Проект "Лицей курс на здоровье" как часть Программы развития Муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей № 27 г.Улан-Удэ на 2010 – 2015 гг. «Лицей 21 века»
проект по физкультуре на тему
Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 973.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
лицей № 27 г.Улан-Удэ
на 2010 – 2015 гг.
Название: «Лицей 21 века»
ПАСПОРТ программы развития
Нормативно-правовая база для разработки программы:
- Закон РФ «Об образовании», федерального Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004 г);
- Национальная доктрина образования в РФ, одобренная постановлением Правительства РФ от 04.10.2000г.;
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции от 22.08.2004г. №122-ФЗ);
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001г. № 196);
- Президентская образовательная инициатива «Наша новая школа»
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ № 2783);
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Государственные стандарты школьного образования;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.1178-02, постановление № 44 от 28.11.2002г.);
- Устав и локальные акты МБОУ Лицей № 27.
Основная цель программы
Оптимизации образовательного процесса путем создания развивающей среды с целью повышения качества образования и реализации миссии лицея в процессе формирования модели лицея и модели выпускника.
Миссия: Создание необходимых и достаточных образовательных условий для социальной успешности педагогов и учащихся лицея
Основные задачи программы
- реализация основных направлений президентской национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- создание правовых и социально-экономических условий в лицее для удовлетворения потребностей социума в качественном, доступном и эффективном общем и дополнительном образовании;
- укрепление государственно-общественного характера управления образовательным процессом лицея;
- обеспечение безопасных условий функционирования лицея;
- создание условий для доступного качественного обучения на базовом и профильном уровнях, формирования учащимися целостной универсальной системы знаний, ключевых компетенций, обеспечивающих дальнейшее выстраивание непрерывной образовательной траектории;
- определение оптимального содержания образования учащихся с учётом требований новых федеральных государственных образовательных стандартов;
- обеспечение повышения эффективности образовательного процесса на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий;
- обеспечение условий для обновления лицейской инфраструктуры на современном этапе;
- создание системы поддержки талантливых лицеистов;
- дальнейшее использование механизма ПНП «Образование» для выявления и поддержки лучших педагогов лицея;
- совершенствование профессионализма всех категорий педагогических работников;
- совершенствование механизма стимулирования и мотивации труда педагогов;
- формирование у учащихся мотивации к здоровому образу жизни и обеспечение психологической комфортности и охранительной позиции участников образовательного процесса по отношению к психическому и физическому здоровью лицеистов;
- укрепление ресурсной базы образовательного учреждения с целью дальнейшего эффективного развития;
- обеспечение адаптации развития лицея к изменениям, инициированным процессом модернизации образования;
- переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий, создание условий для воспитания у учащихся информационной культуры, адекватной современному уровню развития ИКТ.
Сроки реализации программы
I этап - организационный (2010-2011 учебный год) - разработка и апробация целевых программ, образовательных проектов, инновационных образовательных программ, обеспечивающих решение стратегических задач программы развития; -
-осуществление мероприятий по подготовке ресурсного (нормативно-правового, программно-методического, информационно-аналитического, кадрового, финансово-экономического, материально-технического) обеспечения реализации программ и проектов.
II этап - внедренческий (2011-2014 учебные годы - перевод лицея в новое качественное состояние за счет:
- реализации целевых программ, инновационных образовательных проектов программы развития;
- введение эффективных механизмов использования и развития ресурсного обеспечения инноваций;
- организация мониторинга процесса и результатов реализации программы развития.
III этап - обобщающий (2014-2015 учебный год)
Анализ достигнутых результатов, реализация мероприятий, направленных на обобщение и распространение (социализацию) результатов, полученных на предыдущих этапах, определение перспектив развития лицея.
Ожидаемые результаты реализации программы
I этап
1.Адаптированные программы, дидактические материалы к условиям лицея.
2.Методические рекомендации к разработке учебных программ и поурочных планов по базовым, профильным предметам, элективным курсам.
3.Разнообразные формы организации и контроля образовательного процесса.
4.Предложение педагогическому коллективу методик и критериев оценки эффективности и качества педагогической деятельности.
5.Финансовая программа развития, правовые акты, сметы доходов и расходов.
II этап
1. Повышение эффективности управления образовательным процессом.
2. Анализ результатов внутрилицейского мониторинга.
3. Укрепление материально-технической базы лицея.
4.Корректировка Программы развития
III этап
1. Проведение семинаров различного уровня по обмену опытом.
2. Публикации в педагогической печати и размещение материалов на Интернет-ресурсах, на Профистарт
3. Консультации для сотрудников других ОУ.
4. Обмен опытом с инновационными ОУ субъектов РФ.
Реализация данной программы позволит:
- создать необходимые условия для успешности педагога и ученика на основе акмеологических принципов и партисипативного управления;
- позиционировать модель выпускника лицея на рынке труда с позиции конкурентоспособности и востребованности;
- модернизировать лицейский образовательный процесс с целью обеспечения высокой результативности и качества обучения;
- обеспечить условия для сохранения здоровья участников образовательного процесса;
- обеспечить, востребованные социумом, предпрофильную подготовку и профильное обучение на базовом уровне в соответствии с результатами психолого-педагогической диагностики и рекомендаций;
- внедрить новые образовательные технологии, в т.ч. информационно-коммуникационные;
- расширить формы государственно-общественного управления лицеем;
- повысить конкурентоспособность лицея на рынке образовательных услуг;
- сформировать высокую степень удовлетворённости педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей) деятельностью лицея;
- укрепить материально-техническую базу лицея и обеспечить информатизацию всех направлений образовательной деятельности.
Заказчик программы
Социум, педагогический коллектив лицея №27, родители, Управляющий Совет
В разработке программы участвовали
- Управляющий совет Лицея
- Педагогический совет
- Административный совет
- Научно-методический совет лицея
- Предметные методические объединения лицея
Фамилия, имя, отчество, должность руководителя программы
Асанова Любовь Александровна, директор МБОУ Лицей №27, руководитель первой квалификационной категории.
Исполнители основных мероприятий программы
- Педагогический коллектив лицея, Управляющий, Попечительский Советы лицея, учащиеся и их родители (законные представители), социальные партнеры;
- Приказ об утверждении программы;
- Решение педагогического совета МОУ Лицей №27 (протокол №7 от 17.05.2010г.);
Система организации контроля за выполнением программы.
Постоянный контроль за выполнением программы осуществляют Управляющий Совет, Педагогический совет лицея. Результаты контроля представляются ежегодно на заседаниях Управляющего Совета и Педагогического совета лицея, на родительских конференциях.
Назначение программы:
Данная Программа является организационной основой управления, функционирования и развития лицея как локальной образовательной среды для учащихся с учетом социально-экономических, демографических, региональных и культурно-исторических условий г.Улан-Удэ и Республики Бурятия. Программа дополнена целевыми подпрограммами и проектами, которые направлены на решение программных задач.
Стратегический бренд-код лицея – это маркетинговый инструмент объединения сил, заинтересованных в развитии лицея, делающий их более продуктивными и устремленными в будущее.
3. Целевой проект программы развития лицея № 27 по оптимизации физического воспитания и общеоздоровительных профилактических мероприятий.
Аналитическое обоснование проекта.
Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека.
Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции — физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, значительно снизилось число абсолютно здоровых детей (их остаётся не более 10-12%). Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
По данным Минздравсоцразвития России, состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации характеризуется следующими показателями:
- из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины – 53 процента – имеют ослабленное здоровье;
- две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания;
- лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых;
- общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла за последние пять лет на 16 процентов, а юношей и девушек в возрасте 15-18 лет - на 18 процентов;
- продолжается рост показателей болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой, нервной системы, крови и кровеносных органов, врожденных аномалий и анемий.
Проведенные Научным исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей Российской Федерации исследования показали, что количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32 процента.
Сохраняются высокие уровни алиментарно-зависимых заболеваний (гастриты и дуодениты, болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей, сахарный диабет). Отмечается ухудшение показателей физического развития. Около 10 процентов детей школьного возраста имеют сниженные антропометрические характеристики. Низкая масса тела у детей и ее дефицит выявляются в 3 раза чаще, чем десять лет назад. Около 7 процентов школьников страдают ожирением.
По оценкам специалистов к факторам риска для здоровья школьников, помимо трудностей социально-экономического характера и ухудшения экологии, можно отнести:
- снижение их физической активности;
- стрессовую педагогическую тактику;
- чрезмерную интенсивность образовательного процесса;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- преждевременное начало дошкольного систематического обучения;
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- функциональную неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- массовую неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- частичное разрушение служб школьного врачебного контроля;
- провалы в существующей системе физического воспитания;
- ухудшение качества питания;
- экология.
У многих учащихся к моменту окончания школы отмечено дисгармоничное физическое развитие, что, безусловно, повлияет на их работоспособность в будущем. Таким образом, актуальность здорового образа жизни растёт. Поэтому задача школы состоит в создании и сохранении благоприятных условий, необходимых для сохранения здоровья участников педагогического процесса.
Распределение учащихся по медицинским группам за период с 2005 по 2011г.
Учебный год | Кол-во учащихся | основная | подготовительная | специальная |
2005-2006 | 564 100% | 431 76,6% | 112 19,8% | 21 3,7% |
2006-2007 | 530 100% | 440 83% | 60 11,3% | 30 5,6% |
2007-2008 | 466 100% | 410 88% | 25 5% | 40 8,5% |
2008-2009 | 488 100% | 429 87,9% | 29 5,9% | 30 6,2% |
2009-2010 | 546 100% | 462 84,6 | 55 10% | 29 5,4% |
2010-2011 | 646 100% | 481 74,4% | 33 5,1% | 34 20,5% |
2010-2011 | 721 100% | 621 86,1% | 71 9,8% | 29 4,1% |
Анализируя показатели состояния здоровья учащихся лицея за 2005 - 2011 годы можно отметить, что количество учащихся, имеющих основную группу здоровья (здоровые дети) с 2007 – 2008 учебного года увеличилось (однако, здесь необходимо учитывать увеличение общей численности учащихся). Однако, не наблюдается снижения числа детей, имеющих хронические заболевания.
Сводная таблица итогов осмотра учащихся лицея по заболеваниям (2008-2011 учебный год)
Название заболевания | 2008-2009г | 2009-2010г. | 2010-2011г. |
Осмотрено всего | 110 | 220 | 312 |
Нарушение осанки | 47 | 92 | 172 |
Нарушение зрения (в том числе миопия) | 101 | 93 | 122 |
Заболевания нервной системы | 6 | 2 | 4 |
Сахарный диабет | 1 | 1 | 1 |
Сколиоз | 17 | 24 | 74 |
Кардиология | 74 | 58 | 92 |
Результаты медицинского осмотра учащихся лицея АКДО
2011год
Наименование | Все дети | 9-12 | 13-15 | 16 и более | ||||||||
М Д | М Д | М Д | М Д | |||||||||
Всего обследованных детей | 312 | 179 | 133 | 107 | 58 | 49 | 134 | 87 | 47 | 71 | 34 | 37 |
Здоровых детей | 27 8.7% | 21 11.7% | 6 4.5% | 5 | 4 | 1 | 10 | 9 | 1 | 12 | 8 | 4 |
Детей с патологией | 285 91.3% | 158 88.3% | 127 95.5% | 102 | 54 | 48 | 124 | 78 | 46 | 59 | 26 | 33 |
Ортопедия | 175 | 96 | 79 | 73 | 41 | 32 | 75 | 42 | 33 | 27 | 13 | 14 |
Офтальмология | 122 | 61 | 61 | 37 | 20 | 17 | 50 | 28 | 22 | 35 | 13 | 22 |
Кардиология | 92 | 56 | 36 | 42 | 25 | 17 | 36 | 23 | 13 | 14 | 8 | 6 |
Эндокринология | 53 | 36 | 17 | 23 | 12 | 11 | 24 | 20 | 4 | 6 | 4 | 23 |
Аллергология | 6 | 4 | 2 | 3 | 3 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
Нефрология | 3 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 3 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 |
Гастроэнтерология | 12 | 1 | 11 | 5 | 0 | 5 | 5 | 1 | 4 | 2 | 0 | 2 |
Физ. развитие | 71 | 37 | 34 | 21 | 11 | 10 | 30 | 20 | 10 | 20 | 6 | 14 |
За период обучения с 5-11 класс наблюдается, увеличение числа учащихся отнесённых к специальной медицинской группе.
Это дало основание прийти к заключению, что без решения вопросов обеспечения здоровья лицеистов, дальнейшее повышение качества обучения становится крайне проблематичным.
Основное содержание проекта
«Закон об образовании» и Национальная Образовательная Инициатива «Наша новая школа» определяют охрану здоровья обучающихся как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения, администрация которого должна обеспечивать условия безвредного и безопасного обучения, организовывать и проводить постоянный мониторинг влияния этих условий на организм воспитанников и учащихся на протяжении всего периода их обучения.
Предпосылкой к разработке проекта являлось то, что конечной целью должно быть создание безопасной здоровьесберегающей среды всего образовательного пространства лицея № 27.
Под оздоровлением понимается комплексная, многоуровневая, динамическая система взаимосвязанных действий реабилитации, направленных на восстановление ребенка в здоровом статусе, а профилактика - система мероприятий, направленных на устранение, сглаживание, снятие конкретных причин, условий, факторов, вызывающих функциональные отклонения в развитии организма (личности)
Основным условием для этого рассматривалось определение приоритета здоровья как той общей идеи, которая объединяет и сплачивает работу всех участников образовательного процесса.
Для работы в области здоровьесбережения привлечены специалисты: педагоги, психолог, медицинский работник, социальный работник.
Организация оздоровительного процесса в лицее построена с учётом существующих педагогических технологий.
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
В.М.Монахов
Технология сохранения здоровья предполагает совокупность педагогических, психологических, медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирования ценностного отношения к своему здоровью.
Технология обучения здоровью – это приемы, методы, способы, набор образовательных и воспитательных средств, организационно-методический инструментарий педагогического процесса, следствием которых является формирование здорового образа жизни и осознанно правильного отношения к природе.
В основу работы по данному проекту легли основные принципы оздоровления:
- системности который предполагает одновременное, параллельное воздействие на телесно- физиологические, эмоциональные, познавательно- интеллектуальные и духовно- нравственные составляющие процесса адаптации, влияние на системные функциональные связи. Принцип системности реализуется через разработку комплексных технологий обучения, комплексной диагностики, программ профилактики и реабилитации, включающих биологические, медицинские и психосоциальные воздействия на ребенка.
- опосредованности учитывает, что образовательная среда оказывает влияние не только на нервно- психические, но и опосредованно, на соматические процессы, поэтому при любых информационных воздействиях на ребенка следует прогнозировать происходящие в нем изменения на всех уровнях регуляции, а не только на когнитивных и эмоциональных. Оздоровительное значение этого принципа заключается в необходимости учета особенностей психических новообразований ребенка, в возможности коррекции механизмов саморегуляции организма путем оптимизации психофизиологической адаптации. Механизмы реализации принципа опосредованности включают в работу с семьей ребенка; создание вокруг него такой системы отношений, которая бы оптимизировала стиль его социальных коммуникаций, эмоционально- волевую и мотивационную сферу; направленное формирование рациональных когнитивных стилей; коррекцию внутренней картины болезни, здоровья, образа Я, картины мира.
- индивидуального подхода предполагает право ребенка быть самим собой, право на индивидуальный подход к себе. Каждый ребенок, как организм и как личность, неповторим, уникален. Реализация этого принципа предполагает предоставление детям широкого выбора способов обучения, его темпов, направленности, а также разработку индивидуальных программ развития, обеспечивающих ребенку возможность более полного самовыражениям и самореализации.
- динамичности предполагает гибкие изменения стратегии и тактики профилактических и реабилитационных воздействий на ребенка в связи с ритмичностью его биологических и психических процессов, с особенностями кризисных периодов онтогенеза, ситуационными изменениями состояния физического и психического здоровья.
- организованной среды предполагает регуляцию потоков информации в соответствии с психофизиологическими особенностями формирования когнитивной сферы ребенка, специфическими условиями его семейного воспитания и др. При этом модулируется световая, звуковая среда, пространственная организация УВП, содержание учебного материала, методы преподавания.
- саморазвития и саморегуляции предполагает перемещение источника оздоровительных воздействий из внешней среды во внутреннюю.
Принцип предполагает внутренне- активный и деятельностный характер оздоровления, изменение стереотипа поведения ребенка, формирования у него потребности в здоровом образе жизни. Механизм реализации - убеждение, снятие внутренних конфликтов, формирование автономной, независимой смысловой позиции самосознания, активизация поисковой активности на разных уровнях, механизмах саморегуляции, исключение авторитарных типов отношений.
Необходимо отметить условия активизации процессов саморегуляции ребенка:
- структуированность знаний и скорость их извлечения, как обеспечение возможности принимать конструктивные решения;
- многовариантность оценки мира;
- умение осмысливать прошлый опыт и прогнозировать будущее;
- умение выделять существенные аспекты происходящего;
- наращивать и реорганизовать индивидуальный опыт.
- совместимости реализация через решение проблемы психофизиологической и психологической совместимости учитель- ученик, социальной поддержки ребенка со стороны семьи, учителей, детей. Феномен психофизиологической несовместимости учитель- ученик существует объективно. Однако решение проблемы путем специального отбора детей в класс в соответствии с особенностями преподающего там педагога представляется не только неосуществимым сегодня на практике, но и вредным, поскольку любые виды однородных систем являются весьма неустойчивыми. Решение проблемы несовместимости через осознание конфликта самим учителем и через увеличение количества учителей, преподающих в классе пока нельзя признать достаточно эффективным, так как проблема несовместимости - не только психофизиологическая, но и психологическая.
Пути реализации здоровьесберегающих технологий.
Технология обучения школьников начального звена (1-4 кл.) понятию здоровья как образу жизни (взаимодействие с окружающими людьми, формирование полезных привычек);
Технология обучения школьников среднего звена (5-7 кл.) здоровью (самооздоровление, взаимосвязь здоровья с окружающей средой) и воспитания навыков здорового образа жизни;
Технология обучения здоровью и формирования потребности в здоровом образе жизни учащихся старшего звена (9-11 классов (обучение активным формам поведения с ориентацией на здоровье );
Технология преемственности между начальной, средней, старшей школами.
Основные направления проекта.
Направления деятельности | Мероприятия | Индикаторы результативности |
Воспитание у учащихся ответственности за собственное здоровье и обучение основам здоровой и безопасной жизнедеятельности. | Включение аспектов здорового образа жизни в преподавание дисциплин базисного учебного плана. | Интегрирование основных проблем здоровьесбережения в преподавание учебных дисциплин, прежде всего биологии, физической культуры, безопасности жизнедеятельности, формирование самого понятия «культура здоровья» |
Разработка системы воспитательных мероприятий по культуре здоровья и безопасному поведению. | Проведение тематических классных часов с возможностью практического применения полученных знаний. | |
Индивидуальное и групповое консультирование учащихся по вопросам безопасности и здорового образа жизни. | Оказание практической помощи учащимся лицея, плохо адаптирующихся в новых или изменяющихся условиях, обучение учащихся рациональной организации учебной деятельности, учащимся, имеющим вредные привычки. | |
Мониторинг, направленный на придание образовательно-воспитательному процессу индивидуальной направленности. | Тестирование индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей, а также уровня здоровья. | Создание банка данных по уровню здоровья, позволяющего оценить эффективность оздоровительной работы и для внесения определённых корректив в связи с этим. Снижение посредством (индивидуальных, групповых) занятий психологической нагрузки. Сохранение психологического здоровья старшеклассников (снижение уровня тревожности в связи с сдачей ЕГЭ, ЕМЭ, лицейских экзаменов). |
Создание здоровьесберегающего лицея. | Обучение культуре здоровья педагогов лицея. | Организация психологических тренингов для учителей, с целью обучения снятия эмоционального напряжения, управления внутренним состоянием независимо от возникающих ситуаций, занятия физической культурой, рекомендации по вопросам сбережения собственного здоровья и здоровья учащихся. |
Разработка требований к организации учебно-воспитательного процесса на здоровьесберегающей основе с учётом индивидуальных особенностей учащихся и стоящих на данном этапе обучения перед каждым из них задач: к учебному расписанию, к самостоятельным заданиям, к контрольным и тестовым работам и т.д. | Организация щадящего режима занятий и постепенное увеличение учебных нагрузок; рейтинговое распределение учебных предметов по трудности ; нормирование домашних заданий введение мониторинговой системы оценки физического воспитания. | |
Включение в учебный процесс элементов активного отдыха, направленных на уменьшение неблагоприятного влияния учебной работы. | Организация утренней гигиенической гимнастики, проведение динамических пауз и физкультминуток на уроках (в том числе дифференцированных), подвижных перемен. Включение трёх часов физической культуры в учебный процесс. | |
Увеличение двигательного режима школьников. | Создание физкультурного совета лицея, утверждение положений о школьном коллективе физической культуры; - привлечение тренеров и проведение секционных занятий; -проведение и участие в спортивно-массовых мероприятий школьного, городского, республиканского уровня; - пропаганда здорового образа жизни. | |
Создание условий, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям к учебному процессу. | Замена учебной мебели на ростовую; правильное рассаживание учащихся в классе (с учётом рекомендаций медицинского работника); постоянный контроль за позой учащегося во время чтения, письма; организация воздушно-теплового режима. | |
Питание в течение учебного дня. | Организация льготного питания, увеличение до 100% числа учащихся, охваченных горячим питанием, витаминизация, обучение культуре питания, отрицательная динамика кишечных инфекций, соблюдение санитарно-гигиенических норм. | |
Просвещение родителей учащихся лицея. Индивидуальные и групповые консультации родителей по вопросам здоровья, здорового образа жизни и безопасности учащихся и семьи. | Создание «Университета здоровья для родителей», анкетирование с целью выявления отношения к организации физкультурно-оздоровительной работы в лицее, формирования здоровья детей, воспитания; -рекомендации по вопросам контроля за правильной осанкой при выполнении домашнего задания, соответствия одежды и обуви гигиеническим требованиям; Контроль за режимом дня и питанием; контроль за соблюдением зрительного режима; витаминизация в осенне-весенний период; выбор спортивных секций с учётом телосложения распространение памяток и рекомендаций по вопросам здоровьесбережения. | |
Медицинское обеспечение: Диспансеризация, Проведение профилактических мероприятий, врачебно-педагогическое наблюдение, Анализ состояния здоровья учащихся. | Организация плановых профилактических осмотров учащихся и учителей лицея; проведение назначенных лечебных мероприятий, контроль за их выполнением; иммунопрофилактика; контроль за санитарно-гигиеническими условиями (сквозное проветривание кабинетов); распределение на медицинские группы для занятий физической культурой; динамика групп здоровья; организация работы ЛФК, анализ уровня физического развития; состояния заболеваемости среди учащихся. Оздоровительная работа в период летнего пришкольного лагеря. |
Деятельность лицея по здоровьесбережению учащихся начата в 2006 году. Первостепенной задачей на тот момент ставилась – увеличение двигательной активности учащихся лицея, снижение уровня острых респираторных заболеваний, эмоциональная разгрузка учащихся. Было разработано положение о введении в расписание уроков третьего часа физкультуры для 5-7 классов, который был назван «Спортивный час» (Приложение №1) и имел свою специфику. Проводились наблюдения за учащимися 1995-1996г.р., которые занимались два раза в неделю физической культурой и третий час по программе «Спортивного часа». Результаты показали, что уровень простудных заболеваний снизился. Произошли положительные сдвиги в показателях уровня физической подготовленности учащихся лицея.
Данные по заболеваемости
ОРВИ
учащихся лицея № 27
за период с 2005 по 2009год.
Учащиеся | заболевание | 5 класс 2005год | 6 класс 2006 год | 7 класс 2007 год | |||
случаи | дни | случаи | дни | случаи | дни | ||
1995- 1996г.р. | ОРВИ | 50 | 510 | 48 | 400 | 46 | 275 |
Ангина | 10 | 125 | 12 | 200 | 8 | 120 | |
Бронхит | 10 | 120 | 8 | 80 | 6 | 75 | |
70 | 755 | 68 | 680 | 60 | 470 |
Уровень физической подготовленности учащихся лицея № 27 2009-2010 г.
класс | Кол чел % | Полу годие | уровень | |||||||||
высокий | в/среднего | средний | н/среднег | низкий | ||||||||
кол. чел. | % | кол. чел. | % | Кол. Чел. | % | Кол. Чел. | % | Кол. Чел. | % | |||
1-е Кл. | 75 | I | 5 | 6% | 11 | 15% | 23 | 30% | 24 | 32% | 12 | 16% |
II | 12 | 16% | 17 | 23% | 28 | 37% | 13 | 17% | 4 | 5% | ||
5-е Кл | 61 | I | 7 | 11% | 14 | 22% | 20 | 32% | 9 | 14% | 11 | 18% |
II | 14 | 22% | 11 | 18% | 24 | 39% | 7 | 11% | 5 | 8% | ||
6-е Кл. | 89 | I | 7 | 7% | 16 | 17% | 45 | 50% | 14 | 15% | 8 | 8% |
II | 10 | 11% | 20 | 22% | 38 | 42% | 17 | 18% | 5 | 5% | ||
7-е кл. | 54 | I | 10 | 18% | 10 | 18% | 15 | 27% | 15 | 27% | 4 | 7% |
II | 11 | 20% | 12 | 22% | 16 | 29% | 12 | 22% | 3 | 5% | ||
8-е Кл. | 60 | I | 3 | 5% | 16 | 26% | 25 | 41% | 10 | 16% | 6 | 10% |
II | 11 | 18% | 19 | 31% | 23 | 38% | 1 | 2% | 6 | 10% | ||
9-е Кл. | 71 | I | 4 | 6% | 9 | 13% | 34 | 47% | 18 | 25% | 6 | 8% |
II | 6 | 8% | 17 | 24% | 33 | 46% | 10 | 14% | 5 | 7% | ||
10-е Кл. | 73 | I | 8 | 11% | 12 | 16% | 37 | 50% | 10 | 13% | 6 | 8% |
II | 8 | 11% | 16 | 21% | 36 | 49% | 9 | 12% | 4 | 5% | ||
11-е Кл. | 41 | I | 6 | 14% | 11 | 26% | 11 | 26% | 8 | 19% | 5 | 12% |
II | 6 | 14% | 10 | 24% | 15 | 36% | 7 | 17% | 3 | 7% | ||
Все го: | 524 | I | 50 | 9% | 99 | 18% | 210 | 40% | 108 | 20% | 57 | 10% |
II | 78 | 14% | 122 | 23% | 213 | 40% | 76 | 14% | 35 | 6% |
Анализ: В 2009-2010 учебном году учащиеся лицея улучшили показатели физической подготовленности:
- высокий уровень - повысился на 5%;
- уровень выше среднего - повысился на 5 %;
- средний уровень - остался прежним 40%;
- уровень ниже среднего - снизился на 6%;
- низкий уровень- показатели снизились на 4%
Проанализировав результаты проделанной работы, было принято решение продолжить и углубить работу в направлении совершенствования здоровья не только учащихся, но и педагогов лицея.
Цель проекта: формирование безопасной здоровьесберегающей среды лицея.
Задачи:
- Формирование индивидуальной ориентированности для реализации личностного потенциала учащихся в образовательном процессе.
- Повышение уровня здоровья учащихся.
- Воспитание культуры здоровья учащихся.
- Повышение здоровьесберегающей компетентности учителей.
- Формирование образовательно-воспитательного процесса лицея как безопасного и здоровьесберегающего.
- Просвещение родителей учащихся по вопросам культуры здоровья.
- Создание «Олимпийской деревни» на базе территории лицея.
Участники проекта
Проект рассчитан на работу с учащимися лицея 1-11 классов (по ступеням: начальная, средняя, старшая школа), педагогами, родителями учащихся, педагогами учреждений дополнительного образования (ДЮСШ),
Ожидаемые результаты.
Характеристика компетенций, которыми может владеть учащийся.
- формирование здорового образа и спортивного стиля жизни, воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в физическом саморазвитии и самосовершенствовании;
- освоение системы знаний о влиянии физических упражнений и спорта на физическое, духовное, нравственное здоровье, репродуктивную функцию человека;
- приобретение навыков и умений организации самостоятельной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью.
знать
- роль и значение регулярных занятий физической культурой и спортом для приобретения физической привлекательности, психической устойчивости, повышения работоспособности, профилактики вредных привычек, поддержания репродуктивной функции человека;
- положительное влияние занятий физическими упражнениями с различной направленностью на формирование здорового образа жизни, формы организации занятий, способы контроля и оценки их эффективности;
уметь
- выполнять комплексы физических упражнений из современных оздоровительных систем с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности;
- использовать приемы саморегулирования психофизического состояния организма, самоанализа и самооценки в процессе регулярных занятий физкультурно-спортивной деятельностью.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- применять средства физической культуры и спорта в целях восстановления организма после умственной и физической усталости;
- уметь сотрудничать, проявлять взаимопомощь и ответственность в процессе выполнения коллективных форм физических упражнений и в соревновательной деятельности;
- демонстрировать здоровый образ жизни.
План мероприятий и этапы реализации проекта.
Задача | Мероприятия | Сроки |
Создание центра содействия укреплению здоровья обучающихся в лицее (Приложение №2). | 1.Формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях обучающихся. 2.Разработка и реализация образовательной программы оздоровления учащихся. 3.Разработка организационно-педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе | 2010 год |
Разработка программ оптимизирующих физкультурно-оздоровительную работу в лицее | Программа общелицейского конкурса «Самый здоровый класс» (Приложение №3); Программа о создании коллектива физической культуры; Положения:
Разработка проекта «Гимнастика до учебных занятий » (Приложение № 5); Разработка программы спортивно-прикладной направленности для учащихся 8-11 класса «Здравия желаю!»; Разработка совместного проекта с Факультетом физической культуры, спорта и туризма(БГУ) об образовательной стажировке учащихся лицея и проведение туристских мероприятий; Разработка совместной программы по взаимодействию здоровьесбережения лицеистов с ГБ №4; Разработка программ по введению третьего часа физической культуры в 1-11 классах; Программа физкультурно-массовой работы (спортивные секции, соревнования школьного, муниципального, республиканского уровней, общешкольные спортивные праздники «Лицейский маршрут», «День здоровья»). |
2010год 2010год 2010год 2012-2013год 2013-2014год 2011год Ежегодно |
Подготовка материально-технической базы для реализации программы | Разработка проекта по благоустройству стадиона лицея «Олимпийская деревня» (Приложение №4); Создание тропинки здоровья в рекреации блока В, спортивных «зон» в классах для учащихся начальной школы; Создание лыжной базы для учащихся 5-7 классов лицея; Оснащение кабинета лечебной физической культуры; Оснащение комплекса для закаливания учащихся в пришкольном лагере в летний период; Организация питьевого режима школьников. | 2010год – 2015 год; 2012год – 2015 год; 2012-2013 год; |
Материально-техническое обеспечение и финансирование проекта.
Для осуществления проекта лицей имеет: 2 спортивных зала, тренажерный зал, гимнастический зал, тир, стадион, спортивную площадку, столовую на 260 посадочных мест, лицензированный медицинский кабинет.
Стадион требует реконструкции, для чего разработан проект «Олимпийская деревня» (Приложение № 1)
Сметный расчёт на реализацию проекта.
Наименование работ. | материалы | Кол-во | Стоимость Одного комплекта | Общая стоимость |
Техническое оборудование | -динамики для радиофикации кабинетов; - ноутбук; - флэшкарта; - аудиоцентр; - плазменный телевизор | 35 1 2 1 1 | 500 20 000 3 000 10 000 30 000 | 17 500 20 000 6 000 10 000 30 000 |
Спортивный инвентарь | - Лыжи; - мячи для занятий гимнастикой; -брусья гимнастические; Мост гимнастический; Велотренажёр; Беговая дорожка | 40 пар 20 1 комплект 1 комплект 2 3 | 4 000 2 000 20 000 5 000 15 000 15 000 | 160 000 40 000 20 000 5 000 30 000 45 000 |
Организация школьных соревнований | Грамоты, Медали, кубки | 300 шт. 100 шт. 5 шт | 10 50 200 | 3 000 5 000 1000 |
Оснащение кабинетов ЛФК, психологической разгрузки | Ковровое покрытие; Пылесос; Инвентарь для занятий; | 10X12 1 15шт | 5 000 6 000 5 000 | 5 000 6 000 5 000 |
Командировочные расходы | Выезды по обмену опытом | ежегодно | 10 000 | 10 000 |
Всего: | 418 500 |
Приложение № 1
Проект по организации территории для занятий физкультурой и спортом «Олимпийская деревня».
Проект разработан с целью предоставить возможность школьникам и взрослому населению микрорайона организовать свой досуг в виде занятий физической культурой и спортом.
Проблема проекта.
В посёлке Восточный располагаются школы № 7, лицей № 27, школа-сад №105, а так же несколько детских садов. Это говорит о том, что посёлок растёт и в нем много молодёжи. Имея такой потенциал, в микрорайоне отсутствует инфраструктура для занятий спортом. Стадион авиазавода хорош, но отдалён от посёлка, и не каждый родитель отпустит своего ребёнка вечером на тренировку. Спортивная площадка лицея, напротив, находится в очень выгодном положении, в самом центре и сможет принимать всех желающих заниматься спортом не только в будни, но и в выходные дни.
Проблема – площадка имеет незавершённый вид. На площадках для спортивных игр, хотя есть стойки, покрытия нет. Отсутствуют беговые дорожки. Футбольное поле нуждается в реконструкции.
Способы решения.
Чтобы изменить ситуацию и создать условия для массовых занятий спортом, разработан проект «Олимпийская деревня».
Предлагаем территорию лицея №27 превратить в спортивно-оздоровительную зону для всего микрорайона, чтобы возможность заниматься спортом имели не только учащиеся, но и жители разных категорий.
В перспективе стадион должен включать в себя следующие элементы:
- Спортивные игры (баскетбольная, волейбольная площадки, футбольное поле);
- Лёгкая атлетика (беговая дорожка на 100 м, 500м, зона метания, прыжковая яма);
- «Городок» для школьников младшего и среднего звена (зона народных игр-городки, лапта и др.);
-Зона для игр в шашки и шахматы, зона армспорта, гимнастический комплекс;
-комплекс служебно-прикладных сооружений;
- роллердром.
В 2012 – 2015 годах произвести работы:
- реставрировать ограждение стадиона
– построить комплексную площадку для игры в баскетбол, волейбол:
- оснастить футбольное поле искусственным покрытием;
- обустроить беговые дорожки;
- обустроить хоккейную коробку.
Планируемый результат.
В результате проведения работ в микрорайоне появится прекрасный спортивный комплекс на открытом воздухе, который будет задействован не только летом, но и в зимнее время года.
- увеличение объёма двигательной активности школьников во второй половине дня;
- увеличение числа детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
- охват и привлечение населения микрорайона к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой и спортом;
- увеличение числа тренеров работающих в детских спортивно-юношеских школах, инструкторов;
- организация спортивно-массовых мероприятий среди различных групп и категорий населения микрорайона, возрождение Спартакиады.
Социальный эффект.
- Организация досуга населения (особенно молодёжи);
- Укрепление взаимоотношений в семьях, посредством совместных занятий физкультурой и спортом;
- Совершенствование физической подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- Развитие служебно-прикладных видов спорта;
- Повышение физической подготовки допризывной молодёжи;
- Увеличение спортивно-массовой работы среди социально незащищенных слоёв общества.
Потенциальные инвесторы.
Администрация города Улан-Удэ (Комитет по образованию)
Городской совет депутатов
Администрация микрорайона Загорск
ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод»
детские спортивно юношеские школы № 4,5.
Военная часть
Пожарная часть
Общий бюджет проекта – 3 млн. руб.
Имеющееся финансирование - 0 руб.
Требуемое финансирование –3 млн. руб.
План основных мероприятий.
- Проведение мониторинга лиц систематически занимающихся физической культурой и спортом из различных категорий населения в микрорайоне;
- Организация актива по реализации проекта из числа администрации и работников лицея №27;
- Привлечение к реализации проекта администрацию микрорайона Загорска, авиазавода, военной и пожарной частей, детских спортивно-юношеских школ.
- Планирование, разработка и согласование строительных работ со спонсорами, заказчиками.
- Поэтапное строительство.
- Завершение работ. Введение в эксплуатацию.
Автор, руководитель проекта
– Оскорбина С.Ю.
Команда:
Директор лицея № 27 Асанова Л.А.
Заместитель директора по хозяйственной части МосороваТ.Г.
Заместитель директора по воспитательной работе Шестакова М.В.
Преподаватель физической культуры Старцев С.А., Медвежонкова Н.Ю.
Приложение № 2
Утверждаю:
Директор лицея № 27
Л. А. Асанова
« »__________2009 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении «Спортивного часа»
в 5-6-7 классах
лицея № 27
1.Задачи:
1.1 Увеличение двигательной активности учащихся лицея 5-6-7 классов;
1.2 Популяризация здорового образа жизни;
1.3 Содействие развитию двигательных качеств;
1.4 Профилактика заболеваний.
2. Место, время проведения:
Спортивный зал А – 11, 15, актовый зал.
Вторник – 5 классы (3 урок);
- 6 класс (4 урок);
Четверг - 7 класс (3 урок).
- Организация:
Занятия проводятся под руководством:
- Медвежонковой Н. Ю. – тренера ушу, ДЮСШ №3;
- Высоцкой Ю.Б – тренера по фитнессу, мастера спорта по армрестлингу, ДЮСШ №3;
- Ситченко Б.Э - преподавателя физической культуры высшей категории.
4. Программа:
Занятия «Спортивного часа» направлены на улучшения физической подготовленности учащихся, ознакомления с подвижными играми, совершенствованием изученного материала на уроках физической культуры по спортивным играм, развитие чувства ритма под музыкальное сопровождение. Проведение соревнований среди учащихся параллели.
Подготовлено: Оскорбиной С.Ю.
Приложение №3
Утверждаю:
Директор лицея № 27
Л. А. Асанова
« »________20___ г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОЗДАНИИ «ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ»
ЛИЦЕЯ № 27
ЗАДАЧИ ЦЕНТРА:
1. Формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях обучающихся.
2. Разработка и реализация образовательной программы оздоровления учащихся.
3. Разработка организационно-педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА:
1. Организация двигательной активности.
- валеологическое образование предполагает формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровый образ жизни.
2. Комплексная диагностика.
- исследование состояния здоровья обучающихся, выделение группы риска.
- мониторинг успешности обучения и здоровья, учащихся в период их обучения в образовательном учреждении, с целью динамического наблюдения за их развитием.
- определение соответствия образовательной среды (материально-техническое обеспечение образовательного процесса, характеристика педагогического коллектива, организация образовательного процесса), социума, возрастным, половым, индивидуальным особенностям обучающихся, выявление факторов риска для их здоровья.
- консультативная деятельность предполагающая оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам сохранения здоровья, применение средств и способов его укрепления.
Основные направления деятельности центра предполагается реализовать в процессе преподавания уроков, курсов естественнонаучного цикла, через систему тренингов, практических занятий, а так же ведения аналитической и прогностической деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА:
1. Запланированные мероприятия (оздоровительного, реабилитационного, профилактического характера) осуществляются в центре психологами, мед. работниками, социальными работниками, учителями физической культуры и другими специалистами прошедшими соответствующую подготовку.
2. Научно- методическое обеспечение осуществляется учебно-методическими кабинетами, закреплёнными за данным образовательным учреждением.
3. К работе центра привлекаются учащиеся старших классов.
4. Контроль за деятельностью центра осуществляет руководитель образовательного учреждения.
Приложение № 4
Утверждаю:_____________
Директор лицея № 27
Л.А.Асанова.
« »_________20____г.
Положение
о проведении утренней гимнастики в лицее № 27
УГГ проводится в лицее в рамках программы «Здоровье» с целью оптимизации перехода организма от сна к учебной деятельности
Задачи:
- помочь школьникам организованно начать учебный день.
- сократить периоды врабатываемости организма учащихся в предстоящую учебную деятельность.
- оптимизировать функциональное состояние важнейших систем организма.
Общие положения:
1. УГГ проводится для учащихся всех классов независимо от принадлежности к группе здоровья.
2. Время проведения: ежедневно, кроме субботы.
Построение на УГГ - 8ч 00 мин.
Окончание УГГ- 8ч 10мин.
Руководство:
Комплексы утренней гимнастики разрабатываются учителями физической культуры, совместно с медицинским работником лицея. Проводят гимнастику в классах учащиеся лицея при непосредственном участии учителя-предметника. Учащиеся средних и старших классов, имеющие звание юного инструктора по спорту и активно занимающиеся в спортивных секциях имеют возможность проводить гимнастику в младших классах. Подготовку учащихся осуществляют учителя физической культуры.
Контролирующий орган:
Министерство спорта совместно с администрацией лицея. Ежемесячно на Совете лицея отчёт о проведении утренней гимнастики в классах предоставляет министр спорта.
По итогам учебного года учащимся лицея, активно участвующим в проекте, вручаются свидетельства, отличительные знаки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация методической работы в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Лицей №124"
Выступление на окружном семинаре (Школьный округ №2)по теме: «Организация методической работы в МБОУ «Лицей №124»...
Проект по духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением отдельных предметов» «Душа России».
Основная цель: создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.Задачи проекта:создание системы духовно-нравственного воспитани...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя татарского языка и литературы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» муниципального образо
Мой план на 2016-2021 годы. Здесь отражена методическая тема, цели, задачи творческого плана....
ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио обучающегося основной школы (5-8 классы) в условиях введения ФГОС ООО в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 7»
Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО МАОУ СОШ № 7 разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обуче...
Рабочая программа среднего общего образования по праву Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Когалыма
Рабочая программа среднего общего образования по праву Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1...
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 4»
Программа развития...
Программа развития Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Брединская средняя общеобразовательная школа № 4»
Настоящая Программа разработана на основании приоритетов образовательной политики, закрепленных в документах федерального, регионального и муниципального уровней. Программа представляет собой основной...