллективных форм физических упражнений и в соревновательной деятельности;
  • демонстрировать здоровый образ жизни.

План мероприятий и этапы реализации проекта.

Задача

Мероприятия

Сроки

Создание центра содействия укреплению здоровья обучающихся в лицее (Приложение №2).

1.Формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях обучающихся.

2.Разработка и реализация образовательной программы оздоровления учащихся.

3.Разработка организационно-педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе

            2010 год

Разработка программ оптимизирующих физкультурно-оздоровительную работу в лицее

Программа общелицейского конкурса «Самый здоровый класс» (Приложение №3);

Программа о создании коллектива физической культуры;

Положения:

  • «О присвоении званий учащимся»;
  • «О юном судье по спорту»;
  • «О юном инструкторе по спорту»;

Разработка проекта «Гимнастика до учебных занятий » (Приложение № 5);

Разработка программы спортивно-прикладной направленности для учащихся 8-11 класса «Здравия желаю!»;

Разработка совместного проекта с  Факультетом физической культуры, спорта и туризма(БГУ) об образовательной стажировке учащихся лицея и проведение туристских мероприятий;

Разработка совместной программы по взаимодействию здоровьесбережения лицеистов с ГБ №4;

Разработка программ по введению третьего часа физической культуры в 1-11 классах;

Программа физкультурно-массовой работы (спортивные секции, соревнования школьного, муниципального, республиканского уровней, общешкольные спортивные праздники «Лицейский маршрут», «День здоровья»).

           

2010год

2010год

2010год

2012-2013год

2013-2014год

2011год

Ежегодно

Подготовка материально-технической базы для реализации программы

Разработка проекта по благоустройству стадиона лицея «Олимпийская деревня» (Приложение №4);

Создание  тропинки здоровья в рекреации блока В, спортивных «зон» в классах для учащихся начальной школы;

Создание лыжной базы для учащихся 5-7 классов лицея;

Оснащение кабинета лечебной физической культуры;

Оснащение комплекса для закаливания учащихся  в пришкольном лагере в летний период;

Организация питьевого режима школьников.

2010год – 2015 год;

2012год – 2015 год;

2012-2013 год;

Материально-техническое обеспечение и финансирование проекта.

Для осуществления проекта лицей имеет: 2 спортивных зала, тренажерный зал, гимнастический зал, тир, стадион, спортивную площадку, столовую на 260 посадочных мест, лицензированный медицинский кабинет.

Стадион требует реконструкции, для чего разработан проект «Олимпийская деревня» (Приложение № 1)

Сметный расчёт на реализацию проекта.

Наименование работ.

материалы

Кол-во

Стоимость

Одного комплекта

Общая стоимость

Техническое оборудование

-динамики для радиофикации кабинетов;

- ноутбук;

- флэшкарта;

- аудиоцентр;

- плазменный телевизор

35

1

2

1

1

500

  20 000

  3 000

  10 000

  30 000

17 500

   20 000

   6 000

  10 000

  30 000

Спортивный инвентарь

- Лыжи;

- мячи для занятий гимнастикой;

-брусья гимнастические;

Мост гимнастический;

Велотренажёр;

Беговая дорожка

40 пар

20

1 комплект

1 комплект

2

3

   4 000

   2 000

   20 000

5 000

15 000

15 000

   160 000

   40 000

   20 000

 5 000

30 000

45 000

Организация школьных соревнований

Грамоты,

Медали,

кубки

300 шт.

100 шт.

5 шт

10

50

200

3 000

5 000

1000

Оснащение кабинетов

ЛФК, психологической разгрузки

Ковровое покрытие;

Пылесос;

Инвентарь для занятий;

10X12

1

15шт

5 000

6 000

5 000

5 000

6 000

5 000

Командировочные расходы

Выезды по обмену опытом

ежегодно

10 000

10 000

Всего:

418 500

Приложение № 1

Проект  по организации территории для занятий физкультурой и спортом «Олимпийская деревня».

   Проект разработан  с целью предоставить возможность школьникам и взрослому населению  микрорайона организовать свой досуг в виде занятий физической культурой и спортом.

Проблема проекта.

    В посёлке Восточный располагаются школы № 7, лицей № 27, школа-сад №105, а так же несколько детских садов. Это говорит о том, что посёлок растёт и в нем много молодёжи. Имея такой потенциал, в микрорайоне отсутствует инфраструктура для занятий спортом. Стадион авиазавода хорош, но отдалён от посёлка, и не каждый родитель отпустит своего ребёнка вечером на тренировку. Спортивная площадка лицея, напротив, находится в очень выгодном положении, в самом центре и сможет принимать всех желающих заниматься спортом не только в будни, но и в выходные дни.

      Проблема – площадка имеет незавершённый вид. На площадках для спортивных игр, хотя есть стойки,  покрытия нет. Отсутствуют беговые дорожки. Футбольное поле нуждается в реконструкции.

     Способы решения.

     Чтобы изменить ситуацию и создать условия для массовых занятий спортом,  разработан проект «Олимпийская деревня».

       Предлагаем территорию лицея №27 превратить в спортивно-оздоровительную зону для всего микрорайона, чтобы возможность заниматься спортом имели не только учащиеся, но и жители разных категорий.

В перспективе стадион должен включать в себя следующие элементы:

- Спортивные игры (баскетбольная, волейбольная площадки, футбольное поле);

- Лёгкая атлетика (беговая дорожка на 100 м, 500м, зона метания, прыжковая яма);

- «Городок» для школьников младшего и среднего звена (зона народных игр-городки, лапта и др.);

-Зона для игр в шашки и шахматы, зона армспорта, гимнастический комплекс;

-комплекс служебно-прикладных сооружений;

- роллердром.

В 2012 – 2015  годах произвести работы:

- реставрировать ограждение стадиона

– построить комплексную площадку для игры в баскетбол, волейбол:

- оснастить футбольное поле искусственным покрытием;

- обустроить беговые дорожки;

- обустроить хоккейную коробку.

Планируемый результат.

В результате проведения работ в микрорайоне появится прекрасный спортивный комплекс на открытом воздухе, который будет задействован не только летом, но и в зимнее время года.

  - увеличение объёма двигательной активности школьников во второй половине дня;

-  увеличение числа детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

-  охват и привлечение  населения микрорайона к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой и спортом;

- увеличение числа тренеров работающих в детских спортивно-юношеских школах, инструкторов;

- организация спортивно-массовых мероприятий среди различных групп и категорий населения микрорайона, возрождение Спартакиады.

Социальный эффект.

  1. Организация досуга населения (особенно молодёжи);
  2. Укрепление взаимоотношений в семьях, посредством совместных занятий физкультурой и спортом;
  3. Совершенствование физической подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  4. Развитие служебно-прикладных видов спорта;
  5. Повышение физической подготовки допризывной молодёжи;
  6. Увеличение спортивно-массовой работы среди социально незащищенных слоёв общества.

Потенциальные инвесторы.

Администрация города Улан-Удэ (Комитет по образованию)

Городской совет депутатов

Администрация микрорайона Загорск

ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод»

детские спортивно юношеские школы № 4,5.

Военная часть

Пожарная часть

Общий бюджет проекта – 3 млн. руб.

Имеющееся финансирование -  0 руб.

Требуемое финансирование –3 млн. руб.

План основных мероприятий.

  1. Проведение мониторинга лиц систематически занимающихся физической культурой и спортом из различных категорий населения в микрорайоне;
  2. Организация актива по реализации проекта из числа администрации и работников лицея №27;
  3. Привлечение к реализации проекта администрацию микрорайона Загорска, авиазавода, военной и пожарной частей, детских спортивно-юношеских школ.
  4. Планирование, разработка и согласование строительных работ со спонсорами, заказчиками.
  5. Поэтапное строительство.
  6. Завершение работ. Введение в эксплуатацию.

Автор,  руководитель проекта

– Оскорбина С.Ю.

Команда:

Директор лицея № 27 Асанова Л.А.

Заместитель директора по хозяйственной части МосороваТ.Г.

Заместитель директора  по воспитательной работе Шестакова М.В.

Преподаватель физической культуры Старцев С.А., Медвежонкова Н.Ю.

Приложение № 2

Утверждаю:

Директор лицея № 27

Л. А. Асанова

«    »__________2009 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении «Спортивного часа»

в    5-6-7 классах  

лицея № 27

 

1.Задачи:

1.1 Увеличение двигательной активности учащихся лицея 5-6-7 классов;

1.2    Популяризация здорового образа жизни;

1.3    Содействие развитию двигательных качеств;

1.4    Профилактика заболеваний.

2. Место, время проведения:

Спортивный зал А – 11, 15, актовый зал.

Вторник – 5 классы (3 урок);

                -  6 класс (4 урок);

Четверг  -  7 класс (3 урок).

  1. Организация:

Занятия проводятся под руководством:

-  Медвежонковой Н. Ю. – тренера ушу, ДЮСШ №3;

-  Высоцкой Ю.Б – тренера по фитнессу, мастера спорта по армрестлингу, ДЮСШ №3;

-  Ситченко Б.Э  -  преподавателя физической культуры высшей категории.

4. Программа:

Занятия «Спортивного часа» направлены на улучшения физической подготовленности учащихся, ознакомления с подвижными играми, совершенствованием изученного материала на уроках физической культуры по спортивным играм, развитие чувства ритма под музыкальное сопровождение. Проведение соревнований среди учащихся параллели.

Подготовлено:                      Оскорбиной С.Ю.

Приложение №3

                                                                                                                  Утверждаю:

Директор лицея № 27

                                                                                                                      Л. А. Асанова

«    »________20___ г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О СОЗДАНИИ «ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ»

ЛИЦЕЯ № 27

ЗАДАЧИ ЦЕНТРА:

1. Формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях обучающихся.

2. Разработка и реализация образовательной программы оздоровления учащихся.

3. Разработка организационно-педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА:

1.  Организация двигательной активности.

- валеологическое образование предполагает формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровый образ жизни.

2.   Комплексная диагностика.

- исследование состояния здоровья обучающихся, выделение группы риска.

- мониторинг успешности обучения и здоровья, учащихся в период их обучения в образовательном учреждении, с целью динамического наблюдения за их развитием.

- определение соответствия образовательной среды (материально-техническое обеспечение образовательного процесса, характеристика педагогического коллектива, организация образовательного процесса), социума, возрастным, половым, индивидуальным особенностям обучающихся, выявление факторов риска для их здоровья.

- консультативная деятельность предполагающая оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам сохранения здоровья, применение средств и способов его укрепления.

Основные направления деятельности центра предполагается реализовать в процессе преподавания уроков, курсов естественнонаучного цикла, через систему тренингов, практических занятий, а так же ведения аналитической и прогностической деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА:

1. Запланированные мероприятия (оздоровительного, реабилитационного, профилактического характера) осуществляются в центре психологами, мед. работниками, социальными работниками, учителями физической культуры и другими специалистами прошедшими соответствующую подготовку.

2.  Научно- методическое обеспечение осуществляется учебно-методическими кабинетами, закреплёнными за данным образовательным учреждением.

3.   К работе центра привлекаются учащиеся старших классов.

4.  Контроль за деятельностью центра осуществляет руководитель образовательного учреждения.

Приложение № 4

Утверждаю:_____________

                                                                                 Директор лицея № 27

                                                                   Л.А.Асанова.

                                                                                       «     »_________20____г.

Положение

о проведении утренней гимнастики в лицее № 27

УГГ проводится в лицее в рамках программы «Здоровье» с целью оптимизации перехода организма от сна к учебной деятельности

Задачи:

  1. помочь школьникам  организованно начать учебный день.
  2. сократить периоды врабатываемости организма учащихся в предстоящую учебную деятельность.
  3. оптимизировать функциональное состояние важнейших систем организма.

Общие положения:

   1. УГГ проводится для учащихся всех классов  независимо от принадлежности к группе здоровья.

   2. Время проведения: ежедневно, кроме субботы.

       Построение на УГГ - 8ч 00 мин.

       Окончание УГГ- 8ч 10мин.

Руководство:

Комплексы утренней гимнастики разрабатываются учителями физической культуры, совместно с медицинским работником лицея. Проводят гимнастику в классах учащиеся лицея при непосредственном участии учителя-предметника. Учащиеся средних и старших классов, имеющие звание юного инструктора по спорту и активно занимающиеся в спортивных секциях имеют возможность проводить гимнастику в младших классах. Подготовку учащихся осуществляют учителя физической культуры.

Контролирующий орган:

Министерство спорта совместно с администрацией лицея. Ежемесячно на Совете лицея отчёт о проведении утренней гимнастики в классах предоставляет министр спорта.

По итогам учебного года учащимся  лицея, активно участвующим  в проекте, вручаются свидетельства, отличительные знаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация методической работы в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Лицей №124"

Выступление на окружном семинаре (Школьный округ №2)по теме: «Организация методической работы в МБОУ «Лицей №124»...

Проект по духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением отдельных предметов» «Душа России».

Основная цель: создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.Задачи проекта:создание системы духовно-нравственного воспитани...

ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио обучающегося основной школы (5-8 классы) в условиях введения ФГОС ООО в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 7»

Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО МАОУ СОШ № 7 разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обуче...

Рабочая программа среднего общего образования по праву Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Когалыма

Рабочая программа среднего общего образования по праву Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1...

Программа развития Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Брединская средняя общеобразовательная школа № 4»

Настоящая Программа разработана на основании приоритетов образовательной политики, закрепленных в документах федерального, регионального и муниципального уровней. Программа представляет собой основной...