Педагогическая практика как органическая часть учебно-воспитательного процесса.
статья (11 класс) на тему
Педагогическая практика как органическая часть учебно-воспитательного процесса, обеспечивающая соединение теоретической подготовки студентов с их практической деятельностью, является одним из средств успешной подготовки студентов к работе учителя. Она дает возможность полнее осмыслить закономерности и принципы обучения и воспитания, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической работы. Перед руководителями практики стоит задача: по-новому решать вопросы ее организации, повысить ее роль в овладении студентами секретами профессионального мастерства, основами организаторской и воспитательной работы. ГБОУ Гимназия № 2079 города Москвы имеет богатый опыт организации педагогической практики студентов МГГУ имени М.А. Шолохова (сейчас МГПУ имени Ленина).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_organizatsii_pedpraktiki_statya.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт организации педагогической практики студентов МГГУ имени М.А. Шолохова в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия № 2072» города Москвы.
Шарова Любовь Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
Почётный работник общего образования Российской Федерации,
ветеран труда,
победитель Приоритетного национального проекта «Образование»,
учитель-руководитель практики студентов.
Педагогическая практика как органическая часть учебно-воспитательного процесса, обеспечивающая соединение теоретической подготовки студентов с их практической деятельностью, является одним из средств успешной подготовки студентов к работе учителя. Она дает возможность полнее осмыслить закономерности и принципы обучения и воспитания, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической работы. Перед руководителями практики стоит задача: по-новому решать вопросы ее организации, повысить ее роль в овладении студентами секретами профессионального мастерства, основами организаторской и воспитательной работы. ГБОУ Гимназия № 2079 города Москвы имеет богатый опыт организации педагогической практики студентов МГГУ имени М.А. Шолохова (сейчас МГПУ имени Ленина).
Педагогическая практика является важнейшим звеном в системе профес сиональной подготовки учителя. К.Д. Ушинский писал, что «метод пре подавания можно изучить из книги или из слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой». Именно приобретение собственного опыта педагогической работы является основной задачей педагогической практики студентов в гимназии. Но при этом мы понимаем и осознаем одно важное обстоятельство: перед нами сориентированные на педагогическую профессию люди. Все они должны получить хорошую профессиональную подготовку. Мы не имеем права запрограммировать «сильных», «средних» и «слабых» учителей. Другое дело, что, раскрывая различные способности и возможности студентов, мы можем правильно спланировать работу со всеми категориями студентов по совершенствованию их профессиональной подготовки. С учетом потенциальных и приобретенных возможностей, сформированности мотивации обучения студентов, состояния их здоровья, профессиональной предрасположенности каждый получает в работе свое направление. Это может быть воспитательная работа, практическая проверка разработанных рекомендаций, используемых специфических методов обучения и воспитания, умения реализовывать свою теоретическую подготовленность на практике.
Основные задачи практики:
- Овладение умениями и навыками учебно-воспитательной деятельности учителя, классного руководителя в условиях гимназии;
- ознакомление с условиями деятельности гимназии, педагогическим коллективом, материальным обеспечением учебно-воспитательного процесса;
- ознакомление с системой планирования учебно-воспитательного процесса;
- психолого-педагогическое изучение обучащихся (личных дел, медицинской карты, электронных журналов и дневников);
- ознакомление с работой методических объединений учителей русского языка и литературы, классных руководителей, педагогического совета.
В процессе практики закрепляются и развиваются следующие профессиональные умения:
- разрабатывать поурочные планы учебных занятий, планировать внеклассную работу на период практики;
- самостоятельно готовить и проводить уроки, добиваться глубокого усвоения учащимися преподаваемого материала, формировать у них научное мировоззрение, логическое мышление, культуру устной и письменной речи, интерес к предмету, проводить дополнительные занятия со школьниками, изготовлять наглядные пособия и дидактический материал;
- проводить разнообразную внеклассную и внешкольную воспитательную работу с позиций комплексного подхода к воспитанию детей;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и их родителями;
- овладеть формами и методами организации воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства, проводить профориентационную работу.
В процессе работы со студентами – практикантами сложилась следующая схема организации практики:
1. Составление индивидуального плана педагогической практики: определение классов для проведения уроков,
2. Определение количества уроков для каждого студента, типов и тем уроков.
3. Планирование внеклассных занятий по предмету, занятий кружка (профиль кружка, количество школьников в нем, сколько занятий проведено, в какой форме подведены итоги работы), массовых внеклассных мероприятий (тема, содержание, учебно–познавательное и воспитательное значение), индивидуальных занятий с учащимися по предмету и их результаты.
4. Определение воспитательной задачи, которая будет решаться практикантом в период практики. Планирование воспитательных мероприятий (тема, содержание, воспитательная деятельность).
5. Запланированная практическая помощь, которая будет оказана гимназии (улучшение оборудования предметного кабинета, оформление класса, изготовление наглядных пособий и т.п.).
6. Содержание работы, которая будет проведена с родителями, планирование ее влияние на учебный и воспитательный процесс.
7. Содержание и формы помощи в ходе практики, которая будет оказана групповым руководителем, директором или завучем гимназии, учителем, классным руководителем.
8. Организация самооценки личных знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе практики. Определение видов педагогической деятельности, которыми студент хорошо овладел и тех, которые студенту ещё предстоит усвоить. Определить моменты неуспешности и способы их преодоления.
9. Выработка рекомендаций по улучшению организации педагогической практики и совершенствованию учебного процесса в гимназии.
После определения классов, тем и форм уроков студентам предстоит ознакомиться с классными коллективами, с которыми им предстоит работать.
Классные руководители готовят для студентов характеристики классов по следующей схеме:
1. Общие сведения о классе.
История его формирования, его состав по возрасту и полу учащихся. (Количество учащихся, из них мальчиков и девочек, количество второгодников, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей и т.д.).
Социальная характеристика семей учащихся.
Общая характеристика успеваемости класса, дисциплины, общественных поручений учащихся класса .
Мнение учителей-предметников о классе.
2. Направленность деятельности класса. Какие мотивы, потребности, интересы преобладают в жизни и делах класса (как в учебной, так и во внеурочной деятельности). Отношение класса к установленным правилам поведения в школе, их поддержка и выполнение.
Сложившиеся традиции класса.
Жизнь класса вне учебных занятий.
Участие класса в общешкольной жизни.
3. Организационная структура класса.
Характеристика органов самоуправления в классе .
Закрепление обязанностей и ролей в классе .
Роль классного руководителя в организации жизни и деятельности класса. Личность классного руководителя (образованность , общая культура, организаторские способности , знание психологии учащихся , их интересов и т.д.) . Интенсивность общения с классом . Преобладающие формы общения (приказ , указания , инструкция , выговор , совет , просьба , похвала , информация).
Стиль классного руководства :
- авторитарный: "общение - дистанция", "общение - устрашение" ;
- демократический - "общение на основе общей увлеченности", "Общение на основе дружеского расположения";
- либеральный - непоследовательный : "общение - заигрывание".
Отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди школьников. Авторитет актива, его организационные умения. Психологические особенности учащихся, входящих в выбранный актив, Отношение ребят к выполнению своих поручений. Преобладающий тон в деловых взаимоотношениях (доброжелательный, равнодушный, конфликтный). Причины конфликтов при выполнении поручений.
Наличие неформальных вожаков и причины их влияния на класс.
Неофициальный актив класса, его участие в жизни класса и школы, психологические особенности учащихся, положительно или отрицательно влияющих на класс.
4. Характеристика учебной деятельности класса.
Отношение учащихся к учебе в целом и отдельным предметам. Наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса, всего коллектива. Взаимопомощь, ее формы и организация. Дисциплина класса при выполнении учебной и домашней работы. Отрицательные моменты в учебной деятельности (шпаргалки, подсказки, списывание).
5. Особенности межличностных отношений в классе.
Товарищество и дружба в классе.
Отношения мальчиков и девочек.
Краткая характеристика дружеских группировок в классе ( предполагаемые мотивы, объединяющие ребят, лидерство в группировках, отношения между группировками, предполагаемые причины изоляции и отвержения отдельных ребят).
6. Психологический климат в классе.
Преобладающие настроения и эмоции, удовлетворенность учащихся общением друг с другом и учителями. Кому и в чем подражают в классе. Нравственные ценности школьников. Уровень сформированности доброты, терпимости друг к другу, совестливости, честности, ответственности, чувства долга и собственного достоинства. Интеллектуальный климат в классе: имеется ли в классе единое мнение по наиболее важным вопросам? Насколько развита критика и самокритика? Насколько быстро класс находит общий язык при решении общегрупповых задач? Какова общая интеллектуальная атмосфера класса?.
Волевые качества класса :способен ли класс создавать напряжение всех духовных и физических сил для преодоления серьезных трудностей и препятствий? Ставит ли он перед собой общие цели и как стремится к их осуществлению? Может ли класс напряженно работать над поставленной задачей и доводить ли дело до конца?
7. Индивидуальные и возрастные особенности учащихся класса.
Любимцы класса, общественники, отличники, инициаторы. "Трудные" учащиеся, их влияние на товарищей.
Причины, вызывающие "трудности" в поведении учащихся.
Как в классе проявляются психологические особенности возраста.
Ознакомление с особенностями классных коллективов необходимо студентам - практикантам как для воспитательной, так и для учебной работы. После ознакомления с классными коллективами студенты посещают уроки учителя-руководителя практики: знакомятся с особенностями методики педагога, к которой привыкли обучающиеся, изучают особенности учебного кабинета, изучают оснащение учебного кабинета, учатся пользоваться интерактивной доской и другими ИКТ возможностями в учебном процессе.
Первые конспекты уроков студенты готовят вместе с учителем-руководителем практики: обсуждаются цели и задачи урока, методы повторения и проверки домашнего задания, анализируются все этапы урока и задания, которые будут предложены учащимся. Подготовка презентаций, наглядности, карточек для индивидуальной работы проходит в совместной работе. Первые уроки, которые проводятся студентами, анализируются учителем-руководителем сразу после проведения урока. Делаются замечания, даются рекомендации. Подготовка каждого урока студента - итог совместной деятельности педагога и студента.
После кропотливой индивидуальной работы со студентом начинается этап дистанционных консультаций. Этот опыт очень интересен и рекомендуется к распространению. Студен получает тему урока в определённом классе и самостоятельно готовит конспект урока по предложенной схеме. После подготовки конспект отправляется учителю-руководителю практики. Замечанию в конспекте отмечаются красным цветом, и конспект отправляется на доработку. Иногда замечания выдаются студентам по Skype, что существенно улучшает оперативность реагирования и качество выполнения конспектов уроков.
Примерная схема составления плана занятия.
Наименование этапов занятия | Краткое содержание |
1. Организационная часть | Приветствие, проверка присутствующих, создание в аудитории рабочей обстановки |
2. Проверка домашнего задания | Фронтальный опрос, проверочная работа, словарный диктант, проверка выполнения упражнения, выполнение тестов, опрос у доски и т.п. |
3. Сообщение темы, целей, плана урока | Указать основные цели урока |
4. Актуализация опорных знаний | Выявление взаимосвязи данной темы с ранее изученными и с другими предметами |
5. Начальная мотивация учебной деятельности | Вызвать у учащихся интерес к изучаемой теме |
6. Изложение нового и его поэтапное закрепление | Изложение нового учебного материала должно вестись с использованием современных методов обучения |
7. Обобщение и систематизация изучаемого материала | Сформулировать вопросы для закрепления с учётом заданного уровня усвоения |
8. Сообщение домашнего задания | С указанием номеров заданий, страниц, параграфов |
9. Заключительная часть занятия | Оценить деятельность учащихся, сообщить достигнута ли цель занятия |
Приведу фрагмент конспекта урока, выполненного студенткой, под руководством педагога.
Тема: «Жизнь и творчество И.А. Гончарова»
Класс: 10 «А»
Цели:
1. Познакомить учащихся с личностью и творчеством И.А. Гончарова и с воспоминаниями современников об И.А Гончарове; выявить особенности художественной манеры писателя;
2. Дать общую характеристику романам «Обыкновенная история», «Обрыв», «Обломов»;
3. Развивать умение работать с кластером;
4. Воспитание любви к чтению и уважения к классикам русской литературы.
Тип урока: введение новых знаний.
Ход урока.
План | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Орг. момент | Приветствие | Приветствие |
2. Актуализация знаний | 1) Сегодня на уроке мы познакомимся с основными вехами жизни и творчества одного из классиков русской литературы – И. А. Гончарова. На доске вы видите портрет писателя работы И.Н. Крамского. Что вы можете сказать о внешности писателя и о его характере, смотря на этот портрет? А теперь послушайте, как описывает Гончарова на этом портрете исследователь его творчества Юрий Лощиц: «Художник ему нисколько не польстил: фигура выведена представительная, барственная, как бы успокоившаяся после сытной трапезы и наяву грезящая». Сам Гончаров про портрет и про художника говорил следующее: «Он добыл у меня что-то из души, на что он был великий мастер, и дал это что-то, какую-то искру правды и жизни портрету; я радовался, что он поймал внутреннего человека». 2) Чтобы выяснить, каким человеком был И.А. Гончаров, обратимся к эпиграфу нашего урока. Вы видите его на доске. Эпиграф: «У меня есть своя нива, свой грунт, как есть своя родина, свой родной воздух, друзья и недруги, свой мир наблюдений, впечатлений и воспоминаний – и я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал – словом писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало». -Как вы понимаете эти слова И.А. Гончарова? 3) А сейчас я попрошу вас оставить кластер, в котором вы покажете, каким вам представляется Гончаров. Воспользуйтесь знаниями, которые вы приобрели при работе с портретом и эпиграфом. Это ваше первое впечатление о Гончарове. Посмотрим, изменится ли оно к концу урока. | 1) Это, скорее всего, был высокий, полный, круглолицый, изящно одетый мужчина с гордой осанкой. Глаза у него добрые и ласковые, но немного грустные. 2) И.А. Гончаров создавал свои произведения на основе жизненного опыта и жизненных впечатлений. Жизненные впечатления легли в основу творчества И.А. Гончарова. 3) человек=писатель грустный взгляд Гончаров круглолицый «барственная фигура» Несколько учеников отвечают устно. По их выводам составляется общий кластер на доске. |
3. Новая тема | А теперь мы приступим к знакомству с биографией писателя. Рассказ биографии и творчестве писателя. (Материалы в презентации). Мы с вами подробно познакомились с биографией И.А. Гончарова. Составьте еще один кластер по личности Гончарова. Туда вы должны написать новое, что вы узнали о личности писателя. | Ученики записывают основные положения. Любил читать автор трилогии Гончаров восторгался Пушкиным участвовал в морском путешествии И другие варианты. Несколько учеников предлагают свои варианты. Составляем общую схему на доске. |
4. Рефлексия | 1) Сравните обе схемы. Что нового вы узнали о Гончарове? 2) Как называют произведения из трилогии? 3) Что в них общего? | 1) Это талантливый писатель, автор трилогии на «о». В его произведениях отражены реалии жизни и т. д. 2) «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» 3) В них отражено противопоставление патриархального и нового мира. |
5. Домашнее задание | Подготовить к пересказу конспект урока и прочитать I-X главы «Обломова» | Ученики записывают задание. |
Стратегия инновационного обучения предполагает такую системную организацию процесса обучения, при которой личность учителя- руководителя практики выступает как ведущий элемент, но при этом меняется его позиция по отношению к студенту, к себе самому. Преподаватель уже выступает не только как носитель и транслятор знаний, но и как помощник в становлении личности и развитии индивидуальности студента. Изменяется характер воздействий на студента: позиция авторитарной власти, право старшего и сильного утрачиваются, взамен их утверждается позиция демократического взаимодействия, помощи, сотрудничества, внимание к инициативе студента. Изменяется и позиция студента, который переориентируется с результата усвоения, с получения оценки на активное взаимодействие с преподавателем и самостоятельную работу над своим образованием (самообразованием). На смену авторитарной педагогике приходит педагогика сотрудничества:
основной акцент делается на организацию активных видов учебной деятельности;
преподаватель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить студентам минимально необходимый комплект средств обучения, а не только передает учебную информацию;
учебная информация используется как средство организации учебной деятельности, а не как цель обучения;
обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателем, а его развитие индивидуальности выступает как одна из главных образовательных целей. В организации педпрактики предусматривается усиление самостоятельности и активности студентов. Практика носит обучающий и развивающий характер. При ее организации и проведении преподавателями решаются, во-первых, прикладные задачи: создать условия для овладения студентами практическими навыками и умениями организации учебной и воспитательной работы. Во-вторых, решаются задачи расширения и углубления педагогических, психологических и специальных (предметных, методических) знаний и приобретения новых. В-третьих, задачей практики является развитие индивидуальных способностей студента, формирование его педагогической компетенции.
Гимназия №2072 города Москвы уделяет большое внимание педагогической практике студентов, осознавая, что мы готовим себе смену, которая должна создавать новую школу. Успешность нашей работы подтверждают отзывы студентов на сайте Гимназии: «Самое дорогое, что есть в нашей жизни – это опыт. Особенно он важен в педагогической деятельности: работа с детьми предполагает хорошее ориентирование в психологии, педагогики, методики преподавания конкретного предмета, но эти знания никогда не встанут вровень с практическими, которыми может поделиться хороший учитель со стажем.
К счастью, мы, студенты Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, имеем возможность перенимать опыт у учителей высочайшего уровня. Наш вуз давно сотрудничает с гимназией №2072, а в этом году студенты пришли проходить педагогическую практику в совершенно новый, современный, третий корпус гимназии. Уже второй раз нам повезло работать с Шаровой Любовью Николаевной. Под её руководством мы работали со школьниками, проводили уроки русского языка и литературы и внеклассные мероприятия. Ярыгина В. работала с 8 «Б» классом, Иськова А. и Ананян М. проводили уроки в 9 «В» классе, Осетрова Л. и Чувашева А. в 10 «А» классе, а Журавлева А. в 11 «А». Молодому учителю работать в старших классах всегда сложнее, но Любовь Николаевна оказала нам огромную помощь в подготовке уроков, дала ценные методические рекомендации и советы, всегда поддерживала морально. Ребята, в свою очередь, приняли практикантов радушно и дружелюбно. Оборудованные по последнему слову техники кабинеты позволили использовать на уроках дополнительные материалы, в том числе и мультимедийные, а большая библиотека щедро предоставила возможность пользоваться её фондом. Благодаря этому мы каждый день с большой радостью приходили в школу, проводили уроки, помогали учителю и общались с ребятами.
Педагогическая практика в гимназии №2072 принесла нам не только много положительных эмоций, но и незаменимые знания и навыки, которые, несомненно, пригодятся в будущей профессии. Мы благодарим гимназию за то, что дала возможность окунуться в прекрасный мир ярких красок детства и подарила бесценные знания и педагогический опыт».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех учащихся»
Повестка:Вступление «О концепции модернизации образования до 2012года» «Диагноз: неуспеваемость» «Методы стимулирования посредством воспитания» «Причины неуспеваемости детей группы риска» ...
Педагогическая мастерская как форма организации учебно-воспитательного процесса
Презентация проектного задания "Концепция организации творческих мастерских"...
Педагогическая мастерская как форма организации учебно-воспитательного процесса
Методическая разработка на тему "Педагогическая мастерская как форма организации учебно-воспитательного процесса"...
Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся
Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся...
Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся
Пояснительная записка.Введение. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеур...
Контроль - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса
В учебно-воспитательном процессе контроль, как его органический компонент, выполняет определенные функции, воздействует и на этот процесс, и на деятельность обучаемого, и на деятельность обучающего....
Внеклассная работа по немецкому языку как часть учебно-воспитательного процесса
В статье рассказывается о системе внеклассной работы по немецкому языку....